{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Почему я не делаю бесплатные тестовые

Не знаю, как другие дизайнеры, но по себе могу сказать – примерно 20% заказчиков, на чьи задачи я откликаюсь, предлагают выполнить мне тестовое задание. Моя позиция по этому поводу четкая – бесплатные тестовые я не делаю. И сегодня постараюсь объяснить, почему.

Мое лицо, когда я вижу очередное бесплатное тестовое

Конечно, заказчика тоже можно понять – он первый раз собирается работать с дизайнером, и должен знать, что исполнитель точно справится с заданием. Особенно, если сроки горят, и на счету каждый день. А если на задачу пришло 10-20 откликов, то платить каждому за тест – так можно и разориться. Да и на оплату тестовых уйдет больше денег, чем на выполнение самого задания.

Да, это все верно. Но чем парирую я:

· У меня довольно богатое и разнообразное портфолио. Там есть примеры и по сайтам, и по графическому дизайну, и по иллюстрациям. И всех – по несколько штук. Если вы не можете оценить качество моих работ по портфолио – это странно.

· Вы не знаете, сколько времени я затрачу на вашу задачу? Это можно спросить – я не кусаюсь. И обозначу ориентировочно сроки и начало работ. Плюс ко всему – я всегда на связи и могу сориентировать по прогрессу.

· Боитесь, что я пропаду с предоплатой? Во-первых, перед началом работ мы заключаем договор. Во-вторых, в моем портфолио на Behance есть достаточно крупные клиенты. При большом желании можно связаться с ними и узнать, действительно ли я выполнила для них все эти проекты.

· Все равно опасаетесь, что я не справлюсь? Окей, мы можем заключить начальный договор на небольшой объем работ. Например, отрисовать первые 3 экрана сайта. Естественно, я не исключаю возможности, что мы не сработаемся – по самым разнообразным причинам. Поэтому можно подстраховаться и выполнить работу на небольшом участке, а затем уже заключить договор на остальную часть работ.

Почему для меня бесплатные тестовые – это зло?

Минутка возмущения. Когда меня просят сделать бесплатный тест, я недоумеваю. На любую задачу я трачу время. И так как я не начинающий дизайнер, который только набивает руку, мое время дорого. Мне не нужны бесплатные работы «для портфолио», у меня их достаточно. А если, например, мне пришлют 5 тестовых? Я должна буду впустую потратить пару дней?

Такие тестовые – точно в топку

Вы же не просите повара в ресторане сделать вам тестовый кусочек стейка. Или маляра – тестово покрасить одну стену. Вы обращаетесь за услугой к профессионалу – и он только недоуменно посмотрит на вас, если вы предложите сделать тест.

Когда я могу взять тестовое

Да, такие ситуации редко, но бывают. Итак:

1. Когда задание оплачивается, исходя из моей почасовой ставки.

2. Когда у меня мало опыта в данной сфере, а проект интересен.

3. Когда проект ну очень крутой, и я просто мечтаю в нем поработать, несмотря ни на что.

4. (иногда) Когда задача не очень объемна, и у меня есть свободное время.

В любом случае я не берусь за тестовое, если оно займет у меня больше пары часов, или я не уверена, что заказчик не будет дальше использовать его в своих целях. И я всегда защищаю свою интеллектуальную собственность – например, для бесплатного тестового не выгружаю исходники сайта в Фигме, а баннеры, презентации и другой графический дизайн защищаю водяными знаками. Если это тест – то заказчику не составит труда оценить мой уровень по таким макетам.

Мда… Все-таки, большинство дизайнеров делает бесплатные тестовые

Лена против бесплатных тестовых в принципе?

Важный момент – выше я говорила только о своем отношении к бесплатным тестовым. Впрочем, множество дизайнеров middle- и senior-уровня будут со мной солидарны. Что касается новичков – тестовые даже могут быть им полезны. Это хороший способ пополнить портфолио, набить руку и развить скиллы. И все же, с высоты своего опыта, позволю себе дать новичкам пару советов:

1. По возможности, беритесь за те тестовые, которые будут вам реально полезны. Если в вашем портфолио 100500 рекламных баннеров разных стилей, брать еще один баннер на тест – странно и нерентабельно.

2. Убедитесь, что ваша работа не будет использоваться, если вы не пройдете по результатам тестового. Ушлые заказчики используют тесты для сбора идей или даже бесплатных работ. Например, я бы насторожилась, если бы меня тестово попросили отрисовать афишу предстоящего мероприятия или провести полный визуальный аудит сайта.

3. Тестовое на то и тестовое, что его выполнение не должно отнимать больше времени, чем работа. Задания, которые занимают целый день, априори не могут быть бесплатными.

Вместо заключения

Я уже предвижу шквал несогласных комментариев: «А вот крупные компании – они целые тендеры устраивают и по несколько тестовых дают. Да дизайнеры бьются за возможность быть среди их подрядчиков!»

Опять же – я высказываю здесь только свое мнение. Вы можете подумать над ним, согласиться или нет. У всех разные пути и разные приоритеты. Для кого-то главное – возможность поработать с крупной компанией и потом разместить заветный кейс в своем портфолио. И такие специалисты ради этого готовы и биться с другими дизайнерами, и делать несколько этапов бесплатных тестовых. Это не плохо – это просто другой путь.

Для меня проще и удобнее работать с клиентами, которые оценивают меня по портфолио и по личному общению во время обсуждения задачи. Да, кстати, я не совсем уж жадина и всегда готова накидать несколько идей во время обсуждения. Просто дизайнить их не буду.

Как всегда, готова к комментариям и обсуждению. Было бы интересно послушать и заказчиков, и специалистов. Вопрос к заказчикам, которые настаивают на бесплатных тестовых: действительно ли так сложно оценить исполнителя по портфолио? И вопрос для дизайнеров: часто ли вы соглашаетесь на бесплатные тестовые, и вообще, как к ним относитесь? Очень жду ответов!

0
299 комментариев
Написать комментарий...
Антон Агальцов

здесь все очень просто.

Ты не сделаешь, другие сделают.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Любимов

Ну так и в обратную сторону это тоже работает.
Не закажешь ты, закажут другие.
Опять таки, пока другие будут делать тестовые задания, они не смогут конкурировать за оплачиваемые заказы...

Ответить
Развернуть ветку
296 комментариев
Раскрывать всегда