{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

Что выбрать для первого стартапа: принципиально новую идею или уже существующую на рынке?

Ищете идею для вашего первого стартапа? Найдите что-то, что уже существует на рынке и что вы знаете, как можете улучшить, добавьте уникальные функции и сфокусируйтесь на узком рынке, где ваш продукт будет нужнее всего.

Судя по частым обсуждениям на форумах и в телеграм каналах, большая часть тех, кто хочет начать свой стартап, пока находятся на этапе поиска идеи. В этой статье хочу обсудить, какую стратегию лучше выбрать: пытаться реализовать новую уникальную идею или улучшать то, что уже существует?

Конечно, на вопрос, стоит ли реализовывать новую идею или использовать уже существующую, нет однозначного ответа. Все зависит от начальных условий, цели и ресурсов. На мой взгляд, если вы только начинаете свой путь основателя стартапа, лучше выбрать уже существующую идею, добавить в нее уникальные функции и сфокусироваться на определенную категорию пользователей.

Почему так? Когда вы создаете продукт или сервис, которого еще не существует на рынке, то помимо самого создания продукта, стоит подумать, как его продвигать и как искать аудиторию. Может сложиться ощущение, что эту задачу нужно будет решать далеко в будущем. А сначала надо сконцентрироваться на продумывании функционала и дизайна, первом рабочем варианте, создании сайта. И только потом надо будет уже начинать рекламировать свой продукт. Но какие риски несет в себе такой подход?

  • Тем, кто будет попадать на сайт вашего проекта, будет не так просто понять, что это, как работает, и зачем им это нужно. Если это ваш первый проект, то скорее всего, вы не будете тратить на разработку лендинга много времени и ресурсов, и подробно рассказывать, как работает проект и зачем он нужен. Без этого большинство посетителей будут не понимать идею и уходить.
  • Если пользователи не знают о существовании продукта/услуги, то они и не ищут его в поисковых системах. Это уменьшает ваши возможности в привлечении органического поискового трафика — одного из основных источников получения клиентов для большой части стартапов с небольшим бюджетом на маркетинг.
  • Если для монетизации проекта вы планируете создавать бесплатный и платный тариф, то даже при наличии бесплатных пользователей будет сложно оценить ценность сервиса для клиента. Есть большой шанс того, что ценность, которую дает сервис, будет недостаточно с точки зрения пользователя, чтобы переходить на платное решение.
  • И главное: если подобного сервиса не существует, то возможно, в нем и не нуждаются. Если при анализе идеи вы не нашли существующие компании, реализующие эту идею, то легко поймать себя на ощущении, что над идеей пока никто не работал. Но увы: скорее всего, несколько команд уже пробовали, создали продукт и не смогли научиться его продавать.

    Один из хороших способов найти проекты со схожей идеей это поиск по ключевым словам на ProductHunt. Там можно увидеть, какие отзывы получил сервис, кто его основатели и продолжают ли они заниматься проектом сейчас. Последние несколько лет на ресурсе запускаются практически все стартапы, от этапа работающего прототипа до крупных игроков с миллионными оборотами.

Но если я создам продукт, аналоги которого уже существуют, как я получу первых пользователей? У конкурентов уже есть работающий сервис и больше функционал.

Достаточно часто клиенты начинают использовать один из первых продуктов, который они нашли, и не заморачиваются с поиском и анализом всех предложений на рынке. Это вы, занимаясь своим проектом, знаете все компании со схожей идеей/продуктом. Большинству людей надо просто решить стоящую перед ними задачу, и они не готовы тратить часы на анализ и сравнение нескольких решений. Если они найдут ваше решение первым и оно их устроит, то они останутся и скорее всего, не станут искать другие компании, даже если у них больше функционал или ниже цены.

Отличный пример рынка, где существуют совершенно разные подходы к решению похожей задачи — это сервисы бронирования встреч. Многолетним лидером в этой сфере является компания Calendly, основанная в 2013 году и привлекшая уже 350 миллионов долларов инвестиций. Казалось бы, с наличием такого огромного конкурента, у которого к тому же есть и полноценный бесплатный тариф, просто невозможно конкурировать. Но это не помешало основателям SavvyCal достигнуть 20 тысяч $ MRR (суммарное число ежемесячных подписок) меньше чем за два года после начала работы. К тому же, у них еще и отсутствует бесплатный тариф.

На этом рынке также немногим больше года назад появилась компания Cal.com c опенсорсным решением, которая уже имеет более 10 тысяч еженедельных пользователей и привлекшая 7.4 миллиона долларов. Кстати, компания Cal.com поддерживает движение OpenStartup и открыто публикует свои доходы и расходы, включая зарплату всех сотрудников компании. Статистику можно посмотреть на отдельной странице на их сайте.

В чем будет мое преимущество по сравнению с конкурентом, у которого уже работают сотни сотрудников и миллионы привлеченных венчурных инвестиций?

Стартапы, привлекшие несколько раундов инвестиций, проводят десятки и сотни встреч с инвесторами и как правило должны иметь очень четкий план работы компании. В дальнейшем им намного сложнее его поменять. Также им постоянно надо показывать рост выручки. Как следствие, делать значительные изменения в продукте очень рискованно, также надо работать на рынке с широкой аудиторий и они не могут фокусировать свой сервис на специфическую аудиторию, не могут создавать отдельный функционал под одного клиента, не могут лично общаться со своими пользователями и узнавать их реальные нужды. Также им намного сложнее менять свой продукт, если стало понятно, что текущее предложение не является оптимальным.

Какие возможности могут быть у начинающего стартапа по сравнению с более крупными игроками:

  • Есть возможность создать новую функцию в продукте под отдельного пользователя (к примеру, если он оплатит годовую подписку)
  • Сконцентрироваться на узкой сфере, на которую большие игроки не обращают внимания, в дальнейшем всегда можно расширить аудиторию
  • Лично знать своих клиентов, значительно лучше понимать их потребности и как следствие создавать только нужны для них функции в продукте
  • Легко тестировать различные варианты стоимости продукта (наличие бесплатной опции, стоимость тарифов, реферальная программа с высокой комиссией)

Имеет ли смысл начинать работать над идеей, которая уже существует?

Мое субъективное мнение — конечно, да. Вместе с тем, перед началом работы логично попробовать честно ответить себе на следующие вопросы:

  • Верите ли вы, что рынок, для которого предполагается ваше решение, растет? Будет ли этот рынок достаточно большим для того, чтобы на нем работало несколько успешных компаний?
  • Сможет ли ваше решение быть значительно дешевле/функциональнее/удобнее, чем существующие предложения на рынке? Даже один ответ «да» — уже хорошая причина, чтобы начать.
  • Кто ваша целевая аудитория? Кому именно вы будете показывать/предлагать ваш продукт? Целевая аудитория вашего продукта в дальнейшем может поменяться, но важно понять, кому вы будете показывать ваш продукт в самом начале.
  • Нравится ли вам работать и общаться с аудиторией, для которой предназначен ваш продукт? Ведь вам предстоит тратить часы на общение с вашими будущими клиентами и важно, чтобы вам это приносило удовольствие. Иначе есть риск закопаться в решение проблемы, которой может и не быть у потенциальных пользователей.

Вместо заключения:

Выбор первоначальной идеи для начинающих основателей стартапов имеет принципиальное значение. На это стоит уделить время, предварительно поговорить с потенциальными первыми клиентами и приниматься за работу, уже имея понимание о потенциальном рынке. В дальнейшем можно легко поменять направление или даже рынок, но на это может уйти несколько месяцев, а может и лет непрерывной работы.
А что вы думаете о том, какую идею стоит выбирать основателям стартапов? Предпочитаете ли вы работать над идеей, которая уже имеет аналоги на рынке или придумывать что-то принципиально новое?

Если вам интересно следить за развитием нашего стартапа VideoTouch, вы можете делать это в твиттере на английском или в инстаграме на русском.

0
94 комментария
Написать комментарий...
Vitaliy Rizhkov

Пытаюсь пилить стартапы уже более 10и лет. И по факту нет ни одного успешного стартапа. Но удалось создать работающие продукты и компании. Удалось собрать крутые команды и создать культуру.
Стартап, в моем понимании, это очень быстро растущая компания. 30% или больше от месяца к месяцу.
Как по мне, то не нужно пытаться делать стартап. Создавайте сервисы и продукты. Делайте их лучше чем ваши конкуренты, учитесь их продавать и предоставлять качественный сервис. И все будет расти.
Нужно быть приземленным.
Практически никто из самых успешных предпринимателей не планировал создавать миллиардные корпорации с самого начала. В начале они просто решали одну проблему и хотели сделать мир хоть чуточку, но лучше. И желания заработать много денег у них (скорее всего) не было.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vitaliy Rizhkov

Нет, я больше про предпринимательство. Организация, объединение команды вокруг идеи, маркетинг - это то, чем я занимался и занимаюсь.
Когда я говорю про "нет ни одного успешного стартапа" я не имею в виду, что у меня одни провалы. Успех стартапа, как по мне, заключается в том, чтоб ваше начинание по настоящему стало стартапом. Для этого необходимо, чтоб был взрывной рост. У меня этого не получилось сделать ни в одном начинании. Но удалось построить компании которые прекрасно работают и развиваются уже без меня.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Nenznaskiy

Виталий, у вас неверный базовые установки. Если вы проанализируете условный топ-1000 успешных стартапов - у 10% было попадание в PMF состоялось в первый год и стартап сразу рос, но у большинства до периода нахождения PMF и Product Channel Fit уходило в среднем от 2-х до 3-х лет и в течение этих 3-х лет вообще не было никакого роста...

На примере график роста у AirBNB... посмотрите на первые пару лет. Там был просто нулевой рост.

Ответить
Развернуть ветку
Vitaliy Rizhkov

Роман, возможно вы правы по поводу установок. Говорю из собственного опыта и понимания.
Стартапы тем отличаются от бизнеса, что они растут не нормальными темпами, захватывая существующий рынок либо создают новый.
Любой стартап в самом начале проходит стадию разработки, где о росте вообще не может идти речи. Потом команда ищет работающую модель. И когда все складывается как нельзя лучше — начинается тот самый клюшечный рост, который отличает стартап от бизнеса. Ну а если рост не случился, возможно это и не был стартап. Или же был, но провальный.
Как то так.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Nenznaskiy

На эту тему написано гора книг и снято десятки километров видео.
Если в двух словах, то Любой стартап проходит стадию циклов проверки схождения юнит-экономики. Тратит на это 2-3 дня.
Если экономика сходится (у 90% не сходится сразу), то разрабатывается MVP. на него уходит следующие 2-е недели (у кого-то 2-а месяца, но лучше 2-е недели) и потом начинаются продажи этого MVP. Не получается продать, начинает повторный цикл и так, пока не получится.

Фактически любую идею можно проверить за $200-500... так что продажи намного ближе к старту, чем кажется и они значительно раньше этапа разработки.

Я лично сам столько раз делал все наоборот, что хочется самому себе сказать "какой же безмозглый ты был"... мог бы более $1М сэкономить в сумме, но всегда хорошо быть умным "задним" умом.

Последнее, что хочу сказать - средний возраст фаундера успешного стартапа 40+ лет. Это как раз тот возраст, когда набирается опыт и выдержка, которая дает силы дойти до конца этого приключения))

Ответить
Развернуть ветку
Vitaliy Rizhkov

Очень интересно. За последние 15 лет я начинал работать над больше чем 30ю идеями из которых 20 были запущены и около 10и превратились в работающие продукты которые живы до сих пор, а некоторые из них очень хорошо себя чувствуют.
Так вот не было ни одной идеи которая была превращена в MVP за 2 недели. На это уходили месяцы. Иногда много месяцев. Вот сейчас работаю над запуском MVP приложения. Над идеей я думал около 2х лет. Потом около 6 месяцев я рисовал прототипы и собирал отзывы от тех, кому я доверяю. Потом начал работать над созданием прототипа. Дизайном (он занял 2 месяца) и разработкой - займет 6-7 месяцев. Осталось 2-3 месяца до запуска MVP.
На MVP потрачу не меньше чем $200К.
И один из самых дешевых MVP которые приходилось создавать.
По поводу "какой безмозглый" - встречал таких. Обычно эти люди знают только теорию. Сами ничего никогда не создавали.
Знаю много успешных предпринимателей. Ни один из них ничего не создавал за 2 недели. Никогда.
Я не говорю про какие то проекты типа чат бот. Это не про предпринимательство.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Roman Nenznaskiy

Под последний продукт, над которым я сейчас работаю, MVP создали за 11-ть дней, с дизайном, версткой и внедрением.

проблема большинства в том, что MVP для них - это уже полноценный продукт, но без горы функционала, а в реальности MVP это то, что очень стыдно показывать, что кажется невероятно уродливым и никому не нужным, но оно в минимальном приближении решает проблему или показывает, как она будет решаться в будущем.

Если вы работали над 20-ю проектами за 10 лет, то это в среднем 2-а проекта в год. Это значит, что ни одну идею вы без остановки не долбили хотя бы год... а это минимальный срок, за который можно хоть что-то понять про ваше начинание.

Я ни в коем случае не критикую вас или ваш опыт, я лишь хочу сказать, что наши установки и подходы определяют наши действия.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Беляев

Vitaliy Привет! Хочу рассказать пару троек проектов, и взять к себе в проект, сделаем MVP,нужна команда, могу скинуть ссылку на видео с презентацией и голосовые сообщения ! Позвоните, пишите в whatsapp +79588772718,спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Олег Беляев

Roman Привет! Хочу рассказать пару троек проектов, и взять к себе в проект, сделаем MVP,нужна команда, могу скинуть ссылку на видео с презентацией и голосовые сообщения ! Позвоните, пишите в whatsapp +79588772718,спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Roman Nenznaskiy

В это предложении прекрасно всё.

Рассказать о "паре тройке проектов", "сделаем MVP", "нужна команда", "могу скинуть голосовые сообщения".

Олег, если вы пока не понимаете, почему мне так веселом, то возвращайтесь через N лет, когда поймете и вам также будет весело об этом читать, как мне сейчас.

Успехов!

Ответить
Развернуть ветку
Олег Беляев

Здравствуйте Roman,вот когда узнаете о сути проекта, будет вот такой смаил 😭😱 что не вместе развивали, когда людям говоришь что можно выйти на миллиона долларов и на миллиарды, на триллионы,у всех вот такое понятие 🤪🤥, тормоза только нет смайла,а то так бы показал! Когда проектом занимаешься несколько лет и видишь что появляются молодые люди которые ходили ещё пешком под стол, когда я ещё использовал магик,кворум, денди приставку, виндовс хр,7.8,1,10 про, то понимаешь что сложность объяснить им ровняеться к нулю, ибо они ищут смешные слова, тексты, смыслы, им покажи фигу, они или будут смеяться, либо плакать, но говорить не о чем! Тут вообще походу сложный контингент сидит, и чтобы выйти в лидеры это нужно свой канал открывать или что-то другое!

Ответить
Развернуть ветку
Roman Nenznaskiy

Вам не канал свой открывать нужно, а книжку по грамматике и пунктуации. Этот безграмотный поток сознания просто невозможно без боли воспринимать.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Беляев

Когда речь идёт о миллионах и миллиардах, похер на пунктуацию, похер на этот сайт, и на весь интернет в целом, кому надо, тот поймёт и на Китайском! И да, в мой проект включено удаление всех языков мира "из википедии" в том числе, кроме программного для нейро сети, искусственного интеллекта! В этом не будет нужды, читать, смотреть ютуб или каналы, вообще не будет человечеству нужды в чём либо, всё и все будут в достатке!

Ответить
Развернуть ветку
Roman Nenznaskiy

Вооот теперь все стало ясно.
Не буду вам мешать.

Успехов и будьте аккуратнее весной!

Ответить
Развернуть ветку
Олег Беляев

Там есть софт для исправления орфографических ошибок, можете скачать и исправить мои орфографические ошибки и запостить если хотите участвовать в моём проекте! Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Roman Nenznaskiy

удалено

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vitaliy Rizhkov

Да, не получилось. Но еще не вечер. Возможно что то и выстрелит - либо из того, что я основал или со-основал, либо из того, во что инвестировал.
Конечно был.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vitaliy Rizhkov

Видимо я очень медленный )

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Олег Беляев

Всем привет! Хочу рассказать пару троек проектов, и взять к себе в проект, сделаем MVP,нужна команда, могу скинуть ссылку на видео с презентацией и голосовые сообщения ! Позвоните в whatsapp +79588772718,спасибо

Ответить
Развернуть ветку
91 комментарий
Раскрывать всегда