{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему Фигма убила Фотошоп в веб-дизайне?

После прошлой статьи о том, как заказчику понять своего дизайнера, я решила более полно осветить один из популярных вопросов. Хотя Фигма существует уже много лет, и подавляющее большинство веб-дизайнеров работает именно там, все равно многие клиенты спрашивают меня про Фотошоп. В статье расскажу, в чем разница в этих сервисах, и почему именно я предпочитаю Фигму.

Разбираем Photoshop

Это десктоп-редактор для работы с растровой графикой. Появился он задолго до Figma и был рассчитан на самую широкую аудиторию, работающую с графикой – фотографов, художников, дизайнеров, верстальщиков и т.д. Соответственно, в процессе развития он оброс кучей дополнительных функций. И это не совсем так удобно, как кажется.

Да, обилие функций превращает Фотошоп в мощнейшее приложение, которое закрывает практически все потребности по графическому дизайну. Но – будем честны – времена дизайнеров-универсалов, которые могут и логотип сделать, и фото обработать, и сайт нарисовать, и сверстать его, уже проходят. Уметь все понемногу чаще всего означает не уметь ничего на «отлично». Поэтому, специалисты чаще всего выбирают себе одну нишу и специализируются на ней.

И, что касается создания макетов для веб-дизайна или мобильных приложений, фотошоп - не самое удобное решение. Множество функций, которые там содержатся, вы просто не будете использовать, а подгружать вашу оперативку они будут знатно.

Плюсы Photoshop:

  • Действительно мощные возможности для работы с растровой графикой и иллюстрациями.
  • «Все в одном» – можно и рисовать, и обрабатывать фото, и делать макеты, и создавать анимацию.
  • Работает без интернета.
  • Есть версии для смартфона и планшета, но они используются в качестве редактора фотографий. Кстати, это и минус, через такое приложение не откроешь посмотреть psd макеты с мобилки, а в фигме их можно смотреть.

Минусы Photoshop:

  • Очень, ОЧЕНЬ тяжелая программа. Если открыто больше 5-6 макетов, то тормозит даже на моем мощном компьютере.
  • Большое количество функций, многие из которых могут вам не понадобиться. Но есть плюс – интерфейс можно настроить под себя.
  • Чтобы показать макет заказчику, придется сохранять его и отправлять в формате файла. Это не всегда наглядно.
  • Нельзя работать над макетом в одном файле, совместно с коллегами или клиентом, в режиме реального времени. Точнее, можно, но для этого вам и клиенту придется скачать Creative Cloud.
  • Вся графика в растре, а в вебе чаще требуются векторные изображения.
  • Время от времени способен весело крашиться, порождая массу мемов в сети.
Да, в Фотошопе можно создавать реально крутые вещи. Но понадобятся ли все эти инструменты веб-дизайнеру - большой вопрос.

Разбираем Figma

Это онлайн-редактор, который используется преимущественно для веб-дизайна. В Фигме удобно создавать прототипы и макеты. Можно делать кликабельные прототипы, чтобы показать заказчику, что будет происходить при взаимодействии с тем или иным элементом интерфейса. По сути, с помощью Фигмы можно увидеть, как будет работать готовый сайт.

Фигма заточена специально под веб-дизайн, поэтому создавать сайты там намного проще, чем в пресловутом Фотошопе. Удобство заключается и во внешнем виде, и в функционале. Например, я могу в одном и том же проекте создать прототипы, рядом положить дизайн, рядом – мобайл-адаптив. Не нужно будет переключаться между вкладками, чтобы посмотреть весь проект целиком.

Интерфейс Фигмы - простой и понятный даже для начинающего веб-дизайнера.

Так как это онлайн-редактор, здесь можно работать командой в режиме реального времени. Например, перед обсуждением макета, я просто скидываю заказчику ссылку на проект, а какие-то мелкие корректировки я могу внести уже в процессе обсуждения.

Также в Фигме есть множество функций, призванных облегчить работу веб-дизайнера. Например, повторяющиеся элементы можно упаковать в компоненты – и если потребуется изменить вид всех этих элементов, можно отредактировать только главный компонент, а остальные поменяются автоматически. В Фотошопе такого нет, и если на фотошопном макете вам понадобится отредактировать все кнопки CTA или поменять шрифты – я вам не завидую.

Плюсы Figma:

  • Только нужные функции - не отвлекает и не пугает количеством инструментов.
  • Не кушает ресурсы компьютера так сильно, как Фотошоп. В Фигме даже 170 макетов банковского софта на среднем железе отображаются быстро и редактируются без задержек.
  • Широкие возможности для командной работы – можно делать макеты совместно с коллегами, давать проект на просмотр клиенту, оставлять комментарии прямо в макете. Стоит отдельно упомянуть возможность следить за экраном коллеги или заказчика - отличная замена Зуму, к слову.
  • Много функций, заточенных под веб-дизайн: возможность создания фреймов (рабочих областей), компонентов, кликабельных прототипов.
  • Не нужно устанавливать на компьютер – работает онлайн. Плюс все плюшки онлайн-редактора: автосохранение и история изменений с возможностью возвращения к одной из версий.
  • Проще для освоения, чем Фотошоп – за счет того, что в ней нет такого огромного количества функций.
  • Подходит для работы с векторной графикой.

И особенно я хочу выделить:

  • Наличие библиотек – файлов, в которых находятся интерфейсные элементы и стили. То есть, там собраны уже готовые кнопки, таблицы, иконки, сочетания цветов, типографика и т.д. И если вам нужно быстро собрать типовой прототип или дизайн, можно воспользоваться общедоступной библиотекой. Например, в моем недавнем проекте заказчику было жизненно необходимо начать разработку в кратчайшие сроки – и для сложного дизайна просто не было времени. По общему согласованию мы работали с одной из библиотек.
  • Наличие полезных плагинов для работы с графикой. С их помощью можно подставлять изображения и контент в макеты, обрезать или блюрить картинки и т.д. Конечно, у Фотошопа больше возможностей для работы с графикой, но в контексте веб-дизайна хватает и плагинов Фигмы.
На сайте figma.com можно найти множество полезных ресурсов, дополнительные расширения и обучающие курсы.

Минусы Figma:

  • Работает только онлайн. Если нет интернета, а нужно срочно отредактировать макет, я сажусь за Фотошоп. Причем интернет для Фигмы нужен быстрый и стабильный.
  • На смартфоне и планшете можно только просматривать проект – редактировать его нельзя. А если проект будет большим, то на мобильных устройствах он даже не откроется.
  • Для сложной работы с растровой графикой ресурсов Фигмы однозначно не хватит.
  • Платные аккаунты. Сейчас на бесплатной основе можно дать права на редактирование только в 3 своих проектах.

Почему Фигма однозначно выигрывает у Фотошопа при работе над макетами сайтов

Удобство интерфейса

Как я уже и говорила, весь интерфейс Фигмы заточен для работы над веб-интерфейсами. Он максимально прост и удобен для веб-дизайнера – здесь под рукой необходимые инструменты для создания прототипов и макетов, а также для отрисовки простых векторных объектов. В одном проекте можно разместить и прототипы, и дизайн или несколько вариантов макетов для показа заказчику.

Если у макета есть несколько версий, или необходимо отрисовать несколько разных страниц, их можно расположить в разных вкладках и легко переключаться между ними.

Создание макета начинается с выбора фрейма – рабочей области – которая соответствует разрешению экрана или желаемого макета. Можно выбрать один из предложенных вариантов десктопных, мобильных, планшетных экранов, постов и т.д. или создать фрейм, задав собственное разрешение макета. То есть, не нужно каждый раз задавать нужные размеры рабочей области – можно выбрать это автоматически. Очень экономит время!

Выбор фрейма в Фигме

И, как я говорила – за что я обожаю Фигму, так это за возможность создания кликабельных прототипов. Это очень легкий для дизайнера процесс, но супернаглядный для клиента, который может уже в макете понажимать на кнопочки, увидеть всплывающие подсказки и в целом посмотреть, как будет вести себя сайт.

Библиотеки

Библиотека – это файл с готовыми элементами интерфейса, типографикой, подобранными цветами, которые сочетаются между собой. Библиотека позволяет быстро накидывать прототипы, не отрисовывая элементы самостоятельно и не тратя время на их поиски. Библиотеки используются на больших проектах, типа банков, корпоративных сайтов. Из библиотеки берут кнопки, отступы, иконки, вид карточек, попапы и прочее.

Иногда, по просьбе заказчика, библиотеки используются и при создании дизайна. Это удобно, когда нужно быстро создать объемный, но простой по дизайну проект, или когда над проектом работает несколько дизайнеров – чтобы все страницы были унифицированными.

Так может выглядеть библиотека в Фигме

Плагины

Плагины – это специальные расширения для Фигмы, увеличивающие ее возможности. Они позволяют провести быстрый «тюнинг» ресурса, добавив ему функции для работы с графикой, создания анимации, упрощения рутинных задач и т.д.. Возможности плагинов для Фигмы действительно поражают. Например, я могу выделить:

  • BeatFlyer Lite – позволяет создавать анимационные эффекты прямо в макете
  • Content Reel – генерирует контент для макета – тексты статей, аватарки, адреса и телефоны и т.д. С ним не понадобится надоевший lorem ipsum.
  • Remove BG – удаляет задний фон у объектов.
  • Blurhash – делает фрейм размытым.
  • HyperCrop Batch Image Resizer – обрезает и изменяет размеры изображений.
  • HTML To Figma – конвертирует веб-страницы в Фигму.
  • Image Extractor – поможет быстро собрать на одной странице все изображения проекта.

Существует множество платных и бесплатных плагинов для Фигмы, и их количество постоянно растет. Конечно, для более сложной работы с графическими файлами и анимацией требуются профильные программы, но многие простые задачи вполне возможно выполнить силами Фигмы. К тому же, есть много «вспомогательных» плагинов, которые позволяют автоматизировать некоторые задачи.

Компоненты

Компоненты используются, когда нужно разместить в проекте несколько однотипных элементов – например, кнопок, карточек товара и т.д. При этом, когда меняются свойства главного компонента, они автоматически применяются и к другим компонентам.

Это очень важная черта, которая отличает Фигму от Фотошопа. Если, например, в фотошопном макете нужно будет изменить внешний вид всех кнопок, это придется делать по отдельности. При этом есть риск пропустить какую-то кнопку. Естественно, все это очень долго и сложно.

При этом в компоненты можно добавить вместо фото или изображение и изменить его свойства. Это применяется, например, при дизайне карточек товара в макете интернет-магазина – сами карточки могут представлять собой компоненты, но в них можно вставить фото разных товаров.

При изменении главного компонента меняются все остальные.

Командная работа

Фигма предоставляет реально мощные возможности для совместной работы, чего нет в Фотошопе. Рассмотрим их более подробно:

  • В одном проекте могут работать несколько дизайнеров. Можно давать своим коллегам возможность только просматривать или полноценно редактировать файл.
  • Клиент или коллеги могут оставлять комментарии прямо в проекте – очень удобно работать именно с ними, а не со списком правок в отдельном файле.
  • Чтобы показать проект клиенту, не нужно пересылать кучу тяжелых файлов. Можно просто скинуть ему ссылку на проект, тут же созвониться или получить от клиента комментарии в том же проекте. Есть режим презентации – если клиент кликнет на аватарку дизайнера в проекте, то сможет следить за тем, что дизайнер делает на экране. Так можно наглядно провести клиента от экрана к экрану и показать ключевые моменты.
  • Существуют и специальные плагины для более продуктивной командной работы – например, FigChat, который позволяет создавать в проекте настоящий чат.
В Фигме удобно оставлять комментарии на макетах и прототипах, а также отвечать на них.

Резюме от меня

Отвечаю на главный вопрос: нет, Фотошоп не нужно выкидывать на помойку. По богатству функционала и возможностям работы с растровой графикой пока ему нет равных. Но дизайн сайта я все же предоставлю вам в Фигме, потому что это намного удобнее и для меня, и для вас, как для заказчика.

Я, как веб-дизайнер, работаю и с Фотошопом, и с Фигмой. Если мне нужно создать сложную графику (или если у меня вдруг отрубят интернет), конечно, я воспользуюсь Фотошопом. Но потом я все равно перенесу эту графику в Фигму и продолжу делать макет там. То есть, для меня, как для веб-дизайнера, Фотошоп – это вспомогательный инструмент.

По моему мнению, профессиональный веб-дизайнер должен уметь работать и в Фотошопе, и в Фигме, в зависимости от задач. Если он не будет знать Фотошоп, то не сможет создавать сложную креативную графику. А без знания Фигмы работа над самими макетами сайта займет гораздо больше времени.

Надеюсь, что мой очередной ликбез был полезен. Если остались вопросы – с удовольствием отвечу на них в комментариях.

0
67 комментариев
Написать комментарий...
Сергей Михайлюта

Уважаемый автор, почему Вы не сравнили тапок и топор? И тем, и тем можно кого-то стукнуть, но у топора намного больше преимуществ..

У корпорации Adobe существует XD, для создания макетов сайтов.
Вот эту программу позволительно сравнивать с Figma.

Давайте, раз так, поговорим, что в иллюстраторе вообще макеты делать не так интересно, как в фигме, хоть это и возможно, если руки растут из нужного места.

Ощущение, что после недоркурсов, все выходят с отсутствием мозга и начинают страдать фигнёй

Ответить
Развернуть ветку
Анни М.

До появления фигмы макеты делались именно в фш, а от того, что многие заказчики ещё видят флешбеки, такая статься имеет место быть

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Михайлюта

Давайте, раз так, писать статьи про технологии 2015 года)
На секундочку, сейчас 2022, или 2222 (украинцы поймут)

7 лет прошло, как есть XD, и практически столько же Figma.

Заказчики могут хотеть многое, ибо они видят картинки и цвета, в их головах восприятие искаженное.
Задача дизайнера донести мысль, посыл и суть своей работы, в контексте, что данный элемент отвечает за такой-то момент психологии или побуждения к цели пользователя, эта кнопка за то, эта форма за это.

Но если говорить про актуальность, в целом, то заказчику нужно показывать макет вообще в JPEG, вносить правки, а потом верстать. Если, конечно, Ваша задача была сделать сайт, а не просто набор картиночек в Photoshop))

Ответить
Развернуть ветку
Анни М.

так ОП и говорит о том, что фш уже устарел для целей веба. Посыл статьи в том, что сейчас не имеет смысла требовать в фш делать, потому что есть более простые вещи.

сами говорите "если задача сделать сделать сайт, а не просто набор картиночек" >>> "показывать макет в JPEG". Я конечно не эксперт, но намного проще и логичней комментировать и работать над одним исходником, а не сохранять кучу жипегов, чтобы заказчик делал скрины с них и черкал, потом картинок и скринов не оберешься.

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman (UX/UI Дизайнер)
Автор

Спасибо, все именно так)

Ответить
Развернуть ветку
Анни М.

Я понимаю боль. Моя коллега несколько лет назад вообще делала в люстре, а когда с нее потребовали фш, она тупо экспортнула со стандартными настройками... А когда я взяла борозды правления, по части макетов приложения делала их в XD (фигма была неоплаченной, а веб делала в фш). И что мне сказали верстальщики, когда я отдала им файл.xd и превью pdf? "В следующий раз давайте исходник. А что за .xd мы не знаем")))))0)0)0)

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman (UX/UI Дизайнер)
Автор

Ооо, вот это боль...

Ответить
Развернуть ветку
64 комментария
Раскрывать всегда