{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

С какими заказчиками я не работаю

Всем привет!

Меня зовут Алёна, и я (алкоголик) копирайтер. Моя профессия позволила мне поработать и на фрилансе, и «на дядю», и снова перейти на фриланс с амбициозными планами построить свое копирайтерское агентство. Но об этом потом.

Сегодня я хочу поговорить о заказчиках. Надеюсь, этот пост поможет начинающим копирайтерам ценить себя, ну а заказчикам — ценить фрилансеров.

Начало карьеры и крах мечтаний о фрилансерском будущем

Итак, около 10 лет назад я отправилась во фрилансерское плаванье. Планы были великолепными - свободный график, куча заказов, благодарные клиенты… Реальность оказалось жестокой - и сейчас я понимаю, что сама во многом в этом виновата.

Как и все “начинашки”, я бралась за любые заказы. При этом отношение к заказчику было, как к суровому директору советской закалки. Кстати - о таком же отношении мне говорили и другие фрилансеры, особенно успевшие до этого поработать в офисе.

В общем, я боялась всего:

  • Сказать слишком высокую цену. Вдруг заказчик засмеет меня или - хуже того! - откажется сотрудничать;
  • Поставить сроки. Текст нужен за 2 часа, и я получу 3 копейки? Конеееечно, я все сделаю! Я отказывалась от встреч с друзьями и срывалась с отдыха, если ко мне обращались со срочным заказом;
  • Попросить доплату за правки. Я по 10 раз переделывала тексты по невнятным правкам и терпела постоянные изменения в ТЗ.
  • Критики. Я совершенно не могла отстоять свою позицию - ведь заказчик всегда прав!

Как результат - жесткое выгорание и “бегство” в офис. Конечно, спустя годы я научилась ценить свою работу. А помогло мне в этом простое осознание:

Заказчик нуждается в тебе не меньше, чем ты в нем!

Действительно - поставьте себя на место заказчика. Ему срочно нужны тексты, сроки по проекту горят, он наконец-то находит нужного копирайтера, с которым ему получается найти общий язык… Конечно, он будет держаться за такого специалиста. И - если заказчик адекватный - то обязательно доплатит и за правки, и за срочную работу.

Конечно, отбирать заказчиков стало сложнее. Но нервов в разы меньше. И доход больше. Думаю, ради этого стоит постараться.

Я знаю, что большинство начинающих копирайтеров тоже бросаются “в омут с головой”, беря абсолютно все заказы. Конечно, если ты только начал, то сложно сразу найти дорогие заказы - да и опыта не всегда хватает. Но все же есть такие категории клиентов, с которыми я не советую работать даже новичкам.

Бегите от таких клиентов!

  • “Чего хочу - не знаю…” Я люблю повторять жесткую, но точную фразу - без четкого ТЗ вариант будет ХЗ. Помню, как мучалась с заказчиком, который отвергал все мои работы с комментарием: “Ммм… Не наш стиль… Поищите еще!” Каков их стиль - я так и не узнала, потому что никакого ТЗ не было. Тогда я искала проблему в себе, а сейчас понимаю - ни один копирайтер не способен залезть заказчику в голову. А если клиент сам не знает, чего хочет, то ему нужен консалтинг и маркетинг. А это уже совсем другие деньги.
  • “Я знаю, как лучше. Читайте Ильяхова!” Сразу скажу - я прекрасно отношусь к инфостилю, но не очень хорошо - к его фанатичным приверженцам. Как и вообще к приверженцам чего-либо. Если вы понимаете, что, последовав всем точным указаниям заказчика, вы получите откровенное г...о - подумайте, стоит ли игра свеч. Если выполненный заказ будет стыдно показывать в портфолио - за такое лучше не браться.
  • “Очень дорого. А можно скидочку? И текст уже сегодня нужен, кстати”. У меня железное правило: никаких скидок, а срочные тексты - за доп плату. Я уважаю себя как специалиста. Мои услуги стоят определенных денег. А если, ради вашего заказа, мне нужно потеснить свои планы, это тоже должно оплачиваться.
  • “За это ТЗ у нас Вася отвечает. Или Петя… Я не помню…” Отсутствие четких бизнес-процессов у заказчика - повод насторожиться. Как-то я работала над проектом, который по очереди переходил к 3 разным людям. В итоге у каждого - свое видение, свое ТЗ и свои сроки. И, конечно, они никак не могли договориться, из чьего же бюджета платить копирайтеру.
  • “Сейчас посоветуюсь по ТЗ с бухгалтером, женой и собакой”. Чем больше людей включено в процесс согласования - тем дольше будет продвигаться работа. И помните - вы не обязаны угодить всему “совету” из 10 человек. У вас есть ТЗ и есть заказчик. Пусть он собирает правки со всех своих сотрудников и четко их формулирует. Если правки сильно расходятся с ТЗ, вы вправе требовать доплату.
  • “Ненене, по предоплате не работаем”. Да, у заказчика есть риски - он не знает, будете ли вы точно выполнять работу после внесенной предоплаты. Но и вы тоже рискуете. Как-то я написала 10 страниц текста без предоплаты, сидела ночами над заказом - и клиент ушел по-английски. Вы же не хотите такого? Просить предоплату - нормально и не стыдно, адекватные заказчики от такого не убегают.
  • “Я твой босс, а ты просто копирайтер”. Я уже рассказывала, как избавлялась от отношения к заказчику как к боссу. И если клиент ведет себя высокомерно, не уважает твой профессионализм - повод не связываться с ним. Копирайтер-фрилансер - это не наемный работник. Он больше сродни партнеру, который закрывает определенный пул задач. Скандальных начальников я насмотрелась в офисах, среди заказчиков мне такие не нужны.

Ну и напоследок

Когда я ушла из офиса и стала искать клиентов по своим новым правилам, то очень боялась, что вообще никого не найду. Но больше всего мне не хотелось возвращаться в состояние 10-летней давности - со стрессами и выгоранием.

Но - к моему удивлению - заказчики адекватно реагировали и на мои выросшие цены, и на предоплату, и на необходимость ТЗ. Я перестала тратить время на дешевые заказы, переговоры по поводу скидок и попытки прочитать мысли клиента. Если я видела, что с этим заказчиком мы не сработаемся - вежливо отказывалась:

  • Дорого? - Извините, дешевле не возьмусь.
  • Нет ТЗ? - Пожалуйста, заполните бриф - буду работать только после этого.
  • Пришли правки? - Давайте сверим с ТЗ. Ага, у нас появилась пара новых пунктов, это будет стоить столько-то. Или утверждаем прежний текст.
  • Опасаетесь вносить предоплату? - Вот все мои контакты, портфолио и соцсети - для меня себе дороже скрываться. Все равно опасаетесь? Что ж, нам не по пути.

И хочу пожелать начинающим копирайтерам - цените себя, работайте только с теми, кто ценит вас. Ваши нервы и время не стоят никаких денег!

И буду рада, если вы дополните мой список “нежелательных” заказчиков - с кем точно не будете работать вы?

0
458 комментариев
Написать комментарий...
Ленин-гриб
 С какими заказчиками я не работаю

Если вы не работаете со всеми этими заказчиками, то вы очень бедный копирайтер (шутка)

Мне кажется, сейчас хорошие копирайтеры могут отлично зарабатывать пописывая (ух, тепленкая пошла) в бложики, инсту, на платформах, в тележке. 

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Верю, что шутка, потому что зарабатываю я отлично))
Да, действительно, на статьях для платформ и постах в соцсети получается неплохой заработок. Плюс часто заказывают контент для сайта. А копирайтер, знающий Фигму или админки популярных CMS, вообще вызывает восторг)
Ну и, конечно, все зависит от проекта. Например, тексты про облачные решения кибербезопасности будут стоить явно дороже статей про правильное питание)

Ответить
Развернуть ветку
Против Спама

Что касаемо сложных текстов типа кибербезопасности, облачных решений и подобных высокотехнологичных тем, то за последние несколько лет мне пришлось отказаться от огромного числа исполнителей. То есть, фрилансер берется за тему, пишет ахинею, я в свою очередь бракую текст за азинею, отправляю на доработку или сразу отказываюсь. Из нескольких десятков заказов только 1-2 текста попадают на сайт. То есть, получается что очень многие фрилансеры, которые берутся за высокотехнологические тексты, тратят своё время вхолостую. 

Ответить
Развернуть ветку
Павел Ерёменко

Ну кто ж вам из фрилансеров признается в этом. ) Они пушистые профи, а заказчики маленькие капризные дети, которые не желают много платить за РОБОТУ )

2000 человек. Столько пришлось просеять с разных бирж (мы реально с каждым пообщались и дали тест), чтобы найти 5 более-менее адекватных копирайтеров. И дело не в цене. Кричат что тему знают и напишут легко, а по факту либо рерайт и без того кривых статей из сети, либо полная ахинея.

Ответить
Развернуть ветку
Кто здесь?

Копирайтер в значении ‘человек, способный писать обо всём’ — это какая‐то подмена понятия в рунете. Составлять статью должен специалист в своей области, а редактировать материал и исправлять ошибки — корректор. Тогда отпадут все вопросы и по содержанию, и по грамотности.

Ответить
Развернуть ветку
Ленин-гриб

Ага, я тоже угораю, еще и в недоумении такие, не пишут 1000 знаков за 1000 рублей, безответственные и не способные  😂

Ответить
Развернуть ветку
Кто здесь?

Я там дополнил немного, из‐за кошака нажал на отправку раньше времени :)

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

На самом деле, задачи копирайтера достаточно обширны - это, по сути, филолог-маркетолог) Допустим, есть специалисты, которые разбираются в теме. Есть корректор, который исправляет ошибки. Но перед написанием текста нужно выполнить ряд задач:

- Определить, в каком ключе писать для определенной ЦА;
- Определить объем текста, исходя из плейсмента;
- Понять, какую тему раскрыть и с каких сторон. Какие боли ЦА закрыть;
- Накидать структуру, продумать визуальное сопровождение;
- Понять, к какому именно специалисту обратиться, чтобы написать тот или иной пункт статьи;
- Дать ТЗ каждому специалисту - как и о чем рассказать, на какие вопросы ответить.

Все это и делает копирайтер.

Ответить
Развернуть ветку
Кто здесь?

Копирайтер в понимании рунета — персонаж, безграмотно пишущий на неизвестные ему темы. Филологов среди них единицы. Вы составили выше перечень, например, но даже там есть грубейшие ошибки, которые никак не может сделать человек, пишущий на заказ 10 лет. Эта ветка похожа на стёб над здравым смыслом, простите.

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Прощаю) Ну, копирайтер в понимании рунета и копирайтер в понимании здравомыслящих заказчиков - это разные вещи. Предпочитаю работать со вторыми.

Ответить
Развернуть ветку
Кто здесь?

Из грубых ошибок в вашем комментарии можно заметить использование дефиса‐минуса вместо тире, например. Для профессионального копирайтера это недопустимо в принципе. Вы же понимаете, что имеющие отношение к русскому языку люди это всё видят?

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Калашников

Типографика в вебе — ну такое себе. Я вот, например, уже давно привык ставить два минуса подряд, при публикации происходит автозамена на тире.

Ответить
Развернуть ветку
Кто здесь?

Com­pose в Li­nu­x’е при­мер­но так и ра­бо­та­ет, толь­ко сна­ча­ла на­жи­ма­ет­ся мо­ди­фи­ка­тор.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Артемьев

Это не грубые ошибки, это фиаско, братан!!! Чего ж ты, такой умный, пишешь "Вы" и "Вашем" со строчной буквы?

Ответить
Развернуть ветку
Кто здесь?

«Упот­реб­ле­ние мес­то­име­ния „вы“ вмес­то „ты“ при об­ра­ще­нии к од­но­му ли­цу са­мо по се­бе уже пред­став­ля­ет про­яв­ле­ние ува­жи­тель­но­го от­но­ше­ния к это­му ли­цу. Окон­ча­тель­ное ре­ше­ние о на­пи­са­нии „Вы“ с про­пис­ной (для под­чер­ки­ва­ния это­го ува­жи­тель­но­го от­но­ше­ния) при­ни­ма­ет ав­тор текс­та».

Ответить
Развернуть ветку
Егор Артемьев

Твоё "вы" у читателя может вызвать куда больше непонимания, чем дефисы в начале строки. Так что, не лезь в залупу со своим формальным лицемерным "выканьем"

Ответить
Развернуть ветку
Кто здесь?

До­ка­жи­те ли­це­мер­ность, ес­ли вас не зат­руд­нит.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Артемьев

Ты, прикрываясь "уважительным отношением", жлобишься лишний раз нажать шифт, якобы, "имею право". Типа, заглавную букву "В" от тебя ещё заслужить надо. Да ещё и вещать пытаешься поучительным тоном, со вставками "ибо", которые используют высокомерные старпёры с дефицитом самооценки, пытающиеся привлечь внимание к своей "высокоинтеллектуальной" персоне.

Ответить
Развернуть ветку
Кто здесь?

Я так по­ни­маю, что до­ка­за­тельств ли­це­ме­рия у вас нет, рав­но как и «оши­боч­нос­ти» строч­ной бук­вы. Не бу­ду вас боль­ше от­вле­кать.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Артемьев

Спасибо, твой нарциссический ответ говорит больше любых доказательств)

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Спасибо большое за вычитку текста) Понимаю. Если Вам не очень понятен смысл какого-то моего высказывания из-за простановки дефиса вместо тире - напишите, пожалуйста. Я объясню)

Ответить
Развернуть ветку
Кто здесь?

Объя­сни­те, по­жа­луй­ста, чем от­ли­ча­ет­ся де­фис от ти­ре? По­че­му при на­бо­ре те­ле­фон­ных но­ме­ров ис­поль­зу­ет­ся циф­ро­вое ти­ре, а в циф­ро­вых ди­апа­зо­нах — уз­кое? Как «зас­та­вить» ти­ре ос­тать­ся в кон­це стро­ки без пе­ре­но­са? Как во­об­ще наб­рать на кла­ви­ату­ре де­фис или ти­ре? Соб­ствен­но, имен­но эти воп­ро­сы име­ют зна­че­ние, а не то, что вы пред­ло­жи­ли. Тог­да и вам это ста­нет яс­но.

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Вы действительно хотите узнать ответы на эти вопросы или проверяете мою компетентность?
Если последнее, и вы хотите заказать у меня тексты - напишите, пожалуйста, в личку задание. Скину релевантные примеры. С тире)

Ответить
Развернуть ветку
Кто здесь?

Ни од­но­го от­ве­та так и не бы­ло… Кста­ти, вы ви­ди­те пе­ре­но­сы в ком­мен­та­рии? По­че­му они стран­ным об­ра­зом по­яв­ля­ют­ся толь­ко в нуж­ных мес­тах (да­же ес­ли рас­тя­нуть ок­но или его сжать)?

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

На мои вопросы ответов тоже не было ;)
А растягиванием-сжатием окон я как-то даже и не думала заниматься)

Ответить
Развернуть ветку
Кто здесь?

Ги­лен­сон, Миль­чин, Ло­па­тин и Ро­зен­таль. Спра­воч­ни­ки этих ав­то­ров и ре­дак­то­ров мо­гу вам ре­ко­мен­до­вать. У ме­ня же к вам во­про­сов боль­ше нет. Спа­си­бо.

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Странно, вроде я другие вопросы задавала...
Спасибо за идею - обязательно напишу о справочниках, которыми пользуюсь :)

Ответить
Развернуть ветку
John Doe
- Определить, в каком ключе писать для определенной ЦА;
- Определить объем текста, исходя из плейсмента;
- Понять, какую тему раскрыть и с каких сторон. Какие боли ЦА закрыть;
- Накидать структуру, продумать визуальное сопровождение;
- Понять, к какому именно специалисту обратиться, чтобы написать тот или иной пункт статьи;
- Дать ТЗ каждому специалисту - как и о чем рассказать, на какие вопросы ответить.

Лол! Вы ж в другом обсуждении писали, что Вы тратите 1-2 дня на написание статьи :) Что Вы за день-два можете узнать про ЦА, когда Вы в параллели пытаетесь как-то в контент понять? :) Вам вышеперечисленное кроме структуры Вам маркетинг в брифе/ТЗ напишет (а если не напишет, то я его расстреляю за профнепригодность :)

PS Особенно меня боли порадовали - ага, приходит такой копирайтер и за один-два дня понимает то, в чем люди десяток лет разбираются.

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

А где Вы здесь увидели, что именно я определяю ЦА и боли? :)
Да, маркетолог в брифе пишет эту информацию, а я определяю, в каком ключе писать для указанной ЦА и какие боли требуется закрыть в конкретном тексте. 

Ответить
Развернуть ветку
Против Спама

Такая же ерунда, только вместо теста даю реальное задание за деньги и без общения. Если хорошо пишет, то начинаем общение, показываю что нельзя в статьях писать. 
Но через какое-то время они тоже сливаются. Начинают косячить. Наверное, замечают, что я плачу, не успев  проверить тексты. Да и ушёл уже в течение отрасли, в которой не каждый копирайтер сможет написать нормальный текст. И цена вообще не причём. Вот, например, смогут ли местные копирайтеры написать статью про закупки для нужд гос. учреждений?))) Откликов может будет много, только навряди ли сдадут, ссылаясь на то, что тема специфическая и очень сложная для них:))) 

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Искать качественных исполнителей - вообще боль. Выход здесь - изучать портфолио и проводить интервью с исполнителем, если вы хотите взять его на долгоиграющий проект. И не брать копирайтеров с бирж) И, конечно, главный скилл такого специалиста - не столько умение писать, сколько способность быстро разобраться даже в сложной теме, изучив несколько источников.
Я сама лично пишу про кибербезопасность - и перед этим изучаю и сайты самой компании-заказчика, и ее отчеты, и зарубежные источники.

Ответить
Развернуть ветку
Ленин-гриб
Я сама лично пишу про кибербезопасность - и перед этим изучаю и сайты самой компании-заказчика, и ее отчеты, и зарубежные источники.

Это, конечно, похвально.

способность быстро разобраться даже в сложной теме, изучив несколько источников

Это, конечно, смешно 😂 Инженер на это способен, копирайтер нет.

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Задача копирайтера - написать текст для определенной ЦА. Скилл качественного копирайтера позволит ему разобраться в теме настолько, чтобы написать для ЦА, средне осведомленной о продукте. Если нужна глубоко проработанная продуктовая статья, в ход идет интервьюирование экспертов либо заказ статьи у эксперта + ее последующая переработка. Но даже в последнем случае копирайтер сам составляет структуру и план статьи. И, конечно, после этого необходимо сдать статью на экспертное ревью.

Ответить
Развернуть ветку
Ленин-гриб

Это все верно, но это слова, а результатом будет такая статья, вот от того, какой будет статья, будет создаваться мнение, так ли все гладко, как вы описываете. Я думаю, что нет, ибо работаю с исполнителями уже больше 5 лет :)

П. с. Я читал ваши материалы, которые есть в доступе.

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Извините, не очень уловила ход Вашей мысли... Что ж, если ваш опыт работы с исполнителями был не очень удачным, то это не значит, что хороших исполнителей нет в принципе) Просто нужно искать не на биржах ))

Ответить
Развернуть ветку
Ленин-гриб
 Что ж, если ваш опыт работы с исполнителями был не очень удачным, то это не значит, что хороших исполнителей нет в принципе)

Вы неверно интерпретировали написанное. У меня большой пул исполнителей-профессионалов в своем деле.

 Просто нужно искать не на биржах ))

Вы снова неверно интерпретировали написанное. Я такого не писал, зачем вы додумываете? :) Сколько помню, никогда никого не искал на биржах фриланса.

 Извините, не очень уловила ход Вашей мысли...

Все вы уловили, потом еще и нахамить попытались 😂 

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Textasy
Автор

Извините еще раз - но правда не уловила) Вы же сами написали, что я неверно интерпретировала написанное) Зачем же мне хамить? Я за конструктивное общение и обмен опытом, а не за дешевое самоутверждение за счет хамства. 
Тогда я правда не очень поняла суть комментария. Но, если у вас все в порядке и с подрядчиками, и с их поиском - остается только за вас порадоваться)

Ответить
Развернуть ветку
Ленин-гриб

Павел, у вас проф. деформация — это нормально, вы считаете, что копирайтер должен знать все нюансы и разбираться в технических вопросах также, как и вы, но это объективно НЕВОЗМОЖНО. И, да, дело в цене, если вы обратитесь к профессионалу в вашей отрасли за текстом, который не только технарь, но и писать умеет, он выставит круглый счет за такой текст, а вы скажете ДОРОГО.

Это называется "борьба с ветрянными мельницами". Зачастую заказчику не нужно в статьях глубоко исследовать — такие статьи пишут только профессионалы в сфере от 5 лет и выше, копирайтер нужен для других задач. Но зачастую именно заказчик хочет видеть все подробности, думает, что он что-то упускает (хотя ЦА статьи на это пофиг абсолютно), что важно 1,2,3 ... 10-е, а на самом деле нет, НЕ важно.

Копирайтер выполняет свою работу на уровне, чтобы читатель понял, читать было приятно, после текста он что-то захотел. Если вы ставите задачу копирайтеру написать статью по сложной технической теме... Ну, это смешно, это же копирайтер :) В таких случаях ваш спец должен написать "корявую болванку" текста, которую далее копирайтер приведет в читабельный вид.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Ерёменко

KINCH, У вас вешание ярлыков на незнакомых людей по 1 посту. Будьте гибче и не выдавайте пожалуйста свои мысли за мои, я приписываемого вами не писал и говорил совсем о другом.

Ответить
Развернуть ветку
455 комментариев
Раскрывать всегда