{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

UX Культура: правила и мероприятия для вдохновения, управления и жизни творческой команды

Делимся опытом на примере команды дизайнеров мобильных приложений №1 по версии Рейтинга Рунета 2020 года. Как показывает практика, наши идеи хорошо работают с менеджерами, разработчиками и администрацией.

KODE

В нашей уютной дизайн группировке 7 человек — мы как в той старой рекламе: очень разные, но все-таки вместе. Многие это объяснили бы общей целью и интересами, но однажды мы четко сформулировали инструмент, который помогает нам эффективно работать — это культура (и мероприятия ее поддерживающие). Звучит, конечно, пафосно, но лучшего слова не нашлось. Вот, смотрите сами, прямо из Википедии:

Культура — это набор правил, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.

Большую часть времени мы проектируем дизайн мобильных приложений и сайты. KODE когда-то стартовала как аутсорс компания, которая специализируется на мобильных приложениях. Сейчас KODE занимается разработкой больших проектов (не только мобайл, а все начиная от бека), и несколькими своими продуктами. Все это означает, что у нас много проектов, (они все как в сказке: большие и сложные), и много задач на любой вкус, грейд и мотивацию.

Чтобы каждому достались задачи, которые будут интересны, полезны для развития, и никто не погиб в своей рутине — отвечает тимлид. Именно ему приходится колдовать над нашей загрузкой так, чтобы мы не словили выгорание.

И здесь невидимой нитью лежит грань между «ребята с работы» и «мои лучшие друзья».

Важно не свалиться в крайность и создать такую атмосферу, когда человек может прийти к тимлиду и высказать свое мнение о своей загрузке. Например так: «Я хочу развиваться в анимации\проектировании дашбордов\проектировании кастомных переходов, мы можем найти для меня подходящий проект?»

Мы разумно и адекватно «свитчим людей», чтобы у каждого дизайнера была возможность проснуться однажды утром в другом мире с другим проектом без ощущения, что это все с тобой навсегда. Так мы бережем свой творческий потенциал от выгорания — иногда просто необходимо сменить контекст, чтобы оставаться бодрым бойцом, избежать «замыливания взгляда» и не словить как следствие слепоту адекватного восприятия.

Зачем нам культура?

Итак, каждый из нас постоянно занят своим проектом, где свой контекст, команда и проблемы. Но мы все делаем одно дело — проектируем UX и UI. И мы должны держаться вместе. Звучит как чистой воды дартаньянство, но это очень помогает каждому члену команды и компании расти.

Наша идеология получила название UX культуры общения.

UX культура — это совокупность ценностей и правил коммуникации, основанных на совместном использовании профессиональных инсайтов и личного опыта каждого члены команды.

Почему такое название? Потому что UX дизайнеры в своей работе опираются на понимание пользовательского опыта и эмпатию. Для этого они обрабатывают пользовательский опыт и реализуют потребности людей в интерфейсе. Все тоже самое можно делать внутри команды, чтобы интегрировать в процессы каждого члена команды с его опытом.

ПОЧЕМУ ЭТО ХОРОШО РАБОТАЕТ?

Человек передает опыт, почти автоматически, в процессе коммуникации. На этом построен принцип ценности обучения и самообучения. Свой опыт можно анализировать и приходить к определенным инсайтам, но и таким же образом можно понимать опыт членов своей команды.

Однажды на TED Эмили Вапник прочитала очень интересную лекцию о том, почему не у всех нас есть одно «то самое призвание». Она приводила примеры своих знакомых, которые работали в разных, непересекающихся сферах. Они комбинировали приобретенные навыки из разных сфер и приумножили свои результаты. Идея в том, что все самое интересное рождается на стыках. Так и здесь, опыт члена команды, в любом случае и в разной степени, окажет влияние на деятельность компании.

Как известно — придумать культуру не значит воплотить ее в жизнь. Чтобы опыт шерился, а дизайны рисовались мы используем старейший инструмент (не поверите!) — общение.

ПОЭТОМУ В НАШЕЙ КОРП КУЛЬТУРЕ ЕСТЬ ТАКИЕ ДВИЖУХИ:

ЗАВТРАК С КОМАНДОЙ

Еженедельное мероприятие, которое проходит раз в неделю ранним утром. Так мы немного тренируем дисциплину (собираемся раньше начала рабочего дня) и стираем границы общения. На завтраках мы не всегда обсуждаем рабочие темы, иногда просто говорим «за жизнь», иногда зовем интересного нам персонажа в компании. Почему говорим не только про дизайн? Потому что тогда это превратится в обязаловку. А мы ведь совсем не хотим обязаловку.

DESIGN CLUB

Образовательная история, для развития профессиональных компетенций. Мы презентуем работы, учимся критиковать и воспринимать критику. Design club проходит 2 раза в месяц.

Раз в месяц разбираем тренды и технологии в дизайне и исследованиях. Вот признайтесь честно, как часто вы в одиночку разбираете что-нибудь подобное, обдумываете презентованное, делаете заметки? Редко, наверное. Поэтому мы и собираемся, потому что коллективно это сделать проще и веселее. В этом же секторе мы знакомимся с трендами, изучаем новые программы и всячески учимся. Иногда один из членов команды готовит лекции на определенную тему, например, про иконкографику. И рассказывает. Как правило, именно на клубах появляются идеи для самых классных наших кейсов.

ВОРКШОПЫ

Это челлендж! Правила такие: у нас есть 2 часа чтобы сделать дизайн мобильного приложения. У каждого человека есть один экран и 10 минут времени на дизайн, затем он уступает свое место другому дизайнеру, а сам берется за другой экран, над которым кто-то уже работал до него.

Воркшопы помогают нам:

— сформировать общий паттерн работы, чтобы она шла по одному алгоритму: вайрфреймы, концепция и ее распространение с правильно созданными ui-kit и дальнейшее его использование.

— совершенствовать скорость работы и скорость мышления.

— сближать сотрудников. На проектах нет пересечения “всех со всеми”, нам не хватает коммуникаций и обсуждений. За один воркшоп работа дизайнера проходит через участников всей команды, и начинаются интересные разговоры за профессию и взаимодействие.

— развивать умение работать с другими дизайнерами на одном проекте

— весело и полезно проводить время.

ONE TO ONE

Это формат встречи тет-а-тет. Каждый дизайнер пару раз в месяц встречается с лидом, чтобы разобраться профессиональных пробелах и личных болях, вместе порадоваться успехам и скорректировать план совершенствования. Так мы держим руку на пульсе, чтобы в случае чего сменить стратегию работы и развития, дабы это не зааффектило его. Но здесь нужна важная ремарка, чтобы этот пункт работал, лид должен быть для команды именно ментором, а не начальником. Тогда встречи будут очень эффективны.

ПРАВИЛА КОММУНИКАЦИИ ВНУТРИ КОМАНДЫ

Для того, чтобы это все работало без когнитивных искажений мы придумали правила, которые смахивают на манифест, но отлично работают. В их основе лежит UX-культура общения.

Правила общения UX культуры

  1. Я слушаю/говорю, понимая, что могу получить или передать опыт.

  2. Я понимаю, что оспаривание моих предложений — это тоже получение опыта.

  3. Я могу задавать вопросы, если в чем-то не уверен. Это поможет сузить мою неопределенность в вопросе.
  4. Я не сравниваю свой опыт с опытом моего напарника. У нас он одинаково уникальный.
  5. Я могу поделиться свои опытом, если понимаю, что его не хватает коллеге.
  6. Мы договариваемся о том, к какой цели идем.
  7. В беседе со мной мои намерения очевидны.
  8. Я могу прекратить коммуникацию, если понимаю, что намерения собеседника непонятны или специально скрываются.
  9. Мы можем не совпадать в ценностях и целях.Я понимаю, что оспаривание моих предложений — это тоже получение опыта.

Сейчас нам это помогает устанавливать внятные и понятные договоренности. Делиться релевантным опытом, не скатываясь в репетиторство и надзирательство. Строить взаимные процессы должным образом.

Все эти форматы легко адаптируются для других, не только дизайнерских команд и помогают держать классную атмосферу на проектах. Надеемся мы были вам полезны.

С удовольствием обсудим в комментах)

За прочтение вас благодарит коллективный разум авторов: арт-директор Саша, старший по менторингу Мартин, идеолог Никита.

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Ekaterina Vostrilova

А какие воркшопы еще у вас бывают?

Ответить
Развернуть ветку
KODE
Автор

Мы выбираем темы, которые актуальны и интересны всем дизайнерам. Мы рисовали иконки приложений в опредленных стилистиках, разбирали проектирование темных тем, работали с исследовательскими фреймворками, собирали одно супер-приложение под наши нужды. В ближайшее время хотим провести воркшоп по типографике.

Ответить
Развернуть ветку
Нина Топоркова

Любопытно 👍🏽 почему-то параллельно вспомнились сцены сотрудников у психолога в сериале «Миллиарды» 🤔

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Oleg

Ребята, я дико извиняюсь, что комментарий вообще не по теме, но прошу не кидаться камнями и просто подсказать. Как зайти в "Закладки" на vc.ru с мобильной версии? Я уже 10 минут рыщу по приложению и не могу найти)

Ответить
Развернуть ветку
Ol Ka

На главной в мобильном смахни слева направо.

Но зачем тебе твои закладки? Там всё равно ничего интересного нет 🤭

Ответить
Развернуть ветку
VK

Можете посоветовать, как сделать так чтобы дизайнеры не соперничали между собой внутри команды?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шевцов

Хороший вопрос, тоже интересно. Особенно это касается контор где нет четкого разделения на jun/mid/lid..

Ответить
Развернуть ветку
KODE
Автор

Дмитрий ответили выше)

Ответить
Развернуть ветку
KODE
Автор

Мы считаем, что здоровое (не токсичное) соперничество порождает профессиональный рост. Если соперничество внутри выходит за рамки дозволенного, то мы обычно делаем упор на личные беседы с сотрудником в рамках one to one, объясняем рамки и то, что это дизмарализует других сотрудников. Если совсем худо, свитчим между проектам так, чтобы они не пересекались на прямую и у каждого было достаточно внимания и признания. Еще хорошо помогает развернуть сотрудника в сторону публичных выступлений или митапов — там соперничать интереснее)

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Сазонов

здоровая конкуренция полезна для роста сотрудников 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Духовник

👍

Ответить
Развернуть ветку
Серёжа Нохрин

Так себя красиво расписали, у меня остался один вопрос, куда резюме можно кинуть? 🙈

Ответить
Развернуть ветку
KODE
Автор

Привет!)
Можно сюда - career.kode.ru

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Владимир Романов

Девушка, Вам не сюда

Ответить
Развернуть ветку
Hungry Designer

Круто! Рад, что получилось у вас выстроить такую атмосферу в команде, пару вещей возьму себе на заметку.
У вас опечатка в определении UX-культуры «... личного опыта каждого членЫ команды»
И да, может еще редактура небольшая не помешает, а то от количества «членов» в статье, становится немного неловко =)

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда