{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

О стартапе после 45

Считается, что стартапы — удел молодых. Мой пост о том, как в возрасте «элегантности» начать новое предприятие.

Если быть совсем честной, то самый первый мой "бизнес" случился сразу после появления закона "О кооперации" в 1989 году.

Правда, тогда это все закончилось покупкой патента в райисполкоме, а кооператив я решила не создавать.

После этого у меня много чего было: и недвижимость, и журнал я издавала, потом торговля (куда же без нее), потом своя фирма такси — в общем, по найму я работала не более двух лет за всю свою жизнь.

Но все бизнесы были малые, приносившие доход семье, однако требующие радикально иного подхода и иных финансовых вложений для перехода хотя бы на уровень среднего.

Но самое главное, что в какой-то момент мне все это надоедало и возникал классический синдром выгорания. В итоге я продавала очередной бизнес, чтобы заняться чем-то еще.

Из активов у меня всегда было умение продавать — все, что угодно: от идей и фирм до самолетов или домов. И художественное образование, полученное еще при Советском Союзе и невостребованное уже лет 20 к тому моменту.

В итоге к 2013 году, когда меня уже тошнило от очередного низкомаржинального малого бизнеса, я случайным образом оказалась на керамическом предприятии, которому требовалась раскрутка.

Ну, большие бизнесы я строить не умею, а вот эффективно работать в условиях ограниченных средств и вытаскивать предприятия из говна — это пожалуйста.

Тем более, что в эпоху интернета настроить продажи — легче простого. Это вам не конец 90-х начало 2000-х, когда есть только желтые страницы и методики тупого обзвона в сочетании с листовками по подъездам. Нет, конечно, были еще выставки и реклама в СМИ, но где это все и где малый бизнес?

В общем, я согласилась и начала изучать вопрос. У меня ушел примерно год на их раскрутку, для чего пришлось погрузиться в тему архитектурной керамики, коей занималось предприятие, а также плотно изучить SEO.

И все удалось, я их вытащила, сделала им сайт, продвинула его в топ поисковиков. Пошли крупные продажи, предприятие задышало... И меня сразу же уволили за плохой характер.

Но к этому моменту я уже влюбилась в керамику, я не только хотела ее делать, но и ясно представляла себе, что именно я могла бы предложить рынку (к слову, это и была основная точка преткновения с хозяином предприятия). Но самое главное, что я знала объем этого рынка!

А вот чего я совсем не знала, так это технологию производства керамики. Вернее, знания мои были очень поверхностными, хотя наверняка они были глубже, чем у обычного человека — все-таки я поработала немного на производстве и чего-то там видела, изучила теорию в определенном объеме, знала, что глину обжигают и что этих глин 100500 видов.

Ярость от несправедливого увольнения требовала выхода. И я решила создать свою керамическую мастерскую и отнять у обидчиков долю рынка.

Как скажет любой состоявшийся предприниматель, начинать надо всегда с организации продаж. Поэтому первым делом я сделала сайт и занялась его продвижением. В планах было выйти на первые продажи примерно через год.

Спойлер: первый заказ мы получили через полгода, второй через 9 месяцев, а через год поток заказов стал постоянным и стабильным.

Но проблема технологии оставалась открытой. Тут я вспомнила, что мой бывший однокурсник занимается керамикой и, более того, он член МСХа по керамике и вполне состоявшийся художник-керамист. И я поехала к нему.

Он не воспринял идею с моим энтузиазмом, заметив лишь, что "увы, но это сейчас никому не нужно". Однако согласился принять участие в предприятии и стать партнером в качестве технолога.

Встал вопрос о помещении. Я давно в бизнесе и знаю, что аренда — зло, вымывающее все запасы. А любой бизнес подвержен колебаниям доходности. Поэтому сначала мы решили, что будем дислоцироваться в мастерской технолога.

Самое сложное на этом этапе было сломать в мозгах инерцию мышления — я привыкла к огромным площадям первого предприятия и мне было очень неловко принимать потенциальных заказчиков в этой небольшой мастерской.

Еще двумя партнерами стали мой супруг и его приятель, который очень хотел заняться чем-то полезным и новым, а также готов был внести какие-то деньги, если они понадобятся.

Итак, у нас команда из четырех человек, каждый из которых делает свою часть.

Я занимаюсь продвижением, продажами и проектированием, технолог отрабатывает технологию под наши цели и обучает двух остальных партнеров всем необходимым навыкам. А они делают непосредственно плитки, которые затем обжигаются в печи, расписываются мной (привет, художественное образование) фотографируются и ставятся на сайт.

Но ничего не получалось. Плитки получались некрасивые, рисунки все расплывались, глазури ложились не так, и все это выглядело, как детские поделки и крайне непрофессионально. В общем, беда. Мне это было стыдно продавать. И я совсем не этого хотела.

Технологу же все нравилось и он искренне считал, что все отлично получается. И, конечно, назревал конфликт, тем более, что к своим печам он никого не подпускал, а мои предположения о причинах таких убогих результатов отметал, как глупые.

Поэтому мы приняли решение купить свою печь и переоборудовать первый этаж своего дома в мастерскую. И сделали это.

Можно очень долго рассказывать все перепетии освоения технологии: как я изучала учебник Миклашевского, как мы перебирали глины, пытаясь найти оптимальный состав для наших целей, как мы осваивали глазури, как мы боролись с печью, которая не давала равномерные температуры в камере и поэтому внизу ее был недожог глазури, а наверху пережог.

Как на фоне неотработанной до конца технологии пошли заказы и мы их делали, переделывая по многу раз и оттягивая сроки. Как мы открывали печь и видели там полностью полопавшуюся заказную плитку или пузыри на глазури абсолютно всех деталей камина.

Как через некоторое время к нам стали приходить мастера и художники, как каждый из них стал приносить свои технологии, связи и знакомства. Которые мы с радостью применяли, чем расширяли диапазон возможностей своей мастерской.

Как мы вышли на Строгановку и там моего мужа научили гипсомоделке. Как заказы стали поступать из-за рубежа и мы начали отправлять свои работы в Европу.

Как в 2019 году к нам присоединились наши сыновья и сейчас мастерская имеет в своей основе семейный костяк.

Итог всей этой истории — действующий бизнес, который не вызывает выгорания, несет стабильный доход, но самое главное — потрясающую самореализацию.

А в прошлом году мы купили собственное большое помещение, в котором утроили основные мощности.

Сейчас у нас в мастерской семь печей разных размеров, куча дополнительного оборудования и работает 10 человек. Объем заказов не сокращается, и иногда я веду до 20 объектов одновременно.

В 2015 году, когда я приняла решение открыть свою мастерскую мне было почти 46 лет. И честно сказать, я жалею, что так долго занималась какой-то ерундой и не начала заниматься керамикой раньше.

Наши работы и наш сайт:

Друзья, на все вопросы по экономике своего предприятия я отвечаю в следующем посте "Как сделать бизнес доходным"

0
287 комментариев
Написать комментарий...
Max Kuznetsov

Ваша работа?

Ответить
Развернуть ветку
Julia Komissarova
Автор

🤣 ни в коем случае. Это работа Михаила Врубеля и Петра Ваулина в период Абрамцево. Но думаю, что вы и сами это прекрасно знаете и просто смеетесь. ;)

Ответить
Развернуть ветку
Max Kuznetsov

Да, знаю, сам в декабре фотографировал. Но вы крутые, завидую и желаю успехов!
На auto.ru был форум "дом и дача" и была дама, которая тоже занималась майоликой, но дело происходило несколько раньше, чем вы описываете. Вы с ней не пересекались?

Ответить
Развернуть ветку
Julia Komissarova
Автор

Это я и есть. Ms.Lilo. И нет, не раньше. 2013 — начало и 2015 — своя мастерская.

Ответить
Развернуть ветку
Max Kuznetsov

Ну вот, пазл в моей голове собрался )
Возможно было бы интересно создать что-то вроде коворкинга, где люди могли бы рисовать, а на выходе получать готовые изделия. Для кого-то это было бы хобби, чтобы украсить свой дом, кто-то смог бы на этом начать зарабатывать делая небольшие партии для своих проектов. Не знаю на сколько это технически осущесвимо.

Ответить
Развернуть ветку
Julia Komissarova
Автор

Это совершенно отдельный вид бизнеса. Со своими заморочками и механизмами. И таких коворкингов довольно много, как и гончарных мастерклассов.

Ответить
Развернуть ветку
284 комментария
Раскрывать всегда