60 дней фильмов
и сериалов
18+
Условия подписки Плюс
Мульти: clck.ru/YMaCq
VC60
Забрать
Личный опыт
Evil Pechenka

5 заповедей для бизнеса, которым я не следую

Есть «истины» очевидные всем — «Пушкин, это лучший русский поэт». Хорошо если человек предлагает относительно безобидную альтернативу, «Больше люблю Лермонтова», а если «Ну не знаю, Немиров лучше» или «Мне вообще Пушкин не нравится». За такое и побить могут.

В бизнесе всё ровно то же самое — есть правила которые считаются незыблемыми и не подлежащими обсуждению. За высказывание иной точки зрения ты будешь растоптан широкими народными массами и предан анафеме. Но ведь предприниматель, и особенно стартапер, это живой ум, человек который может взглянуть на проблему непредвзято, не следуя слепо за мнением большинства. Именно поэтому открываются новые возможности.

Обсудим максимы которые кажутся очевидными, но которым, лично я, — не всегда следую:

Сначала составь бизнес-план

Обожаю планирование, даже когда что-то делаю для себя и один, то обязательно составляю дорожную карту, а потом по ней бюджеты. Насколько они выполняются? Обычно ни на сколько. Ну просто потому, что планы нужны не для того, чтобы их выполнять, а бюджеты не для того, чтобы всё до копеечки сошлось.

Планы это вектор, направление, если меняются обстоятельства, то надо менять планы. Именно такое поведение разумно. А следовать планам, когда всё вокруг изменилось — глупо. И с бюджетами так же. Да, когда ты прикидываешь бюджет и он $2000, то он может стать $1000 или $4000, но уже никак не $100 000. Оценка приблизительна, мир изменчив.

Сейчас очень страшную вещь скажу — планы это угадывание. Ага, тыканье пальцем в небо. Почему бы в некоторых случаях просто не действовать по обстоятельствам? Мне кажется это жизненной стратегией и вполне работает.

Помню золотые 90-е, когда меня в ООО-шке, бывшем кооперативе, заставляли писать планы на 5 лет! С финансовыми показателями на каждый год. Было забавно, особенно если учесть, что через 3 года фирму бандюки отжали.

Всегда нужен договор

Договора это моя страсть. Люблю чёткость, ясность и простоту. Уже много лет заключаю договора с подрядчиками, даже если делаю что-то от частного лица. Т.к. много работаю с иллюстраторами и дизайнерами, то у меня прям стопочка договоров на передачу исключительных прав.

А некоторое время назад увлёкся минимализмом и человеческим языком в документах — несколько раз переписывал и теперь «Договор о сотрудничестве» или «Договор отчуждения исключительных прав» радуют глаз когда их открываешь и читаешь.

И при всём при этом считаю, что договора нужны не всегда:

  • Если работа небольшая и накладные расходы на заключение договора избыточны;
  • Если договор не гарантирует то, что должен.

Первый пункт понятно, тут все согласятся. А вот второй трудно принять. Недавно видел статью на VC.RU про скликивание контекстной рекламы и уголовную ответственность за это. Автор юрист и очень аргументированно пишет. Но реальность такова, что найти и доказать вину практически невозможно. Это не будет работать. Мы можем сколько угодно спорить до посинения как должно быть по закону и как это регулировать, но оно не работает и всё.

Что же делать в таких случаях? Верить на слово. Да, прописывать максимально договорённости на «бумажке», фиксировать, но в жизни достаточно примеров, когда договорами ситуацию не регламентируешь и всё не учтёшь, а если даже и учёл — одна сторона взяла и не выполнила, а если даже санкции и есть, то ты их применить не можешь. Договор это для людей с добрыми намерениями.

Уверен на 100%, что в комментах расскажут какой я «наивный лопух» и как меня легко «развести». Но, если подумать, я провёл детство в одном из самых бандитских районов РФ, был в самых разных бизнесах в 90-х, вокруг меня было море бандитов, ментов, катал, кидал и т.д. И в итоге прихожу к тому, что: «Всем надо верить, если человек не дал повода думать иное.» Это просто всем выгодно и минимизирует издержки. Можно меня обмануть? Ну конечно! Но только один раз.

Стартапу нужны инвестиции

Сейчас стартап это что? Два кофаундера, маркетинг+CTO, пилят презентацию, пишут план, учатся круто питчить за 10 минут, регистрируются в Делавэре — раунд! Примерно через 2-3 итерации стартап больше им не принадлежит, им все (очень хорошие и опытные в бизнесе люди) рассказывают, что можно делать, а что нельзя, и как жить. Если они морально устойчивые и способны много терпеть, то выдержат и доживут до какого-нибудь IPO или продажи.

Инвестиции это долг, инвестиции это давление, инвестиции это обязанность. Слава Всевышнему , что я могу тестировать свои идеи на ранних стадиях не привлекая инвестиции и не теряя своей свободы. Это настоящее счастье и у меня просто слёзы благодарности и умиления наворачиваются на глаза.

Это совершенно не значит, что я против инвестиций, в какой-то момент может понадобиться рост, расширение, экспансия. Но на ранних стадиях ты так много отдаёшь и так мало получаешь. Мне кажется, что надо пробовать обходиться без этого.

Будь готов к провалам

А с чего бы это вдруг? Да, я знаю расхожую фразу «95% стартапов заканчиваются ничем», но что она значит? Каждый должен сделать 20 стартапов, 1 взлетит, а 19 нет? Но ведь это вообще не так. Есть люди у которых всё проваливается (и всегда проваливаться будет), есть те у которых получается, есть те у которых не получается, а потом приходит успех.

Да и сам стартап все по разному понимают, кто-то сделал MVP на коленке за неделю, вбросил, не зашло, следующая идея. А кто-то 3 месяца думал, планы писал, нашёл финансирование, собрал команду и год они пахали. Это же не равноценные объекты.

Я очень тщательно готовлюсь, например, долго и со всех сторон рассматриваю идею, собираю информацию, изучаю рынок, считаю. У меня прям в минус ничего не уходит. Может ещё уйдёт, но пока так не случалось. Да, были варианты, что просто окупилось или стало не интересно в процессе, но чтобы вот прям потери — неа.

Так почему мне надо готовиться к провалам и зачем? Какая мне от них польза?

Нужно встречаться и общаться

Ох уж эти экстраверты! Любят они в глазки поглядеть, собеседника пощупать, обнимашки всякие. Ну что мне на это сказать — я как-то год работал с человеком, мы подружились, а я понятия не имел как он выглядит. И это не редкость, с одной девушкой-дизайнером сотрудничаем уже лет 6, ну я отлично знаю какие у неё работы, а вот блондинка она или брюнетка — неизвестно.

Конечно коронавирус всё резко поменял и удалёнщиками стало большинство, но куда они отправились? В Zoom! Опять смотреть друг на друга! Встреча в видеочате будет эффективной если её стенографировать, обрабатывать, рассылать участникам, это как-то должно в CRM всё попасть. Наверное где-то это так и есть, но частенько это просто «потрындим-поглядим». Очень мило, объединяет, но не эффективно же.

Всё в виде текста, всё в виде документов, чтобы каждый мог круглосуточно почитать, когда ему удобно с этим работать. Чтобы через полгода не искать что мы решили, о чём договаривались и что интересненького нашли. С нормальным поиском и разложенное по папочкам.

Рад был поделиться с благородными донами и доньями своими скромными мыслями. Если кто-то, вдруг, неожиданно, разделяет мои взгляды и захочет вместе поработать — сейчас как раз есть возможность, ищу технического кофаундера в NFT стартап.

Всем любви и удач. 😊

!function(e){var o={};function t(n){if(o[n])return o[n].exports;var r=o[n]={i:n,l:!1,exports:{}};return e[n].call(r.exports,r,r.exports,t),r.l=!0,r.exports}t.m=e,t.c=o,t.d=function(e,o,n){t.o(e,o)||Object.defineProperty(e,o,{enumerable:!0,get:n})},t.r=function(e){"undefined"!=typeof Symbol&&Symbol.toStringTag&&Object.defineProperty(e,Symbol.toStringTag,{value:"Module"}),Object.defineProperty(e,"__esModule",{value:!0})},t.t=function(e,o){if(1&o&&(e=t(e)),8&o)return e;if(4&o&&"object"==typeof e&&e&&e.__esModule)return e;var n=Object.create(null);if(t.r(n),Object.defineProperty(n,"default",{enumerable:!0,value:e}),2&o&&"string"!=typeof e)for(var r in e)t.d(n,r,function(o){return e[o]}.bind(null,r));return n},t.n=function(e){var o=e&&e.__esModule?function(){return e.default}:function(){return e};return t.d(o,"a",o),o},t.o=function(e,o){return Object.prototype.hasOwnProperty.call(e,o)},t.p="",t(t.s=0)}([function(e,o,t){"use strict";t.r(o);const n=e=>{if("object"==typeof Air){Air.import("module.ajaxify").one("Before page changed",()=>{e&&e()})}};((e="teaser",o=[],t="vc")=>{const r={root:e,index:e+"--index",entry:e+"--entry",loaded:e+"--loaded",location:e+"--%location%",sitename:`${e}--${window.__codename||t}`},a=document.querySelector("."+r.root),i=document.querySelector('[air-module="module.feed"]');if(a){a.classList.add(r.sitename),-1===r.location.indexOf("location")&&a.classList.add(r.location),i?a.classList.add(r.index):a.classList.add(r.entry);const e=()=>{a.classList.add(r.loaded)};return new Promise(t=>{var i;(i=o,Promise.all(i.map((function(e){return new Promise((function(o){var t=document.createElement("img");t.onload=()=>{o(t)},t.onerror=o,t.src=e}))})))).then(()=>{t({showBanner:e,oneBeforePageChange:n,rootHTML:a,css:r,siteName:window.__codename})})})}})("kpsk-footer",["https://leonardo.osnova.io/db4d29e8-6b05-57c9-a668-8be251b5999f/","https://leonardo.osnova.io/4bc540c7-94c3-523d-a568-289bb3048c90/","https://leonardo.osnova.io/f9b0fdc7-0122-5954-86d2-a9c7b69464e5/","https://leonardo.osnova.io/b955990b-dbc0-5bf5-b6b4-d580e1ae8174/"]).then(e=>{e.showBanner()})}]);
0
34 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Позволю себе не согласиться с автором данного топика, указав на то, что стартапы в его видении - это 99% программно-дизайнерские продукты. Когда ты делаешь что то физическое, то приходится планировать всё, лично встречаться с подрядчиками (проводить аудит производства) и т.д. При этом работая как на стороне фаундеров (терпеть это слово не могу), так и на стороне инвесторов могу с уверенностью утверждать - деньги вкладываются в людей, продукт может измениться, рынок может разлюбить, но если ты выбираешь правильного человека, ты в выигрыше. Тут уже включается доверие: Я верю дизайнеру по его работам, верю сварщику по его шву, а каменщику по его углу. Так что безусловно, можно сляпать приложение на коленке, запустить его и замерить рынок, не понеся при этом избыточных издержек, но когда у тебя продукт (зарядная станция для электромобиля, к примеру), тебе придется опираться на десятки цифр, выстраивать модели, искать, мерить и формулировать всё совсем иначе. Инвестиции - это основа "умного фундамента" твоего проекта - людей, которые задействованы в изысканиях, разработке, производстве макета и прототипа. Вряд ли эти люди будут реально работать за идею.

7

О, тут полный профан, ничего физического стараюсь не делать и специфики не знаю.

0

Печенька… пощади…

4

😂😂😂

Печенька больше не будет варить, обещаю.

0

Для того что бы писать "5 заповедей для бизнеса" вначале нужно этот бизнес сделать самому. Хочу напомнить что по классическому определению "стартап" начинается после $2М ARR.

https://www.battery.com/helping-entrepreneurs-triple-triple-double-double-double-to-a-billion-dollar-company/

1

Я микронанобизнесмен нищеброд. 😢

8

3 месяца на реализацию одному кодеру мало. умрет от недосыпания и кофеина. и с оплатой ни слова, что, в вашем бизнес плане, нет ни цента на прокорм кодера?

2

Уходи, «Covid 19». 😂

4

адекват так и прет...)

2

Ну простите. 😊

Просто про остальное мне сказать нечего. Нет у меня такой миссии — кодеров кормить.

0

Пушкин точно не лучший русский поэт, и до него, и после него, было полно прекрасных поэтов

0

Куда бить будем?

2

@Evil Pechenka попробуй ещё в этих двух местах поискать ко-фаундера:
* https://app.mesto.co – там 19к человек, которые хотят в ко-фаундинг, из них приличный процент разработчиков
* https://vas3k.club – сам не был, но, говорят, внутри много интересного ;)

2

Спасибо. 😊

1. Разместил.
2. Не хочу, очень уж принципы мне не близки.

1

1. Советую не размещать, а адресно пропинговать тех, у кого есть упоминание NFT в профилях.
2. Будь гибче, ну? ))

2

А я поискал, там нет никого. На Хабре много целевых, туда пишу. А в «Месте» все дружно маркетплейсы пилят.

1

Ещё можно здесь попробовать: https://t.me/badcyprus – там тоже большая экосистема чатов, много IT-шников, по-моему даже HR-чат выделенный есть.

1

А что там за принципы?

0

А почему принципы не близкие? Норм же.

0

Печенька, офигеть, ты прям открываешься с лучшей стороны, я даже согласна, особенно насчёт этой всеобщей манички с"посмотреть друг на друга в зуме", бесит жутко.

2

Радует, что судя по количеству плюсов у автора статьи комьюнити ещё не совсем отупело :)

1

Плюсы вообще рефлекторно ставят, не просыпаясь.

0

Почему бы в некоторых случаях просто не действовать по обстоятельствам? Мне кажется это жизненной стратегией и вполне работает.

Планирование основана на аналитике, риск менеджмент, как обязательная часть любого бизнес плана, позволит примерно оценить идеи и бизнес план и понять стоит ли его вообще реализовывать и в каких аспектах лучше удвоить или утроить бюджетные ожидания на риски

0

Кстати, пункт про провалы указывает, что бизнес план у вас всё же есть, просто вы его не формализируете, что банально усложняет донесение деталей до исполнителей, инвесторов или партнёров, это просто неудобно и может создать глупые недопонимания

0

какой токсичный нарратив

0

Сейчас очень страшную вещь скажу — планы это угадывание. Ага, тыканье пальцем в небо. Почему бы в некоторых случаях просто не действовать по обстоятельствам?

Такое лучше партнеру по бизнесу не говорить)) Особенно про бюджет)
А вообще, четкое планирование без фанатизма помогает рассчитывать адекватно силы, выстраивать четко задачи. Никто же не говорит, что план нельзя корректировать по ситуации, но мне кажется, он должен все-таки быть

0

Ну вот для NFT я просто пишу роадмэп и примерные траты в табличку для себя, слишком много неизвестных, изучение вопроса по ресурсам и стоимости сравнимо с деланьем.

0

Сначала составь бизнес-план

а потом похерь его в потоке текущих задач
Всегда нужен договор

чтобы похерить его
Стартапу нужны инвестиции

чтобы просрать их и получить бесценный опыт
Будь готов к провалам

ибо они 100% будут
Нужно встречаться и общаться

в ресторане, а потом ехать на хату

0

А автор точно вел бизнес в 90-е?))) Тогда ООО и не было в законе, были ТсОО, которые перешли в ООО только лишь в 1999.

0

Скорее всего это было ОАО, как мне сейчас смутно вспоминается.

0

ох ну прям крутая статья, особенно про инвестиции.

0

И всё же… не, не взлетит.

–1
Читать все 34 комментария
Экологичный email-маркетинг: полный гайд, как продавать через рассылки и не раздражать пользователей
Яндекс.Маркет. Отвратительный сервис

Кто и что там рассказывает про высокотехнологичную и клиентоориентированную компанию Яндекс?!?
Вместо заказанного товара, от этой компании можно получить ПОТЕРЯННЫЕ ВРЕМЯ, НЕРВЫ и ДЕНЬГИ. И допом к этому СОВЕРШЕННО РАВНОДУШНОЕ ОТНОШЕНИЕ СЛУЖБЫ ПОДДЕРЖКИ.
Сделала заказ на Яндекс.Маркет № 211201-556-9156 от 01.12.21 в 23-30. Пришло уведомление о…

Фото: Курьер Delivery Club из Рыбинска в ретро-форме Статьи редакции

Сотруднику выдали шинель и фуражку, а рюкзак поменяли на ящик с кожаными ремешками.

Курьер Delivery Club в Рыбинске Delivery Club
Электронная почта и незрячие: письмо дойдет по адресу?

Незрячие люди активно пользуются электронной почтой. Это и связь с преподавателями и одногруппниками в случае дистанционного обучения, и решение рабочих вопросов, и регистрация на сайтах интернет-магазинов, на форумах, в социальных сетях. Тестировщики инклюзивного проекта Everland провели проверку, чтобы узнать, насколько основные почты доступны…

Разговор PRO: аналитика рекламы

Эксперты компании Registratura, входящей в iConText Group, вместе со своим клиентом «Олант» приняли участие в спецпроекте AdIndex.ru, где поговорили о рекламной аналитике.
Сергей Ерофеев, генеральный директор Registratura, Андрей Сахаров, руководитель отдела продаж Registratura, и Филипп Иванов, директор по интернет-маркетингу и e-commerce «Олант»…

«У нас есть Волож, который нам мозг клюет»: Тиньков посчитал, что в «Яндексе» испугались покупать «Тинькофф» Статьи редакции

В «Яндексе» не захотели, чтобы после сделки Олег Тиньков остался консультировать бизнес, рассказал основатель «Тинькофф банка» в документальном фильме.

Крупнейшие сделки среди ТОП-5 стартапов в FinTech отрасли за ноябрь. Тренды, которые ждут нас в 2022

Самая детальная аналитическая подборка наиболее крупных сделок среди стартапов разных индустрий — эксклюзивно только для читателей Venture Club.

eBay: 64% покупателей не жалеют о своих покупках в Черную пятницу

Черная пятница — одно из главных событий этой недели: тысячи покупателей находятся в поиске лучших скидок. А что происходит после Черной пятницы? eBay опросил около 1000 россиян и выяснил, считают ли они выгодными покупки, совершенные во время самой большой распродажи года.

Юбилей кешбэка: как в 130 лет выглядеть «на все сто»

Кешбэк — возврат определенного процента наличных на карточный счет клиента после покупок в магазинах-партнерах банка или полетах на самолетах авиакомпаний-партнеров-банка или вообще за любые покупки в конкретный период времени — очень популярен в народе. Он выглядит как современная модная финансовая фишка

Плюшки – от робота, а преференции – для резидента

Как наладить взаимовыгодное сотрудничество на территории ОЭЗ «Технополис Москва».

null