Что не должен делать дизайнер
С вами Лена Нексман – дизайнер. Не верстальщик. Не копирайтер. Не маркетолог. Просто дизайнер с навыками UX. Почему я так заостряю на этом внимание? Сейчас поймете.
Сталкиваясь с некоторыми заказчиками и выгружая им макеты, я иногда слышу: «А вы не могли бы еще это на Битриксе разместить/рекламу подключить/жопу орла достать?» Нет, нет, дорогие, не могу. Потому что я не многорукий многоног, а просто Лена с двумя – спасибо, что прямыми – руками. Сейчас я ни в коем случае не ругаю клиентов – ведь кто-то может и не знает, что дизайнер может, а что нет.
Это как пресловутый тыжпрограммист – а почини компьютер, утюг и провод протяни. В смысле, не умеешь?
Поэтому я решила провести небольшой ликбез и рассказать-таки, что дизайнеры могут, а с чем лучше прийти к другому специалисту. Итак, не просите у дизайнеров этого.
- Определить общую концепцию и целевую аудиторию. Да, я могу сделать визуальную концепцию, но основываясь на уже имеющихся данных. А по вопросам ЦА и позиционирования – пожалуйста, к маркетологам, которые проведут анализ рынка, проверят несколько гипотез и дадут вам более профессиональный ответ, чем я.
- Написать тексты для сайтов/баннеров. Часто мне говорят: «Ну, напиши на баннере что-нибудь типа “мы такие крутые, покупайте у нас…”». Нет, ребят, не напишу. Предоставить текст – это ваша задача. Или задача копирайтера. Если копирайтера нет – то внятно формулируем, от начальной до конечной буквы, что именно написать.
- Запустить рекламу в поисковиках или соцсетях. Я могу сделать любые баннеры для рекламы, хоть статичные, хоть анимированные. Но запускать рекламу я не умею. Могу, в общем-то, но вам вряд ли понравится, что я солью весь ваш бюджет.
- Натянуть сайт на Битрикс или любую другую CMS. У меня есть опыт с Тильдой, но если дело касается классических CMS, то мне придется позвать на помощь своих друзей. Естественно, не бесплатно.
- Подобрать верстальщика/копирайтера/иллюстратора/второго дизайнера. У меня есть знакомые в этих сферах, с которыми я успешно сотрудничаю. Но если они вам не подойдут, и вы попросите меня поискать кого-то еще – это вряд ли. Есть отличные сайты HH и Behance – кто-нибудь оттуда вам обязательно приглянется!
- Нарисовать что-нибудь. Да, я могу делать простые иллюстрации. Но если вам понадобится картина маслом на холсте метр на метр, то вряд ли вам помогу. Дизайнер хоть и обладает художественным вкусом, но он не художник.
Посоветовать, как сделать так, чтобы увеличить продажи. Я могу провести технический и визуальный аудит сайта, посоветовать исправить слабые места. выявленные по результатам Аналитики. Но, помимо этого, есть и другие причины того, почему ваш товар не продается – плохо настроенная реклама, некачественные тексты, ленивый отдел продаж… Да может, просто у вас плохой товар, в конце концов. Моя вотчина – это красота и юзабилити сайта, не больше.
Разместить что-то в соцсетях или на сайте. В принципе, могу. Но – сорри, это не мои задачи.
Сделать дизайн квартиры/платья/садика на даче. Да-да, и такое тоже просят. К сожалению, хоть я и дизайнер, но в душе не знаю, как делается ландшафтный или интерьерный дизайн, уж извините.
Резюмируя вышесказанное, я могу помочь вам только с:
- Проработкой CJM и roadmap.
- Созданием прототипов по принципам UX.
- Созданием красивого и удобного дизайна в нескольких разрешениях.
- Написанием ТЗ для верстальщика или самой версткой, если она несложная.
- Аудитом вашего сайта и предложениями по редизайну.
Что касается других задач – я могу или выполнить их сама за дополнительную плату, или посоветовать других специалистов, если какие-то задачи мне не под силу. Почему за дополнительную плату? Потому что, так уж сложилось, что я ценю себя и свое время. Да, размещение публикации в инстаграмчике – это дело 5 минут. Поэтому я думаю, что вы сами найдете эти 5 минут, а я пока выпью кофе.
Вот такие мысли. Как обычно, жду ваших комментариев – особенно от коллег-дизайнеров. Поделитесь, с какими самыми необычными просьбами обращались к вам клиенты?
Все проблемы, описанные автором, от отсутствия диалога или отсутствия предоставления важной информации на этапе утверждения тз, отсутствие четкости в тз. Если тз нечеткое, то работа и обязанность дизайнера получить от клиента исчерпывающие ответы.
Бывает такое, что клиент сам не знает, что хочет, или не может выразить словами. Тогда помогают только референсы на работы.
А еще бывает, что дизайнеры используют брифы (по стилю лого, по палитре, шрифтам и т.д.). Но мне такое как клиенту не зашло, потому что надо переходить от общего к частному. От общей картины к деталям, а не наоборот.
Для меня наиболее эффективно заходит референс на bahace на визуал, который отражает полную композицию. Вот так и говорю: с этого вдохновляемся, а вот готовые прототипы, которые надо задизайнить.
По первому абзацу - полностью согласна. Но, положа руку на сердце, их частных специалистов - кто так делает? Единицы. Отсюда, нужно повышать знание и доносить культуру опросов, донесения до заказчиков ценности и ограничений услуги.
Референсов - строго мало, потому что красивый дизайн НЕ равно продающий дизайн. Бывает, что новый красивый дизайн конвертит гораздо хуже старого, если не проведена аналитика. Минимальный набор материалов - большой бриф (где рефы лишь часть), исследование конкурентов, аналитика старого сайта, юзер сторис, техзадание (возможно - написанное самим дизайнером и утвержденное заказчиком) и так далее.
И я согласна что стоит идти от большего к частному, но бриф - мастхев на каком-либо этапе ДО того, как дизайнер начнет прототипипование.