{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Лучшая версия Долины: как из Сан-Франциско сбежали все лишние люди

Несколько лет Кремниевая долина была местом надувающегося пузыря во всех смыслах: слишком много стартапов, космически много денег, очень дорогое жилье и жизнь. В этом виноваты богатейшие технологические компании, ошибающиеся инвесторы и фаундеры фейковых проектов. Пандемия выгнала из страны инноваций всех самых бессмысленных персонажей. Ехать туда все равно нужно, — и вот почему.

Артем Федяев, со-основатель Grabr inc.

Последние годы в Долине очень много людей, сумасшедшие зарплаты и налоги. Продукты в магазинах стоят нереальных денег. Все потому что компании из Долины привлекают венчурных инвесторов со всего мира. Коронавирус закрыл все офисы и приказал людям сидеть дома. Но быть 24 часа в квартире за $5-7 000 в месяц — неразумно дорого. Многие переехали в теплые Майами и Флориду — там можно работать из дома всего за $2000 в месяц. В основном уехали наемные сотрудники компаний и фаундеры проектов, которые не успели закрепиться.

Как в кино о Долине

Я оказался в США в 16 лет, рассчитывал получить там образование, а затем — работать в Москве в какой-нибудь международной компании. Во время обучения я даже стажировался в московской фирме, но в 2012 году меня захватил дух стартапов.

Я посмотрел фильм «Социальная сеть» и сразу купил билет на самолет до Сан-Франциско. Я планировал пробыть там 2-3 дня, у меня не было денег даже забронировать отель. Через знакомых я поселился на диване в общежитии университета Сан-Франциско у человека, которого до этого не знал.

Всю ночь я тусовался, а утром оказался на завтраке в одном из самых дорогих отелей города Fairmont. Туда меня привел владелец дивана, на котором я спал. Вокруг нас сидели люди в дорогих пиджаках, рубашках и галстуках. В какой-то момент они меня спросили: «Ты кто такой?». Я не растерялся и сразу рассказал, что у меня есть интересный проект, я его сам кодирую в общежитии (к тому моменту я уже насмотрелся видео про Долину и держался очень уверенно). Честно сказал, что просто приехал в Долину на пару дней, увидеть все своими глазами.

У меня действительно был свой проект — виртуальное хранилище информации myWebRoom. Я бодро изложил свою идею, а дальше все было как в кино. Один из людей в костюме, не доев, сказал мне «Поехали!». Мы отправились сначала в Стэнфордский университет, потом в офис Google — просто на экскурсию. Мы много разговаривали, а через два месяца этот человек проинвестировал $100 000 в мой стартап с условием, что я перееду в Долину. У меня как раз был выпускной в университете в Род-Айленде, после которого я сел в машину и отправился в Сан-Франциско. Через два месяца Даша оставила свою работу в Москве (мы уже встречались) и прилетела помогать.

Пузырь драйва

Пространство инноваций в Сан-Франциско из-за пандемии вымерло не впервые: были кризисы 2000-го года, конца 1970-80-х. Но затем это место силы снова притягивало бизнес. Вот какие проблемы накопились в Долине к 2020 году.

Фейки. Мощнейшие возможности Долины в виде нетворка порождают не только высокую конкуренцию за инвесторов среди по-настоящему талантливых ребят, но и много фейковых проектов. Эти компании создают огромные трудности на пути тех, кто хочет инвестировать или найти работу.

Заработок на прошлом. Последние годы в Долине появилось и много «консультантов» для фаундеров стартапов. Это могут быть актеры, которые помогают фаундерам настроиться на встречу с инвестором. Также стартапы «консультируют» бывшие топ-менеджеры крупных компаний. «Здравствуйте! У меня 30 лет опыта в вашей сфере. Я отвечал за бюджет в $100 млн в корпорации. Это было в 1992 году. Могу вас проконсультировать. Это стоит $800 в час». Все это не приносит пользы реальному бизнесу.

Залетные. Я оказался в Долине в 2012 году и с тех пор наблюдал, как в этом месте становилось все больше случайных людей, а жизнь все дорожала и дорожала. Инвестиционные фонды стали официально требовать,чтобы основатели проекта жили в Сан-Франциско. Инвесторы хотели иметь возможность в любой момент встретиться со своими предпринимателями, менеджментом, понять, как на самом деле идут дела.

Из-за требований инвесторов компаниям нужны были инженеры в Долине с зарплатами по $150 000 в год, плюс налоги. Это не сопоставимо с расходами на оплату разработчиков из других штатов, или России, Индии, Бразилии. Поэтому в Долине очень много залетных людей, которые долго не задерживаются. Они не понимают до конца, что именно хотят получить от Долины, инвесторов и как с ним работать правильно.

Ошибки фондов. Долина знает много историй провала инвесторов, которые отказывали будущим единорогам на начальном этапе. Uber отказывали в инвестициях из-за сомнений баланса рынков водители-пассажиры, упустили Airbnb, потому что «снимать комнату в доме, где присутствует хозяин слишком опасно»; оценки компаний SoundCloud, TransferWise, Pinterest казались многим инвесторам завышенными. Двери этих компаний навсегда оказались закрытыми для инвесторов, которые им уже отказали.

Теперь фонды стали гораздо осторожнее и перестали давать компаниям нормальный фидбек, если те им не подходят. Все заменила фраза «У вас все отлично! Приходите к нам через шесть месяцев». Никто не обучает проекты перестраивать и адаптировать бизнес-модель. Основатели стартапов получают беспочвенную надежду на инвестиции. От этого случайных людей в Долине становится еще больше, а потенциальные инвесторы после знакомства и обмена визитками не отвечают на звонки, письма, либо тянут с конкретным ответом.

Репутация и нетворк. Без теории нескольких рукопожатий Долины бы не было. Там все друг друга знают и местные жители активно инвестируют в новые проекты. Инвесторы, как правило, сами учились в Стэнфорде, создали собственные компании, либо работают в крупнейших корпорациях. С одной стороны, можно найти инвестора в свой проект совершенно случайно — просто остановившись в кофейне и завязав разговор (у нас был такой случай: случайная собеседница в кофейне оказалась топовым инвестором и поделилась нужными нам контактами).

С другой стороны, никого не знакомят с важными людьми просто так. В моем контакт-листе уже много интересных имен, например, основателей LinkedIn, но это не значит, что я буду показывать им каждый проект своих знакомых или даже родственников. Так я очень быстро растеряю собственную репутацию.

Лучшая версия Долины

Несмотря на обилие «пены» последних лет в виде невнятных фаундеров стартапов, мутных проектов, бесполезных «консультантов», дороговизны жилья и жизни в целом, Кремниевая долина еще долго будет местом драйва инноваций. Там я, как и многие предприниматели, чувствую себя на гребне волны самого интересного и передового.

Офис Grabr в Долине мы закрыли за 10 месяцев до пандемии коронавируса и перебрались в штаб-квартиру в Нью-Йорке. Ее мы закрыли позже — за два месяца до распространения пандемии и направили деньги от аренды на тимбилдинг. Мы решили, что это разумное и эффективное решение.

Grabr в любом случае вернется в Долину. Сейчас она выжжена очистительным огнем пандемии и в ней остались только самые эффективные проекты, инвесторы, инфраструктура в виде адвокатских контор и бизнес. Упали цены на аренду жилья, улучшился трафик. Но острой необходимости переезжать туда стартапам на ранней стадии все равно нет.

Инвесторы научились работать с проектами через Zoom, осознали, что в этом нет ничего страшного. Многие сомневаются, что распробовав удалённую работу, менеджеры и разработчики вернуться к привычной жизни в офисах. Вероятно и сам формат работы в Долине для стартапов изменится: фаундеры проектов будут приезжать туда на мероприятия и встречи, но не станут жить там постоянно.

0
164 комментария
Написать комментарий...
Maxim Roslyakov

Идея Grabr хорошая, часто о ней задумывался, тк последние несколько лет много летал между РФ и США. И регулярно возил друзьям айфоны :-).
Но как быть с рисками при пересечении границы? Ведь в большинстве стран требуют декларировать, что весь багаж - лично твои вещи. И если потом найдут что-то незаконное даже условно - типа "димедрола для бабушки в США" (цитата из статьи в Forbes) - могут быть проблемы. 

Ответить
Развернуть ветку
Serge Nekoval

никак, очевидно. Используется лазейка в законах, как и в случае Убера

Ответить
Развернуть ветку
161 комментарий
Раскрывать всегда