{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Как стать № 1 в рейтинге FL.ru, что это дает, сколько денег приносит, и стоит ли вам тоже быть редактором

Всем привет! Так уж вышло, что последние четыре года я занимаю первую строчку в рейтинге редакторов-корректоров на FL. Заветная строчка выглядит так:

Взобралась на вершину я относительно быстро. Вот, зарегистрировалась, попала на шесть тысяч какое-то. Вот, сделала пару проектов, вошла в тысячу. Вот, через пятьдесят проектов вошла в сотню. А вот проснулась и — алле-хоп! — первая.

Но мой локальный успех (выделю курсивом на всяк пож) сыграл злую шутку с кучей хороших людей. Как минимум трое моих знакомых решились уйти с работы на фриланс, обрести тысячи заказов и погрязнуть в эсэмэсках «Ваш счет пополнен на сумму...» Получилось ли у них хоть что-то? Увы.

Ох, чувствую, напишу сейчас длинную статью. Ой, да размахнись рука, да не сядь айпад, геть твою етить!

Песнь первая. В издательстве

После вуза я очнулась в крупном питерском издательстве. В первый день кто-то из начальства мне сказал банальное «Забудь обо всем, чему тебя учили в институте», но забывать не пришлось, потому что кто ж на литературном кого-то чему-то учит? Так я поняла, что мое начальство профильных институтов не кончало.

Вы наверняка не знаете, как устроена работа в издательствах. Расскажу коротко. Все издательства сегодня (от ноунеймов до астов, маннов-ферберов и эксмов) вынуждены выживать. Самая читающая страна в наблюдаемой Вселенной читает все меньше, печатный рынок схлопывается. Поэтому маленькие издатели перебиваются случайными заказами, а крупные неплохо себя чувствуют на фоне ежегодных водопадов школьных учебников и всякой прочей госки (так ласково называют госзаказы). Но всех от мала до велика объединяет одно — экономия.

Сэкономить в издательстве можно много на чем, к тому же (гос)заказчик лопух, а аппаратура при нас. Серые закупки, зарплаты в конвертах — это все понятно, все как везде. Но есть в каждом издательстве черный-черный коридор, в котором есть черная-черная комната, в которой сидят корректоры и редакторы. И можете мне поверить, ни в одном приличном издательстве не принято относиться к ним как к людям. Отношение как к обезьянам: что-то там исправляют — и ладно.

Но тут хотя бы все честно. А вот к авторам в издательствах отношение несколько другое: лебезяще-презрительное. Лебезить приходится, ибо автор может уйти. А презирают, потому что не уважают. Работа в издательстве хороша тем, что каждый день можно хохотать от пуза — это со всех сторон сыплются цитаты из свежих книг. «Нет, ну ты послушай, что он тут накалякал...» — и все плачут. А потом автор приходит, и ему: «Талантливый материал. Нужно печататься».

Но уволиться меня побудило не только это.

Песнь вторая. Увольнение

Сколько редакторов нужно, чтобы вкрутить лампочку? Трое: один вкручивает, второй проверяет, а третий проверяет еще раз.

С текстами точно так же, и все об этом знают, но так как денег у издательств нет, то вы держитесь. Классическая редакторская школа говорит, что для преодоления так называемого «пропускного норматива» нужно три редактора и шесть вычиток.

Пропуск — ошибка (Карслон вместо Карлсон и т. п.).

Пропускной норматив — один пропуск на авторский лист (40 000 знаков с пробелами). Прекрасный результат для одного редактора.

Преодоление пропускного норматива — материал без пропусков.

Легенды гласят, что в СССР так и работали, поэтому в советских книжках нет пропусков (все-таки есть). Сегодня на бумаге тоже работают так, но на самом деле сегодня редактор-корректор едва ли успевает вычитать текст дважды. В особых случаях, когда заказчик исключительно богат или репутационен, материал поступает ко второму редактору. Но это редкость.

Поэтому если вы придете сегодня в «Буквоед» и возьмете с полки любую книжку, вы наверняка встретите там пропуски. По моим наблюдениям меньше всего косячат манны-ферберы.

А вот, например, работа знаменитого «Питера»:

Или АСТ (уж не знаю, почему прекрасную Петрановскую не пропустили через редактуру как положено, но в книге уйма пропусков):

В общем, книги выходили и выходят с пропусками. Да, в издательствах все всё прекрасно понимают и редакторов за это не ругают и уж тем более не штрафуют... Да и куда штрафовать, если зарплаты копеечные?

Но мне это не нравилось. Не хочу я видеть на полках книги с кучей ошибок со своей фамилией в подзаголовке. Люди думают, что редактор дурак, а кто ж знает, что задание было «Печатаемся завтра вечером, успевай как хочешь, один раз прочтешь — и сдавай». И сидишь ночь, читаешь, не спишь, правишь. Автор заслуживает такого отношения? Нет. О себе и не говорю.

Да и отношение к авторам не нравилось. Да, есть странные люди, но зачем над ними смеяться, зачем оскорблять? Творчество есть творчество. Хохотать над «очередной фантастической ерундой» каждый дурак может, а ты напиши свое. Вот я художку писать не умею, всегда завидовала этому навыку. Только редактировать могу.

В общем, уволилась. Поговорила с коллегами из других крупных издательств — везде всё точно так же. Менять шило на мыло не было смысла, поэтому решила заняться чем-то другим.

Песнь третья. Фриланс

И тут вдруг появился фриланс. Шел 2015 год. Я вспомнила, что когда-то регистрировалась на FL. Восстановила пароль, откликнулась на проект. Мне тут же его дали. Сделала за вечер, получила отзыв и деньги. Так началась моя фриланс-карьера.

Как оказалось, чтобы получать хорошие отзывы и хорошо зарабатывать (больше, чем в издательстве), нужно просто много и хорошо работать. Сделал работу плохо — получил плохой отзыв. Сделал хорошо — получил хороший.

Нет, случаются, конечно, и эксцессы:

Но на 1981 заказ (веду файлик в экселе) таких случаев всего двенадцать на сумму 115 200 ₽.

Так-так, куда это ты потянулся? Зачем тебе калькулятор? Нет смысла делить это на 12 и умножать на количество заказов. Это просто один крупный заказчик не заплатил. Всё гораздо скромнее.

Песнь четвертая. Что дает репутация на фрилансе

Как я уже сказала, трое моих знакомых рискнули отправиться на фриланс, а в итоге остались с носом. Не потянули. Один сразу получил заслуженный гневный отзыв, второй не смог найти первого заказчика, третий сделал пару работ и остыл.

К слову, двое хотели писать тексты, а третий делал сайты.

Но мечтали-то они о другом. Что они будут работать, у них будет много отзывов, репутация, рейтинг... и будет нечто мифическое «как у тебя» (как у меня то есть).

А что у меня? Единственное, что дает первая строчка в рейтинге — иногда заказчики находят меня сами. Говорят, нагуглили. Как меня можно найти в поиске на богом забытом FL, где черт ногу сломит — ума не приложу, ведь в поисковой выдаче так много сайтов с редакторами и корректорами.

Но такой эффект дает только первая строчка. Никакая другая позиция такое не кастует. Волшебная палочка одна, и выглядит она так: 1.

Влияют ли отзывы и репутация на получение заказа? Едва ли. Большинство заказчиков выбирают ценой, а первого номера многие просто боятся как огня: «У, она-то точно цену завысит...»

По моим воспоминаниям, лучше всего быть в первой сотне. Там и отзывы у тебя уже есть, и люди видят в тебе не дракона, а человека. Заказов точно дают больше.

Наверное, неожиданные заказы невесть откуда — единственное, что дает высокий рейтинг.

Песнь пятая. Деньги и карьера

Как и все, я слышала много фрилансерских историй успеха от веб-дизайнеров и программистов. К сожалению, в редактуре-корректуре все иначе. Денег тут нет, и заниматься этим можно только для души.

Я люблю книги. Люблю талантливых людей. Люблю читать. В общем, занимаюсь любимым делом.

Меньше всего я люблю редактировать меню ресторанов, особенно с картинками. Обычно всю оплату с таких заказов я сиюминутно трачу на доставку еды: невозможно работать, исправляя ошибки в «Бон-пле суфле с виноградным соусом под устрицами в боке-жепю» — слюна заливает монитор.

Соваться ли вам в редактуру? Пробовать ли себя в этом деле? Если душа вас не звала к этому с ранних лет, то не надо. Работа тяжелая, глаза устают, мозг все время напряжен. Да, это очень интересно: всегда читаешь новое, первый узнаешь о разработке всяких нацпроектов, или что произнесет Мистер Икс в новогоднюю ночь. Но должна лежать душа.

Для первой статьи хватит, фуф, выдохлась. На вопросы отвечу в комментариях. Нормальным людям — ответ, троллям — нет (в интернете я с 2000 года).

0
25 комментариев
Написать комментарий...
В А

Элеонора, больше не пиши. Пока читал, фуф, выдохся, думал мозг расплавится.

Ответить
Развернуть ветку
Александ Есть

Неуд. Смысл статьи в 1 предложении.

"Большинство заказчиков выбирают ценой, а первого номера многие просто боятся как огня: «У, она-то точно цену завысит..."

И они правы.

Ответить
Развернуть ветку
Zloy Sniper

Пишите. На злыдней не обращайте внимания. От комментаторов редко слова доброго дождешься.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Элеонора А.
Автор

Эта проблема осталась и в живом мире. Я постоянно нахожу ошибки (ладно, ошибки редко, неточности — часто) на билбордах, рекламных плакатах в супермаркетах... хотя казалось бы! Там же три слова! Но умудряются. Я уже не говорю про меню в ресторанах, это вообще развлечение номер один. Иногда в процессе вечера редактирую, потом присылаю владельцу на электронку свои заметки. А в последние недели в почтовый ящик кидали агитационные листовки, так ей-богу, если выбирать по грамотности, то голоса достойна только «Единая», хоть и она не без греха. «В течении пятилетки», Карл!

А про FL... У меня издательский иммунитет, это чешуя на всю жизнь. После работы с авторами тет-а-тет, после ежедневного общения с пьяным начальством (пьянки там каждый день, без этого издательство не выживет, каждого автора надо обработать) — ой-е... Но то, что FL портится — факт. В последний год они что-то постоянно делают с дизайном, пытаются развивать мобильное приложение, и пока что становится все хуже и хуже. Надеюсь, они опомнятся, посмотрят на прибыли и откатят все назад (или сделают нормально).

Ответить
Развернуть ветку
Art

На главный вопрос сколько чистыми в мес так и не ответила- все остальное вода )

Ответить
Развернуть ветку
Элеонора А.
Автор

А я и сама не знаю потому что. Бывало и ноль, а бывало и пятьсот (контракт на серию книг с гоской). Высчитывать среднее за месяцы/годы нет смысла, потому что фриланс не дает никакой стабильности. Нашел меня менеджер «Газпрома» в поисковике утром в четверг — живем, не нашел — увы.

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Ф

А если по знакам/ал? Какая средеяя ставка на fl?
Не выгодней подтянуть английский и уйти в зарубежный фриланс?

Ответить
Развернуть ветку
Элеонора А.
Автор

Я читаю на английском, но это мой максимум. Редактором и даже корректором не стану никогда, это невозможно, как мне кажется. Это очень богатый и безумно красивый язык, чтобы его редактировать, в нем нужно родиться...

Ответить
Развернуть ветку
Alex Alex

FL отстой

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Викторова

А какой не отстой?

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Ф

Российские все, имхо, отстой. Т.к. там правит жуткий демпинг.

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Викторова

Я находила там работу раньше, просто теперь надо платить деньги, чтоб иметь шанс что-то найти.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шатин

Познавательно, коллега.
Успехов Вам!

Ответить
Развернуть ветку
Nathan Zachary

Почитаю следующую. Пиши

Ответить
Развернуть ветку
sla gu

Пиши Это важно

Ответить
Развернуть ветку
Артурас Лапинскас

Интересно, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Диана Ашумова

На fl аккаунт есть и не более того. Всегда казалось, что выиграть там проект не реально, какая-то своя тусовка. Я не про редактуру, моя специализация - продвижение сайтов и проектов.

Вопросов по статье нет. Удачи и пишите еще! Чем больше пишешь, тем быстрее и проще получается.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Богачёв

Интересно написано, хоть и про богомерзкий fl

Ответить
Развернуть ветку
Элеонора А.
Автор

Можете посоветовать другие площадки? Можно не только для редактуры.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Богачёв

Новых клиентов обычно нахожу на этих двух:
https://freelancehunt.com/
https://kwork.ru/

Ответить
Развернуть ветку
Молодой горошек

кворк?! #вышутете? легализованный античат с его накруткой поведенческих и продажей ворованного контента.

Ответить
Развернуть ветку
Галина Кайнова

Ну послушайте, вы же редактор, не копирайтер. Вас же не учили делать продающие заголовки. Зачем мне, зашедшей почитать об опыте на fl, вся эта ерундовина о пьянках в издательствах?

Ответить
Развернуть ветку
Askar Seitov

В заголовке обещали доход осветить, а в статье нету. Не хорошо.

Ответить
Развернуть ветку
22 комментария
Раскрывать всегда