Что не так с образованием в России: что я понял, пока 5 лет создавал самую сильную в мире команду по робототехнике
Привет! Это Николай Пак. Я основатель детской школы дополнительного образования «Лига Роботов». Десять лет назад мы тешили свое эго и создавали токсичную среду, где главное — победа и кубки, а не дети и их развитие. Но после одного провала все изменилось.
Рассказываю, что произошло и почему победы придут сами, если соблюдать главный секрет обучения детей. Спойлер: родители, государство и другие школы дополнительного образования о нем почти всегда забывают.
От новичков до чемпионов России за полгода
Вместе с партнерами мы основали «Лигу Роботов» в 2011 году, когда учились на магистратуре в НГТУ. И уже в первые месяцы решили создавать спортивные команды по робототехнике, участвовать в соревнованиях. Логика простая: если ты обучаешься любой дисциплине, нужно конкурировать с другими. Без вызова и соперников невозможен рост.
Самым престижным соревнованием в стране на тот момент был «РобоФест». На такие чемпионаты едут спортивные команды из школ, университетов и секций. Задания плюс-минус одинаковые: построить робота, который решит определенную задачу. Это может быть гонка на скорость, перетаскивание предметов, футбол и др.
На «РобоФесте» мы участвовали в разных категориях. Всего команда состояла из девяти детей, которые на тот момент занимались у нас не больше полугода. А это даже не срок, потому что сейчас дети ходят к нам в среднем по три года. Но даже тех шести месяцев обучения было достаточно, чтобы стать лучшими: ребята занимали почти все призовые места в разных номинациях.
Тогда нам и предложили выступить на World Robot Olympiad, где соперники — лучшие команды со всех концов света, а не России. Почему бы и нет?
Были как русские футболисты: разрывали внутри страны, но на мировом чемпионате — фейспалм
Я был уверен в нашем уровне, и на следующий год мы полетели на World Robot Olympiad в Малайзию. Наша команда старшей возрастной группы была как Нео из «Матрицы»: тренеры закачали в ребят все крутые навыки робототехников. Они кодили на Arduino и Raspberry Pi, изучали текстовые языки программирования, разбирались в Linux. Правда, и тренеры были Морфеусом: так сильно хотели результата, что давали сложные вещи раньше времени, порой кодили за учеников, вместо того, чтобы объяснять.
В течение десяти месяцев команда собирала и программировала робота с помощью тренеров на наборе LEGO, чтобы он четко и быстро справился с задачей на чемпионате. Что нужно будет делать командам, организаторы объявляют заранее. В этот раз роботу нужно было собрать пирамидки определенного цвета и переместить их на нужные поля.
Я не сомневался, что наша команда возьмет золото, потому что навыков было предостаточно, а LEGO — это слишком просто. Но мы проиграли и среди ста команд заняли пятое место с конца.
Поняли, что ничем не отличаемся от обычной российской школы
Наборы LEGO — это просто, а «Лига Роботов» — тот самый Нео из «Матрицы», лучше всех. Мы допустили эти мысли в голову, за что и поплатились: с треском провалились на чемпионате.
В те времена мы были как «типичный родитель». Иногда программировали робота за детей во время подготовки к соревнованиям вместо того, чтобы помогать им самим искать решения. Давали сложный материал раньше времени. Были ориентированы на результат, хотели только призовых мест.
Совсем как в школе: получай тройбан, переходим к следующему параграфу. Какая разница, что ребенок не все понял? У нас ведь есть программа.
Но мы все изменили.
Дали детям право свободно факапить. Тренер не должен работать за команду, объяснять вопросы, на которые ребенок может ответить сам. Задача у тренера — мотивировать и помогать в сложных моментах. Ребенок может собрать робота неправильно. Ну и пусть — допустив ошибку, он запомнит ее и больше не повторит. Возник вопрос — обратись к Гуглу. Учись искать нужную информацию и применять ее на практике. Только если не получится найти самому — к преподавателю.
В других школах роботехники все наоборот: роботов собирают учителя, они же дают детям готовые ответы. Нет никакого преодоления. Дети в итоге хуже усваивают материал, лишь поверхностно знакомятся с дисциплиной.Сейчас у нас занимается 25 тысяч детей по всей России.
И вот обычный сценарий: приходит ребенок капризным, с плохим поведением за пределами уроков. У нас он ошибается, но преодолевает трудности одну за другой. Мы наставляем, даем теорию, помогаем, если возникают сложности. Но ребенок работает сам. У нас он понимает, что обучение — это его зона ответственности.
Через пару лет капризы и лень пропадают. Появляются дисциплина, способность и желание самостоятельно решать проблемы. Дети не скидывают неудачи на других. Они принимают ошибку, исправляют ее и идут дальше.
Никаких сольных партий, только хардкор групповой работы. Иногда родители требуют, чтобы у ребенка был отдельный набор для сборки робота и он работал сам, а не в группе. Но в таком случае ученик теряет шанс прокачать навыки командной работы и коммуникации.
В будущем будет сложнее работать с коллегами и партнерами: договариваться, решать проблемы, находить идеи, делегировать и доверять. В одиночку человек способен на многое, но команда сделает больше, быстрее и лучше.
В «Лиге Роботов» дети работают в парах. Так они не только дополняют друг друга, но и прокачивают свои слабые стороны. Ведь кто-то хорош в сборке робота, кто-то в алгоритмах. И иногда проще, когда сложный момент тебе объясняет ровесник, а не преподаватель.
Отказались от экспресс-обучения — синонима поверхностных знаний. Образовательный тренд на тренировку скилов все больше захватывает Россию. Курсы, тренинги, марафоны проходят все подряд. Но когда тебя учат определенному навыку за неделю, день или пару часов, то помогают решать лишь механические, шаблонные задачи. Мы же учим мыслить. Кроме того, минимум времени, чтобы провести нормальное занятие по робототехнике, — 2,5 часа. Этого достаточно, чтобы ребенок узнал теорию, сам собрал робота, порешал задачи на алгоритмы. И еще у него остается свободное время, которое он тратит на творчество: собственные проекты и эксперименты.
Вот почему я не доверяю школам, которые учат детей робототехнике по 45 минут. Этого просто недостаточно, чтобы научить хоть чему-то стоящему. Поэтому я против тех, кто ориентируется на развитие скилов. Они дают навыки, а наша методика развивает у детей мышление.
Спокойно шли к победе, но все испортили журналисты
Мы отказались торопить события и давать сложные блоки информации раньше времени. Ребята из команды «Лига Роботов — Бином» кодили сами, а тренеры были в стороне: помогали, если было необходимо.
Следующие четыре года команда из Новосибирска ездила на World Robot Olympiad и не занимала призовые места, но становилась с каждым чемпионатом все лучше, пускай и менялся состав. В разные годы в состав команды входили ученики старших классов и вузов из Новосибирска.Взять золото во взрослой категории она могла уже в 2016 году. Соревнования проходили в три этапа с классическим заданием: сбор фигур и их перемещение в нужные поля. Первые два раунда мы занимали верхнюю строчку: наш робот был быстрее, он четко выполнял задачу. Другие команды уже поздравляли нас с заслуженной первой победой.
Но в финальном раунде, где в новом заезде соревнуются топ-8 лучших команд, наш робот сбился из-за инфракрасного излучения от аппаратуры СМИ. Надо было подать апелляцию, но команда не стала этого делать. Эта история еще больше сплотила ребят, по-спортивному их обозлила.
Стали первой командой из России, которая взяла золото взрослой категории
В 2017 году чемпионат мира проходил в Коста-Рике. Задание кажется простым: сделать роботом пирамидки из трех фигур одинакового цвета и перенести их на совпадающие цветовые поля. Сами элементы разбросаны по площадке. Как именно это сделает робот — не имеет значения, но нужно уложиться в две минуты.
Мы справились лучше и быстрее 9 000 команд из 92 стран. Кроме того, стали единственными в мире, кто справился с дополнительным заданием. В чем его суть: те же пирамидки и поля, но меняется расположение фигур. Заранее невозможно написать код, все нужно делать на месте. Тренеры помочь не могут, интернета нет. Только команда, робот и код. Я уверен, что ребята справились с этим «сюрпризом», потому что последние пять лет они все делали сами. А тренер просто был рядом.Вы видите не юркого чемпионского робота, а результат мышления наших воспитанников, итог долгого пути, который научил нас доверять силам и способностям наших учеников
Осознали, как можем помочь пустыне российского образования
Через год в Таиланде мы взяли Гран-при мирового чемпионата, подтвердили статус лучших. Пять лет — столько нам понадобилось времени, чтобы стать одной из сильнейших команд мира без любой сторонней помощи. В погоне за чемпионством мы сами допустили ошибки. Забыли об онлайн-формате и других направлениях образования. Сейчас исправляемся: создаем кружки геймдева, игры с образовательным контентом, безопасную зону интернета для детей. В ближайшем будущем откроем своими силами филиал в Москве.
Спустя 10 лет охоты за кубками мира мы будто в самом начале. Впереди еще больше поражений, трудностей, но в то же время побед и достижений. Но дальше будет проще. Мы уже все это проходили.
Считаю, что робототехника — это лучший инструмент передачи знаний. Здесь необходимо использовать несколько дисциплин: математику, физику, информатику, электронику, мехатронику и другие смежные науки. А еще это практика: можно все пощупать, своими руками собрать, проверить гипотезы, повторить эксперимент.
Отдам миллион любому, кто победит меня в споре
Девять лет назад я подшучивал над наборами LEGO. Думал, что это игрушка. Сейчас наоборот: готов дать миллион рублей тому человеку, который в научном споре докажет мне, что LEGO — это не робототехника. Может, кто-то готов рискнуть? Пишите в комментариях, обсудим детали дуэли.
Комментарий недоступен
Вопрос в том, что задание - вроде невероятно лёгкое - подумаешь пирамидку нужного цвета поставить в матрешку. Но в этом и есть философия познания - оболочка легкая, начинаешь копать вглубь и 8-классникам, 10классникам уже надо знать пропорционально-интегрально-дифференциальные регуляторы, причем их понимать (гарантирую, что на 3 курсе Теории Управления НГТУ весь поток в 300 человек никто не понимал ПИД-регуляторов, логарифмических всяких исчисления и прочего), фильтры Калмана, watchdog таймеры, параллельное программирование, алгоритмы, графы, вычисления массивов и прочее.
Мы же с этого и начали - Мы уже умеем в линукс, в текст, в ардуинки, распберри - что нам это соревнования на игрушке-Лего ДАХХХА. А вот что - мы не понимали сути. Там все перевёрнуто в правильном порядке - сейчас оболочка кричит сильнее содержания в 100 раз, у них - оболочка - детская, содержание на 10 ВУЗов
Лол, херовина из 5 радиодеталей НЕПОСТИЖИМА.
Для вас и из одной, спорим? )
Я с 12 лет софт строгаю и даже что-то для ROS выкладываю. Почему то люди звездочки на гите ставят за всякое там в BLDC контроллерах и впихивание расчетов моментов инерций робота STM F103. Так что язычок стоит прикусить, ТАУ я сдал на твердую 5.
Рад за вас, но судя по вашим комментариям, вы явно не тот, за кого себя выдаете. Но не суть - лучше приезжайте, победите нас, а? Раз вы такой 12летне крутой и АЖНО под ROS писали!
Будет определение - будут и победы, щаз бы ехать для того, что бы вам известности добавить, а не для победы
Я понимаю (без шуток) скепсис и сам на всяких ММСО просто потрясен уровнем деградации именно доп образования - всякие мальчики в шортиках выбегают и говорят что и как надо сделать. Тут просто, правда, вы нас перепутали с такими - скорее всего из-за того, что мы не писали текст сами (чукча, правда, не писатель) и он сформирован - мне самому не очень понравилось как, но посыл, по-моему, ясен.
1. WRO - это фактически олимпийские игры и есть - участвуют с 2004 года все страны (94) 7000 участников, делают сложных роботов, действительно сложных - eurobot нервно курит в сторонке по уровню вовлечения, состязательности. У нас много умных ребят (типо студии ТРИК, РТК из Питера) тоже считали это всё баловством - пока не приехали и не заняли так же как и мы последнее место на них.
2. Про достижения - после вот этих вот игрушек наши ребята делают вот такое https://www.google.com/search?q=cognitive+pilot&newwindow=1&sxsrf=AOaemvL6rg8MrTq5uBIXg9IiCtWp3Fi7Ag:1631785436945&source=lnms&tbm=vid&sa=X&ved=2ahUKEwin9cW6moPzAhWCtYsKHfshC08Q_AUoA3oECAEQBQ&biw=1536&bih=754&dpr=1.25 - или тоже будете спорить, что они ничего не знают, по сравнению с вами?
Комментарий недоступен
и?
Причем тут скепсис ?
Есть задача - выиграть миллион рублей, есть некий зонтичный термин "робототехника", который может значить в вашей голове что угодно. Зачем мне вообще ехать, если у меня не будет шанса опровергнуть ваше утверждение, потому что вы, например заявите - "робототехника это все, что имеет отношение к роботам". И ? Подобное опровергнуть просто нельзя. Ну и зачем мне жечь свои ресурсы, заранее зная, что такая возможность есть ?
Единственная возможность - получить определение, договориться о используемой логике высказываний и на основании аргументов (заранее не известных сторонам) с помощью логики выявить победителя. В промежутках можно выдавать медийку с кучей споров и визгов.
P.S. Лично и буст и EV3 ребенку купил и мы там монотонно FSM поизучали, но ему пока не особо интересно, это если ходят мысли про то, что я против лего кирпичей. Я не против, я мильен хочу.
Речь, конечно, о настоящем споре - так как Ленин спорил в начале века - битва почти без правил, но с правилами, которые диктует социум (Как образуются тропинки в лесу - по правилам? По википедии? Или социум сам понимает, что там лучше и правильно и их сам и создаёт - без всякой, заметьте, википедии, без жюри-оценщиков)
И что-то тут напоминает - сделайте мне критерии, по которым я точно пойму, что выиграю - тогда im in ) - не, так не получится. Чувствуете свою правоту (как я, причем всегда почти) - вперед в неизведанность бороться.
А вот тут я и поймаю - сами же написали про "НАУЧНЫЙ СПОР", так вот нынче это делается на аргументативной философии. А учитывая, что развитие она получила так где-то в 60-х годах 20 века разговоры про Ленина бессмыслены. За позитивизм вида - "Я ТАК ЩЕТАЮ КОРОЧ" давно уже просто перестают слушать. И мне не нужны критерии, я их НЕ ПРОСИЛ, не подменяйте. Мне нужно то, вокруг чего можно строить аргументацию - четкое определение "РОБОТОТЕХНИКИ". Т.к. как вы его не даете, выглядит так, что вы недалекий позитивист начала 20 века. Давно уже с таким не спорят, да.
P.S. Ща начнется про "дакажи, что сичас так новучный спор строится". Намекаю - у меня уже есть аргументы.
Что там у вас ЩА НАЧНОЦА не вкурсе - это ваша химия, не интересно.
То, что вы считаете про Ленина и его споры - тоже, образовывайтесь, позитивизм тут ни при чем, кстати, вообще.
Про Научный спор не подловили - нигде не говорил, что отказываюсь от научного спора - строго наоборот. Только ваше определение научного спора не правильное - оставьте ваши жалкие потуги сделать условия, которые бы вас устроили и в которых вы бы сказали - о, тут я выиграю - окей. Это не так работает - спор - так спор, уверены? Вперед. В процессе договоримся об условиях.
Не готовы - хватит сотрясать воздух?
А ну вот, наконец-то, предсказанное шулерство началось - ваше "определение неправильное, вы должны были угадать, что я про Ленина, РЯЯЯЯ".
Нет, дружок, коли ты даешь словосочетание "начуный спор" без дополнительных дефиниций - используем типовое НАУЧНОЕ "scientific arguments". Где обязательным является гипотеза, выводы из нее и проверка существования выводов.
Гипотеза - Лего есть РОБОТОТЕХНИКА
Выводы - Полностью зависят от того что есть РОБОТОТЕХНИКА
Но разумеется (sic!) тут шулер думает, что может менять что-то на ходу, как уже сделал с НОВУЧНЫМ СПОРОМ, который оказался тем, что делал Ленин больше сотни лет назад. Да, да именно так.
Вы, видно, до того привыкли подобные вещи вещать детям, что уже берегов не видите и взрослым продать подобное пытаетсь.
Ну и до кучи - пятый раз "определение термина" превращается в "условия удобные вам". Вы страдаете избирательной дислексией ?
Вы чем-то страдаете явно, не я - я уже все сказал - хотите спорить - го поспорим, не тут, разумеется. И это будет научный спор, ваш словестный припадок вообще неясен, что случилось
Научный спор на базе гипотез, выводов из гипотезы и подтверждений существования выводов ?
https://www.google.com/search?q=%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80&oq=%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80&aqs=chrome..69i57j0i271l2j69i65j69i61l2j69i65.1393j0j7&sourceid=chrome&ie=UTF-8 - всяких определений много - тезис, антитезис, синтез, я бы сказал, скорее.
Ну я там между кроссвордов нашёл про доказательства, да. А ещё у меня есть ссылка без кроссвордов - https://www.google.com/search?q=scientific+arguments&oq=scientific+arguments&aqs=chrome..69i57j35i39j0i22i30l3.5841j0j7&client=ms-android-huawei&sourceid=chrome-mobile&ie=UTF-8
Где явно говорится про выводы из гипотезы и проверки объективного существования выводов. Но нет, хотим как сто лет назад срачи, вместо типового процесса.
Откуда вы взяли, что сто лет назад были срачи ? По-моему срачи в вашей голове и только.