{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Чаевые курьерам: давать или не давать

Вы заказываете Яндекс.Лавку, продукты из Пятерочки, чехол для телефона из магазина или цветы в подарок, и через двадцать минут курьер привозит покупку к вам домой или в офис. Вы уже заплатили деньги за покупку и доставку, а значит, чаевые можно не оставлять? Но заработает ли что-то курьер на доставке?

Предыстория вопроса с чаевыми

Всегда очень скептично относился к чаевым и считал их ненужной нагрузкой к основной услуге. Зачем что-то доплачивать, если цена услуги определена, все получили согласованный заработок: магазин, сервис доставки, курьер? В отличие от меня жена все время оставляет чаевые курьерам, потому что считает их труд тяжелым.

Когда начался карантин, стал оставлять чаевые всем, кто работал в контакте с клиентом: заправщикам, курьерам, потому что посчитал, что они подвергают себя риску заразиться. Острая фаза карантина прошла, и чаевые оставлять перестал. А потом попробовал работать в доставке курьером...

Зарабатывает ли курьер на доставке?

Давайте предположим, что курьер действует рационально при выборе работы. Он посмотрел объявления, послушал рассказы других курьеров, изучил тарифы, и ему показалось, что на доставке можно в принципе зарабатывать. И это действительно так в каких-то идеальных условиях. Сервисы доставки (например, Яндекс, Ситимобил и прочие) разработаны таким образом, что оптимизируют средний доход курьера в час на определенном уровне, например, 400 или 500 рублей, что, согласитесь, много.

Повторю, когда курьер принимает решение о работе он считает, что сможет получить заработок на этом уровне в идеальных условиях. Стоит ли говорить, что идеальные условия в реальной жизни почти не встречаются. Всегда в заказе что-то пойдет не так, а значит, изменится плановое время исполнения заказа, или появятся дополнительные расходы.

Все это в итоге окажет существенное влияние на доход курьера, и эти факторы он никак не контролирует. В итоге идеальная картина заработка рушится, а реальный доход может быть существенно ниже, чем ожидаемый курьером в идеальных условиях.

Почему не дают чаевые?

Вообще, как часто клиенты оставляют чаевые курьерам? Почти никогда. В лучшем случае на чаевые можно рассчитывать один раз из 30 или 40 поездок. На чаевые никак не влияет, что вы доставляете, кому, откуда и как. Заказ из Азбуки Вкуса? Never mind. Доставка электроники или детской игрушки в подарок? Забудьте. Везете тридцать два пакета из магазина или вкусный завтрак в элитный поселок? Молодец.

За несколько недель работы у меня сложилась своя классификация причин, по которым чаевые не оставляют.

  • Заказчик сам недостаточно богат, чтобы оставлять чаевые (или нет такой привычки). Очень много доставки в небогатые квартиры или дома, по всему видно, что лишних денег у людей нет. Много доставок из магазинов Пятерочка, Дикси, Магнит и тому подобное.
  • Заказчик настолько богат, что возникает социальная разница с курьером, которого он не принимает за человека, а принимает скорее за рабочую функцию или робота. Обычно это доставка в дорогие жилые комплексы и загородные поселки.
  • Молодое поколение (условные хипстеры) не считают необходимым оставлять чаевые, потому что нет такой культуры или необходимости. Типичный пример: доставка аксессуаров для электроники или доставка из Яндекс.Лавки.

Зачем оставлять чаевые?

Итак, в идеальных условиях доставка должна себя окупать, но почему в действительности заказы проходят с таким скрипом? Что может помешать выполнению заказа?

Важнейшим фактором для максимизации заработка курьера является время. Чем больше заказов курьер выполняет в час, тем больше он зарабатывает, даже если каждый заказ стоит мало, 100 или 200 рублей. Так устроена система сервисов доставки, в которой зачастую есть доплата за количество выполненных заказов.

Что может пойти не так с заказом, и что может задержать его выполнение? Типичный пример: заказ еды из ресторанов. Когда курьер получает заказ, кафе или ресторан только приступают к обработке заказа. Поэтому приехав за заказом, курьер может ждать 15 и 20 минут, и скорее всего, этот лимит входит в бесплатное ожидание заказа, а доплата за ожидание составляет сущие копейки. Например, за ожидание свыше 40 минут можно получить доплату 50 или 90 рублей, что абсолютно невыгодно для курьера. С долгим ожиданием можно столкнуться и на складе Яндекс.Лавки или в большом магазине, например, Metro. Самое отвратительное ожидание при доставке еды из Макдоналдс (стоит ли говорить, что за доставку из Мака чаевых не будет никогда).

Рассчитывая оплату за заказ, сервис доставки пытается учесть время доставки, и после получения заказа цена уже не изменится. Поэтому так невыгодно доставлять заказы в местах скопления больших пробок на дорогах или в час пик. Например, навигатор на момент заказа оценил, что доставка может быть выполнена за 40 минут, но в ходе выполнения заказа время в пути выросло до полутора часов, а цена за доставку осталась прежней. Напомню, что время является важнейшим фактором для оптимизации дохода курьера.

На время выполнения заказа может повлиять невозможность связаться с получателем, трудности при заезде в двор через шлагбаум, проход по закрытым территориям или через охрану и тому подобное. Все эти факторы не учитываются сервисом доставки при расчете времени.

В крупных городах к расходам курьера добавляется платная парковка. Простой пример: доставка из магазина Азбука Вкуса на Тверской, где возможна только платная парковка по максимальному тарифу. Итог: стоимость доставки для курьера 125 рублей, стоимость поминутной парковки 40 рублей, доход менее 100 рублей за 40 или 45 минут заказа.

Также сервисы доставки никак не доплачивают за дальнюю подачу заказа. Например, выполнять заказ 5 минут, но ехать до него 20 или 30 минут. Оплачены будут только сами 5 минут заказа, а не время и продолжительность в пути до него. Поэтому так невыгодно брать заказы с дальней подачей, а это значит, что в дальних районах может возникать дефицит курьеров в пиковые периоды, и клиент будет долго ждать выполнения заказа (но в этом не виноват курьер).

В заказе доставки зачастую может быть незаконный перевес, о котором не знает сервис доставки, а значит, курьер не получить обязательную доплату за тяжесть посылки.

Почему можно не платить чаевые?

Рациональный получатель заказа может найти тысячу причин не давать чаевые курьеру. Например, все необходимые расходы уже заложены в стоимость продуктов и доставку. Это зачастую так, только маржу получает как правило сам магазин и сервис доставки, до курьера она может и не дойти. Мой аргумент состоит в том, что доставка в том виде, как она существует сейчас, неэтична, если не предлагать доплату курьерам в виде чаевых.

Еще одним фактором ограничения чаевых является невозможность или неудобство оставить их в самом приложении. Например, при доставке из магазина клиент никак не может повлиять на чаевые курьеру, потому что в приложении магазина нет функции оставить чаевые, а доставка осуществляется сторонним сервисом (например, Пятерочка и Яндекс). Платформы магазина и сервиса доставки никак не связаны на уровне чаевых, система просто передает заказ на выполнение. В Яндекс.Лавке, напротив, чаевые можно оставить после заказа, но там аудитория ничего не слышала про этот волшебный термин.

Мой кейс за чаевые

Сейчас у доставки, очевидно, период бурного роста, система работает с большими косяками и не всегда идеально. Как правило, пострадавшими и крайними в этих условиях оказываются курьеры, у которых нет права голоса и других прав. Текущая система доставки неэтична и носит черты рабства.

Но не думайте, что все это приводит только к ухудшению качества жизни курьера, это сказывается и на вас, потому что качество доставки снижается. Курьер чаще может ответить грубостью или оказать некачественную услугу, например, помяв продукты.

Немного масла в мотор системы не помешало бы, и этим маслом могут быть чаевые.

Пишите в комментариях, что сами думаете про чаевые. Стоит ли оставлять чаевые курьерам или нет?

0
425 комментариев
Написать комментарий...
Я не скажу свое имя машине

Опять один и тот же наброс.
"Давать на чай - не давать" 
" Огрызок или Ведро" 
"Винда говно - эта ваша макось говно" 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Пытаюсь сделать кейс про то, что давать.

Ответить
Развернуть ветку
gavrikss

А надо ли давать чаевые всем остальным? Кассиру в магазине оставите сдачу? Если у вас в квартире ремонт сделали, сколько сверху сметы накинете? Или у ремонтников форс мажоров нет?
Почему надо выделять именно курьеров?

Про прошедшую острию фазу ситуации с Ковид смешно написали. Она вроде никуда не делась, если не стала хуже. Кстати, водителю маршрутки даёте на чай? Он не меньшему риску заражения подвергается, а может и большему, чем курьер. Или в лаборатории где анализ на Ковид сдают? Там вообще зона риска! Вы хоть раз полтинник протянули им?

Ответить
Развернуть ветку
Я не скажу свое имя машине

Вот о чем я и говорю - наброс тупой. 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Про других не знаю ;-) А здесь массовая работа, которую я попробовал. В такси тоже пробовал. Там на чай не нужно точно ;-) Я говорю про свой опыт. Если тут есть кассиры, пусть конечно напишут. 

Ответить
Развернуть ветку
Inna Makarenko

а почему считаете, что в такси "чай" не нужен?
Если агрегатор считает копеечный тариф, а Вы едите с комфортом, да еще и успеваете ко времени, по пробкам, благодаря умению водителя?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

В больших городах сейчас очень высокий доход в такси за счет повышающих коэффициентов.

Ответить
Развернуть ветку
Inna Makarenko

не питайте иллюзий по поводу "очень больших доходов" у таксистов, эти времена были 4-5 лет назад, и повышающий коэффициент бывает всего пару часов утром и примерно столько же вечером, остальное время - это реальные "слезы".
И могу Вас уверить, что очень часто бывает так, что водитель стоит в кэфе, и вдруг, когда ему падает заказ, удивительным образом карта кэфа резко сужается либо перемещается, и он почему-то оказывается вне зоны.
Просто поверьте, я не понаслышке знаю о чем говорю. И знаю какие доходы имеют водилы, и как они пью после смены, и сколько пашут, чтобы заработать свой "высокий доход".
В доставке сейчас получше, там хотя бы "дятлы" -пассажиры мозг не выносят, но и там бывают "странные" сюрпризы

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Гы-гы. Наверное, зависит от города. Попробуйте в Москве ;-)

Ответить
Развернуть ветку
Inna Makarenko

я в Питере, и уже не хочу возвращаться туда, то что мне было нужно, я получила, в качестве опыта

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Грозовский
Автор

Думаю, там все тоже нормально с доходами сейчас. Гарантии для курьеров 10 тыс. за 25 заказов. 

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Чусов

И именно поэтому там работают в основном трудовые мигранты.
Был бы высокий, я бы не узнал, что есть такое имя "Умер" и десятки других.
Пятнадцать  лет назад я считал, что съездить в аэропорт ночью за 750 рублей очень дёшево, а так-то было 900-1000.
Сейчас это стоит примерно столько же. Если учесть инфляцию и уровень жизни, должно быть тысяч пять минимум. Так что доход в такси, мягко говоря, невысок.
"В таксисты от хорошей жизни не уходят", сказал мне один таксист, бывший главный редактор автомобильного журнала.

Ответить
Развернуть ветку
Александр
Так что доход в такси, мягко говоря, невысок.

Посмотрите на это с другой стороны.
Может быть 15 лет назад владельцы ржавой классики получали сверхдоход, а сейчас все встало на свои места?

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Чусов

15 лет назад в аэропорт за 900-1000 возили на новых "Хёндэ Соната" и "Ситроен Берлинго", иногда и "Форд Мондео" попадался.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kiselev

А название журнала можно в студию?)  Интересно, кого из бывших коллег так жизнь помотала)

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Чусов

Прошу прощения, но если вы не знаете, кто это, то, возможно, он и не хочет, чтобы это знали многие.

Ответить
Развернуть ветку
422 комментария
Раскрывать всегда