{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

«У вас о войне говорят?»: форум креативных индустрий в эпоху тотальной неопределённости

Организатор крупнейшего в России форума креативных индустрий о мыслях и чувствах её представителей — о проектах без авторства, эмиграции и ориентирах.

Я event-менеджер независимого форума креативных сфер, который прошёл совсем недавно в Москве и Санкт-Петербурге. Независимость форума определяется тем, что при составлении спикерской программы мы руководствуемся не позицией человека, а его экспертизой. То же самое касается и темы выступления — мы не модерируем содержание доклада и не даём своих рекомендаций без запроса. Однако в этот раз всё чуть изменилось, но обо всём по порядку.

Отдельно поясню, что название события и имена его участников я по соображениям безопасности указывать не буду.

Первая реакция

Весомая часть моих должностных задач основывается на общении с графическими дизайнерами, арт-директорами, художниками — в общем с людьми креативной индустрии. Сначала я предлагаю им поучаствовать в качестве спикера, затем сопровождаю их на всех этапах подготовки лекционного материала, при необходимости приобретаю для них трансфер и бронирую номер в отеле — в общем занимаюсь базовыми для моей роли задачами. На самом форуме я их встречаю, создаю для них атмосферу комфорта и заботы, провожу инструктаж по всем нюансам, а в свободное время беседую с ними на разные темы.

Общение со спикером строится таким образом, чтобы в диалоге он чувствовал дружелюбное отношение с моей стороны. Совершенно нормально спросить у него о самочувствии, написать ему отношение к тем или иным событиям и вести себя с ним как с другом — такой формат располагает к лояльности и искренности. После 24 февраля мы ввели режим тишины — я не писал уже утвержденным спикерам и не искал новых. 4 марта мы вышли из анабиоза и написали наше первое сообщение ранее утвержденным спикерам: оно отражало наше отношение к происходящему и давало понять, что сейчас нам как никогда ранее необходимо встретиться всем вместе, чтобы поддержать друг друга и наметить вектор дальнейшего развития.

Текст был встречен по-разному: некоторые отказывались сразу, многие соглашались с нашей позицией, а кто-то уходил «подумать» и возвращался с решением — чаще всего это был отказ. Причина для отказал безусловно одна — спецоперация. Однако эта причина порождала два вида неуверенности: в надобности всего этого и в возможности быть в России в даты форума. У людей будто почву из под ног выбили, они не могли строить даже краткосрочные планы и постоянно сомневались в уместности публичных выступлений.

Отдельной причиной отказа от участия была безусловно эмиграция или релокация — кто-то уезжал сам, кто-то целыми дизайн-студиями. В начале марта я проводил мониторинг «чемоданных настроений» потенциальных и утвержденных спикеров — ~30% из ~25 человек если не уехали, то всерьёз об этом думали. Многие «на эмоциях» уехали в первую неделю после начала спецоперации, затем вернулись. Однако были и те, кто уехал и возвращаться не планирует.

О чём уж говорить, если среди сотрудников Яндекса есть чаты по релокации с ~1300 участниками, а по последним данным компанию уже покинуло порядка 5000 сотрудников — то есть примерно четверть всего коллектива (18000 человек) .

Повестка в выступлении

Мы всегда предоставляем полную свободу в выборе темы доклада, однако в этот раз мы старались немного модерировать содержание. Мы благосклонно относились к рассуждениям в докладе о влиянии спецоперации на креативную индустрию — все таки мы свидетели тектонического сдвига в рыночному и культурном плане, спецоперация будет иметь долгосрочные последствия и об этом следует говорить. Однако мы старались убедить спикеров не говорить о спецоперации прямолинейно, не высказывать свое отношение к ней. Почему мы так решили? В первую очередь для того, чтобы форум не политизировался, хоть это и звучит наивно в это время. Также мы не хотели, чтобы форум сталкивал между собой людей разных взглядов — за и против.

Обычно я эпистолярно доношу всю информацию, однако с одним спикеров — свободным дизайнером — пришлось даже созвониться когда я узнал, что он яркий приверженец провоенной позиции. В общении он оказался чудесным человеком: последовательным и неравнодушным. Мы разговаривали где-то 15 минут и за всё время беседы мы не испытали недопонимания, а наоборот — пришли к благоразумному консенсусу. Не знаю какой вывод можно из этого извлечь — быть может такой, что не все сторонник спецоперации представляют из себя воинствующих крикунов.

Состояние спикеров

На форуме, после встречи спикера и проведения всех необходимых «обрядов», у меня всегда оставалось время на небольшую беседу. Я интересовался их самочувствием: на этом остановлюсь чуть поподробнее. Креативный директор брендингового агентства в беседе со мной и другими спикерами сказал, что сейчас он не задает вопрос «Как дела?», вместо этого он спрашивает «Как ты?». Такое изменение он обосновал тем, что дела сейчас у всех не очень, гораздо важнее узнать что у человека лежит на душе и всё ли лично с ним в порядке. Мне показалось это очень интересным решением, посему я начал использовать эту формулировку.

Самочувствие у спикеров было разным, но прослеживался один паттерн — тревога. И речь даже не о тревоге перед выступлением, а от всего происходящего и от его существующих и будущих последствий. Люди живут в мире, в котором предопределено непременно что-то плохое — на хорошее уже не надеются. Жизнь в этом мире формирует в них ощущение сильной тревоги и внутренней неприкаянности. Они всё видят, чувствуют и хотели бы чем-то помочь, но бессильны что-либо изменить. Делают хорошие дела в меру своих возможностей: донатят в благотворительные фонды, организуют проекты памяти жертв и тд.

Что касается профессиональных изменений, то безусловно ушло много зарубежных заказчиков. Мало кого это сильно беспокоит, на самом деле — материальные издержки перекрываются новостными сводками о гибели десятков и сотен людей, их больше волнует этот факт. Тем не менее был случай, который с досадой выделил один из спикер — ранее сотрудник Яндекса, а ныне руководитель дизайн-студии — его дизайн-студия отдала проект в реализацию еще до войны, но процесс выведения его на рынок начался после её начала, из-за чего студии запретили распространять то, что это их проект — было изъято из публичного пространства авторство дизайн-студии.

Был спикер — креативный директор интегратора digital-решений — который первое, что спросил меня при встрече на площадке: «У вас о войне говорят?». По нему было видно, что он сильно переживает и ещё чуть-чуть и чаша весов склонится в пользу «послать всё и уйти не выступив». Он подготовил доклад о поствоенном искусстве и архитектуре — грандиозный материал, который можно сравнить с глубоко личной исповедью. Своё выступление он начал с обозначения дня с начала спецоперации: на тот момент это был 52 день.

Настроение аудитории

Этот сезон форума отличается и настроением аудитории — она стала более солидарной и внимательной. После выступления спикера выделяется время на вопросы от аудитории, в этот раз они часто были в формате: «А что делать, если как раньше уже не получается/нельзя?», или же «А как работать в этой сфере, если системообразующий софт в санкционном списке?». По окончании выступлении абсолютно каждый может подойти к спикеру и задать интересующие его вопросы. Этот формат всегда собирал много людей, но в этот раз их будто бы стало ещё больше — аудитории было важно получить мнение опытного человека, чтобы в воцарившемся мраке отыскать нужный ориентир. Наиболее смелые пытались выведать у спикеров прогноз: чего ждать и следует ли надеяться на благое снисхождение. Как я уже писал ранее — на хорошее стараются не ориентировать, советуют готовиться к еще более суровым условиям.

А что же могу прогнозировать я для креативной сферы и для ивента в частности? Если раньше можно было предусмотреть развитие событий в диапазоне условного лестничного пролёта, то сейчас следует детально нащупать одну ступеньку, и лишь вступив на неё можно думать о следующей. Спикеры нехотя разговаривают о положении дел в агентствах/студиях, но оживленно обращаются к своим чувствам и мыслям, которые их занимают. Вот и я ничего прогнозировать не хочу, а хочу, чтобы как можно больше людей обратилось к себе, поняли себя и своё отношение к происходящему. Лишь осознанные разобравшиеся в себе люди способны пережить происходящее и не утратить в себе человека и, вместе с тем — компетентного графического дизайнера, арт-директора или художника.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда