{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Что выбрать для первого стартапа: принципиально новую идею или уже существующую на рынке?

Ищете идею для вашего первого стартапа? Найдите что-то, что уже существует на рынке и что вы знаете, как можете улучшить, добавьте уникальные функции и сфокусируйтесь на узком рынке, где ваш продукт будет нужнее всего.

Судя по частым обсуждениям на форумах и в телеграм каналах, большая часть тех, кто хочет начать свой стартап, пока находятся на этапе поиска идеи. В этой статье хочу обсудить, какую стратегию лучше выбрать: пытаться реализовать новую уникальную идею или улучшать то, что уже существует?

Конечно, на вопрос, стоит ли реализовывать новую идею или использовать уже существующую, нет однозначного ответа. Все зависит от начальных условий, цели и ресурсов. На мой взгляд, если вы только начинаете свой путь основателя стартапа, лучше выбрать уже существующую идею, добавить в нее уникальные функции и сфокусироваться на определенную категорию пользователей.

Почему так? Когда вы создаете продукт или сервис, которого еще не существует на рынке, то помимо самого создания продукта, стоит подумать, как его продвигать и как искать аудиторию. Может сложиться ощущение, что эту задачу нужно будет решать далеко в будущем. А сначала надо сконцентрироваться на продумывании функционала и дизайна, первом рабочем варианте, создании сайта. И только потом надо будет уже начинать рекламировать свой продукт. Но какие риски несет в себе такой подход?

  • Тем, кто будет попадать на сайт вашего проекта, будет не так просто понять, что это, как работает, и зачем им это нужно. Если это ваш первый проект, то скорее всего, вы не будете тратить на разработку лендинга много времени и ресурсов, и подробно рассказывать, как работает проект и зачем он нужен. Без этого большинство посетителей будут не понимать идею и уходить.
  • Если пользователи не знают о существовании продукта/услуги, то они и не ищут его в поисковых системах. Это уменьшает ваши возможности в привлечении органического поискового трафика — одного из основных источников получения клиентов для большой части стартапов с небольшим бюджетом на маркетинг.
  • Если для монетизации проекта вы планируете создавать бесплатный и платный тариф, то даже при наличии бесплатных пользователей будет сложно оценить ценность сервиса для клиента. Есть большой шанс того, что ценность, которую дает сервис, будет недостаточно с точки зрения пользователя, чтобы переходить на платное решение.
  • И главное: если подобного сервиса не существует, то возможно, в нем и не нуждаются. Если при анализе идеи вы не нашли существующие компании, реализующие эту идею, то легко поймать себя на ощущении, что над идеей пока никто не работал. Но увы: скорее всего, несколько команд уже пробовали, создали продукт и не смогли научиться его продавать.

    Один из хороших способов найти проекты со схожей идеей это поиск по ключевым словам на ProductHunt. Там можно увидеть, какие отзывы получил сервис, кто его основатели и продолжают ли они заниматься проектом сейчас. Последние несколько лет на ресурсе запускаются практически все стартапы, от этапа работающего прототипа до крупных игроков с миллионными оборотами.

Но если я создам продукт, аналоги которого уже существуют, как я получу первых пользователей? У конкурентов уже есть работающий сервис и больше функционал.

Достаточно часто клиенты начинают использовать один из первых продуктов, который они нашли, и не заморачиваются с поиском и анализом всех предложений на рынке. Это вы, занимаясь своим проектом, знаете все компании со схожей идеей/продуктом. Большинству людей надо просто решить стоящую перед ними задачу, и они не готовы тратить часы на анализ и сравнение нескольких решений. Если они найдут ваше решение первым и оно их устроит, то они останутся и скорее всего, не станут искать другие компании, даже если у них больше функционал или ниже цены.

Отличный пример рынка, где существуют совершенно разные подходы к решению похожей задачи — это сервисы бронирования встреч. Многолетним лидером в этой сфере является компания Calendly, основанная в 2013 году и привлекшая уже 350 миллионов долларов инвестиций. Казалось бы, с наличием такого огромного конкурента, у которого к тому же есть и полноценный бесплатный тариф, просто невозможно конкурировать. Но это не помешало основателям SavvyCal достигнуть 20 тысяч $ MRR (суммарное число ежемесячных подписок) меньше чем за два года после начала работы. К тому же, у них еще и отсутствует бесплатный тариф.

На этом рынке также немногим больше года назад появилась компания Cal.com c опенсорсным решением, которая уже имеет более 10 тысяч еженедельных пользователей и привлекшая 7.4 миллиона долларов. Кстати, компания Cal.com поддерживает движение OpenStartup и открыто публикует свои доходы и расходы, включая зарплату всех сотрудников компании. Статистику можно посмотреть на отдельной странице на их сайте.

В чем будет мое преимущество по сравнению с конкурентом, у которого уже работают сотни сотрудников и миллионы привлеченных венчурных инвестиций?

Стартапы, привлекшие несколько раундов инвестиций, проводят десятки и сотни встреч с инвесторами и как правило должны иметь очень четкий план работы компании. В дальнейшем им намного сложнее его поменять. Также им постоянно надо показывать рост выручки. Как следствие, делать значительные изменения в продукте очень рискованно, также надо работать на рынке с широкой аудиторий и они не могут фокусировать свой сервис на специфическую аудиторию, не могут создавать отдельный функционал под одного клиента, не могут лично общаться со своими пользователями и узнавать их реальные нужды. Также им намного сложнее менять свой продукт, если стало понятно, что текущее предложение не является оптимальным.

Какие возможности могут быть у начинающего стартапа по сравнению с более крупными игроками:

  • Есть возможность создать новую функцию в продукте под отдельного пользователя (к примеру, если он оплатит годовую подписку)
  • Сконцентрироваться на узкой сфере, на которую большие игроки не обращают внимания, в дальнейшем всегда можно расширить аудиторию
  • Лично знать своих клиентов, значительно лучше понимать их потребности и как следствие создавать только нужны для них функции в продукте
  • Легко тестировать различные варианты стоимости продукта (наличие бесплатной опции, стоимость тарифов, реферальная программа с высокой комиссией)

Имеет ли смысл начинать работать над идеей, которая уже существует?

Мое субъективное мнение — конечно, да. Вместе с тем, перед началом работы логично попробовать честно ответить себе на следующие вопросы:

  • Верите ли вы, что рынок, для которого предполагается ваше решение, растет? Будет ли этот рынок достаточно большим для того, чтобы на нем работало несколько успешных компаний?
  • Сможет ли ваше решение быть значительно дешевле/функциональнее/удобнее, чем существующие предложения на рынке? Даже один ответ «да» — уже хорошая причина, чтобы начать.
  • Кто ваша целевая аудитория? Кому именно вы будете показывать/предлагать ваш продукт? Целевая аудитория вашего продукта в дальнейшем может поменяться, но важно понять, кому вы будете показывать ваш продукт в самом начале.
  • Нравится ли вам работать и общаться с аудиторией, для которой предназначен ваш продукт? Ведь вам предстоит тратить часы на общение с вашими будущими клиентами и важно, чтобы вам это приносило удовольствие. Иначе есть риск закопаться в решение проблемы, которой может и не быть у потенциальных пользователей.

Вместо заключения:

Выбор первоначальной идеи для начинающих основателей стартапов имеет принципиальное значение. На это стоит уделить время, предварительно поговорить с потенциальными первыми клиентами и приниматься за работу, уже имея понимание о потенциальном рынке. В дальнейшем можно легко поменять направление или даже рынок, но на это может уйти несколько месяцев, а может и лет непрерывной работы.
А что вы думаете о том, какую идею стоит выбирать основателям стартапов? Предпочитаете ли вы работать над идеей, которая уже имеет аналоги на рынке или придумывать что-то принципиально новое?

Если вам интересно следить за развитием нашего стартапа VideoTouch, вы можете делать это в твиттере на английском или в инстаграме на русском.

0
94 комментария
Написать комментарий...
Denis Bystruev

Один из нетривиальных способов проверить существующую на рынке идею — сознательно ухудшить предложение.

То есть, например, вместо бесплатного сервиса, сделать такой же, но за деньги.

Звучит контритуитивно, но позволит понять, есть ли там спрос.

Если даже в этом случае вы получите пользователей, которые заплатят больше, чем стоило привлечение — ниша пуста, нужно разрабатывать.

Если нет — либо нет спроса, либо существующий конкурент уже прочно занял нишу, чтобы увидев вашу рекламу, люди вспоминали о нём.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Беляев

Денис здравствуйте! Хочу рассказать пару троек проектов, и взять к себе в проект, сделаем MVP,нужна команда, могу скинуть ссылку на видео с презентацией и голосовые сообщения ! Позвоните, пишите в whatsapp +79588772718,спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Denis Bystruev

Олег, добрый день!

Если вы уж пишете всем, да ещё и не в личку, а публично, напишите статью — что вы планируете сделать, почему вас ждёт успех, кто вам нужен и зачем.

У меня в день бывает до трёх идей для стартапов, которые я успеваю записать, и неизвестно сколько, которых не успеваю, у некоторых — десятки и сотни.

Реализовывать же можно, наверное, не более парочки в год, хотя есть уникумы, запускающие по проекту в месяц.

В любом случае, первая конкуренция, которую нужно выдержать стартапу ещё до рождения — быть первым среди тысяч других задумок.

Ответить
Развернуть ветку
91 комментарий
Раскрывать всегда