{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Что не так с образованием в России: что я понял, пока 5 лет создавал самую сильную в мире команду по робототехнике

Привет! Это Николай Пак. Я основатель детской школы дополнительного образования «Лига Роботов». Десять лет назад мы тешили свое эго и создавали токсичную среду, где главное — победа и кубки, а не дети и их развитие. Но после одного провала все изменилось.

Рассказываю, что произошло и почему победы придут сами, если соблюдать главный секрет обучения детей. Спойлер: родители, государство и другие школы дополнительного образования о нем почти всегда забывают.

Сначала мы с партнерами грезили кубками. Считали, что только победы на соревнованиях могут доказать, что «Лига Роботов» лучше остальных

От новичков до чемпионов России за полгода

Вместе с партнерами мы основали «Лигу Роботов» в 2011 году, когда учились на магистратуре в НГТУ. И уже в первые месяцы решили создавать спортивные команды по робототехнике, участвовать в соревнованиях. Логика простая: если ты обучаешься любой дисциплине, нужно конкурировать с другими. Без вызова и соперников невозможен рост.

Самым престижным соревнованием в стране на тот момент был «РобоФест». На такие чемпионаты едут спортивные команды из школ, университетов и секций. Задания плюс-минус одинаковые: построить робота, который решит определенную задачу. Это может быть гонка на скорость, перетаскивание предметов, футбол и др.

На «РобоФесте» мы участвовали в разных категориях. Всего команда состояла из девяти детей, которые на тот момент занимались у нас не больше полугода. А это даже не срок, потому что сейчас дети ходят к нам в среднем по три года. Но даже тех шести месяцев обучения было достаточно, чтобы стать лучшими: ребята занимали почти все призовые места в разных номинациях.

Тогда нам и предложили выступить на World Robot Olympiad, где соперники — лучшие команды со всех концов света, а не России. Почему бы и нет?

Были как русские футболисты: разрывали внутри страны, но на мировом чемпионате — фейспалм

Я был уверен в нашем уровне, и на следующий год мы полетели на World Robot Olympiad в Малайзию. Наша команда старшей возрастной группы была как Нео из «Матрицы»: тренеры закачали в ребят все крутые навыки робототехников. Они кодили на Arduino и Raspberry Pi, изучали текстовые языки программирования, разбирались в Linux. Правда, и тренеры были Морфеусом: так сильно хотели результата, что давали сложные вещи раньше времени, порой кодили за учеников, вместо того, чтобы объяснять.

В течение десяти месяцев команда собирала и программировала робота с помощью тренеров на наборе LEGO, чтобы он четко и быстро справился с задачей на чемпионате. Что нужно будет делать командам, организаторы объявляют заранее. В этот раз роботу нужно было собрать пирамидки определенного цвета и переместить их на нужные поля.

Я не сомневался, что наша команда возьмет золото, потому что навыков было предостаточно, а LEGO — это слишком просто. Но мы проиграли и среди ста команд заняли пятое место с конца.

Мы так сильно хотели победить всех и вся, что забыли: мы вообще-то обучаем детей

Поняли, что ничем не отличаемся от обычной российской школы

Наборы LEGO — это просто, а «Лига Роботов» — тот самый Нео из «Матрицы», лучше всех. Мы допустили эти мысли в голову, за что и поплатились: с треском провалились на чемпионате.

В те времена мы были как «типичный родитель». Иногда программировали робота за детей во время подготовки к соревнованиям вместо того, чтобы помогать им самим искать решения. Давали сложный материал раньше времени. Были ориентированы на результат, хотели только призовых мест.

Совсем как в школе: получай тройбан, переходим к следующему параграфу. Какая разница, что ребенок не все понял? У нас ведь есть программа.

Но мы все изменили.

Дали детям право свободно факапить. Тренер не должен работать за команду, объяснять вопросы, на которые ребенок может ответить сам. Задача у тренера — мотивировать и помогать в сложных моментах. Ребенок может собрать робота неправильно. Ну и пусть — допустив ошибку, он запомнит ее и больше не повторит. Возник вопрос — обратись к Гуглу. Учись искать нужную информацию и применять ее на практике. Только если не получится найти самому — к преподавателю.

В других школах роботехники все наоборот: роботов собирают учителя, они же дают детям готовые ответы. Нет никакого преодоления. Дети в итоге хуже усваивают материал, лишь поверхностно знакомятся с дисциплиной.Сейчас у нас занимается 25 тысяч детей по всей России.

И вот обычный сценарий: приходит ребенок капризным, с плохим поведением за пределами уроков. У нас он ошибается, но преодолевает трудности одну за другой. Мы наставляем, даем теорию, помогаем, если возникают сложности. Но ребенок работает сам. У нас он понимает, что обучение — это его зона ответственности.

Через пару лет капризы и лень пропадают. Появляются дисциплина, способность и желание самостоятельно решать проблемы. Дети не скидывают неудачи на других. Они принимают ошибку, исправляют ее и идут дальше.

Раньше основой нашего подхода к образованию был результат и большее количество знаний. Сейчас — постоянная работа над мышлением. Трудный путь, ошибки и ответственность помогают детям самим достигать вершин

Никаких сольных партий, только хардкор групповой работы. Иногда родители требуют, чтобы у ребенка был отдельный набор для сборки робота и он работал сам, а не в группе. Но в таком случае ученик теряет шанс прокачать навыки командной работы и коммуникации.

В будущем будет сложнее работать с коллегами и партнерами: договариваться, решать проблемы, находить идеи, делегировать и доверять. В одиночку человек способен на многое, но команда сделает больше, быстрее и лучше.

В «Лиге Роботов» дети работают в парах. Так они не только дополняют друг друга, но и прокачивают свои слабые стороны. Ведь кто-то хорош в сборке робота, кто-то в алгоритмах. И иногда проще, когда сложный момент тебе объясняет ровесник, а не преподаватель.

Сколько команд по робототехнике в мире состоят из одного человека? Ноль. А сколько успешных компаний запускали и развивали в одиночку? Тоже ноль. Создание любого сложного продукта — это долгий и тяжелый путь, с которым вряд ли справишься в одиночку

Отказались от экспресс-обучения — синонима поверхностных знаний. Образовательный тренд на тренировку скилов все больше захватывает Россию. Курсы, тренинги, марафоны проходят все подряд. Но когда тебя учат определенному навыку за неделю, день или пару часов, то помогают решать лишь механические, шаблонные задачи. Мы же учим мыслить. Кроме того, минимум времени, чтобы провести нормальное занятие по робототехнике, — 2,5 часа. Этого достаточно, чтобы ребенок узнал теорию, сам собрал робота, порешал задачи на алгоритмы. И еще у него остается свободное время, которое он тратит на творчество: собственные проекты и эксперименты.

Вот почему я не доверяю школам, которые учат детей робототехнике по 45 минут. Этого просто недостаточно, чтобы научить хоть чему-то стоящему. Поэтому я против тех, кто ориентируется на развитие скилов. Они дают навыки, а наша методика развивает у детей мышление.

У нас с ребенком есть соглашение: он может собрать все что хочет в свободное время. Это не только открывает у детей второе дыхание, но и учит преодолевать трудности обучения. Сначала теория, потом практика, а после — свободное творчество

Спокойно шли к победе, но все испортили журналисты

Мы отказались торопить события и давать сложные блоки информации раньше времени. Ребята из команды «Лига Роботов — Бином» кодили сами, а тренеры были в стороне: помогали, если было необходимо.

Следующие четыре года команда из Новосибирска ездила на World Robot Olympiad и не занимала призовые места, но становилась с каждым чемпионатом все лучше, пускай и менялся состав. В разные годы в состав команды входили ученики старших классов и вузов из Новосибирска.Взять золото во взрослой категории она могла уже в 2016 году. Соревнования проходили в три этапа с классическим заданием: сбор фигур и их перемещение в нужные поля. Первые два раунда мы занимали верхнюю строчку: наш робот был быстрее, он четко выполнял задачу. Другие команды уже поздравляли нас с заслуженной первой победой.

Но в финальном раунде, где в новом заезде соревнуются топ-8 лучших команд, наш робот сбился из-за инфракрасного излучения от аппаратуры СМИ. Надо было подать апелляцию, но команда не стала этого делать. Эта история еще больше сплотила ребят, по-спортивному их обозлила.

Какой вывод команда сделала из этой истории? Следующий год они сами сбивали на тренировках робота инфракрасным излучением, чтобы никто не смог ему помешать. И в этом главная победа: не первое место, а жажда вызова, готовность решать новые задачи

Стали первой командой из России, которая взяла золото взрослой категории

В 2017 году чемпионат мира проходил в Коста-Рике. Задание кажется простым: сделать роботом пирамидки из трех фигур одинакового цвета и перенести их на совпадающие цветовые поля. Сами элементы разбросаны по площадке. Как именно это сделает робот — не имеет значения, но нужно уложиться в две минуты.

Вы видите не юркого чемпионского робота, а результат мышления наших воспитанников, итог долгого пути, который научил нас доверять силам и способностям наших учеников

Мы справились лучше и быстрее 9 000 команд из 92 стран. Кроме того, стали единственными в мире, кто справился с дополнительным заданием. В чем его суть: те же пирамидки и поля, но меняется расположение фигур. Заранее невозможно написать код, все нужно делать на месте. Тренеры помочь не могут, интернета нет. Только команда, робот и код. Я уверен, что ребята справились с этим «сюрпризом», потому что последние пять лет они все делали сами. А тренер просто был рядом.Вы видите не юркого чемпионского робота, а результат мышления наших воспитанников, итог долгого пути, который научил нас доверять силам и способностям наших учеников

В тот год мы навсегда вошли в историю WRO. До 2017 не было такого, чтобы только русская команда справилась с дополнительным заданием. И эта заслуга ребят, которые спотыкались на ошибках, но всегда шли дальше в своем темпе

Осознали, как можем помочь пустыне российского образования

Через год в Таиланде мы взяли Гран-при мирового чемпионата, подтвердили статус лучших. Пять лет — столько нам понадобилось времени, чтобы стать одной из сильнейших команд мира без любой сторонней помощи. В погоне за чемпионством мы сами допустили ошибки. Забыли об онлайн-формате и других направлениях образования. Сейчас исправляемся: создаем кружки геймдева, игры с образовательным контентом, безопасную зону интернета для детей. В ближайшем будущем откроем своими силами филиал в Москве.

Спустя 10 лет охоты за кубками мира мы будто в самом начале. Впереди еще больше поражений, трудностей, но в то же время побед и достижений. Но дальше будет проще. Мы уже все это проходили.

Наш путь — это пример для родителей, учителей и других школ дополнительного образования. Дайте ребенку возможность отвечать за свое обучение, не тренируйте их на золотые медали. Они пройдут тяжелый путь сами и станут чемпионами

Считаю, что робототехника — это лучший инструмент передачи знаний. Здесь необходимо использовать несколько дисциплин: математику, физику, информатику, электронику, мехатронику и другие смежные науки. А еще это практика: можно все пощупать, своими руками собрать, проверить гипотезы, повторить эксперимент.

Мы не готовим к шаблонам ЕГЭ, не заставляем детей учить бесконечное количество пустых фактов. Мы учим их мыслить, решать задачи творчески, преодолевать трудности.

Отдам миллион любому, кто победит меня в споре

Девять лет назад я подшучивал над наборами LEGO. Думал, что это игрушка. Сейчас наоборот: готов дать миллион рублей тому человеку, который в научном споре докажет мне, что LEGO — это не робототехника. Может, кто-то готов рискнуть? Пишите в комментариях, обсудим детали дуэли.

0
636 комментариев
Написать комментарий...
Ли Си Цын
пока 5 лет создавал самую сильную в мире команду по робототехнике

Пруфы на столь забавное утверждение будут? 

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

- статью не читал, сразу полез в комменты )))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

Золото на чемпионате мира - не пруф?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Wittgenstein

Илюх, а чё пруф для тебя? Может ты и прав, но не все понимают.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Wittgenstein

Ну то есть вопрос про продукт? Понятно, ты про практическое применение. Но у них похоже академическое соревнование, где как в олимиадном спортивном программировании они решают задачи за ограниченное время. То есть у них критерии несколько другие. По этим критериям они действительно молодцы и лучше всех в мире.

Но я согласен с тобой, такие термины нужно использовать аккуратно. У нас половина страны "номера один", а воз и ныне там. Скорее всего, фраза "самая сильная в мире команда" использовалась в качестве кликбейта. Умные люди на кликбейт не ведутся и в холиварах не участвуют. Отпусти =)

Ответить
Развернуть ветку
Arkadiy K
У нас половина страны "номера один", а воз и ныне там.

Как раз потому, что чистого умения мало. И чтобы взрастить успешный бизнес или даже один продукт, нужна цельная система поддержки наукоемкого бизнеса в обществе, недостаточно только лишь учёных и инженеров.

В противном случае светлые головы и перспективные стартапы просто утекают в более благоприятную среду, что мы собственно и наблюдаем до сих пор - пусть и в меньшей степени чем 20-30 лет назад.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

Но дело в том, что мы и взрастили и создаем систему, а не просто кружок - Подробнее https://ligarobotov.ru/

Ответить
Развернуть ветку
Axel Pervolianinen

Не совсем понял, а без Вашей лиги дети понять не смогут? 

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

Понять что? Сегодня почти всё есть в online и куча DIY - в теории бери и делай безо всяких кружков. И?

Ответить
Развернуть ветку
Axel Pervolianinen

Тогда тем более не понимаю, что вы хотели написать, зачем это и как связано с заголовком? Если все есть что Вы сделали? Собрали денег себе в карман?

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

При кажущемся "вокруг всё есть" - знаний, умений и что самое главное этого самого делающегося всё меньше. Вы и этого не поняли и статью - не обязательно об этом прибегать и всем кричать, о своём непонимании.

Ответить
Развернуть ветку
Axel Pervolianinen

Я захожу на гитхаб и.... Читаю что вы написали и вижу лишь пиар места по вносу денег.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

Вы ходите в свою церковь, как это с нами связано?

Ответить
Развернуть ветку
Axel Pervolianinen

А то что там как раз мног детей 15+ лет которые разрабатывают реальные отличные продукты. Без тренеров, вашего кружкам т.д. В том числе для систем автоматизации. 
Это к вашим словам про то что результата от имеющихся источников нет... На работу взяли мальчика только из института 21 год. Он уже 5 лет как собрал сам 3d  принтер и печатает на нем. Что то купил готовое, что то спаял, что то закодил... В Вашем кружке его не было....

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

Полагаю и олимпийское золото он тоже уже взял? Вы где-то прочитали, что я написал - только в наших кружках вы сможете что-либо создать? Кулибиными славится Россия издревна, много хороших ребят, которым можно катализировать потенциал. Еще раз - в чем ваш вопрос? Сформулируйте, постарайтесь.

Ответить
Развернуть ветку
Axel Pervolianinen

"Что не так с образованием в России: что я понял, пока 5 лет создавал самую сильную в мире команду по робототехнике" это ваш текст? Видимо с образованием в России все так. И я так и не услышал возраст воспитанных Вами "детей" победителей... 

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

Услышали, давайте, постарайтесь - соберитесь и задайте вопрос. Вы сможете.

Ответить
Развернуть ветку
Axel Pervolianinen

Вам тоже наверное что то около того, и выйграла Ваша команда что то около призов.... И наверное Ваша обучение, что то около...
Запрос Возраст воспитанных детей. Возраст участников Ваших команд "победителей". Хотя бы от и до в те "распиаренные" в вашей заметке годы...

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

Это всё, что вы смогли сформулировать, понятно. Мда.

Ответить
Развернуть ветку
Axel Pervolianinen

Т.е. ответить на простой вопрос про Вашу супер команду победителей Вы не можете? Как же вы обучаете детей, если даже победителей не знаете ((( 
Учителя и воспитатели годами помнят детей в своих группах/классах.
Все с вами ясно...

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

Ваши потуги "аналитики" мне и, думаю, никому не интересны. Я вас 5+ раз спросил сформулировать вопрос и всё что вы смогли сформулировать вот это (скрин). В вопросе вы бы могли подчеркнуть почему так важно с вашей точки зрения до месяца знать возраст команды (в которую входят не 2 и даже не 3 человека и возраст у них самый разный) - для меня ответ в районе 18 и или в около 20 и любой другой был бы достаточным, потому что я прекрасно понимаю, что образовываться и, тем более, брать олимпийское золото командой - это тяжёлый труд и возраст тут ни при чём.
Но даю ровно одну последнюю попытку собраться и сформулировать всё же вопрос, давайте, с 7ой попытки осилить сможете?

Ответить
Развернуть ветку
Axel Pervolianinen

Это лишь значит, что вы не подготовили ни одного ребенка. Никакого обучения у Вас нет. Натаскать специалистов на игру в команде на конкурс, это не обучение. Тренер и преподаватель это разные люди. (И в спорте - тоже).

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

Что "это" ? Вопроса не будет, ясно - ваше диванное мнение не интересует, за 8 постов не смогли сформулировать даже 1 внятный вопрос - но "аналитическое" мнение имеет, классика.

Ответить
Развернуть ветку
Axel Pervolianinen

Вопрос.
1. Сколько лет (в годах) участников Вашей команды?
2. Сколько лет каждый из участников команды у Вас учился? 
P.s. ваши потуги острить и прикладывать глупый скрин, указывают лишь на вашу недолекость или откровенную лож.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

Это не вопрос, а уточняющий - сразу задайте вопрос, которые интересует, без прелюдий. Отвечу на второй - обучались 5-7 лет у нас. Глупый пока что только вы тут - не смогли сформулировать вопрос за 10 сообщений. Больше у вас возможности не будет, поэтому постарайтесь за 10 сообщений сформулировать тот вопрос итоговый, который хотели всё это время спросить.

Ответить
Развернуть ветку
Axel Pervolianinen

Вы так и не ответили
ни на один из вопросов.
Далее не вижу смысла общаться со лжецом. 

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Pak

Как научитесь за 11 постов сформулировать хотя бы одну внятную мысль - обращайтесь.

Ответить
Развернуть ветку
633 комментария
Раскрывать всегда