{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как с нуля организовать онлайн-фестиваль для школьников, с выручкой больше миллиона рублей. И что с этим делать дальше?

Около восьми лет я так или иначе был связан с различными конкурсами и фестивалями для детей. Последние два года работал в НКО и занимался исследовательской и проектной деятельностью. Поэтому сразу отмечу, что все началось не со спонтанного утреннего озарения после двойного эспрессо, а после тщательной подготовки и анализа рыночной ситуации.

Уже в начале работы в НКО, я загорелся идеей, что нужно делать подобные конкурсы самому. Задавал много вопросов, вникал во все тонкости процесса и очень часто проявлял ненужную инициативу. Мне было важно полностью понять суть происходящего, особенно в части юридических и бухгалтерских вопросов.

Конкурсы исследовательских работ, если посмотреть на то, как проводят их другие, кажется очень перспективными.

Здесь не такая большая конкуренция как, например, в музыке или танцах, а главное, что по ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) для учащихся старшей школы обязательно хотя бы раз в учебный год делать исследовательскую или проектную работу, а учащиеся начальной и средней школы ежегодно формируют папку с портфолио, куда входят их достижения, в первую очередь за конкурсы.

Т.е. каждый учащийся среднеобразовательной школы на территории РФ является потенциальным участником вашего конкурса. Заманчиво?

А что, если я вам скажу, что большая часть конкурсов, имеющих государственную поддержку, ориентируется на одаренных детей, тем самым как бы оставляя в стороне обычных, среднестатистических детей?

А если еще добавить тот факт, что для проведения конкурсов не нужна лицензия на образовательную деятельность, достаточно наличие соответствующих ОКВЭДов у вашей организации, то заманчиво становится втройне.

Поэтому я словно Микеланджело взял каменную глыбу, и просто отсек все ненужное, из того, что делали другие. Просто убрав часть необязательных действий и лишних звеньев, тем самым упростив всю работу настолько, что ее можно было делать одному. И заметьте, не потеряв, а только приобретя в качестве предоставляемых услуг.

Разумеется, перед этим уволившись из НКО.

Все, с кем я делился своими мыслями относительно своего будущего фестиваля, говорили примерно одно и тоже: "С чего ты решил, что кто-то будет участвовать в твоем фестивале, кому это вообще интересно?"

У меня же ответ был готов сразу, и он был очевиден: "Это интересно родителям! Чьи-то дети танцуют, чьи-то поют, чьи-то занимаются спортом, а чьи-то делают свои первые шаги в науке".

Знаете, я был уверен в том, что провала не будет. Мыслил я примерно так: "Может быть уйду в небольшой минус, но получу бесценный опыт. Потрачу как за курс какой-нибудь "Нетологии", а пользы будет побольше".

Хотя, может мне просто повезло? Ведь все решения, которые появлялись первыми в моей голове оказывались самыми верными. Откуда-то всплыло название «Вектор», и я его уже не хотел отпускать (оно появилось до того, как кто-то из нас узнал о COVID-19 и уж тем более о вакцине от него, поэтому вот не надо!).

Как-то сразу я вспомнил про замечательного художника и обратился к нему с помощью по созданию логотипа. К слову, это и стало определяющим моментом во всем проекте - Фил сразу же попал в точку и сделал именно тот логотип, который я хотел.

Именно в то мгновение, вглядываясь в контуры логотипа, я окончательно решил, что доведу это дело до конца, а все участники фестиваля будут ходить на уроки физкультуры в белых футболках с лого фестиваля.

От самой идеи и уже до последующей рефлексии по завершению фестиваля, я просто следовал своему чек-листу ставя галочки напротив пунктов, одну за другой, пока он не превратился в весеннее небо со стаей грачей.

Если говорить о самой концепции, то с самого начала было решено, что это событие должно быть в первую очередь праздником для наших участников , поэтому выбор формата был очевиден (фр. festival, от лат. festivus - праздничный).

Каждый участник финала фестиваля получил диплом, медаль с логотипом фестиваля, сувенирную продукцию и подарок от одного из наших партнеров. Я старался сделать так, чтобы участие в фестивале стало для ребенка ярким позитивным событием вне зависимости от того, будет ли он в числе призеров или нет.

Помните я говорил, что моей главной задачей было убрать все ненужное и лишнее, чтобы справляться со всем одному? Но вот сайт сам сделать я не мог, да и НКО своего у меня не было. Поэтому от других людей я все же зависел чуть больше, чем мне бы этого хотелось. И одним YouDo здесь не обошлось бы.

По одной из прошлых работ нашелся знакомый с НКО и нужными ОКВЭДами, который согласился стать соорганизатором фестиваля и финансовым оператором, за определенный процент разумеется.

Я был воодушевлен, что так легко нашел нужное НКО, ведь на тот момент я еще не знал, что пустил лиса в свой курятник.

Сайтом же занимался мой приятель, который помог финансово с фестивалем, трат было немного, но они разумеется были. Поэтому на сайте решили сэкономить.

В итоге все это превратилось в кошмар. Сделать сайт с нуля и с моих слов он не мог, нужно было найти сайт, показать, что оттуда нужно взять, он это копировал и пытался адаптировать под общий стиль. Пытался ключевое слово.

Спустя несколько месяцев получилось творение Виктора Франкенштейна - это был урод, но он был нашим ребенком. Поэтому я его полюбил. Полюбил даже несмотря на то, что у него не было нормальной адаптации под смартфоны. А еще он был очень пустым, вроде бы мы разместили всю информацию, которую только могли, но все это казалось каким-то бессодержательным.

Для диалога с аудиторией у нас была страничка ВКонтакте (ее наполнением я искренне горжусь) и еженедельный дайджест с самой важной информацией и партнерскими предложениями.

По поводу ЦА стоит рассказать чуть подробнее. По сути, наша целевая аудитория — это учащиеся. Но разумеется, самим школьникам участие в конкурсах не особо и нужно.

Движущей силой здесь является педагог, он же научный руководитель работы, в лучшем случае администрация школы (но для этого нужно быть в перечне мероприятий Министерства просвещения РФ , об этом мы поговорим чуть позже).

Педагог может помочь с написанием исследовательской работы, но никак не оплатить участие. И тут уже появляется родитель. Выходит, что заинтересовать нужно всех, и ребенка, и педагога, и родителя.

Собирательный образ нашей ЦА выглядит примерно так: женщина, разумеется работающая в сфере образования, 40-55 лет, проживающая с большой вероятностью в одном из этих федеральных округов РФ (Центральный, Северо-Западный Южный, Приволжский, Уральский). Так кто там что-то про Facebook говорил?

В октябре я нашел отличный повод заявить о фестивале. Поздравил всех педагогов с Днем учителя и невзначай напомнил, что открыта регистрация на фестиваль, прикрепив к письму Положение.

Начались звонки, пошла регистрация. Процесс пошел довольно живенько.

А вот одного звонка я никак не ожидал услышать. Мир тесен, поэтому, как только о фестивале более-менее стало известно в педагогическом сообществе мне с угрозами позвонил бывший начальник. Т.е. уже на этом этапе он воспринимал меня как конкурента. Согласитесь, неплохая мотивация для начала?

Но вопрос в том, как я мог создать конкуренцию тому, кто более 15 лет занимается своим делом? Никак. У меня даже и не было такой задачи. Я принципиально делал другой "продукт", создав под него новую нишу.

Но знаете, что меня позабавило в этом? Несколько вещей они у меня все же содрали и стали использовать в своей работе.

Началась основная работа: поиск партеров, образовательных учреждений и организаций, ну и разумеется, членов жюри и членов экспертной комиссии, для меня было важно, чтобы они представляли ведущие ВУЗы.

Я сильно не буду вдаваться в подробности как все это нашлось, просто напомню одно чертовски важное правило: "На каждые условные десять писем с отказами, вы всегда получите одно с согласием".

Сейчас кто-нибудь начнет махать руками и кричать, что фестиваль делался по принципу "Fake it till you make it". И я с ним соглашусь, но ведь важен итог?

Теперь несколько слов о самой структуре фестиваля, вдруг кто-то из вас захочет сделать нечто подобное:

1. Отборочный этап. Учащиеся присылают исследовательские работы и регистрируются по форме.

2. Экспертная комиссия отбирает лучшие работы, а вернее сказать не допускает худшие работы (обычно отсеивается где-то треть от присланных работ).

3. Все допущенные работы участников приглашаются в финал.

4. Проводится регистрация на финал. Производится оплата оргвзноса. По статистике оплачивает треть от приглашенных на финал.

5. Формируются списки по направлениям и возрастным группам.

6. Финалисты получают инструктаж и рекомендации по защите, списки и ссылки на комнату для выступления в Zoom.

7. В день Х проходит онлайн-выступление перед членами жюри по направлениям (жюри заранее изучает работы финалистов и уже к защите имеет представление о каждой работе). В каждой секции и возрастной группе определяются призеры.

8. Результаты публикуются на сайте и в каком-нибудь авторитетном педагогическом журнале (тут с кем договоритесь).

9. Наградные материалы и сувениры отправляются участникам по почте.

Впрочем, все это предугадывалось заранее. Ноунейм, который появился из неоткуда, нет в перечне Министерства, да еще и высокий оргвзнос, при том, что фестиваль проводится онлайн. Стоит ли таким доверять?

В итоге нам доверились 122 человека.

Фестиваль по исследовательской деятельно прошел отлично. Вообще без накладок. По крайней мере судя по отзывам, а точнее по отсутствию негативных фидбеков.

Разумеется, всегда при конкурсной составляющей будет несколько человек недовольных результатами, но нужно просто быть к этому готовым, это как при открытии газировки, всегда есть шанс, что немного выльется наружу.

Пришло время вернуться к лису в курятнике. В общем тот персонаж, руководитель НКО, совершенно не понимал элементарных вещей. Без преувеличения, одной школе он выставлял счет около месяца, постоянно делая какие-то ошибки.

Но это все было терпимо, пока не пошли первые платежи, и он не стал менять правила по ходу игры. Вдруг появилась отдельная оплата работы бухгалтера, выросли налоги, появились какие-то издержки.

Из-за всего этого мы не дополучили около 150 тысяч рублей, а с учетом того, что мы не жалели денег на подарки, т.к. был не только мерч, наградные материалы, но еще и наборы для экспериментов, и разного рода сертификаты на онлайн курсы, пришлось добавлять немного из своих денежных запасов.

В итоге второй фестиваль я делал уже с другой организацией. И тут то я понял, насколько все может четко и идеально работать.

Фестиваль по проектной деятельности прошел как по маслу. Статистика была примерно такой же. Однако мне очень польстило, что несколько участников приняли участие повторно.

В это раз я хорошо поработал промокашкой исправив все недочеты по первому фестивалю, отрегулировал финансовые моменты, чтобы не только не уйти в минус, но и закрыть финансовую дырочку с прошлого фестиваля.

Для тех, кому это направление покажется интересным, перечислю несколько пунктов, на которые обязательно нужно обратить внимание:

1. Большая часть педагогов, имеет слабое представление о различии исследовательской и проектной деятельности. Меня это спасло, если бы на второй фестиваль прислали только проектные работы, мы бы его не провели. Учитывайте тот факт, что проектов у учащихся значительно меньше, чем исследований. Обычно их объединяют в один конкурс.

2. Здесь не работают привычные для вас инструменты продаж, а таргетированная или контекстная реклама, вероятнее всего будет только лишней тратой денег. Используйте только прямой диалог.

3. Наша целевая аудитория все еще боится онлайна, для них это что-то то несерьезное и одновременно настораживающее.

4. Большая часть не готова платить. Причем, сумма оргвзноса здесь играет второстепенную роль. Они не готовы платить в принципе.

5. Как показала практика, большая часть участников, отправляла работы имея слабое представление о фестивале. Работы отправлялись просто для того, чтобы отправить и отчитаться перед руководством.

6. На каждом этапе будут недовольные родители, директора школ, учители, районная администрация, просто примите это.

7. Всегда в самый неподходящий момент появится кто-то, кто будет писать на вас жалобы в прокуратур или президенту. Чаще это происходит в осенний период.

8. Ваш конкурс станет интересен для образовательных организаций только в тот момент, когда он будет в перечне Министерства просвещения России, до этого, он будет интересен только родителям.

9. Будьте честны. Когда родители спрашивают, что дает ваш конкурс, не нужно нагло врать про дополнительные баллы к ЕГЭ, как это делают большинство. Лучше скажите, что ребенок участвует в фестивале ради самого участия. Расскажите про реализацию творческого потенциала, про опыт публичных выступлений, про работу в онлайн-формате, но только не врите.

10. Не навязывайтесь. Про ваш конкурс все знают, просто не хотят в нем участвовать. И никакая дополнительная рассылка, обзвон или баннер на страничке ВКонтакте тут не помогут.

11. Треть заявок от общего числа участников, приходят в последние дни регистрации.

12. Уделяйте большое внимание, членам жюри вашего конкурса. Почетный деятель науки и образования -это здорово, но скорее всего это звание он получил еще в прошлом веке, впрочем молодой востребованный популяризатор науки тоже не всегда является удачным выбором.

13. Анализируйте, нужен ли тот или иной подарок, или лучше вообще сократить оргвзнос и обойтись без подарка. Например, когда я запросил обратную связь по курсам, то оказалось, что большая часть сертификатов была не использована участниками.

Вместо эпилога. Я не сделал ошибок, которые бы привели меня к финансовому краху или навсегда отбили желания заниматься подобной деятельностью. Я сделал именно то, что и хотел. Я получил именно то, чего ожидал. Вопрос в другом, что делать с этим дальше?

Нужен новый сайт, нужны финансовые вложения, просто необходимо проводить вебинары, затрагивающие как организационные вопросы фестиваля, так и касающиеся самих работ участников. В перспективе нужно делать методичку в инфографике по исследовательской деятельности, нужно делать настольную игру, развивать линию мерча, и главное, нужно попадать в перечень Минпросвещения России и уж наверняка нужно свое НКО или ООО.

Я не сделал ряд вещей не потому что не смог, это просто не входило в планы первого года. Но уже сейчас я четко пониманию, что дальше один это все не потяну. А вам это интересно?

0
2 комментария
Alice Nice

Интересное направление  и у Вас талант продавать, раз смогли объяснить людям, зачем им платить за участие в конкурсе, который по факту не дает ничего , кроме творческой реализации. 

Ответить
Развернуть ветку
Google Research

Круто!

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда