{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Я отучился на менеджера проектов. Есть ли смысл?

Закончил курс менеджера проектов на одной из платформ цифрового образования. Что это было? Есть ли толк? Что дальше? И причем здесь олень на стене?...

Собственно, главный вопрос для меня: что дальше. И если у вас есть опыт учебы или есть ответ на мой вопрос, посоветуйте, подскажите.

Оглядываюсь назад и не могу понять, была ли от учебы практическая польза. Получил ли я новые знания? Знаю ли я теперь что-то новое, чего не знал полгода назад?

Чтобы не быть необъективным, задал конкретный вопрос в группе своим сокурсникам:

Вы могли бы оглянуться назад и честно сказать, что реально узнали нового и чему научились из того, что не знали 6 мес. назад? Какие хард-скиллы получили? Ну кроме того, что это было очень крутое интеллектуальное упражнение.

Ученик волшебника, дж. менеджер проектов

Пыжусь-пыжусь, и что-то даже одно затрудняюсь назвать… Ну, не может же такого быть? Какие-то знания я должен был приобрести?

Вот некоторые показательные ответы...

  • Теперь имею достаточно полное представление об этой сфере и понимаю, что мне подходит, а что нет. Исходя из этого я могу попробовать себя в этом деле.
  • Получил общий обзор и понял, структуру работы ПМа. Хотя бы понимаю, с чего начинать проект, и что дальше делать, как процесс организовать и кого куда назначить, и как смету рассчитывать. В остальном поможет только опыт, собственные грабли в этой сфере и/или наставник из той же сферы.

Прессую дальше...

-- Интересно, но это общие слова. Хардов-то нет (в смысле не получили хард-скиллы). Возможно, специфика профессии такая. Только у ПМ это так. На всех других курсах харды ты получаешь во время обучения. Задумайтесь. Разве это не так? И тогда в чем конечная цель курса? Какую ценность для работодателя мы получаем по итогам? И если мы не узнали ничего нового, чем отличаемся от кандидата, который пришел с улицы? Почему у нас должно быть преимущество по сравнению с ним?

Пришли сокурсники с хардами:

-- Я бы выделил следующие хард-скиллы:

  • Знание этапов создания IT-продукта
  • Умение работать в программах таск-трекерах (например Jira)
  • Умение работать в программах-планировщиках (например, GanttPro)
  • Знание основных статей затрат и умение составлять сметы
  • Знание особенностей оформления ТЗ (включая ГОСТ).

Возражаю на это:

-- Не соглашусь. Что за этапы создания айти-продукта, и как они помогут на реальной работе? Немного работал в таск-трекерах. Что за умение там требуется? Чтобы создать задачу, надо указать заголовок, описание, срок и назначить задачу на исполнителя. Чему именно из этого мы научились? Составлять план работ, действительно, умеем. Не умели до этого? Прямо дожили до своих лет и никогда план не составляли? Про сметы не соглашусь. Используемая нами форма сметы больше нигде не применяется, в других местах сметы по-разному составляются, нет никакого стандарта составления смет, а значит, это не хард. ТЗ нас не учили составлять и ГОСТ мы не проходили. Формально составление задания и тем более по ГОСТ является хардом, нам его не давали, и не уверен даже, что он нужен.

Дискуссия продолжилась, и я еще к ней вернусь дальше, потому что там интересный поворот возник.

Но сейчас все-таки сформулирую свои переживания и ощущения от курса.

  • В целом это очень хорошее интеллектуальное упражнение. Если вам скучно, или вы не определились, чем хотите заниматься, попробовать курс стоит. Умение учиться -- отличный навык.
  • Есть ли в работе менеджера проектов хард-скиллы, и научили ли нас им? -- открытый вопрос для меня.
  • Однозначно я хорошо структурировал свои знания по ПМ, теорию дают в достаточном объеме.
  • Первый же опыт работы, рассказы других людей, прошедших трансформацию в менеджера проектов, и ответы других учеников все-таки наводят на мысль, что работа эта -- прежде всего про софт-скиллы и коммуникационные навыки. Нас им не учили, конечно, но общий обзор темы дали.
  • С моей точки зрения, полученный опыт обучения может в какой-то мере помочь пройти тестовые задания и кейсы на собеседовании, занести электронный диплом в список трофеев для резюме, но не выделяет нас из толпы прочих кандидатов. Предпочтение всегда будет на стороне сотрудника с хорошими софтами и знакомствами.

Все остальное будет получено опытным путем на рабочем месте, и скорее всего, именно уже этот опыт будет иметь реальную ценность для работодателя.

В завершении хочу сказать, что, к сожалению, хотя весь курс к нам относились с уважением, под конец решили записать в идиоты :-(

Когда я задумался над этой заметкой, я написал в общей студенческой группе, что собираю информацию для статьи. Такое неконтролируемое паблисити не могло не обеспокоить наших кураторов.

Поэтому... в группу пришло сразу два интересных человека. Один по-настоящему интересный, это наставник курса. С ним завязалась содержательная беседа (скорее спор) о том, есть ли какой-то практический толк от учебы.

Он аргументированно пытался мне доказать, что толк есть, и что необходимые харды мы получили. Многое из написанного им прочитал и впитал с большим интересом. В конце концов я же могу быть неправ?

Тон общения, впрочем, оставлял желать лучшего. Вместе с желанием меня переубедить, была еще такая легкая тональность пренебрежения и девальвации личности. Ну кто я такой, чтобы спорить со взрослым и опытным дядей?

Мне показалось, что было в этом что-то такое, чтобы снизить ценность нашего обсуждения, вообще моего права задаваться такими вопросами. Зачем мутить воду? Зачем вносить сомнения в стройные ряды учащихся? Ну то есть я думал, что мне показалось.

Однако, в беседе был и еще один человек. Сначала немного не понимал, кто это. Аргументы не то чтобы самые сильные, речь не такая уж связная. Что-то мне это напоминало, но все не мог понять, что именно.

Просто какой-то странный теневой студент (только с именем, это важно, без фамилии), который вдруг бросился рьяно защищать курсы. Несколько дней я следил за ним, старался вежливо отвечать, получше понять его точку зрения.

А потом разговор зашел про поиск работы. И тут случилось интересное. Вдруг он заявил (а из контекста понятно, что работу он нашел только что -- это будет важно понимать для нашего разговора с ним), что за последнее время у него было два десятка интервью на протяжении всего нескольких недель.

Меня очень удивил такой результат на падающем рынке. Откуда человек без опыта смог получить такое количество теплых и горячих контактов. Мне сначала это было искренне интересно, поэтому я стал расспрашивать его подробнее.

Его аргументация про учебу интересовала меня уже в меньшей степени. Хотелось понять, что он такое делает или пишет, чтобы получать такое количество собеседований.

И тут в его картине мира стали появляться трещины. Наш мистер Икс (бесфамильный) стал больше времени брать на ответ, как будто больше задумывался, не говорил ничего конкретного, отвечал уклончиво.

Но в итоге выяснилось, что речь идет не о сейчас, а о начале февраля, когда рынок был еще повеселее, что интервью было не два десятка, а два--три места, просто в каждом из них было по несколько собеседований с разными специалистами. По итогам он получил два офера и работает на новом месте уже две недели.

И тут до меня стало доходить, что мне впаривают классическую, по учебнику, воронку поиска работы: ну там, десять откликов, 3 собеседования, несколько оферов. Но делают это как-то неприкрыто тупо и без смазки.

Да еще и с поправкой на то, что мы уже 70 дней находимся в эпохе специальной военной операции, и никто сейчас в таких объемах не ищет джунов.

Тогда я смекнул, что мистер Икс прогнал стандартную легенду с прошлого года, но забыл внести в нее правки в соответствии с новой реальностью.

А когда он понял, что ляпнул что-то не то, пошел согласовывать новую легенду (этим вызваны задержки в ответах и смена показаний) и уже дальше пытался говорить в новой парадигме.

Одним словом, мне подсунули чучело, комментатора, который должен поднимать моральный дух учеников. Почему у них все должно получиться? Ну как, вот же есть живой студент, у которого все получилось! Просто делай все по учебнику, и будет тебе счастье.

Задумайтесь :-) Вместо реальной помощи в поиске работы они запускают в хату подсадного, который, вроде бы, призван повышать моральный дух учебного состава.

Почему вроде бы? Да, потому что на самом деле, когда выпускник таких курсов столкнется с новой реальностью рынка труда, его ждет жесточайшее разочарование. Ни о каких заявленных 70--80% трудоустройства, с моей скромной точки зрения, сейчас речь уже не идет.

Выпускника ждет долгий и печальный период ядерной зимы, то есть поиска работы без особых шансов на успех. Пытаясь поддержать студентов, тем самым курсы оказывают им медвежью услугу.

И тогда это и есть для меня главный итог этих курсов. Мне казалось, что на протяжении всего обучения к нам относились с уважением, пытались прислушаться, услышать, помочь... Для чего? Чтобы в конце так дешево разменять на платного подсадного комментатора?

Стыдитесь, господа, если это лучший подарок, который вы готовы предложить выпускникам. Ученье свет, но тьма окружает нас и сгущается.

0
173 комментария
Написать комментарий...
Надежда Барбина

Очень похоже на Я.Практикум. Т.к тактика реагирования описанная в посте 1 в 1. Только я с Data Science. Я его благополучно закончила и нашла работу. Но сам курс и методика подачи материала мне не зашла (теория убога и отвратительна, практика с ней не бьется, половину материала непонятно где, как и для чего применять. Но это на мой взгляд, многие писают от восторга и считают что теория в этом курсе от Я.Практикум просто божественна) и когда я пишу, что не всем зайдет методика обучения в Я.Практикум обычно адвокаты бренда начинают писать что я просто туповата и не понимаю их мега-методики.

Ответить
Развернуть ветку
Ученик волшебника
Автор

Ужас какой. Но все-таки дата-сайенс, это хард-скиллы? Или нет?

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Барбина

да там больше по харду, на софт сложно будет проходить тестовое задание по аналитике данных :)

Ответить
Развернуть ветку
170 комментариев
Раскрывать всегда