{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как найти команду разработки без тендеров: живой кейс от All Cups

Малый бизнес практически не имеет шансов выиграть тендер у государственных компаний и крупных корпораций. Часто самые крутые контракты получают компании, у которых есть достаточно производственных мощностей, чтобы просто сделать дешевле.

Но тендер — не единственный инструмент, который позволяет компании выбрать подрядчика. Команда All Cups с помощью одного ИТ-чемпионата смогла всего за месяц найти отличного подрядчика для проекта «Честный знак» без тендеров и с равными шансами для каждой команды.

Почему тендер — не лучший способ поиска подрядчика

Тендер — это стандартная процедура поиска подрядчика или поставщика определенного товара или услуги. Крупный бизнес и государственные компании используют ее постоянно.

Вместо того, чтобы самому искать и выбирать подрядчика, организация делает запрос, на который может откликнуться любой предприниматель.

К примеру, мебельная фабрика решает сделать брендированную форму для своих сотрудников. Можно закупить 200 комплектов формы своими силами. Но проще и выгоднее создать заявку на тендер.

Представитель компании регистрируется на сайте конкурентных закупок и описывает суть тендера, необходимые характеристики и количество товара, который они хотят получить. А подрядчики откликаются на это предложение и пишут, за сколько денег и времени они готовы этот заказ выполнить.

Фабрика выбирает наиболее подходящее предложение и заключает договор. Это все.

Тендер — это максимально открытый и удобный способ закупок, который предпочитает большинство крупных компаний. Но у него есть и минусы.

У малого бизнеса практически нет шансов выиграть крупный тендер. Небольшие предприятия не могут бороться с огромными компаниями, которые готовы снижать цены практически до уровня себестоимости. Небольшая команда может выполнить заказ лучше и качественнее, но с прямым демпингом она конкурировать не способна.

А крупные предприятия, которые запускают тендеры, не могут расширить пул подрядчиков перспективными командами малого и среднего бизнеса. По сути сравниваются только финансовые и производственные активы, а не потенциалы и возможности команд.

С этой же проблемой к нам пришла компания «Честный знак». Они хотели найти подрядчика для выполнения специфического, но очень перспективного проекта, и при этом стремились обеспечить равные условия для всех участников. Для них было важно найти самого компетентного исполнителя, а не того, кто предложит сделать работу дешевле. И мы решили организовать процесс поиска через ИТ-чемпионат.

ИТ-чемпионат для «Честного знака»: с какими сложностями мы столкнулись и как собирали заявки

Компания «Честный знак» обратилась к нам с задачей: как можно быстрее найти подрядчика, который сможет разработать софт для единой системы маркировки товаров. Главная идея такой программы — упростить процесс маркировки для компаний малого и среднего бизнеса.

Кроме основной идеи — поиска подрядчика — они хотели достичь еще одной цели: обеспечить равные шансы получить контракт как для крупных разработчиков, так и для небольших команд.

Сам по себе рынок маркировки товаров — ниша новая для России. Поэтому компания, которая будет разрабатывать софт, имеет все шансы обеспечить себе шикарное развитие на долгие годы.

Формат антитендера на основе ИТ-чемпионата мы предложили сразу же. Чтобы компании соревновались не производственными возможностями и демпингом, а талантами своих сотрудников. Заказчик его поддержал, и мы начали набирать участников.

И сразу же столкнулись с серьезной проблемой.

Изначально мы собрали контакты порядка 150 компаний в этой сфере и разослали им оффер на почту. Отклика не было ни одного. Стали разбираться, в чем проблема. Оказалось, что формат “чемпионата” для некоторых компаний выглядел необычно (как нечто несерьезное), другие же отмечали нехватку времени. Найти ресурсы для участия в подобном мероприятии без понятного результата для бизнеса, действительно, непростая и рисковая задача.

Даже в небольших командах решение об участии выносится на обдумывание руководству, оцениваются риски и возможные преимущества. Потом под это нужно заложить необходимое количество человеко-часов. В общем, процесс долгий, поэтому проджекты просто решили не связываться с этим.

Чтобы решить проблему, потребовался серьезный брейншторм. В итоге мы решили запустить масштабную рекламную кампанию, ориентированную на собственников бизнеса в сфере IT-разработки и топ-менеджеров. Ставили таргет, использовали лидформы и персональные приглашения.

Усложняли задачу еще и специфические требования для разработки. От потенциальных подрядчиков требовались глубокие знания .Net и системного анализа. Если хорошие аналитики есть у многих, то специалисты по .Net — это дефицит, потому что технология узконаправленная.

Тактика оказалась успешной. И в результате мы получили 68 заявок со всей России. Поучаствовать в отборочном туре пришли 23 команды — это хорошая конверсия на уровне компаний, которые вкладывают рабочее время сотрудников.

7 команд прошли во второй тур, из них 4 прошли еще дальше — в финал, где и велась основная борьба.

Чтобы стимулировать команды участвовать, был предусмотрен и призовой фонд.

Но по правде он больше выступал как компенсация за потерянное время. Основным призом было подписание выгодного контракта на подряд по написанию софта.

ИТ-чемпионат среди подрядчиков: новый опыт для компаний, которым не все равно

Чуть больше расскажем о самой специфике проведения чемпионата и задачах, которые стояли перед участниками.

Чтобы отсеять участников, компетенций которых явно недостаточно для победы, мы сделали отборочный тур. Он состоял из теоретического теста по .Net и системному анализу, а также пяти практических задач.

Вот пример задачи, которая была на отборочном этапе:

По задумке чемпионата, в основной раунд должно было пройти 80% участников. К сожалению, далеко не все команды показали необходимый уровень знаний и умений, поэтому из 23 дальше прошли только 7.

На основном этапе команды готовили концепт решения той задачи, для которой заказчик и искал подрядчика. От участников требовалось разработать базовую документацию и общие макеты, а также представить идеи технического решения.

Из предложенных идей эксперты выбрали четыре, между которыми и велась борьба в финале. Победителем стала компания, которая лучше других смогла расписать преимущества и особенности собственного концепта.

Борьба была очень напряженная. Победителем стала компания “Динамические технологии”, с которой и заключили контракт. Второе место заняла Dynamic Sun, а третье — “Бэк-офис”.

Интересно, что четвертое место занял индивидуальный предприниматель. В классическом тендере у ИП не будет ни единого шанса — крупный бизнес просто задавит его низкой ценой. Зато в «антитендере» все участники равны и победа зависит только от умений и навыков.

Это отличная возможность для независимых специалистов и небольших команд ворваться на рынок и получить стоящий заказ.

Финальный этап полностью перетасовал позиции в таблице. Членам жюри изначально показалось слабым предложение “Динамических технологий”. Но победитель в финальном туре соревнований представил максимально проработанное обоснование своих решений, ответив на все вопросы жюри, и получил высшие баллы.

ИТ-чемпионат — не только про эффективность, но и про имидж

Представители «Честного знака» понимали, что классический тендер обойдется им дешевле, чем полноценный IT-чемпионат с неплохим призовым фондом. Но соревнование позволило выполнить еще несколько важных целей.

Отличный пиар. Компания открыто показала, что она одинаково готова сотрудничать и с большим бизнесом, и с индивидуальными предпринимателями. Решение получило неплохое освещение в СМИ, хорошо сработало сарафанное радио среди команд-участников.

Благодаря большой рекламной кампании российские бизнесмены узнали о проекте инновационной системы маркировки и заинтересовались им. В перспективе продукт будет рассчитан на максимально широкую аудиторию, поэтому хорошо, что многие узнали о нем задолго до запуска.

Укрепление имиджа. Уже один факт, что крупный контракт почти выиграл индивидуальный предприниматель — это огромный плюс для формата «антитендера». Но важнее то, что компании-участники чемпионата в будущем смогут присоединиться к формированию нового рынка “Цифровой маркировки”. И лидером этого рынка, объединяющим лучшие команды разработчиков, станет «Честный знак».

Получилось даже лучше, чем мы ожидали. Ведь результаты соревнования прямо показывают, что материальная база и количество сотрудников не играют роли в чемпионате. Победа и заключение контракта зависят только от умений и навыков специалистов.

Контракт заключили с теми, кто предложил лучшую концепцию и обладает навыками для ее реализации, а не с теми, кто просто предложил сделать дешевле.

В этом и есть принципиальная разница с тендером и главная причина, почему «Честный знак» не захотели им пользоваться. Проект довольно сложный и требует глубоких знаний в узконаправленных технологиях. А еще он имеет огромную перспективу выхода на международный рынок, ведь аналогов его нет ни в Европе, ни в Америке.

Нужно сразу сделать хорошо, чтобы не пришлось переделывать. Качество — в первую очередь, а стоимость проекта — уже вторична. Поэтому ставку сделали именно на умение и навыки подрядчиков.

В итоге компания буквально за месяц нашла подрядчика на выполнение контракта, а также провела отличную пиар-кампанию для продвижения бренда и проекта. Замечательный результат и пример, как можно организовать поиск подрядчика со стратегической пользой.

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Alexandra Erokhina

В жизни, как и в бизнесе - размер не главное!

Ответить
Развернуть ветку
Егор Жуков

Ммм, снимаю шляпу перед теми, кто готов бесплатно оттарабанить целый проект на перспективу. Лично мне my religion не позволяет делать такие мувы + постоянный поток заказов, значит, надо расширять команду…

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Zharckov

Интересно, но... где еще можно было бы применить подобный формат "антитендера" кроме IT? Веселые старты для поставщиков офисной бумаги... 

Ответить
Развернуть ветку
Тот самый партизан
 смогла всего за месяц найти отличного подрядчика для проекта «Честный знак» без тендеров

А теперь вопрос к государству: как балаболам отдали на откуп систему маркировки без технической команды? 
А вы ещё и сами об этом и пишете.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Zharckov

Кто-то запрещает нанимать/подключать субподряд на отдельные участки работ? 

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Сердюкова

А вы пробовали подобные ИТ-чемпионаты проводить для найма талантов? 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Санников
Автор

Конечно, проводим постоянно. Посмотреть соревнования можно на платформе.

Ответить
Развернуть ветку
Ян Рокотов

Сейчас лохи начнут отступать табуляцией и говорить, что такие чемпы для школьников. Но:
а) У школьников нет ИП или прости господи ООО
б) Только настоящие храбрые нормальные мужики ворвутся в такой чемп, ведь по сути, надо просто проявить характер и сделать MVP, либо просто упаковать проект
в) Если бы у меня на старте проектов была такая возможность, я бы только и гонял на такие чемпы.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Егоров

Интересный формат розыгрыша контрактов. Мне кажется, что в дальнейшем All Cups сможет конкурировать с тендерными площадками, имхо

Ответить
Развернуть ветку
Помощник Гугла
 Решение получило неплохое освещение в СМИ, хорошо сработало сарафанное радио среди команд-участников.

Кстати, да, информация о различных ИТ-чемпионатах регулярно попадается в новостной ленте. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Курицын
 Чтобы стимулировать команды участвовать, был предусмотрен и призовой фонд.

кмк, для подобного формата призовой фонд играет не последнее место явно, особенно, если речь идет о небольшой команде разработчиков

Ответить
Развернуть ветку
Карина Прошкина

Даже хорошо, что ИП не победил. А то бы это выглядело больше как пиар-компания, чем реальный кейс. А так круто!

Ответить
Развернуть ветку
Константин Цыкун

Интересно, а для не IT-компаний это возможно применить, что думаете?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Санников
Автор

Да, вполне. Основной подводный камень - это формулировка задачи.

Ответить
Развернуть ветку
Милана Леонова

“Антитендер” - звучит, как будущее всей IT индустрии! Подход “дешевле и быстрее”, кажется, уже давно устарел и сказывается на результате в худшую сторону. Плюс это похоже единственная возможность для маленьких команд куда-то пробиться. Короче это все очень круто, ждем новые чемпионаты))

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Санников
Автор

Спасибо за отзыв! Будем делать :) 

Ответить
Развернуть ветку
любитель спорить на VC

Кстати, классная возможность начинающим разработчикам пополнить свое портфолио, так еще и при удачном стечении обстоятельств заработать 

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда