{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Я отучился на менеджера проектов. Есть ли смысл?

Закончил курс менеджера проектов на одной из платформ цифрового образования. Что это было? Есть ли толк? Что дальше? И причем здесь олень на стене?...

Собственно, главный вопрос для меня: что дальше. И если у вас есть опыт учебы или есть ответ на мой вопрос, посоветуйте, подскажите.

Оглядываюсь назад и не могу понять, была ли от учебы практическая польза. Получил ли я новые знания? Знаю ли я теперь что-то новое, чего не знал полгода назад?

Чтобы не быть необъективным, задал конкретный вопрос в группе своим сокурсникам:

Вы могли бы оглянуться назад и честно сказать, что реально узнали нового и чему научились из того, что не знали 6 мес. назад? Какие хард-скиллы получили? Ну кроме того, что это было очень крутое интеллектуальное упражнение.

Ученик волшебника, дж. менеджер проектов

Пыжусь-пыжусь, и что-то даже одно затрудняюсь назвать… Ну, не может же такого быть? Какие-то знания я должен был приобрести?

Вот некоторые показательные ответы...

  • Теперь имею достаточно полное представление об этой сфере и понимаю, что мне подходит, а что нет. Исходя из этого я могу попробовать себя в этом деле.
  • Получил общий обзор и понял, структуру работы ПМа. Хотя бы понимаю, с чего начинать проект, и что дальше делать, как процесс организовать и кого куда назначить, и как смету рассчитывать. В остальном поможет только опыт, собственные грабли в этой сфере и/или наставник из той же сферы.

Прессую дальше...

-- Интересно, но это общие слова. Хардов-то нет (в смысле не получили хард-скиллы). Возможно, специфика профессии такая. Только у ПМ это так. На всех других курсах харды ты получаешь во время обучения. Задумайтесь. Разве это не так? И тогда в чем конечная цель курса? Какую ценность для работодателя мы получаем по итогам? И если мы не узнали ничего нового, чем отличаемся от кандидата, который пришел с улицы? Почему у нас должно быть преимущество по сравнению с ним?

Пришли сокурсники с хардами:

-- Я бы выделил следующие хард-скиллы:

  • Знание этапов создания IT-продукта
  • Умение работать в программах таск-трекерах (например Jira)
  • Умение работать в программах-планировщиках (например, GanttPro)
  • Знание основных статей затрат и умение составлять сметы
  • Знание особенностей оформления ТЗ (включая ГОСТ).

Возражаю на это:

-- Не соглашусь. Что за этапы создания айти-продукта, и как они помогут на реальной работе? Немного работал в таск-трекерах. Что за умение там требуется? Чтобы создать задачу, надо указать заголовок, описание, срок и назначить задачу на исполнителя. Чему именно из этого мы научились? Составлять план работ, действительно, умеем. Не умели до этого? Прямо дожили до своих лет и никогда план не составляли? Про сметы не соглашусь. Используемая нами форма сметы больше нигде не применяется, в других местах сметы по-разному составляются, нет никакого стандарта составления смет, а значит, это не хард. ТЗ нас не учили составлять и ГОСТ мы не проходили. Формально составление задания и тем более по ГОСТ является хардом, нам его не давали, и не уверен даже, что он нужен.

Дискуссия продолжилась, и я еще к ней вернусь дальше, потому что там интересный поворот возник.

Но сейчас все-таки сформулирую свои переживания и ощущения от курса.

  • В целом это очень хорошее интеллектуальное упражнение. Если вам скучно, или вы не определились, чем хотите заниматься, попробовать курс стоит. Умение учиться -- отличный навык.
  • Есть ли в работе менеджера проектов хард-скиллы, и научили ли нас им? -- открытый вопрос для меня.
  • Однозначно я хорошо структурировал свои знания по ПМ, теорию дают в достаточном объеме.
  • Первый же опыт работы, рассказы других людей, прошедших трансформацию в менеджера проектов, и ответы других учеников все-таки наводят на мысль, что работа эта -- прежде всего про софт-скиллы и коммуникационные навыки. Нас им не учили, конечно, но общий обзор темы дали.
  • С моей точки зрения, полученный опыт обучения может в какой-то мере помочь пройти тестовые задания и кейсы на собеседовании, занести электронный диплом в список трофеев для резюме, но не выделяет нас из толпы прочих кандидатов. Предпочтение всегда будет на стороне сотрудника с хорошими софтами и знакомствами.

Все остальное будет получено опытным путем на рабочем месте, и скорее всего, именно уже этот опыт будет иметь реальную ценность для работодателя.

В завершении хочу сказать, что, к сожалению, хотя весь курс к нам относились с уважением, под конец решили записать в идиоты :-(

Когда я задумался над этой заметкой, я написал в общей студенческой группе, что собираю информацию для статьи. Такое неконтролируемое паблисити не могло не обеспокоить наших кураторов.

Поэтому... в группу пришло сразу два интересных человека. Один по-настоящему интересный, это наставник курса. С ним завязалась содержательная беседа (скорее спор) о том, есть ли какой-то практический толк от учебы.

Он аргументированно пытался мне доказать, что толк есть, и что необходимые харды мы получили. Многое из написанного им прочитал и впитал с большим интересом. В конце концов я же могу быть неправ?

Тон общения, впрочем, оставлял желать лучшего. Вместе с желанием меня переубедить, была еще такая легкая тональность пренебрежения и девальвации личности. Ну кто я такой, чтобы спорить со взрослым и опытным дядей?

Мне показалось, что было в этом что-то такое, чтобы снизить ценность нашего обсуждения, вообще моего права задаваться такими вопросами. Зачем мутить воду? Зачем вносить сомнения в стройные ряды учащихся? Ну то есть я думал, что мне показалось.

Однако, в беседе был и еще один человек. Сначала немного не понимал, кто это. Аргументы не то чтобы самые сильные, речь не такая уж связная. Что-то мне это напоминало, но все не мог понять, что именно.

Просто какой-то странный теневой студент (только с именем, это важно, без фамилии), который вдруг бросился рьяно защищать курсы. Несколько дней я следил за ним, старался вежливо отвечать, получше понять его точку зрения.

А потом разговор зашел про поиск работы. И тут случилось интересное. Вдруг он заявил (а из контекста понятно, что работу он нашел только что -- это будет важно понимать для нашего разговора с ним), что за последнее время у него было два десятка интервью на протяжении всего нескольких недель.

Меня очень удивил такой результат на падающем рынке. Откуда человек без опыта смог получить такое количество теплых и горячих контактов. Мне сначала это было искренне интересно, поэтому я стал расспрашивать его подробнее.

Его аргументация про учебу интересовала меня уже в меньшей степени. Хотелось понять, что он такое делает или пишет, чтобы получать такое количество собеседований.

И тут в его картине мира стали появляться трещины. Наш мистер Икс (бесфамильный) стал больше времени брать на ответ, как будто больше задумывался, не говорил ничего конкретного, отвечал уклончиво.

Но в итоге выяснилось, что речь идет не о сейчас, а о начале февраля, когда рынок был еще повеселее, что интервью было не два десятка, а два--три места, просто в каждом из них было по несколько собеседований с разными специалистами. По итогам он получил два офера и работает на новом месте уже две недели.

И тут до меня стало доходить, что мне впаривают классическую, по учебнику, воронку поиска работы: ну там, десять откликов, 3 собеседования, несколько оферов. Но делают это как-то неприкрыто тупо и без смазки.

Да еще и с поправкой на то, что мы уже 70 дней находимся в эпохе специальной военной операции, и никто сейчас в таких объемах не ищет джунов.

Тогда я смекнул, что мистер Икс прогнал стандартную легенду с прошлого года, но забыл внести в нее правки в соответствии с новой реальностью.

А когда он понял, что ляпнул что-то не то, пошел согласовывать новую легенду (этим вызваны задержки в ответах и смена показаний) и уже дальше пытался говорить в новой парадигме.

Одним словом, мне подсунули чучело, комментатора, который должен поднимать моральный дух учеников. Почему у них все должно получиться? Ну как, вот же есть живой студент, у которого все получилось! Просто делай все по учебнику, и будет тебе счастье.

Задумайтесь :-) Вместо реальной помощи в поиске работы они запускают в хату подсадного, который, вроде бы, призван повышать моральный дух учебного состава.

Почему вроде бы? Да, потому что на самом деле, когда выпускник таких курсов столкнется с новой реальностью рынка труда, его ждет жесточайшее разочарование. Ни о каких заявленных 70--80% трудоустройства, с моей скромной точки зрения, сейчас речь уже не идет.

Выпускника ждет долгий и печальный период ядерной зимы, то есть поиска работы без особых шансов на успех. Пытаясь поддержать студентов, тем самым курсы оказывают им медвежью услугу.

И тогда это и есть для меня главный итог этих курсов. Мне казалось, что на протяжении всего обучения к нам относились с уважением, пытались прислушаться, услышать, помочь... Для чего? Чтобы в конце так дешево разменять на платного подсадного комментатора?

Стыдитесь, господа, если это лучший подарок, который вы готовы предложить выпускникам. Ученье свет, но тьма окружает нас и сгущается.

0
173 комментария
Написать комментарий...
Oleg Dergilev

Как пострадавший от в/о в области менеджмента, сразу скажу, что любое управленческое образование должно идти вторым, после какой-то "базы".
Нельзя научиться управлять тем, чего не знал, не понимаешь и никогда не пробовал.
Да, сейчас сын Чайки или Кириенко ржут как кони шлепая голых секретарш, но это другая история.

Можно конечно вывезти на опыте, за пару лет ошибкой и фейлов, но мало кто такое вытерпит из нанимателей.

Ответить
Развернуть ветку
fffggg gggfff
Нельзя научиться управлять тем, чего не знал, не понимаешь и никогда не пробовал.

можно. по другому не бывает. иначе ваш потолок это 3 таких же гавнокодера на заказах по созданию лэндосов за 3 орешка. в той же нормальной команде разработке еще толпа людей типа бэкэнда, qa, ux/ui, аналитика, архитектура, девопс и т.п.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Dergilev

А в Транснефти на одного бурильщика 7 бухгалтеров - это показатель эффективности?
Примеры в студию, школотрон!

Ответить
Развернуть ветку
fffggg gggfff
школотрон

я догадывался, что уровень низкий, но не знал, что настолько. не осилил понять простой 1 абзац? уже с примером даже - в команде разработки может быть несколько разных направлений, и только кретин требует одновременно разбираться в дизайне и в кодинге (веб, бэк, фронт, мобильный 2 платформы) и в qa и в devops. но для колзоника, похоже это слишком сложно

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
fffggg gggfff

никем ты не сможешь управлять. кретинов, которые заявляют, что разбираются в каждом направлении я видел массы. ключевое слово "кретины". если у тебя что то чуть сложнее табуретки, то пересекаются множественные специальности и физически во всех них разбираться нельзя, да и не нужно. но вот вы таких простых вещей понять не в состоянии, ибо глупы как бревно

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Dergilev

Вы это кто? Я один пишу. Шиза подкралась?
Че там с примерами суперменеджеров, которые не понимают в области командования?
Пофамильно, в отзывами сотрудников не из-под палки.

Шойгу не предлагать.

Ответить
Развернуть ветку
170 комментариев
Раскрывать всегда