{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Отпишитесь от новостей, перестаньте волноваться: несколько правил гигиены для информационного века

Материал издания Reminder.

John Tuesday / Unsplash

Писатель Дэвид Фостер Уоллес начал свое знаменитое выступление перед выпускниками Кеньон-колледжа с притчи.

Плывут две молодые рыбы. Навстречу — рыба постарше: «Привет, ребята. Как вода сегодня?» Молодые рыбы поздоровались, чуть отплыли, и одна спрашивает другую: «А что это такое — вода?»

Я очень люблю эту речь Уоллеса и слушал ее несколько раз: тот редкий случай, когда выпускникам не просто дают набор банальных советов, а указывают на действительно глубокую истину. Уоллес говорит недавним студентам о том, что смысл подлинной интеллектуальной свободы «в окопах взрослой жизни» — в осознанном выборе своих поступков и мыслей, в том, чтобы не действовать на автопилоте — так, как предлагают общество, религия, университетское образование или собственное раздутое эго, которое кажется центром Вселенной. Первый шаг к этому — заметить, что вы живете на автомате. Заметить среду и то, как глубоко вы погрузились в нее. Заметить воду.

Метафора с водой подходит и для описания отношений современного человека с информацией. Как рыбы из притчи не чувствуют среду, которая их окружает, так и мы не чувствуем информационный фон, в который погружены. Мы достаем телефон, как только садимся в метро, тянемся к нему при малейшей паузе в работе, глядим не на дорогу, а в экран, когда идем по улице, — что, между прочим, довольно опасно: один японский город даже ввел в прошлом году запрет на использование смартфонов пешеходами. Японцы во многих технологических вещах обгоняют мир, у них теперь есть слово, обозначающее пешехода, смотрящего в телефон. В английском таких людей иногда называют smartphone zombie.

Но опасность заключается не только в том, что не глядящий на дорогу пешеход может попасть под колеса автомобиля или нажить себе проблемы с позвоночником. Известный российский нейробиолог Вячеслав Дубынин считает, что хаотичное потребление информации с целью развлечь себя или занять свободные часы — это поведенческое нарушение. На каждую новость, картинку, твит, пост или короткое видео мозг реагирует выбросом небольшой дозы дофамина — сигнальной молекулы, которая вообще-то нужна, чтобы подкреплять положительными эмоциями процесс обучения. И дело, конечно, не в том, что у вас в итоге закончится дофамин — Дубынин предупреждает о другом: ваши ментальные силы, энергия, движение пропали в этот момент зря, потому что из всей увиденной вами информации ничего не сохранится в долговременной памяти. А именно долговременная память — это то, «чем мы думаем, откуда идет наша личность». Получается, выбор такой: вы либо развиваетесь как личность, используя для этого свое внимание и ментальные силы, либо тратите их впустую.

Есть и другие последствия чрезмерного использования смартфонов, соцсетей и новостей — от увеличения риска депрессии и тревожных расстройств до роста разобщенности, поляризации в обществе. Недавно исследователи проанализировали частотность вхождения фраз, связанных с депрессией, беспомощностью, пессимизмом, в книгах и других публикациях на Google Books за последние 125 лет. Если смотреть на этот показатель, то можно заключить, что психологическое состояние человека сейчас хуже, чем когда бы то ни было. И исследователи отмечают, что резкое ухудшение совпало с началом распространения смартфонов и соцсетей.

Я не спешу обвинять соцсети и медиа во всех человеческих бедах. Упомянутые исследования и аналогичные им работы нередко критикуют за несовершенство методов — в конце концов связь между использованием смартфона и депрессией может быть опосредованной: человек, погруженный в гаджеты с утра до поздней ночи, меньше проводит времени на улице, хуже спит, менее физически активен и так далее.

Я лишь хочу указать, как в притче Уоллеса, на воду — поставить вопрос: а замечаем ли мы то, что делаем на автомате? И зачем мы это делаем?

Новости

До появления смартфонов, социальных сетей и мессенджеров было не так много людей, постоянно следивших за новостями — на ум приходят разве что биржевые трейдеры, сидевшие перед большими мониторами, на которых сверху вниз сыпались заголовки. Если заголовки были выделены красным цветом — значит, произошло что-то важное. Когда движение цен на рынке и твой доход зависят от событий в мире, лучше ничего не пропускать.

Так было в 1980-е, 1990-е, 2000-е. Но потом незаметно для себя мы решили, что нам тоже нужны новости в режиме онлайн. Мы стали подписываться на твиттер и телеграм-каналы новостей и изданий о происшествиях, включать пуш-уведомления и проверять сообщения по несколько раз в день. Возможно, этот переход случился во время большого теракта, или масштабной акции протеста, или Чемпионата мира по футболу. Сначала нами двигало вполне объяснимое любопытство — интерес к конкретному событию, но событие заканчивалось, а новости оставались. Каждое новое сообщение подкидывало маленькую дозу дофамина. Я не буду называть это зависимостью, чтобы не ставить на один уровень с более тяжелыми привязанностями, но проверьте себя: какая мысль возникнет, если вы решите прямо сейчас отписаться от новостного канала? Скорее всего — «А вдруг я пропущу что-то важное?»

Правда заключается в том, что не пропустите. Часто ли происходят события, о которых необходимо знать в момент их появления? Три раза в день? Тысяча в год? Я бы сказал: несколько раз в жизни. Неожиданное стихийное бедствие, смена власти, военные действия, резкое падение курса валюты. Сложно даже придумать, что еще может иметь значение. Возможно — какие-то профессиональные события, которые могут повлиять на вашу работу: уход важного клиента, перемены в руководстве, банкротство конкурента. И — конечно, события, происходящие с близкими: рождение ребенка, болезни и смерти. Но чтобы узнать об этом, не нужно подписываться на телеграм-каналы и твиттер.

Решение

Шаг первый. Если вы хотите расчистить свой день и мозг, отпишитесь от всех новостных каналов. Отпишитесь также от анонимных каналов, паразитирующих на новостях, — они даже хуже обычных новостей, так как распространяют непроверенную информацию и навязывают свою, ничем не подкрепленную, точку зрения.

Шаг второй. Перейдите на медленное потребление новостей. Открывайте любимый новостной сайт или почтовую рассылку один раз в день. Уже через неделю вы поймете, что не теряете ничего важного, что вы в курсе всех основных событий и можете поддержать о них разговор. А если вы пропустите очередной скандал с участием Ксении Собчак — то дадите вашим более осведомленным собеседникам прекрасную возможность поделиться этой новостью. Сделаете им приятно.

Вы станете замечать воду, в которой все плавают.

Негативные новости

Всем известно, что медиа предпочитают рассказывать о событиях негативных — это подтверждено многочисленными исследованиями, проведенными в разных странах. Есть также исследования, указывающие на то, что и сами потребители предпочитают негативные новости, хотя в опросах и настаивают на обратном.

Одна из самых ярких иллюстраций особенности подхода медиа к информации — сравнение истинных причин смерти и тех, о которых рассказывают в СМИ. Настоящую угрозу человечеству представляют не терроризм и убийства, а инфаркт и инсульт. Но о них рассказывать скучно.

Негативные новости увеличивают тревожность, могут служить причиной плохого сна, но самое главное — они, как в примере со смертностью, создают искаженную картину мира.

Среди негативных новостей особняком стоят человеческие трагедии и несчастья. Пожар в доме престарелых. Сбитый на пешеходном переходе ребенок. Несправедливо брошенный в тюрьму активист. Особенно сильно действуют новости с видео, а поскольку камеры сейчас есть везде и у всех, то шокирующие видео льются нескончаемым потоком.

Реакция на чужие страдания может быть разной: от безразличного любопытства, с которым люди смотрят видео автомобильных аварий, до эмоционального сопереживания, заставляющего делиться новостями в соцсетях, обсуждать их, призывать виновных к ответу. Сопереживание кажется самой нормальной реакцией. Но когда мир переполняется человеческими трагедиями, а сердце — ужасом, злостью и отчаянием, жить становится непросто.

Решение

Лимит на сострадание. Мне кажется, что наш мозг не приспособлен адекватно реагировать на бесконечное число трагедий. У него есть лимит. Наверное, этот предел у всех разный, и есть исключения: создатели благотворительных фондов, спасатели, некоторые врачи и священники — одним словом, те, кого иногда называют святыми.

Я не пропагандирую моральную черствость и безразличие — я говорю о том, что было бы разумно сопоставлять сострадание с возможностями помочь попавшим в беду, сделать сострадание деятельным. Мы можем сопереживать страданиям близких и людей нашего круга и чем-то помогать им при этом. Как бы вы, например, отреагировали на то, что близкий родственник попал в больницу из-за пьяного водителя? Узнали бы, насколько хороши в клинике специалисты, помогли бы контактами врачей, добивались бы справедливого наказания для виновника аварии. Почему не распространить это правило и на другие несчастья? Если вы видите, что сгорел дом престарелых, и вас это возмущает — сделайте что-то: напишите запрос местным властям, перечислите деньги родственникам, поддержите благотворительный фонд, помогающий хосписам. Если вы не способны на это, то что добавляет в вашу жизнь информация о страданиях? Сам факт, что нам теперь открыты множественные несчастья — благодаря быстроте и связям интернета — не означает, что эта информация нам нужна.

Сместите свой фокус с новостей на тренды. Такой совет дал главный оптимист современности, американский психолог и автор бестселлера «Лучшее в нас» Стивен Пинкер в интервью Reminder. Он не предлагает отгораживаться от плохих новостей, а советует найти способ добавить к ним «хорошие», чтобы получилась полная картина. Поскольку о хороших новостях медиа рассказывают редко (см. выше), Пинкер советует подписываться на информационные ресурсы, которые специализируются на сборе данных (его выбор: ourworldindata.org или HumanProgress.org). Статистика — это уже обобщенный результат, в нем заключены и хорошие, и плохие новости. Вот, например, статистика гибели на дорогах России:

Она снижается. При этом да, каждая новая смерть — это чья-то трагедия. И здоровой реакцией на нее было бы какое-то ваше действие, которое поддержит имеющийся тренд.

Кто выбирает?

«Нам достался непростой мир», — говорит профессор Дубынин о сегодняшнем избытке информации. Но в нем легко навести порядок — если понимать, что окончательное решение о потреблении всегда за вами. Технологии дали нашему поколению фантастические возможности — звонить по видео на другой конец света, заказывать еду или такси одним нажатием кнопки, диагностировать болезни, не выходя из дома, находить в Сети нужные данные и инструкции, учиться и познавать мир. Что объединяет все перечисленное? Эти действия мы совершаем по собственной воле: сами решаем, когда вызвать такси, когда записываться на урок английского и когда искать инструкцию от сломавшегося холодильника.

Доступность информации не означает, что она нужна. Нематериальность информации не означает, что она безвредна. Возьмите управление информационными потоками в свои руки — это высвободит время и энергию на что-то действительно важное.

А какой у вас подход к чтению новостей и Telegram-каналов?

0
75 комментариев
Написать комментарий...
Denis Smirnov

Спасибо, но уже отписался от новостей и ваш пост не стал читать. 

Сижу на цифровой диете, читаю только комменты! 

Ответить
Развернуть ветку
Хлоргексидин

Пусть мой плюсик насытит твой мозг дофамином

Ответить
Развернуть ветку
Denis Smirnov

Спасибо, Хлоргексин!

Ответить
Развернуть ветку
72 комментария
Раскрывать всегда