{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как противостоять гигантам?

Когда-то я работала в небольшой, но очень амбициозной компании – golama с логотипом ламы. Лама мечтала стать единорогом. Верила в это. Мы все верили. Мы занимались срочной доставкой из магазинов, делали уникальные вещи и считали, что вырастим в большую логистическую компанию, которая решит все проблемы last mile.

Частым вопросом от потенциальных инвесторов было «а что, если Яндекс/Сбер/Mail.ru/X5 выйдет на ваш рынок?». И мы придумывали ответы. Мы говорили, что у них нет экспертизы, а у нас есть. Мы говорили, что они большие и неповоротливые, а мы суперталантливые и быстрые. Что у нас люди с горящими глазами. Что рынок так вырастит, что всем хватит. Что мы только не говорили. Мы обманывали сами себя.

Яндекс/Сбер/Mail.ru – купят любую экспертизу, разработают технологии, купят уже готовые решения, продавят рынок скидками. И работающие здесь люди – быстрые, талантливые и с огнем не только в глазах. Да и главное, эти компании в отличии от любого стартапа, могут позволить себе какое-то время не беспокоиться о безубыточности. Могут ставить целью только рост и захват рынка и не думать о сходимости экономики в ближайшие месяцы. Как конкурировать при таких условиях?

15 января 2020 года golama закрылась, потому что не нашла инвестиций. Это было больно. Всего пару месяцев спустя начался карантин и рынок доставки взлетел. Это было еще больней. Но сейчас я не уверена, что у ламы были шансы стать единорогом.

Маленьким компаниям очень сложно в нашей стране. В Глобальном инновационном индексе наша страна в прошлом году заняла 47 место. 47 !!! Из-за плохой работы институтов регулирования, плохо развитой инфраструктуры, отставание по инвестициям, низкому числу полученных сертификатов качества ИСО 9001 и так далее. Добавьте к этому наличие крупных компаний, которые постоянно отслеживают все новые начинанья и перспективные направления. Если тебя купила большая компания – это считается успехом, хотя каждый стартап втайне мечтает не об этом.

Этот тренд не только у нас в стране. Во всем мире начинают осознавать влияние больших компаний, которые строят технологические платформы

· В декабре 2020 правительство США решило, что Facebook покупал Instagram и WhatsApp, чтобы «нейтрализовать угрозу» конкуренции. Теперь оно требует разделить компанию. Подан иск

· 38 штатов Америки подают иск против Google. Истцы обвинили Google в том, что она ограничивает доступ поисковиков-конкурентов к рекламе, а также понижает в выдаче своего поисковика сайты, которые позволяют искать информацию в специализированных областях, таких как услуги по ремонту дома и обзоры заведений.

· Европейская комиссия представила проекты Закона о цифровых услугах (Digital Services Act, DSA) и Закона о цифровых рынках (Digital Markets Act, DMA) накладывают новые обязательства доминирующих игроков, на платформы, которые угрожают свободной конкуренции

Все это о том, что государства начинают задумываться о компаниях, чей бюджет, размеры, а главное технологии, позволяют оказывать значительное влияние на развитие рынков. Но пока похоже мало кто понимает, что с этим делать. И это в развитых странах, что уж говорить про отстающих.

Как маленькому стартапу надеяться на светлое будущее рядом с такими гигантами? Какой должен был быть ответ golama на вопрос "А что если Яндекс, Сбер, X5 придут на ваш рынок"? "Да, точно придут" - отвечала бы я, - "потому что рынок растет, и он становится привлекательным", НО:

1) Время на копирование модели. Любую идею можно скопировать, вопрос только сколько по времени это займет. Считайте время, которое необходимо для копирование вашего бизнеса. Сколько займет разработка MVP? Именно MVP, а не всего вашего сервиса.

Хорошо, если у вас есть оффлайн-процессы, их, как не странно, сложнее повторить.

Если ваш рынок растет – когда-нибудь крупные компании точно придут на него. Вопрос во времени, которое им придется потратить для выхода. В этот момент вы сможете вести диалог о ваших условиях

2) Лояльность клиентов. Думайте заранее чем и как вы удерживаете своих клиентов. Это не про программу лояльности и не про качественный сервис, это про то, что клиент будет испытывать «боль» при переключении с вашего сервиса на другой. Что это может быть? Например, отрыв от сообщества: вы не можете сменить facebook на другую соц.сеть, потому что все ваши знакомые в facebook. Или, например, в golama это могли бы быть продукты, которые можно было бы купить только через golama. Или, как пример, проект «умных кладовок» Складно – клиенту для смены сервиса потребуется физически перетаскивать вещи из одной кладовки в другую.

3) Партнерство. В эту силу я верю больше всего. За СДЭК, Додо-пиццей стоят их партнеры. За Wildberries стоят тысячи мелких предпринимателей, которые продают свои товары на площадке. Конкурент golama - igoods жив, и я считаю, отчасти благодаря силе партнеров, франчайзи, которые в определенных магазинах и районах выполняют доставку из магазинов.

Кооперации всегда помогали выжить. В 1844 году английские ткачи из города Рочдейл открыли потребительский кооператив на принципах: честное разделение прибыли, обязанность обучать, открытое членство, равенство в членстве. На мой взгляд, скоро будут выигрывать платформы, которые позволяют объединяться мелким предпринимателям.

И вновь, как пример, приведу проект Складно. Евгений Львов (основатель той самой golama) сделал платформу для предпринимателей: создаешь свою кладовку, подключаешь к платформе и все процессы дальше автоматизированы. Централизованные процессы позволяют: получать клиентов по более низкой цене, снизить до минимума расходы на охрану и поддержку, иметь более низкий процент эквайринга и т.д. Получать те же преимущества - что есть у больших компаний за счет объема.

Сеть партнеров позволит противостоять в борьбе за рынок. Если ты честно даешь заработать партнеру, он не перебежит от тебя к другому.

Стартап – это отважные и безумные люди. Они вызывают у меня восхищение, как вероятно средневековые мореплаватели, открывающие новые горизонты, не смотря на штормы и бури, голод и болезни. Хотелось бы, чтобы у нас в стране было больше предпринимателей.

0
264 комментария
Написать комментарий...
Ревизор

"Мы занимались срочной доставкой из магазинов"

"golama закрылась, потому что не нашла инвестиций." 

А че, что бы курьеры матались по магазам нужны супер инвестиции? Для чего они вам? Если есть доход - платите за себя самостоятельно, или закладывайте имущество, берите кредит. Вы же верите в свой успех?) или таки нет? Почему какой то левый чувак с деньгами должен нести все эти риски? Уж он точно не виноват, что вы закрылись))

"Стартап – это отважные и безумные люди." 
- чем они отважные? Встать с протянутой рукой это теперь отважно?) квартиру свою заложи для начала, вот тогда будет отважно) 

Ответить
Развернуть ветку
Ленин-гриб

Заложить квартиру? Серьезно? 
Квартира — твое жилье, единственная капитализация, которая, в случае провала, неудач, позволит жить дальше. Инвесторы для того и существуют, чтобы инвестировать деньги в тех, у кого их нет, инвестор может прогореть, но:
а) У него еще есть деньги
б) В случае успеха он умножает свой капитал многократно

Вы несете бред и чушь. Фу, таким быть. Мне кажется, такой негыч может написать человек, который глубоко повержен и от этого обозлен. Соберитесь.

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96
инвестор может прогореть, но:

а) У него еще есть деньги
б) В случае успеха он умножает свой капитал многократно

А, типа просрали "дядины" деньги безответственно--не ну а чо у него ещё полно. 

Ответить
Развернуть ветку
Mika

Простите, но если инвестор вкладывает последние и вообще никак не интересуется тем, куда он их вложил, то хуевый инвестор.
Расти на свои и на чужие две разные истории. В первом случае надо показывать прибыль сразу или сдохнешь. Во втором можно потратить ресурсы на наращивание базы, чтобы экономика сошлась. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mika

Если для вас создать it продукт = просрать деньги, то это чисто ваша проблема.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mika

Ну уж собственные предрассудки со статистикой точно не стоит путать. Рынок it растёт и на венчурных инвестициях люди вполне зарабатывают. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mika

Для одних это опыт, для других просирание денег и времени. Кажется это вопрос токсичности. Успешный бизнес в it построить не просто. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mika

Ни разу не слышал, чтобы  бизнес открывали ради опыта, как основной цели. Чушь какая то. 
Повторю, расти на чужие и на свои это две разные модели. Их используют для разных продуктов на разных рынках. Взлетит или нет, зависит не от выбранной модели. Кроме случаев когда она выбрана не верно.
Если стартаперы плохие, не инвестируйте. Но не надо говорить, что они к вам побираться пришли, чтобы промотать ваши последние. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mika
доказывать мне, что не права в том, чего даже не говорила, не очень-то умно ))

Ок, не вопрос, я помогу.

Чет никто не хочет набирать опыт за свой счет, при этом объяснить, почему именно в его опыт стоит вкладываться, способен только 1 из 10.

Ни один инвестор не вкладывается в опыт. Ни один стартапер про опыт не питчит, про то что сейчас ребята научаться и потом попрет. Опыт - это то, что остается от провалившихся проектов. Нормальные люди питчат про деньги. Никто не идет начинать проект, чтобы просрать деньги инвестора. Все хотят быть успешными. 

 просирать свое и просирать чужое - разные истории. но общее одно: просирать.

Аудит бизнеса - это проблема инвестора, а не стартапера. Это его зона отвественности. Инвестор может зайти по 10 баксов за долю, но с высокими рисками. А может по 10000, но уже с низкими рисками. Не хочешь по 10, жди и заходи по 10000. 

Стартап это бизнес в котором фин.модель не проверена. У многих продуктов экономика сходится только на объемах (учитываем, что на старте это только гипотеза, которую еще надо проверить). А для объемов надо наращивать пользовательскую базу. Это на свои сделать практически невозможно. Если расти на кеш флоу, то прибыль нужна сразу или конец. Поэтому выбор финансирования должен зависеть не от предрассудков, а от анализа продукта.

и последние-не последние деньги, не ваше дело.

Не мое конечно, можете хоть почку продать. Статью тут потом напишите?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
born in africa

О чем вы спросите - продажа любой компании это вопрос времени (если компания строится не для себя любимого).
Инвестор может зайти по 10 баксов за долю, но с высокими рисками. А может по 10000, но уже с низкими рисками.
Не хочешь по 10, жди и заходи по 10000.

Ответить
Развернуть ветку
Ленин-гриб

Почему безответсвенно? Инвестор проверяет компанию перед инвестированием 

Ответить
Развернуть ветку
Ddaf g

Вкратце, для тех кто не в курсе, инвесторская модель на стартапах обычно такая 
У дяди есть миллиард денег, он хочет сделать 100 или хотя бы 2.
Он дает денег сотне (для примера, может 5, а может и 10000) проектов, скажем по 90М  (Потратили 900м)
90 проектов с треском провалились.
8 проектов стали в 0 (тут у инвестора моральное удовлетворение - инновации сделал, рабочих занял, налоги заплатил)
2 проекта взлетели и принесли по 500 чистого профита каждый за весь цикл. 
В итоге профит на 200к, повторяем десять раз и получаем 2 миллиарда. 
Уменее инвестора здесь сводится к расчету вероятности удачных и неудачных результатов по индустрии, поиск правильных консультантов по рынку, собственное чутьё, умелое участие во процессах инвестируемых компаний.

Грубо говоря, да деньги дядя назад не потребует, если организация формально работала без криминала.

..... Случайно не в тот тред ответил.

Ответить
Развернуть ветку
Kit

Дак автор же написал что врали инвесторам 

Ответить
Развернуть ветку
Ленин-гриб

Все врут. Инвесторы врут, стартаперы врут, работодатели врут, родные врут, друзья врут, жены и любовницы врут, вы врете. И? 

Ответить
Развернуть ветку
Тендер эксперт

И ты врешь

Ответить
Развернуть ветку
Ленин-гриб

И? Открыл Америку. Парни, вы тут с Луны свалились? О чем разговоры-то разговариваете? 😂

Ответить
Развернуть ветку
Dimitry Who
Ответить
Развернуть ветку
Anthony Kidik

     - негыч
ты конч

Залог или не залог квартиры отражает степень уверренности в успехе своего дела и отношение к риску.
"Кто не рискует тот не пьет шампанское" - не зря сказано и давно в ходу
Ну а еще вот штамп : У каждого свой путь к успеху

Ответить
Развернуть ветку
Ленин-гриб

Вурдалак ты, Петя. Залог квартиры определяет экономика. В 90-х не было банков, кредиты можно было взять только у бандосов, зачастую даже залога хаты не требовалось, все равно отберут. Сейчас появились инвесторы и стартапер берт деньги не под честное слово, а открывается перед инвестором и после инвестор принимает решение, волочить вам вместе одну ношу или нет. 

Ответить
Развернуть ветку
261 комментарий
Раскрывать всегда