{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как мы модернизировали управляющую компанию в коттеджном поселке

Кроме налогов я ещё увлекаюсь недвижимостью. Вернее, это правильнее называть антикризисным управлением в коттеджных посёлках: консультируем, анализируем и модернизируем управляющие компании в коттеджных посёлках.

В США такие услуги оказывает компания Berkshire Hathaway HomeServices. Да, тот самый Warren Buffett не только скупает банки и производства, но и за недвижимостью приглядывает.

В России всем жителям коттеджных поселков хорошо знакома проблема управляющих и эксплуатационных компаний. В 99% случаев там все плохо или очень плохо. Ниже пойдёт текст про то, как мы модернизировали управляющую компанию в коттеджном поселке.

Жизнь в коттеджном поселке есть, если в нем есть нормальная управляющая компания

В целях сохранения конфиденциальности все названия, имена и события изменены. Любые совпадения случайны.

Итак, что мы имеем?

Клиент обращается с проблемой: бухгалтер пропал, надо выставлять ежемесячные квитанции. Спрашивает – можете помочь? Отвечаю – можем, но надо понять масштаб бедствия. Выяснилось, что бухгалтер исчез вместе с базой, а резервной копии нет и тем более нет облачной версии бухгалтерской базы. Руководитель не погружался в бухгалтерию вообще, этот вопрос был полностью в компетенции бухгалтера. Позже выяснилась и причина исчезновения бухгалтера – регулярные задержки по оплате и несправедливый KPI за собираемость поступлений.

- А почему задержки?

- Жители не платят вовремя.

- А почему не платят?

- Нехорошие люди, негодяи …

Однако, на самом деле негодяи – сама управляющая компания. Причем злых намерений нет, а есть некомпетентное управление поселком. Собственник компании - бывший инвестор в коттеджный поселок, а директор - доверенное лицо инвестора. Инвестор уже заработал на земельном девелопменте, а у директора нет опыта в управлении.

Что у нас было:

  • 350 собственников коттеджей и земельных участков в коттеджном поселке
  • 200 контактов, где телефон и почта перемешаны, и все это хранилось в word
  • Оставшихся контактов нет вообще
  • Ежемесячные счета передавались через КПП
  • Большой шкаф с договорами на эксплуатацию, где все 350 договоров в наличии
  • В этом же шкафу архивная копия всех квитанций за предыдущие периоды
  • Офисное здание с кабинетами для бухгалтера, управляющего, риэлтора и кабинет с надписью "серверная"
  • Ужасный интернет-банк
  • Наличные принимали и выписывали приходно-кассовые ордеры. Печатали их из word, а далее заполняли руками
  • Еще была львиная доля собственников земельных участков, которые ненавидели управляющую компанию
  • Ну и конечно, сами сотрудники управляющей компании, которым задерживали оплату

Актуализация контактов

Мы понимаем, что в поселке есть 350 собственников, и нам нужно наладить с ними двухстороннюю связь. Правда, у нас есть только 200 контактов. Нужно найти оставшиеся 150 контактов и проверить актуальность 200 имеющихся. Делали мы следующее:

  • Сначала позвонили каждому из 200 контактов. Объяснили ситуацию со сменой бухгалтера и попросили актуализировать данные любым удобным способом: по телефону, почте или при личной встрече.
  • Актуальными оказалось 180 из 200, а оставшиеся 20 – выключены, заблокированы, ошибочные номера.
  • Написали этим 20 на email и получили 15 подтверждений, а 5 осталось у нас в потерянных – нет актуальных телефонов/почты.
  • Из договора на эксплуатацию с УК взяли адрес регистрации и отправили почтой России письма с просьбой связаться и спустя пару месяцев все 5 вышли на связь.

За 3 дня мы актуализировали 195 контактов, а также познакомились и сообщили о грядущих переменах. Со второй частью из 350 мы сделали следующее:

  • На КПП повесили огромное объявление-просьбу зайти в офис управляющей компании или связаться по телефону и актуализировать данные.
  • В день было по 5 «обращений» и достаточно быстро получилось собрать почти все данные.
  • По тем, кто не ездил в поселок, использовали метод отправки писем почтой России.

За месяц мы собрали примерно 100 контактов, а за последующие 3 месяца практически уже всех.

Новая бухгалтерия

После того, как у нас были актуальные данные (сначала не все, но мы начали с того, что у нас было), приступили к заполнению и формированию своей «базы данных» на базе бухгалтерии:

  • Развернули облачную бухгалтерскую базу и сразу в версии ЖКХ. Экономия на оплате коробочных 1с, на обслуживании и обновлении.
  • Подключили ЭЦП для отправки регулярной отчетности. Ушли от стороннего сервиса по отправке отчетности. Предыдущая бухгалтерия вела базу в одном месте, а отправляла отчетность в другом. Зачем? Не знаю.
  • Настроили автоматическую рассылку квитанций на электронную почту собственникам. Колоссальная экономия времени в сравнении с ручной отправкой писем.
  • Продолжили актуализировать данные о собственниках по мере поступления - находились потерявшиеся или происходила смена собственника (продажа, дарение).

Централизованная база – это очень удобно, так как в одном месте актуальные данные и статус по оплатам. Больше нет табличек, тетрадок и прочего old school вместе с человеческим фактором «ой, забыли».

Электронные квитанции от новой бухгалтерии

Первые квитанции сформированы и отправлены в автоматическом режиме – напрямую из бухгалтерской базы пошла рассылка. Первая оплата совершена на следующий день после отправки квитанций. Клиент был очень доволен новой скоростью и признался, что раньше на это уходила неделя. А еще другая неделя уходила на то, чтобы сформировать квитанции. То есть чистого времени на вопрос уходило 2 недели. Однако, мы ставили перед собой цель уложится в 1 день. Добавили QR код на квитанции и записали видео-инструкцию как оплачивать по QR через мобильное приложение банка. Уже на следующий месяц цель была достигнута – оплата в день выставления счетов. Да, не все собственники делали это так быстро, но прогресс был налицо.

Инвентаризация договоров

Начали проводить инвентаризацию договоров с управляющей компанией и нашли ошибку, которая привела к финансовым упущениям. В поселке действовало правило ценообразования – 476 рублей за сотку. Дальше была экономика, где тариф умножался на количество соток. Это была логика, которую все понимали, но в договоре была прописана не логика, а итоговая сумма к оплате. И были случаи, когда у человека в собственности 11,5 сотки х 476 = 5474 рублей. И тут, как можно догадаться, в договорах встречались ляпы – цифры путались. Вместо 5474 было прописано 4547 рублей. Ошибка в тысячу рублей в месяц. Таких случаев было много, грубо 50 человек по 1 тысяче в месяц = потеря 600 тысяч в год. Квитанции из архива были все на базе суммы из договора. И никто до нас инвентаризацию не проводил. Из месяца в месяц квитанции выставлялись и оплачивались по заниженной сумме.

Мы предложили прописать единую логику и в договор, и в бухгалтерию. Новые договора заключались только с такой формулировкой, а старые договора с ошибками подлежали пересмотру в индивидуальном порядке. В течение 4-х месяцев договора были приведены в порядок.

Долги и должники в коттеджном поселке

Долги ­­­­­­­– это не хорошо, но история без них – сказки, не бывает так, чтоб не было долгов. Однако, в этой управляющей компании коттеджного поселка был явный перебор с долгами. Получился замкнутый круг, в котором долги можно разделить на 2 группы:

Долги перед УК – жители не платили по 3 причинам:

  • Были недовольны качеством обслуживания УК и таким способом «наказывали» управляющую компанию.
  • Некоторые платили 1 раз в год, объясняя это тем, что постоянно не живут в поселке.
  • Копили за несколько месяцев счета и оплачивали разом. Им было так удобно. QR код исправил эту ситуацию.

Долги самой УК перед своими контрагентами:

Управляющая компания должна была всем своим поставщикам – за электричество, за обслуживание электрокабелей и газовых труб, за вывоз ТБО, за охрану, зарплата сотрудников (собственно бухгалтер уволился именно по этой причине), заканчивая налоговой и другими государственными органами. Долги копились за счет того, что регулярно происходил кассовый разрыв и отсутствовало грамотное планирования финансовой нагрузки.

Финансовая модель управления поселком

Мы составили финансовую модель для управляющей компании в коттеджном поселке, а именно мы взяли данные из интернет-банка и посмотрели куда тратились деньги. Посмотрели сколько денег поступало на банковский счет. К сожалению, данных по наличным мы не увидели, так как наличные на счет не вносились. Поэтому мы всегда занимаем позицию, что наличные – зло. Нет тут никакой экономии на налогах. Забудете, запутаетесь и действительно можно получить претензии от налоговой. Рекомендуем пользоваться только безналичными платежами :)

Клиент на встрече-знакомстве утверждал, что у него расходов на 1,5 миллиона в месяц, а доход должен быть 1,8 миллиона. Однако 1,5 миллиона – это фактический месячный расход: полученные входящие счета на оплату от контрагентов. А такие вещи, как квартальные налоги и годовые платежи клиент не учитывал, и это оказалось катастрофически неправильно. Мы предложили посчитать расходы/доходы по году и разделить полученную сумму на 12 месяцев. Расходы получились на уровне 2 миллионов в месяц. Привет отрицательное сальдо по месяцу! Отсюда и выросли долги перед поставщиками, но не из-за того, что жители не заплатили вовремя, а потому, что расходов было больше, чем доходов.

Просто возьми и сделай финансовую модель управляющей компании в коттеджном поселке

Стало очевидно, что управляющей компании нужно модернизироваться и провести оздоровление не только бухгалтерии, но и всей своей финансово-хозяйственной деятельности, а именно убирать расходы и поднимать доходы. Инвентаризация договоров подняла доходы, но это была капля в море. В масштабах года это всего 600 тысяч, а нужно найти 2,4 миллиона. Начали анализировать расходы, и сразу нарисовались цели под оптимизацию:

  • Охрана. Сократить число охранников и внедрить автоматизацию: камеры на распознавание номерных знаков. Подробнее чуть ниже.
  • Разнорабочие. Сократить число рабочих за счет снижения ручного труда и перехода на использование техники. Один трактор справляется быстрее, чем четыре человека, со снегом зимой и с травой летом.
  • Уличное освещение. Заменили все лампы на светодиодные и снизили электропотребление в 10 раз!
  • Земельный налог. Дороги и зоны общего пользования были в собственности управляющей компании с максимальной дорогой категорией земли. Предложили сменить назначение и переоформить на ТСЖ или передать дороги в пользу государства. У управляющей компании в коттеджном поселке налог получается в разы выше, так как при неиспользовании земельного участка происходит повышение налоговой нагрузки. Плюс есть потенциал для реализации и заработка на землях. Однако, это касается только будущих налоговых начислений, а текущие придется платить по повышенной нагрузке. Поэтому очень важно заниматься анализом и планированием.

Дополнительные услуги

Стали думать про увеличение доходов и придумали дополнительные услуги. Причем главной идей было – сделать это качественно и комфортно для жителей, чтобы люди расставались с деньгами на позитивных эмоциях. Так в поселке появилось следующее:

  • Услуги по сезонной уборке земельного участка
  • Услуги по регулярной стрижке газона на земельном участке, а также уборке снега с дорожек
  • Услуги по предпродажной подготовке земельного участка
  • Клининговые услуги по уборке внутри дома
  • Услуги по наружной мойке окон
  • Логистические услуги: доставка из магазинов, рынков и по индивидуальным запросам (встретить бабушку)
  • Услуги сантехника, электрика, плотника и мастера на мелкий ремонт
  • Услуги по доставке питьевой воды в бутылках
  • Индивидуальные охранные решения: камеры в дом, тревожная кнопка с выходом на КПП, сигнализация и датчики утечки воды и газа

И что Вы думаете? Дело пошло в гору, и собственники начали обращаться за дополнительными услугами. Таким образом ежемесячный чек начал расти. Не сильно, но уже совсем скоро мы увидели рост чека на 10%.

Охрана, КПП и экономическая выгода

В коттеджном поселке услуги охраны оказывал ЧОП. По договору ЧОП предоставлял 4 человека и 1 машину для объезда территории. 2 из 4 человек работали днем в активные часы (в день проезжает примерно 1 тысяча машин). Другие 2 работали по-сменно с вечера до утра. Действовал пропускной режим: машина подъезжает, выходит охранник и проверяет пропуск. Если пропуска нет, то начинаются разбирательства: кто, куда, зачем и звонки собственнику участка.

Что мы придумали – сократить охранников с 4 до 3. Вместо машины – велосипеды. Стоимость ЧОП снизилась на 20%. На сэкономленные деньги заказали программу и купили камеры, которые считывают номера машин. И ушли от пропусков. Все собственники сообщают свои автомобильные номера и данные заносятся в базу. Есть номер – шлагбаум открывается. Нет номера – не открывается. Гостевые машины заезжают по заявкам – собственники самостоятельно оформляют гостевые пропуска.

Дальше – круче. Повесили экран рядом со шлагбаумом, и теперь можно выводить общую и точечную информацию. Например, о предстоящем мероприятии – ремонте дороги на улице Северная или о предстоящем собрании собственников поселка. Потом стали выводить информацию о наличии задолженности. Данные о задолженности синхронизируются с бухгалтерской базой. Все в облаках, туда-сюда летает. Дебиторская задолженность сократилась очень быстро. Вот такой получился двойной профит.

Партнеры по продажам

Когда мы знакомились с поселком, то в нем оставалось непроданных 50 участков. Продажами занимался отдел продаж того самого Инвестора, а именно девочка Марина. Она сама жила в поселке и клиентов искала через ЦИАН. Продажи были плохие: 3-4 в течение года. Надо было что-то менять. Ведь проданные участки – это новые собственники на договор эксплуатации. Мы предложили заменить Марину на профессионалов. Провели тендер среди местных агентств недвижимости. Клиент подписал эксклюзив с теми, кто обещал чудо – быстро все продать. Выбранный агент почти справился самостоятельно, но пандемия ему помогла перевыполнить план по продажам. До пандемии продажи были на уровне 2-3 сделки в месяц, а после 10 в месяц. Сейчас в поселке нет свободных земельных участков, а доходы управляющей компании выросли за счёт новых клиентов на эксплуатацию.

Партнеры из жителей

В посёлке были земли общего пользования, которые пустовали. В планах было на этих землях разместить инфраструктурные решения для жителей посёлка. Управляющая компания долгое время ничего не предпринимала, так как хотела самостоятельно все реализовать: придумать идею, вложить денег, построить, управлять и получать прибыль. Идей было много, а денег не хватало. Мы предложили модель партнерства с жителями. Среди них оказалось несколько предпринимателей и совладельцев разных бизнесов, которые согласились вложить свои деньги в бизнес, в котором они очень хорошо разбираются.

Управляющая компания предоставила землю и коммуникации, а бизнесмены вложились в проект, строительство и управление. Так в посёлке появилась автомойка, кафе-пекарня, пункт приема химчистки и магазин с бытовыми услугами. Еще была идея построить физкультурно-оздоровительный комплекс, но от этой идеи отказались – слишком большие расходы. Зато решились на открытую спортивную площадку.

Качество услуг и эффективность

Мы накопили много идей, которые клиент (управляющая компания) отказался внедрять. Ниже некоторые из них, которые могли бы кратно поднять качество услуг и эффективность УК:

  • Обзванивать жителей и интересоваться их мнением о текущем положении дел в поселке. Так можно найти идеи, которые будут позитивно встречены.
  • Реализовать автоматизированный сбор показаний электроэнергии и водопотребления. Этот процесс дорогостоящий и не всегда может быть уместным. В поселке на 350 коттеджей уходит 3 дня на сбор показаний и передачу данных для расчетов. В поселке на 25 коттеджей на этой уйдет 3 часа. Автоматизация может сократить это время до 15 минут вместо часов или дней.
  • Реализовать оплату по ссылке, которая приходит в виде SMS. Клиенту остается только кликнуть и оплатить картой или Apple/Google Pay.
  • Мы активно рекомендуем управляющим компаниям уходить от посредничества в ресурсных вопросах – ток, вода и стоки. Клиенты оплачивают самостоятельно по счетчикам через личный кабинет напрямую в ресурсную компанию. При наличии задолженности проблемы возникают у собственника конкретного домовладения, а не управляющей компании и впоследствии у всего коттеджного поселка.
  • Общение с жителями перевести в плоскость email. Переписка по email приводит к более конструктивному диалогу, также убираем любителей поболтать на лавочках.

Зачем я написал этот текст?

  • Думаю, что этот текст сможет Вас вдохновить на модернизацию своего проекта или на создание его с нуля :)
  • Хочу найти клиента на очередную модернизацию коттеджного поселка или бизнес-центра ;) Пишите или звоните +7(926)388-22-29 (WhatsApp & Telegram).

Бокал за тех, кто много читает ;)

И последнее, тем кто дочитал :) Расскажите, пожалуйста, а какие проблемы у Вас в поселке и как Вы их решаете? Или почему не решаете?

0
25 комментариев
Написать комментарий...
evgeny fortniter

Огонь! Очень приятно узнавать, что у нас появляются адекватные люди, которые реально обновляют нашу страну)

Большую часть этого опыта можно перенести на многие сферы жизни, а еще круче если создать комплексное решение для других управляющих компаний.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Medvedev
Автор

Евгений, спасибо за позитивную оценку 🔥 Такие комментарии мотивируют и я с Вами полностью согласен, что этот опыт применим к многим сферам. 

Ответить
Развернуть ветку
Anton Kamaev

"Вместо машины – велосипеды"
Это я раньше почему дорогой был? Потому что у меня велосипеда не было :)
А статья хорошая.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Medvedev
Автор

Спасибо за оценку и комментарий. Почтальону Печкину 👋 

Ответить
Развернуть ветку
Michael Nick

Не понимаю почему люди покупают в коттеджных поселках. Там также плясать под дудку ук как и в мкд, добровольное рабство

Ответить
Развернуть ветку
Artem Medvedev
Автор

Спасибо за комментарий. У коттеджных посёлков есть свои преимущества, которые и толкают многих покупать там дома. Однако мало кто обращает внимание на работу УК перед покупкой. Как правило это ограничивается короткой беседой с управляющим, а уже потом вскрываются неприятные сюрпризы и начинаются пляски. 

Ответить
Развернуть ветку
Anton Kamaev

Ну тут можно сравнить анархию и государство. Как ни крути, государство хоть и диктует свою "дудку", но даёт и некоторые блага.
УК как и тсж и т.п.объединения также кроме "дудки" предоставляют и определённые блага. На мой взгляд это намного лучше, чем жить в деревне, где твой дом могут в любой момент обънести. А тут коллективный разум, который в том числе и за охрану и общего, и твоего имущества отвечает (если это коттеджный посёлок).
Или Ваш коммент о другом? :)

Ответить
Развернуть ветку
Alexei Kornilov

По моему опыту в поселке сидит когда-то давно выбранное правление, ничего не развивает, проблемы не решает, попасть на прием к председателю невозможно и тд., основное занятие - тырить деньги. Но из-за пассивности жителей собрать кворум и проголосовать за что-либо другое не получается, поэтому так и сидим в этом болоте и не может сдвинуть ситуацию с мертвой точки.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Medvedev
Автор

Да, так достаточно часто и бывает. Самая большая проблема в том, что нет желания развивать и менять к лучшему/комфортному. 

Про попасть на прием к председателю – 🤦🏻‍♂️🤦🏻‍♂️, скорей всего Вы правы. Попробуйте предложите им email или любой мессенджер. 

Ответить
Развернуть ветку
Херня Всё

Вместо емейла - телеграм рулит. 

1. Более оперативно

2. Элементарно проводить опросы вместо бумажных голосований. 

Например, у нас председатель начал двигать "снег херово убирается, давайте на собрании проголосуем за снегоплавильную машину".
Опрос в телеге за 2 часа показал, что вопрос не стоит бумажного обсуждения (за было лишь 10%) 

Ответить
Развернуть ветку
Artem Medvedev
Автор

Да, согласен. Телеграмм рулит, особенно тема с голосованием :) Делитесь ещё лайфхаками 👍

Ответить
Развернуть ветку
Ayrat Zaripov

Здравствуйте. Очень понравилась статья, она достаточно точно описывает мое личное видение работы УК. Очень жаль, что у нас большинство девелоперов не смотрят на проблему обслуживания коттеджных поселков с этой стороны. У меня похожая ситуация, инвестор и УК связаны, в кт поселке порядка 450 участков, сдано примерно две трети. Меня интересует как вы смотрите на правовую составляющую отношений. Часто земли общего пользования оформлены в частную собственность инвестора и естественно инвестор при расчете тарифа на обслуживание свои участки не считает, в том числе те которые продаются. То есть делит обслуживание на клиентов уже купивших недвижимость. С другой стороны у нас до сих пор нет закона обязывающего в таких ситуациях людей заключать договора и оплачивать услуги по типу ЖК РФ. Как работать с людьми которые считают, что они не обязаны оплачивать услуги и не заключают договора? Есть ли в вашей практике случаи и способы влияния на ситуацию со стороны жителей, то есть в ситуации когда УК не слышит жителей, обвиняя во всех бедах должников, чем только усугубляет раскол внутри поселка, и решении своих проблем путем простого поднятия тарифа на обслуживание?

Ответить
Развернуть ветку
Artem Medvedev
Автор

Айрат, здравствуйте. Спасибо за Ваш развернутый комментарий.

К сожалению Вы правы в части, что девелопер не смотрит и не планирует управление коттеджным поселком, а ведь на самом деле это основной качественных и быстрых продаж. Получается, что девелопер сам себе мешает. За дорого нельзя продать проект, если в нем не будет качественной жизни. Сейчас покупатели имеют возможность сравнивать и моя скромная статистика показывает, что выбор падает в пользу поселков, где действительно функционирует нормальная служба управления поселком.

А по тарифам и их расчету с точки зрения «со своих земель не брать плату» – это самая частая проблема. Прям боль-боль, ведь инвестор держит землю и не имеет с этой земли ничего кроме расходов, как минимум земельный налог от кадастровой стоимости участка. И это негатив. Собственники, которые уже купили землю в поселке и оплачивают ежемесячно счета начинают осознавать, что их кинули. Я всегда рекомендую девелоперам закладывать начисления/сборы с нереализованных участков. Так становится очевидно, что продать землю выгоднее, чем держать. Но в проблемных проектах, девелопер всегда прикрывается «плохими продажами» и мол никто не берет земли, а проблема в другом – никто не берет, так как уже есть те, кого обманули. И снова негатив, так как нет продаж. Вот такой замкнутый круговорот. Возможно Ваш девелопер держит землю в целях продать коммуникации о дельно, так называемые «возможности подключения»? Однако, на мой взгляд это тоже путь в никуда. Девелопер так обманывает сам себя, а не зарабатывает на длинной дистанции.

По закону Вы правы, но ходят слухи, что появится законодательная база для коттеджных поселков и управляющих компаний в поселках. Правда я слышал, что это будет касаться только земель ИЖС.

Как работать с людьми – ответ на удивление простой, а именно – попробуйте с ними просто и по человечески договориться. В нашем случае это получается в 90% случаях. Если же Вам нужен документ, то на этап формирования концепции Вам нужно создать правила проживания в поселке, а дальше договор с управляющей компании коттеджного поселка… И вот при несоблюдении правил и нарушении договора уже начинаете работать про штрафам и другим санкциям. Идеально конечно же иметь разработанный правило на этапе первой продажи, чтоб у Вас все 100% собственников осознанно были согласны соблюдать правила проживания.

Айрат, было бы интересно узнать про Ваши проекты: география, размеры, что из общего пользования строите, ...

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Написал в личку.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Medvedev
Автор

Ответил. Спасибо за сообщение ;)

Ответить
Развернуть ветку
Динара Миннегалиева

Для себя много узнала нового, статья хорошая. Спасибо ;)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Шевцов

Отличная статья!! Спасибо! У нас в СНТ мне недавно тоже пришлось связь с председателем улучшать))
Увеличить и наладить фидбек где угодно - наше всё)) Причём давно этого крайне мало, обратной связи двусторонней)

Ответить
Развернуть ветку
Хозяин

Читатель vc.ru Андрей Смирнов должен мне 4000 рублей. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Inessa

Добрый день! Каким образом охрана передвигается зимой или в случае экстренного вызова?

Ответить
Развернуть ветку
Artem Medvedev
Автор

Инесса, здравствуйте. Спасибо за Ваш вопрос. Трактор чистит дороги сразу, как только выпадает снег. Таким образом получается, что в коттеджном поселке дороги всегда очищены от снега и никогда не образуется ледяная колея. Это опять двойная выгода - не надо посыпать песком или еще хуже – химией. В итоге получается, что нет никаких проблем передвигаться на велосипеде зимой по очищенным дорогам.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил

Артём, добрый день! Как с Вами связаться, чтоб обсудить заказ Ваших услуг для ТСН (коттеджный посёлок)

Ответить
Развернуть ветку
Artem Medvedev
Автор

Михаил, здравствуйте. Можно через фейсбуку или тут - написал в личном сообщение.

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Gus

А какую систему автоматизации учёта "в облаке" вы использовали в поселках?

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Александровна

Полезная статья. Я думаю создать ТСЖ в своём посёлке. Пока тут каждый сам за себя и нет того, кто может облагородить территорию. Рассматриваю как бизнес. Благодарю, много идей подчерпала)

Ответить
Развернуть ветку
22 комментария
Раскрывать всегда