{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Байкал: русские сезоны. Как изменился туристический трафик в 2020-2021?

Мало кто знает, что в доковидные годы количество русских туристов на берегах Байкала было крайне мало по сравнению с иностранцами. Называют разные цифры, единой статистики нет.

По моим личным наблюдениям лишь 5-7% всего въездного турпотока на Байкал составляли русскоговорящие гости, причём в тематическом сегменте – разного рода тренинги, ретриты, корпоративные мероприятия.

Конечно, жители Иркутской области и республики Бурятия традиционно проводят выходные и отпуска на байкальских берегах, но это совсем другое дело. Речь именно о гостях региона.

Для иллюстрации скажу, что, например, в разгар лета или зимой в ледовый сезон на острове Ольхон услышать русскую речь на экскурсиях было практически невозможно. Мы, гиды, когда на денёк возвращались из тура домой в Иркутск, часто с трудом вспоминали как по-русски попросить залить полный бак на заправке.

Характерно, что зимний и летний сезоны раньше чётко сегментировались по странам. Лёд Байкала (февраль-март) был периодом паломничества для туристов из Китая и Юго-Восточной Азии (Тайланд, Гонконг, Сингапур, Индонезия, Малайзия и др.)

Весенне-летний Байкал больше привлекал европейцев – они любители трекингов, дикой природы, больших и безлюдных пространств.

А что же с русскими туристами? Почему их было так мало? Я вижу три основных причины.

Во-первых, Байкал – это далеко от центральной и европейской части страны. Дорогой авиаперелёт, недешёвое проживание, смена часового пояса – всё это не в пользу Байкала, особенно в сравнении с Турцией, Италией и прочими Грециями.

Во-вторых, Байкал – это Россия. Не так престижно, как отдохнуть в Европе. И ещё – это всегда успеется, «своя же страна».

В-третьих, Байкал – это непонятно. Какой там сервис? Всё ли включено? Где жить, что есть и главное – кому предъявлять претензии, если что? И принято ли их там предъявлять?

К слову о сервисе – иностранец, он же неприхотливый. Особенно европеец – путешествует небольшими группами по 2-3 человека, живёт чаще в хостелах. Отсюда складываются и требования к инфраструктуре – на том же Ольхоне до недавнего времени преобладало летнее размещение типа «полублаг» с туалетом на этаже или в отдельном корпусе.

Отлично помню, как разговорился с гостьей из Великобритании. Оказалось – известная дама в высоких чинах, из аристократов. Жила в хостеле, всё на «минималках». Выяснилось – дело не в экономии, а в желании получить новый опыт. Пообщаться с разными людьми. Ведь хостел в Иркутске – это как международный фестиваль: языков, культур, мировоззрений, политических взглядов.

Транспорт опять же – группы маленькие, нет смысла нанимать отдельный трансфер, гид везёт гостей на своей машине, какая есть. 20 лет автомобилю? - ок! Праворукая японка – годится! Весело было.

И вот – пандемия. Границы на замке. Мы притаились. А зря! Оказалось – рано зачехляться. Куда ехать в отпуск внутри России? На Байкал! Где всегда хотели побывать, да откладывали? На Байкале! И понеслось….

Уже с июля 2020, когда потянулись первые группы соотечественников, мы поняли, что мир никогда не будет прежним. Пожалуй, главное, что сразу бросилось в глаза – большие группы. Тех, кто работал с китайскими туристами, было не удивить – там всё измерялось автобусами… Остальные же начали постепенно «переобуваться» под новые условия. Лично я раньше работал с группой максимум 7 человек – это тайцы, вполне типично для них, но зимой. Остальные же месяцы – группы по 2-3 человека. А тут первая заявка – сразу 20 человек…

Оно понятно, русские туристы начали пробовать Байкал в составных турах, через тур-агрегаторы, федеральные турагентства. Формат сильно изменился особенно тогда, когда поняли, что теперь это - перспектива на ближайшие несколько лет. Инфраструктура тревожно вздрогнула. И начала меняться – стали появляться транспортные компании, перестраиваться места размещения, появляться стандарты качества.

Индивидуальные туры для 2-3 человек стали штучным товаром, сословие «гид-водитель» стремительно сокращалось, возросла ценность «поставленного» голоса или, как минимум, наличие звукоусиливающего устройства. Пришлось переучивать экскурсионную «мат.часть» - известно же, что подача информации на разных языках строится по-разному – грамматика, словарный запас, интерпретация… Отлично помню, как сам «тупил» на первой русской экскурсии – тяжело на ходу переводить слова с английского и перестраивать стилистику подачи.

Что же до самих русских туристов... Первый год был сложным. Сначала многие, пеняя на безысходность, изрекали сакральное «это только из-за пандемии, так бы вообще к вам не поехали, чё тут делать». У меня таких было буквально два человека, но коллеги жаловались.

Такой ещё фактор – группы сборные, большие, от Калининграда до Владивостока. Люди разные, скорости разные, ожидания разные. Всем приходилось подстраиваться. Не каждому это нравится, хватало острых углов. Сибирь – не Европа, тут один в поле не воин: расстояния большие, сложная логистика, сервис на минимуме. На тур влияет множество факторов – от погоды и высоты волны в Байкале до настроения хозяйки гостевого дома… И гиду нужно всё заранее предвидеть, проверить и уместить в тайминг. Это иностранец смолчит, если что вдруг не так, а русский турист спросит сполна. И правильно!

Другая сторона медали – туроператоры. С профессионалами всё замечательно – перевели стрелки, подготовили маршруты, наладили связи с местными гидами, транспортниками. Сложнее с инста-блогерами, которые самостоятельно везут свою паству на Байкал. Там подход совсем иной, вроде «сначала ввяжемся, а там разберёмся». Отсюда масса проблем: искусственно завышенные ожидания, незнание местности и истории региона, непонимание аспектов логистики и часто отсутствие элементарного трэвел-этикета.

Примеров тьма: сходить в туалет в самом красивом и посещаемом гроте, забраться на вершину сакральной скалы, к которой даже подходить запрещено, лопнуть дюжину хлопушек на льду, после чего пластиковые конфетти разлетаются повсюду, сломать наплесковый лёд, раскрасить краской прозрачные ледяные торосы, расписать своими хэштегами белоснежные мраморы….

Но, справедливости ради, надо сказать, что сами туристы чаще и не виноваты – всё объяснить и правильно настроить группу это задача организатора.

И, пожалуй, главное – всё-таки в большинстве своём наши соотечественники умеют отдыхать. Знаете, раньше часто наблюдал - те же китайцы больше путешествуют в формате «check-in travel»: привезли на точку, вышел, сфотал, едем дальше. Русские туристы впитывают всё вокруг – красоту природы, информацию о регионе, культуре и обычаях. Они равно интересуются и точными цифрами, и городскими байками. Это, конечно, очень вдохновляет!

Так что, дорогие россияне – welcome на Байкал!

Кому интересно – заходите в телеграм-канал о Байкале. Там мы рассказываем о Байкальском крае, делимся историями из жизни байкальских гидов, размещаем фотографии из туров и полезную информацию о путешествиях на Байкал.

0
52 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Domashevsky
Автор

Да, иногда подбрасывают. Думают, что не сезон. У нас "не сезона" практически не бывает

Ответить
Развернуть ветку
49 комментариев
Раскрывать всегда