18+ Условия подписки: clck.ru/FMQND
Главные премьеры года. Уже в подписке
18+ Условия подписки: clck.ru/FMQND
Личный опыт
Misha Sverdlov

Чем хороший преподаватель отличается от плохого

Последние семь лет я преподаю в вузах и недавно задумался, считаю ли я себя хорошим преподавателем. Кто вообще такой этот хороший преподаватель и чем он отличается от плохого?

Вот к каким выводам я пришел.

Постоянная практика и связь с рынком важнее стажа преподавания

Сейчас, если меня попросят помочь с выбором вуза, я посоветую сходить на день открытых дверей и пообщаться с преподавателями. Например, узнать у них, как они поддерживают связь с рынком, предмет которого преподают, общаются ли они с реальными заказчиками (клиентами, пациентами), есть ли у них дружественные компании из сферы, дают ли они студентам актуальные знания и навыки, решение реальных кейсов и индустриальные проекты.

Я уважаю преподавателей с тридцатилетним стажем, но считаю, что «заслуженность» в современном быстро меняющемся мире год за годом уступает актуальному практическому опыту. Когда ты придешь на собеседование, у тебя вряд ли будут спрашивать теоремы, а вот решение бизнес-задачи — почти наверняка. Если лично я выбираю, к кому и куда идти учиться, — обращаю внимание на практику, а не на стаж.

Я уважаю преподавателей с тридцатилетним стажем, но считаю, что «заслуженность» в современном быстро меняющемся мире год за годом уступает актуальному практическому опыту.

Давайте будем честными: цель обучения — найти хорошую работу, а не получить корочки. Но если мне дадут знания, которые, может быть, и являются фундаментальными, но по сути устарели (научат работать в Pascal вместо актуальных Python и С++), — так работу по специальности я, скорее всего, не найду, как и 31% выпускников вузов и под 50% — колледжей.

Без заинтересованности в успехе студентов — никуда

Главная цель преподавателя — научить разбираться в теме и вырастить из студента хорошего специалиста. Научить его искать новую информацию после завершения программы курса, дать навык учиться и развиваться как профессионалу.

Для этого не нужно гордиться своей строгостью и пересдачами. Если студенты пересдают — зачастую не значит, что они плохо выучили. Чаще это значит, что преподаватель плохо доносит материалы предмета, то есть не выполняет свою основную профессиональную задачу. Лично мне крайне странно слышать: «Мой предмет обычно не сдает с первого раза 70% группы». Не уверен, что это индикатор качества, кажется, это скорее расписка в несостоятельности. Лучшие курсы в моей жизни на экзаменах не имели никаких ограничений по доступу к материалам: от списка формул до полного доступа в интернет.

Лично мне крайне странно слышать: «Мой предмет обычно не сдает с первого раза 70% группы». Не уверен, что это индикатор качества, кажется, это скорее расписка в несостоятельности.

У преподавателя нет задачи завалить студента. Наоборот: он должен помочь ученику справиться с обучением так, чтобы выпускник не облажался в реальной ситуации.

Главное для ученика — научиться, а не выучить

Обучение — это не про зубрежку. Ты можешь взять с собой на экзамен сколько угодно формул и спрятать их в носок, но, если не понимаешь, например, логику построения финансовой модели, — они тебе не помогут. Поэтому я считаю, что хороший преподаватель помогает ученику глубинно понять предмет, а не просто надиктовывает лекции.

Необходимо постоянно следить за рынком труда

Рынок решает — как ни крути. И конечная цель обучения, как я уже писал выше, — работа. Хороший преподаватель это понимает и постоянно ищет актуальную информацию не только в своей профессиональной сфере, но и на рынке труда.

Иногда хорошо подготовиться к лекции или экзамену — мало. Нужно зайти на хедхантер, посмотреть, какие сейчас требования к начинающим специалистам, и быть уверенным, что ты даешь эту информацию своим студентам.

Иногда хорошо подготовиться к лекции или экзамену — мало. Нужно зайти на хедхантер, посмотреть, какие сейчас требования к начинающим специалистам, и быть уверенным, что ты даешь эту информацию своим студентам.

Главное для хорошего преподавателя — хорошие результаты. И заключаются они в профессиональных успехах студентов, а не в зубрежке, пересдачах и оценках в дипломе.

А кто для вас хороший преподаватель и чем он отличается от плохого?

0
40 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Иван Крючков

Но если мне дадут знания, которые, может быть, и являются фундаментальными, но по сути устарели (научат работать в Pascal вместо актуальных Python и С++)

Не надо учить студентов "работать в Pascal" или "работать в Python" или "работать в C++", надо учить искусственному интеллекту или машинному обучению, многопоточным и многопроцессорным вычислениям, IOT, робототехнике, разработке баз данных и т.д. И тут Python или С++ инструмент для решения этих задач.

Если вам надо объяснить дисциплину "введение в алгоритмы и структуры данных", то и паскаль отлично подойдет для иллюстрации.

Ответить
8
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Если вам надо объяснить дисциплину "введение в алгоритмы и структуры данных", то и паскаль отлично подойдет для иллюстрации.

Он до такого уровня не дошел, его задача пиариться и стричь бабло))
До понимания сути и ценности фундаментальных знаний таким как он как до Луны

Ответить
4
Развернуть ветку
Полный блик

Ну так нахер учить эту вашу дискретную математику - этасложна. Гораздо важнее же курсы таргетолуха!

Ответить
0
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Да)) Куй желе... стриги бабло с лохов! Курсы крутятся - лавэ мутится))

Вот и вся мораль и обязательно конкурентов преподавателей обосри, а то вдруг к тебе никто учиться не пойдет))

Ответить
0
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Пока читал думал: кто мог породить такой поток сознания.

Оказалось СкайЭнг - ну почему же я не удивлен ни капли))

Не надо путать репетиторов и преподавателей.

Ответить
2
Развернуть ветку
Misha Sverdlov

А вдруг, будет какая-нибудь аргумертация?
Кстати, преподавателей описывал, при чем тут репетиторы?

Ответить
–1
Развернуть ветку
Полный блик

Как причём?
Вы же о репетиторах всю статью написали

Ответить
2
Развернуть ветку
Misha Sverdlov

Почему вы так решили?

Ответить
0
Развернуть ветку
Андрей Захаров

А давайте вы как в прошлый раз напишите какой крутой бизнес вы построили и сколько бабла загребли и закончим на этом))

Цель вашей статьти понятна: пиар, пиар, пиар и еще раз пиар, чтобы не дай бог о вас никто не забыл))

Научная или познавательная ценность вашего опуса нулевая - обычный инфоцыганский шум. Что обсуждать то?

Ответить
0
Развернуть ветку
Полный блик

Андрей, по поводу пиара я с вами согласен. Пиар в информационном хаосе нужен всем и это нормально.

А вы прежде чем кидаться словами покажите, где вы обучались у Skyeng и Skypro. Я обучаюсь на данный момент на курсе «Продуктовый исследователь» от Skypro и мне нравится как платформа так и преподаватели-практики, которые имеют связь с современным рынком труда.

Цель статьи, как я вижу – донести информацию до тех, кто собирается делиться опытом. И я полностью согласен с автором: в современных реалиях нужно не просто обучать людей, но и успевать обучаться самому, причем быть увлеченным своей темой и уметь доносить свои мысли до зрителей, студентов, учеников.

Ответить
2
Развернуть ветку
Андрей Захаров

А вы прежде чем кидаться словами покажите, где вы обучались у Skyeng и Skypro.

Слава богу, я имел возможность учиться в настоящем ВУЗе и у настоящих преподавателей. Мне этот эрзац вообще ни к чему.

Я обучаюсь на данный момент на курсе «Продуктовый исследователь» от Skypro и мне нравится как платформа так и преподаватели-практики, которые имеют связь с современным рынком труда.

Нравится - ну так и слава богу.

Потом отпишитесь сколько вам эти курсы помогли заработать денег (согласно метрике "настоящего преподавателя", которую пропихивает в статье Автор).

Ответить
0
Развернуть ветку
Полный блик

Я тоже как и вы обучался в университете (5 лет – УГАТУ) и сказать честно, мне есть с чем сравнить! Я сам лично встречал гордого препода, который говорил: «Если вы пропустили хоть одно занятие, то вам не сдать мой предмет с первого раза. Сколько пропускали, столько раз и будете пересдавать!». До сих пор вздрагиваю от этих слов...

Ответить
1
Развернуть ветку
Полный блик

А какие у вас были преподаватели? Приведите качества, которыми должен обладать настоящий преподаватель.

Ответить
1
Развернуть ветку
Misha Sverdlov

Вы мастер писать буквы, в которых нет ни логики ни ценности.
Как навестит смысл, вы приходите.

Ах, да, не забудьте ротик помыть от расизма.

Ответить
0
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Вы мастер писать буквы, в которых нет ни логики ни ценности.

Нет, пустословие и словоблудие - это ваш хлеб. Мне на этом поприще с вами конкурировать зазорно.

Как навестит смысл, вы приходите.

В советах самозванцев псевдо-преподавателей не нуждаюсь.

Ах, да, не забудьте ротик помыть от расизма.

А с чего бы это? Мы с вами разной рассы?

Ответить
–2
Развернуть ветку
Misha Sverdlov

Аргументы уровня, кто "обязывается, тот сам так называется ", серьёзно? Если появится конкретика, буду рад обсудить.

Инфоцыгане - это расизм. Есть инфобизнес. Какой вы расы мне не ведомо, да это для мне меня и не критично.

Ответить
0
Развернуть ветку
Михаил Свяжин

"Инфоцыгане - это расизм" - Спасибо за это, проорался) Утро уже заряжено позитивом, от души)))

Ответить
3
Развернуть ветку
Misha Sverdlov

Да вы можете еще головой об стенку побиться, вдруг поможет.

Если вы интеллигентный человек и/или претендуете на наличие интеллекта, то вы наверняка понимаете, что "инфорцыганство" - это расизм и что такие обороты не допустимы.
Ну вот задумайтесь.
1. Причем тут цыгане?
2. Что вы хотите донести используя этот термин?
3. Понимаете ли вы, что это такое и как это определить.
4. Понимаете ли вы отличия этого не от этого (ну вы же как то в голове (надеюсь) прежде чем сроить конструкцию анализируете?)
Поэтому, в следующий раз, когда вы захотите что-то рассказать, пусть даже эмоционально, про инфобизнес, мошенничество, как угодно - называйте вещи своими именами.

Для тех, кто хочешь написать в комментариях, Миша, это не расизм, это национализм:
1. Вот , если не затруднит, ознакомьтесь
а) Antiziganism (also antigypsyism, anti-Romanyism, Romaphobia, or anti-Romani sentiment) is hostility, prejudice, discrimination or RACISM which is specifically directed at Romani people.
https://en.wikipedia.org/wiki/Antiziganism

б) Антицыганизм – это особенно устойчивая, насильственная, повторяющаяся и
широко распространенная форма расизма;
идеология, основанная на расовом превосходстве, дегуманизации и институциональном расизме и дискриминации с историческими корнями, выражаемая, среди прочего,
в насилии, человеконенавистничестве, эксплуатации, стигматизации и вопиющей дискриминации.
https://rm.coe.int/-3-13-/16808b7675

2. Реально ли это критично расизм это или национализм в данном контексте?
Ну и если вы считаете, что так позволительно общаться в 21 веке в приличном обществе - ваше право, буду рад закончить обсуждение.

Ответить
–2
Развернуть ветку
Михаил Свяжин

😂😂😂😂😂😂😂😂

Ответить
–1
Развернуть ветку
Misha Sverdlov

Ну началась истерика . Жаль аргументов не появилось ...

Ответить
0
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Инфоцыгане - это расизм. Есть инфобизнес. Какой вы расы мне не ведомо, да это для мне меня и не критично.

Прекрасно!

Вот вы и расчехлились, Господин Инфоцыган))

Да, инфоцыганствуйте себе на здоровье, сколько влезет!

Но в образование не лезьте, если не хотите нелепо выглядеть в глазах окружающих.

Ответить
0
Развернуть ветку
Misha Sverdlov

А поделитесь, как вы сделали такой вывод про "расчехление" из поста с фактами, подтверждающими, что ваша фраза - акт расизма?

Кстати, а какой опыт и экспертиза у вас в образовании, а то вы так безапелляционно утверждаете, куда лезть, куда нет, видимо есть компетенции в этом и в дистанционной оценке опыта людей.

Ответить
–1
Развернуть ветку
Covid 19

Самый главный критерий не заметил, видимо упущен автором - количество лауреатов Нобелевской премии, которые будут обучать вас. Во всем мире главный критерий качества вуза.

Ответить
0
Развернуть ветку
Old Nick

это хрень.
хороший ученый далеко не всегда хороший преподаватель. имел множество случаев в этом убедиться.

Ответить
6
Развернуть ветку
Covid 19

Преподаватель не хороший нужен, а лучший в своем вопросе, а его навыки преподавания не имеют такого значения.

Ответить
–3
Развернуть ветку
Misha Sverdlov

Не готов согласиться. Он может быть скольугодно отличным экспертом, но не обладать навыком передачи этих знаний и перевода их в навыки у учеников.
Вы можете посмотреть сотни лекций нобелевских лауреатов на ютубе, но это ведь не обучение.

Ответить
–1
Развернуть ветку
Covid 19

Вы можете, в свою очередь, поднимать интересующие вас вопросы, в кругу лучших, и у лауреата лично. Чувствуете перспективы своего роста?
Уравнение из позапрошлого века, вы найдете сами и разберётесь, без преподавателя, если захотите, публикаций море.

Ответить
1
Развернуть ветку
Old Nick

как я написал выше это хрень.
навык это еще "может быть" про аспирантуру или научный проект.
а когда надо надо изложить суть и границы применения уравнения Шрёдингера с научного языка на обычный нужен человек, который умеет это делать.

Ответить
0
Развернуть ветку
Covid 19

Давайте так, выпускники Гарварда и Оксфорда имеют диплом, уважаемый во всем мире, и их берут на перспективные работы, а вас, с отличным пониманием уравнения Шрёдингера, вернее ваш диплом, например в Германии, вообще не приравняют к уровню местного аналога ПТУ.
И это правильно, потому что вы учились неизвестно у кого, и неизвестно чему. Исключение в России только МГУ и Баумана. Остальные, увы, ничтожны.

Ответить
–3
Развернуть ветку
Old Nick

Давайте так Гарвард и Оксфорд, это не только учебное заведение, но и научный центр.
И не надо путать мух и котлет. В Гарварде работают отличные профессора, которые добиваются результатов в науке, но так же есть и великолепные профессора, которые учат студентов.
И вишенка на торте, что далеко не факт, что это одни и те же проффесора.

Исключение в России только МГУ и Баумана.
вот реально не позорься. есть еще минимум десяток вполне успешных вузов чьи выпускники котируются в мире и могут претендовать без проблем на аспирантуры в профильных европейских и американских вузах.
МФТИ, МИФИ, питерский политех, сеченовка, пироговка и т.д.

Ответить
0
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Misha Sverdlov

Смотря какая цель обучения. Если последующая работа в науке - возможно. Вопрос, какой процент реально идет в ВУЗ, чтобы заниматься наукой?

Ответить
–1
Развернуть ветку
Covid 19

Да нет, работать в любой стране мира, где захотите, а российские дипломы сегодня мусор, в подавляющем большинстве своем, даже в России не особо кому интересны, формальность, а не знания.

Ответить
0
Развернуть ветку
Misha Sverdlov

Есть ощущение, что вы обсуждаете какую-то свою тему?

Ответить
–1
Развернуть ветку
Covid 19

...Смотря какая цель обучения...
Ваши слова.
Мой ответ был именно о цели обучения большинства. А занятие наукой не есть цель большинства.
Сама фраза - "занятие наукой" вы ее хорошо понимаете?
Фундаментальные науки, как таковые, финансируются государством. А если корпоративным сегментом, то только при движении по заданному вектору, и скорее всего в штате компании.

Ответить
1
Развернуть ветку
Misha Sverdlov

Для работы в любой стране мира если вы не врач и не психолог обычно достаточно любого диплома. Так как оценивают по навыкам уже давно, а не по бумажкам. Но если у вас есть статистика об обратном, с радостью буду рад оказать неправым

Ответить
–1
Развернуть ветку
Covid 19

Да вы, батенька, не в зуб ногой, в вопросе, о котором пишете статью.
Только не потеряйте равновесие от нового знания, которое я вам сейчас открою - российские дипломы, не только врачей, просто мусор.

Ответить
0
Развернуть ветку
Misha Sverdlov

А есть какие-то подтверждения вашей экспертной позиции в которой вы так уверены? А то десятки федеральных агентств по подтверждению дипломов российских вузов (как и других стран) сейчас нервно затаили дыхание, как бы им без работы не остаться ....

Ответить
2
Развернуть ветку
Андрей Захаров

А есть какие-то подтверждения вашей экспертной позиции в которой вы так уверены?

А вашей? У вас, конечно же, высшее педагогическое образование, как минимум, не так ли?

Ответить
0
Развернуть ветку
Kate S

Я думаю, что хороший преподаватель = мотиватор в первую очередь, ибо вся информация в интернетах доступна, было бы желание учиться. Но это работает только в случае, если у человека есть понимание основ сферы и способность логически мыслить (что не вседа встречается)

Задача препа - структурировать весь объем информации, передать понимание этой структуры ученикам и замотивировать их на последующее изучение, чтобы они уже сами поняли, какие ветки области знаний интересны и начали в них копать

PS- понятно, что преп для студентов 1 курса каких-нибудь фундаментальных математиеских историй и преп по эмоциональному интеллекту для менеджеров корпораций - это разное. Тем не менее проблемы структурирования областей знаний и проблемы, связанные с формированием мотивации к обучению, кажется, имеют место быть в обоих случаях

Ответить
2
Развернуть ветку
Александр Филиппенко

В моих простых критериях хороший преподаватель оставляет приятное послевкусие после лекции в виде хорошего настроения и осознанных полученных знаниях.

В более щепитильных критериях хороший преподаватель должен иметь собственные проекты, развивающие его науку, делающие открытия и возможно - являющиеся самоокупаемыми темами.

Ответить
1
Развернуть ветку
Читать все 40 комментариев
Netflix спрогнозировал рост подписчиков в три раза меньше ожиданий аналитиков — акции компании упали на 20% Статьи редакции

Компания планирует добавить 2,5 млн новых пользователей, аналитики ожидали почти 7 млн.

Холодильник в аренду: эксперты о новой тенденции рынка бытовой техники

Среди российских потребителей набирает популярность аренда бытовой техники и гаджетов, отмечают эксперты онлайн-сервиса сравнения цен и товаров Price.ru. Аналитики пришли к такому выводу, проанализировав спрос на аренду техники и сравнив интернет-запросы пользователей за последнее полугодие относительно аналогичного периода 2020 года.

Поиск страны для иммиграции

Всем привет, хочу поделиться своими изысканиями, как меня бомбануло и как запилил поиск страны по необходимым параметрам для иммиграции.

Фундамент для создания дизайн-концепции интерфейса: большая идея, мудборд и референсы

Старший дизайнер red_mad_robot Мила Михайлова исследует роль визуальной концепции в проектировании цифровых продуктов и подробно показывает процесс — от глобальной идеи до конкретных примеров. В статье есть список ресурсов и инструментов, примеры, советы и рекомендации — применяйте их в работе, чтобы создать цепляющую дизайн-концепцию интерфейса.

Interactive Brokers объяснил комиссию в $150-1400: её платят клиенты, чья проверка стоит больше остатка на их счетах Статьи редакции

Брокер добавил комиссию за проведение проверки в начале 2022 года.

Walmart незаметно готовится войти в метавселенную, вынашивая планы о собственной криптовалюте и коллекционных NFT

В СМИ появилась новость о том, что Walmart разрабатывает планы по входу в метавселенную. Планируется выпуск собственной криптовалюты и коллекционных NFT. С этой целью Walmart зарегистрировал несколько новых торговых марок.

«Холакратия, любимые мемчики и прозрачность»: программист о работе в Точке, моделинге и запуске треков на Spotify

Точка — это про людей. Про сотрудников, которые создают удобный банк для бизнеса. Мы запускаем серию интервью с нашей командой, чтобы рассказать, как у нас всё устроено.

Сказ о том, как брокер Тиньков акции в счет налогов без согласия клиента продавал

Итак, начну свою историю с того, что с данным брокером я уже на протяжении 3-х лет, и в принципе, не считая пары незначительных косяков, нареканий у меня к нему не было, до начала 2022 года...

Как пандемия изменила рынок онлайн-страхования

Выяснили и рассказываем, как изменился онлайн-спрос на услуги страхования с начала пандемии.

Продать бизнес и начать новый: чему учит опыт Георгия Левина по выходу из бизнеса

Решили поделиться с вами основными моментами из эфира основателя инвестиционной компании AltaIR Capital и венчурного клуба AltaClub Игоря Рябенького и Георгия Левина. Основатель двух успешных стартапов расскажет, какие ошибки на старте фаундеры могут избежать.

Георгий Левин, со-основатель и CEO компании Hints
Пять путешествий до Луны — столько километров ленты в TikTok могли просмотреть пользователи Yota за 2021 год
null