{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

VR в психологии: мнение российских ученых

В научной статье «Потенциал применения технологий виртуальной реальности в прикладной психологии».

О применении иммерсивных технологий в психологии начали говорить давно – впервые цифровая терапия была предложена Максом Нортом в публикации 1994 года. С тех пор о терапевтическом эффекте VR в психологии сказано много, издано немало статей на тему применения новых технологий в лечении разного рода расстройств и болезней. Все исследователи сходятся в едином мнении –виртуальная реальность может предложить новые способы структурирования, расширения и/или замены опыта тела для достижения клинических целей.

Братский государственный университет совместно с новосибирской средней общеобразовательной школой № 129 опубликовали научную статью о применении технологий виртуальной реальности в прикладной психологии. Статья опубликована в совместном авторстве Сергея Сатышева и Ивана Емельянова. Работа вышла под названием «Потенциал применения технологий виртуальной реальности в прикладной психологии».

VR- психология в России

В статье говорится о том, что российские учёные изучают продукты западных разработчиков, сравнивают различные технологии и подходы в VR, применяют их в прикладных целях. В некоторых высших учебных заведениях России уже имеется практика использования технологий VR в психологии. Например, в МГУ находится одна из самых передовых лабораторий по использованию VR в России. По магистерской программе МГППУ «Когнитивная психология» предусмотрено изучение дисциплины «Психология виртуальной реальности», где изучается влияние VR на познавательные процессы, на бессознательные установки, личностные черты людей. Помимо этого, в МГУУ имеется центр VR обучения, в котором разрабатываются и применяются психологические тренажёры по развитию soft skills и hard skills. По заявлениям разработчиков уже имеются определённые достижения в развитии коммуникативных навыков с помощью использования VR технологий, и платформы развиваются непрерывно.

Авторы публикации отмечают главную ценность VR для психологи – возможность «прожить» сложные для пациентов ситуаций под руководством специалистов. Также в статье отмечается, что VR технологии имеют потенциал для тренировки навыков публичных выступлений, развития социального и эмоционального интеллекта, творческого мышления, креативности. VR открывает широкие возможности для применения, в том числе социально-психологической адаптации после перенесённых психических расстройств. Технологии виртуальной реальности показали свой положительный эффект в ослаблении фобий и страхов.

Но есть нюансы..

Авторы сообщают, что помимо описанных достоинств, у VR-технологии имеются и недостатки. Вот некоторые из них:

1. Субъективность измерений;

2. «Эффект Протея» - увеличение диссоциативного опыта, а также отмечалось снижение ощущения присутствия в физической (объективной) реальности;

3. Дороговизна комплексных VR систем;

4. У людей, работающих с системами VR, возникает «болезнь виртуальной реальности» (Virtualrealitysickness или cybersickness). Она характеризуется общим недомоганием, головной болью, тошнотой, дезориентацией и апатией;

Заключение

Не смотря на некоторые недостатки системы, имеется доказанная эффективность применения VR технологий в прикладной психологии по следующим направлениям: широкая психологическая диагностика (когнитивных функций, личностных особенностей, особенностей принятия решений); развитие soft skills (индивидуальных личностных качеств, коммуникативных навыков, эмоционального, социального интеллекта, эмпатии), hard skills (профессиональных умений, необходимых для конкретной работы); развитие стрессоустойчивости, отработка копинг стратегий; коррекция страхов и тревожных состояний, агрессивного поведения и синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Больше информации у Иван Емельянова в блоге:

0
2 комментария
Илья Разбашин

Думаю особенно эффективна данная технология будет в работе с детьми

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Жилина

Если есть VR очки, включить себе релаксирующее видео с такой же музыкой и не нужен никакой психолог)

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда