{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Не работайте с такими копирайтерами

Если только на выходе вы не хотите получить не пойми что вместо текста.

Меня зовут Анна Линнден. Я работаю с текстами 11 лет, из них 6 — как главный редактор. В мои обязанности входит в том числе поиск, отбор, обучение авторов и редакторов (я даже записываю бесплатный курс по текстам, чтобы упростить себе задачу). Мне есть что рассказать о людях, которых лучше не брать в команду.

Подчеркну: это мой опыт. У вас может быть другой :)

Копирайтер-телепат

Вы рассказали о задаче за пару минут, а ему уже всё понятно. Скорее всего, его интересует только три вопроса — какого объема должен быть текст, когда его нужно сдать и сколько вы заплатите. Выяснив эту информацию, автор сразу идет писать.

Так часто поступают те, кто берет объемами — у них нет времени вникать в задачу, нужно быстрее сделать работу и получить деньги. Реже встречаются те, кто считает себя великим профи, «улавливающим неозвученные мысли клиента».

Автор, который не строит из себя телепата, наверняка спросит:

  • для кого сегмента ЦА нужно писать;
  • на какой площадке будет опубликован текст;
  • какой цели вы хотите добиться конкретной публикацией;
  • как вы планируете продвигать публикацию;
  • какова ваша контент-стратегия в целом — и пр., зависит от задачи.

Не злитесь, если автор уточняет моменты, которые вам могут показаться пустяками (например, входит ли в стоимость заказа подбор иллюстраций, кто будет согласовывать текст и пр.). Лучше договориться на берегу, чем устраивать долгие разборки после выполнения работы.

Копирайтер уровня «опыт 5 лет, работаю по ставке 50/1000»

Есть авторы, которые годами трудятся за копейки на биржах. У них просто нет времени задумываться о качестве текстов — нужно вкалывать. И, к сожалению, в их случае опыт работы особой роли не играет, потому что, выполняя однотипные дешевые заказы годами, можно так и не вырасти в профессиональном плане.

Я видела ситуации, когда авторы через уже 3 месяца стажировки под руководством клиента или редактора справлялись с задачами значительно лучше, чем их коллеги, которые батрачат на бирже за 50/1000 уже 5 лет.

Автор, который ценит свой труд и готов потратить на работу с текстом достаточно сил и времени, крайне редко берется за дешевые заказы. Да, есть люди с чудовищно низкой и катастрофически высокой самооценкой (те, кто работает дешево+хорошо или дорого+отвратительно), но это уже частные случаи. Если клиент не ценит работу автора, он получает аналогичное отношение к себе и своему заказу — закономерная и вполне типичная ситуация.

Позднее предупреждение (но лучше поздно, чем никогда): если вы придерживаетесь позиции «да я на бирже заказ опубликую, сразу толпа нищих прибежит и напишет мне 100 статей уровня Forbes», просто не тратьте время на чтение этого текста :)

Копирайтер, который не умеет читать

Таких много.

Меня зовут Анна, но это не мешает некоторым авторам писать в отклике на вакансию: «Здравствуйте, Мария» или «Добрый день, Светлана». Подозреваю, они тупо копируют отклик на другую вакансию и не заморачиваются до такой степени, что даже оставляют имя.

Или просите вы заполнить анкету и указать в ней ссылку на резюме, а кандидат спрашивает, куда резюме отправить.

Или просите выбрать одно тестовое задание из 5 вариантов, а он пишет все 5 и возмущается, что его до заключения договора заставляют впахивать.

Или если… В общем, вариантов тьма.

Если автор не умеет внимательно читать или присылает в ответ на вакансии стандартные запросы, не имеющие отношения к вашей задаче, лучше с ним не сотрудничать. Вполне вероятно, что работать он будет с таким же «рвением».

Организовать предварительный отсев проще простого: напишите в тексте вакансии, какую тему письма должен указать кандидат, или предложите несколько вариантов тестовых на выбор в анкете. Можно добавить в текст анкеты или вакансии и другие небольшие «крючки» для проверки на внимательность. По опыту, это очень сильно сокращает время на анализ кандидатур — многие письма и анкеты улетят в корзину сразу, вам даже не придется вчитываться.

Копирайтер, который не умеет писать

Есть авторы, у которых не сформирован навык проверки собственной работы. И я сейчас не про соцсети говорю — мне не близка позиция «тыжавтор, тыждолжен идеально писать даже в шуточных комментариях на личной странице». Я говорю о деловой переписке, о заполнении анкеты, оформлении резюме, портфолио и пр.

Базовый пример: если автор старается как можно скорее заполнить анкету для заказчика и сразу отправляет ее, не перечитывая свои ответы, есть риск, что и тексты он будет сдавать так же.

Сюда же относятся авторы, которые не способны довести текст до ума даже после долгой работы с редактором. В крайнем случае им можно дать второй шанс. Но третий — уже нет смысла.

У этого типа есть вполне чудесный подтип — авторы, которые занимают определенную нишу. Если автор делает крутую рассылку, это не значит, что он хорошо справится с подготовкой лонгрида. Есть ребята, которые пишут потрясающие короткие посты для инстаграма, но при этом сдают какую-то чушь, когда просишь написать текст в блог. Это нормально. Просто обсудите этот момент еще на старте, если для проекта вам нужны тексты разных форматов. И если автор говорит, что не возьмется за подготовку лендинга или брошюры — не давите и не настаивайте.

То же касается тем. Например, я стараюсь держаться подальше от текстов по экономике, юриспруденции, медицине и IT (и это еще не весь список), потому что если я за них возьмусь, страдать будут все — и я, и клиент, и читатель. Если автор отказывается работать с вашей темой — не сотрудничайте с ним, даже если вы в восторге от его портфолио. Вряд ли текст, который он сдал бы вам, вызвал бы такой же восторг.

Копирайтер-учитель

С авторами, которые поставили себе цель «научить клиента» и «объяснить заказчику, как надо», лучше не работать вообще. Их можно вычислить по фразам типа «ваши правки субъективны, я их принимать не собираюсь» (особенно прикольно это звучит, когда речь идет об орфографических и синтаксических ошибках), «я специалист и лучше знаю, что нужно для любого бизнеса», «я ознакомился с вашим бизнесом и понял, что вы делаете какую-то ерунду, а на самом деле вам нужно то-то и то-то».

Тревожный признак в начале сотрудничества — человек вас не слушает, а гнет свое, он категоричен в высказываниях, пытается прямо или окольными путями привести вас к конкретному решению, навязывает услугу, машет перед носом «сертификатом школы Василисы Пупкиной» и повторяет, что он специалист и знает всё лучше вас.

Стоит держаться подальше и от людей, которые заявляют: «Мне текст нужен для портфолио, поэтому в нем ничего нельзя менять, только испортите». У них вообще нет цели помочь вам.

Особая категория — люди с опытом в вашей сфере. На первый взгляд может показаться, что взять автора, который уже в теме — шикарная идея. Но тут есть один подвох: нужно еще до начала сотрудничества убедиться, что вы сходитесь по ценностям и взглядам. Иногда авторы «в теме» тянут в тексты опыт, который противоречит опыту компании, а в худших случаях начинают учить: «Да у вас просто складская логистика неправильно выстроена, вот я два года проработал на складе и точно знаю, как надо, так что я бы на вашем месте полностью переделал продукты, услуги и принципы работы» (реальный пример из моей практики).

Это особенно больно, если в одной области есть разные варианты решений: автор работал по одной схеме, а компания по другой, и теперь каждый доказывает преимущества своего подхода.

Если берете автора с опытом в конкретной области, убедитесь, что он правильно понимает, как работает ваша компания, и полностью согласен с методами, приемами, технологиями и пр.

«Безупречный» копирайтер

Это копирайтер, который ненавидит правки настолько, что скорее потеряет заказ и устроит публичный скандал, чем согласится доработать текст.

Варианты саботажа бывают разными, в том числе:

  • «А пусть ваш редактор за меня правки вносит».
  • «Я не понял, что надо поправить, повторите еще раз». Ситуация, когда автор снова и снова требует разжевать каждую правку в надежде, что вы отстанете.
  • «Вы напишите сами, а я посмотрю, как надо было».
  • «Я внес все правки, о которых вы писали». И сдает текст, в котором не изменил ни одной буквы — видимо, в надежде, что вы ослепли или страдаете маразмом.

Попытки договориться с таким автором отнимают уйму времени и сил. Поэтому еще до начала сотрудничества стоит обсудить, сколько итераций правок входит в цену (стандарт — три), а если автор позднее откажется дорабатывать текст, напомнить о договоренностях. И как только работа будет выполнена, прекратить сотрудничество.

Я понимаю, что всё это звучит страшно, но есть и хорошая новость — отличных авторов предостаточно. Нужно только их найти :)

0
92 комментария
Написать комментарий...
Владимир Темченко

Каковы сейчас расценки копирайтинга? 
Уточню:
Допустим информационный текст публицистический стиль, без лирики, так сказать... Тема финансовая или техническая
Цена определяется за 1000 зн. без пробелов? за кол-во слов? 
И какие же расценки хороших копирайтеров "не из агентств"? 

Ответить
Развернуть ветку
Анна Линнден
Автор

Почему же не из агентств? В агентствах могут работать отличные авторы.
Цену за 1000 знаков сейчас называют редко, чаще говорят о цене за статью или за проект (серия статей/постов и пр.). Расценки очень разные. В среднем хорошие авторы, с которыми я работаю или работала прежде, берут от 500 рублей за пост, 3500-12000 рублей за текст.
В агентствах цена, конечно, будет выше (пример из практики: клиент платит агентству 12 тыс., из них автор получает 7 тыс.). Но есть плюсы - например, агентство может предложить дополнительные услуги. Тут каждый выбирает сам =)

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Темченко

На биржах попадались отклики с невероятной ценой в 1500 рублей за 1000 знаков....  Было интересно, какое качество текста предложат за такие суммы, но конечно же нашли копирайтера подешевле...

Ответить
Развернуть ветку
LR

Думаю, что за финансовую или техническую тему такая стоимость приемлема. Искали копирайтера в технической теме. Писать много и не нудно о сложном. Не каждый справится. Так что нормальная цена за техническую статью по всем правилам СЕО. Ну чуть дешевле. от 1000 до 1300 за 1000 с.б.п. Тут главное - без занудства. И лонгриды всем поднадоели. Я вот например статью выше не смогла дочитать - скучно. 

Ответить
Развернуть ветку
Максим Пряник

Что за правила сео?

Ответить
Развернуть ветку
Елена Власенко

SEO-оптимизация текста под поисковые запросы.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Пряник

Я понял, правила то какие?

Ответить
Развернуть ветку
Елена Власенко

ну от копирайтера требуется в 1 очередь, чтоб грамотно сипользовал ключи в тексте.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Пряник

Грамотно это как? Измерить можно?

Ответить
Развернуть ветку
Елена Власенко

С точки зрения СЕОшника измерить можно (частотность и др. параметры), а с точки зрения копирайтера — никак. Лучше всего, если ключи видны только ботам ПС, и незаметны посетителю сайта.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Пряник

А как сделать, чтобы ключи в тексте были заметны только ботам пс?

Ответить
Развернуть ветку
Olga Rode

Их надо органично вписывать в канву текста. Чтобы не резало глаза. Например, ключ "Авито Нижний Новгород вывоз мусора". Не надо так: "Предлагаем на Авито Нижний Новгород вывоз мусора по низкой цене". Надо хотя бы так: "Мы не посредники, но работаем через Авито – Нижний Новгород, вывоз мусора стал недорогим, быстрым и простым!"

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Темченко

Осталось дело за малым.. составить адекватное тз

Ответить
Развернуть ветку
Olga Rode

Это часто боль, да. Во многом помогает бриф с вопросами от копирайтера.

Ответить
Развернуть ветку
Olga Rode

Если ещё нужен такой автор - обращайтесь. 

Ответить
Развернуть ветку
Анна Линнден
Автор

Можно заглянуть в портфолио) другое дело, что в портфолио могут быть и чужие тексты, и статьи, которые редактор или клиент наполовину переписал. Конечно, это редкие случаи, но все же они есть.

Ответить
Развернуть ветку
89 комментариев
Раскрывать всегда