{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как я пережил четыре смены формата потребления музыки — от магнитной ленты до Spotify

Всем привет. Моё имя Алексей, я — меломан, родившийся в советском союзе, а именно в 1988 году. С самого детства меня везде окружала музыка — дома, в школе, на тренировках. Я занимался брейк-дансом в начале 2000х, проводил школьные дискотеки и коллекционировал альбомы зарубежных рэперов. Сейчас у меня своя музыкальная группа, мы пишем песни, вдохновляясь ямайским dancehall, пуэрториканским reggaeton или нигерийским afrobeat.

Как истинный человек мира, впитал в себя практически все музыкальные жанры и тренды последних 25 лет - от Enigma до Tiesto, от Rammstein до Britney Spears. Двадцать лет назад достать интересную музыку было реально сложно, сейчас по щелчку пальца любой трек окажется в Вашем плеере. Именно так пришла идея вспомнить уже канувшие в лету форматы потребления музыки, а также проследить их эволюцию и развитие. Погнали!

1) Кассеты. Я настолько древний, что застал ещё круглые бобины - у родителей были записи Pink Floyd и Dr Alban, репертуар которых я, похоже, запомнил на подсознательном уровне. Дома было ограниченное количество этих самых бобин и новые появлялись редко, а чаще никогда. Настоящий фурор произвело появление аудио кассет DAT. В провинции сразу же появились повелители магнитной ленты - местные умельцы компилировали собственные сборники и продавали их с рукописными обложками прямо на рынке, тем самым поддерживая движение пиратов. Музыки стало больше, о качестве говорить нет смысла - зато на сборнике можно было услышать какой-нибудь крутой трек, чудесным образом оказавшийся там. Настоящим праздником была поездка на летние каникулы в Москву к бабушке, откуда я привозил лицензионные кассеты - в том числе, супер передовые Bomfunk MC'S и саундтрек к фильму Taxi 3. Короче, этот формат потребления приблизил нас на шаг к массовому контенту.

Плюсы: достать музыку стало проще, абсолютно каждую композицию мы прослушивали от начала до конца (ибо, перемотка, мать её, жрала батарейку в плеере), приемлемая стоимость пиратских копий.

Минусы: ужасное качество записи, вероятность порчи ленты (зажевало), ограниченный каталог песен.

Итого: слушать музыку стало чуть проще.

2) Компакт диски. С приходом компакт-дисков, а также их сводных братьев и сестёр - чистых болванок, перематывать скучные треки стало проще (нажатием кнопки на пульте - огонь). Достать годный материал по-прежнему было сложно, редкие диски брали друг у друга и перезаписывали пятьдесят раз (нарезали). В наших кругах можно было выхватить что-то реально крутое, например альбом DMX, The Chrystal Method или саундтрек к чемпионату мира по брейк-дансу Battle of The Year '98. Повсеместно началось использование синтезированной музыки - эпоха Scott Storch и Timbaland в хип-хопе, Max Martin в поп-музыке, а также целой плеяды электронных продюсеров tier1 уровня.

Плюсы: сделать пиратскую копию стало просто самому, музыки стало чуть больше, можно перематывать скучные треки.

Минусы: диски быстро умирали (царапались), формат вмещал в среднем около 15 песен, редкие записи было сложно достать.

Итого: слушать музыку стало быстрее и качественнее.

3) MP3. Формат перевернул игру. Появилась возможность сжимать громоздкие мастер-файлы до нескольких мегабайт, благодаря чему целые альбомы начали кочевать с одного компьютера на другой на регулярной основе. Появились первые библиотеки альбомов. Мы, как почитатели хип-хоп и всего, что около этой культуры, заказывали альбомы и клипы (!) на сайте RapDaShop. Аудио стоили 20 рублей за штуку (сингл, альбом), а видео - 30 рублей. Удалось скопить огромный каталог продвинутых на то время альбомов, в том числе редких. MP3 убивал огромные мастер-записи за счёт того, что выкидывал всякие, по его мнению, лишние элементы из микса (мало уловимые человеческим ухом). Вполне успешно, кстати, при битрейте 320. Отдельно отмечу первые библиотеки, наподобие ZaycevNet - там я мог зависать часами.

Плюсы: каталог музыки значительно увеличился, появился новый способ обмена музыкой, на один компакт-диск влезли несколько альбомов или ди-джейских сетов.

Минусы: как таковых минусов нет - формат ещё на одну ступень приблизил нас к массовому потреблению музыки.

Итого: слушать музыку стало интереснее, её стало много.

4) Стриминг. Первым российским стримингом стали Вконтакте и YouTube. До этого времени возможность потреблять музыку в потоковом режиме для массового слушателя была разве что в сказке. В ВК можно было просто нажать на "play", трек подгружался с сервера и начинал петь - фантастика! А дальше уже все развивалось как снежный ком - сначала ITunes и Soundcloud, затем уже ВК Boom и Spotify. Музыки стало огромное количество - формат потребления стал потрековым (как правило, треки сейчас короткие, не более 3 минут). Появились миллионы бессмысленных и беспощадных песен. Альбомы в наше время выпускают либо матерые ветераны цеха, либо популярные творческие уникумы, либо концептуальные адепты (у которых, как правило, полтора слушателя и собака).

Итого: слушать музыку стало проще, найти годные треки стало сложнее.

Куда форматы потребления музыки будут двигаться дальше - пока сложно понять. Могу предположить, что во времена Метавселенных и прочих AR/VR музыка уйдёт куда-то туда. Как, например, концерт Трэвиса Скота во время пандемии в коллаборации с Fortnite. Скорее всего, этот формат будет набирать обороты в ближайшие пару лет. Нас ждут целые музыкальные вселенные, со своим визуалом и канонами, а следовательно появятся новые лидеры и герои.

Stay tuned! 🙌

p. s. : товарищи, как считаете, какой формат музыки появится следующим? Есть мнения?

0
3 комментария
Саша Ворнер

Как будто из моей жизни написано... ))) Жалею ещё о временах когда были селективные лейблы, на которые попадали артисты близкие по духу, а не только по коммерческом успеху. Это даже наверное правильно было бы назвать творческим объединениями, а не лейблами. Это когда видишь что музыка с конкретного лейбла и точно знаешь что это что-то стоящее. По ним я открывал новую для себя музыку. Сейчас такого к сожалению нет...

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Belov
Автор

Согласен. Я так компиляции электронных продюсеров покупал, например. Видел слово "Azuli" и сразу брал без лишних разговоров :)

Ответить
Развернуть ветку
Саша Ворнер

У меня был Ninja Tune, оставил несгладимый след.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда