{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Почему я не делаю бесплатные тестовые

Не знаю, как другие дизайнеры, но по себе могу сказать – примерно 20% заказчиков, на чьи задачи я откликаюсь, предлагают выполнить мне тестовое задание. Моя позиция по этому поводу четкая – бесплатные тестовые я не делаю. И сегодня постараюсь объяснить, почему.

Мое лицо, когда я вижу очередное бесплатное тестовое

Конечно, заказчика тоже можно понять – он первый раз собирается работать с дизайнером, и должен знать, что исполнитель точно справится с заданием. Особенно, если сроки горят, и на счету каждый день. А если на задачу пришло 10-20 откликов, то платить каждому за тест – так можно и разориться. Да и на оплату тестовых уйдет больше денег, чем на выполнение самого задания.

Да, это все верно. Но чем парирую я:

· У меня довольно богатое и разнообразное портфолио. Там есть примеры и по сайтам, и по графическому дизайну, и по иллюстрациям. И всех – по несколько штук. Если вы не можете оценить качество моих работ по портфолио – это странно.

· Вы не знаете, сколько времени я затрачу на вашу задачу? Это можно спросить – я не кусаюсь. И обозначу ориентировочно сроки и начало работ. Плюс ко всему – я всегда на связи и могу сориентировать по прогрессу.

· Боитесь, что я пропаду с предоплатой? Во-первых, перед началом работ мы заключаем договор. Во-вторых, в моем портфолио на Behance есть достаточно крупные клиенты. При большом желании можно связаться с ними и узнать, действительно ли я выполнила для них все эти проекты.

· Все равно опасаетесь, что я не справлюсь? Окей, мы можем заключить начальный договор на небольшой объем работ. Например, отрисовать первые 3 экрана сайта. Естественно, я не исключаю возможности, что мы не сработаемся – по самым разнообразным причинам. Поэтому можно подстраховаться и выполнить работу на небольшом участке, а затем уже заключить договор на остальную часть работ.

Почему для меня бесплатные тестовые – это зло?

Минутка возмущения. Когда меня просят сделать бесплатный тест, я недоумеваю. На любую задачу я трачу время. И так как я не начинающий дизайнер, который только набивает руку, мое время дорого. Мне не нужны бесплатные работы «для портфолио», у меня их достаточно. А если, например, мне пришлют 5 тестовых? Я должна буду впустую потратить пару дней?

Такие тестовые – точно в топку

Вы же не просите повара в ресторане сделать вам тестовый кусочек стейка. Или маляра – тестово покрасить одну стену. Вы обращаетесь за услугой к профессионалу – и он только недоуменно посмотрит на вас, если вы предложите сделать тест.

Когда я могу взять тестовое

Да, такие ситуации редко, но бывают. Итак:

1. Когда задание оплачивается, исходя из моей почасовой ставки.

2. Когда у меня мало опыта в данной сфере, а проект интересен.

3. Когда проект ну очень крутой, и я просто мечтаю в нем поработать, несмотря ни на что.

4. (иногда) Когда задача не очень объемна, и у меня есть свободное время.

В любом случае я не берусь за тестовое, если оно займет у меня больше пары часов, или я не уверена, что заказчик не будет дальше использовать его в своих целях. И я всегда защищаю свою интеллектуальную собственность – например, для бесплатного тестового не выгружаю исходники сайта в Фигме, а баннеры, презентации и другой графический дизайн защищаю водяными знаками. Если это тест – то заказчику не составит труда оценить мой уровень по таким макетам.

Мда… Все-таки, большинство дизайнеров делает бесплатные тестовые

Лена против бесплатных тестовых в принципе?

Важный момент – выше я говорила только о своем отношении к бесплатным тестовым. Впрочем, множество дизайнеров middle- и senior-уровня будут со мной солидарны. Что касается новичков – тестовые даже могут быть им полезны. Это хороший способ пополнить портфолио, набить руку и развить скиллы. И все же, с высоты своего опыта, позволю себе дать новичкам пару советов:

1. По возможности, беритесь за те тестовые, которые будут вам реально полезны. Если в вашем портфолио 100500 рекламных баннеров разных стилей, брать еще один баннер на тест – странно и нерентабельно.

2. Убедитесь, что ваша работа не будет использоваться, если вы не пройдете по результатам тестового. Ушлые заказчики используют тесты для сбора идей или даже бесплатных работ. Например, я бы насторожилась, если бы меня тестово попросили отрисовать афишу предстоящего мероприятия или провести полный визуальный аудит сайта.

3. Тестовое на то и тестовое, что его выполнение не должно отнимать больше времени, чем работа. Задания, которые занимают целый день, априори не могут быть бесплатными.

Вместо заключения

Я уже предвижу шквал несогласных комментариев: «А вот крупные компании – они целые тендеры устраивают и по несколько тестовых дают. Да дизайнеры бьются за возможность быть среди их подрядчиков!»

Опять же – я высказываю здесь только свое мнение. Вы можете подумать над ним, согласиться или нет. У всех разные пути и разные приоритеты. Для кого-то главное – возможность поработать с крупной компанией и потом разместить заветный кейс в своем портфолио. И такие специалисты ради этого готовы и биться с другими дизайнерами, и делать несколько этапов бесплатных тестовых. Это не плохо – это просто другой путь.

Для меня проще и удобнее работать с клиентами, которые оценивают меня по портфолио и по личному общению во время обсуждения задачи. Да, кстати, я не совсем уж жадина и всегда готова накидать несколько идей во время обсуждения. Просто дизайнить их не буду.

Как всегда, готова к комментариям и обсуждению. Было бы интересно послушать и заказчиков, и специалистов. Вопрос к заказчикам, которые настаивают на бесплатных тестовых: действительно ли так сложно оценить исполнителя по портфолио? И вопрос для дизайнеров: часто ли вы соглашаетесь на бесплатные тестовые, и вообще, как к ним относитесь? Очень жду ответов!

0
299 комментариев
Написать комментарий...
Ekaterina Ekaterin

еще бывают бесплатные тестовые задания в виде конкурсов
иногда эти конкурсы даже ещё и со вступительным взносом
например конкурс продюсерской компании: пришлите нам сценарии/синопсис сериалов, а мы лучшему чего-нибудь дадим.
может поэтому бывает так, что сериал начался бодро, а потом стух, как будто сценариста подменили.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

У конкурсов есть одна очень неприятная вещь - чем больше участников, тем меньше зависимость вашей победы в них от качества вашей работы и тем больше от сторонних факторов.

Ответить
Развернуть ветку
296 комментариев
Раскрывать всегда