{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как писать коммерческие предложения (КП)

В последнее время часто приходится заказывать разного рода услуги в сфере IT. Дизайн, проектирование, программирование и вёрстка, СММ, юридические услуги, работа с контентом. По любому из этих направлений я получаю коммерческие предложения и после их прочтения у меня, как у заказчика, встают дыбом оставшиеся на голове волосы. При этом, как фрилансер в IT, я недоумеваю, почему так происходит.

Чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию, теперь я стараюсь ещё до получения КП обратить внимание исполнителей на те вопросы, которые меня, как заказчика, будут интересовать в документе. Прежде чем перечислить их, давайте договоримся о том, что такое коммерческое предложение.

Определение КП

В рунете первый же результат поиска по запросу «что такое коммерческое предложение» ведёт нас на ответы.мэйл.ру. Грустно вздыхаем и вводим запрос на английском. Commercial proposal или же business proposal. И получаем статью на Википедии с определением. Тоже вздыхаем, но читаем. КП — это письменное предложение от продавца к покупателю. Является ключевым шагом в процессе «сложных продаж», т.е. таких, когда покупатель принимает решение о сотрудничестве не только на основе одной цены. Я бы опустил в этой формулировке слово «письменное» и в целом согласился бы с ней.

Форма

Для кого-то КП — это переданные на словах основные условия предложения. Кто-то ограничивается письмом. Кто-то пишет документ под названием КП. Кто-то пишет сразу несколько документов. В моей услуге (я — UX/UI дизайнер или проектировщик интерфейсов) — это письмо с краткой информацией по ценам-срокам. К письму прикреплён договор на проектирование с проработанным приложением №1, перечисляющим функциональные требования к проекту.

Содержание

В моей отрасли я пришёл к выводу, что КП должно отвечать клиенту на 5 основных вопросов.

1. Правильно ли исполнитель понял задачу?

Чем понятнее словами исполнителя изложена задача в документе, тем больше клиент может быть уверен в том, что его поняли правильно. Как раз недавно я получил КП от юриста, который оценил только половину перечисленных мной задач. А до этого — от верстальщика, который, кроме цен и сроков, вообще ни строчки не написал о составе работ. И так далее, и тому подобное. Чтобы не быть, как они, желательно не забывать кратко и ёмко описывать состав работ, которые оцениваются в КП.

2. Сколько стоит работа?

Самая распространённая ошибка, с которой я встречался, читая ответ на этот вопрос в КП — разбить работу на этапы, посчитать стоимость каждого из этапов и предоставить клиенту сводную таблицу, где не указана сумма работ. Мол, считайте на здоровье, дорогой клиент! Поэтому желательно не забывать сначала называть итоговую цифру, а затем уже её детализировать, если клиенту это интересно.

Вторая по популярности ошибка — не указать порядок оплаты. Какой размер предоплаты? Каким способом исполнитель хочет получить деньги? Вот про это почему-то зачастую забывают, видимо, считая, что это не такой важный момент. А он важный.

Также следует обратить внимание на такой сценарий, когда можно точно оценить первый этап работы, а остальные будут зависеть от его результатов. Здесь следует назвать стоимость первого этапа, а затем перечислить следующие этапы и назвать по ним минимальные цены, заранее предупредив о том, что максимальные не известны даже таким профессионалам, как мы.

3. Сколько работа займёт по времени?

Здесь универсальных советов нет, поэтому расскажу, как на этот вопрос я отвечаю сам.

Во-первых, указываю срок в календарных днях, а не рабочих. Это чтобы клиент не занимался арифметикой с открытым календарём, пытаясь высчитать, в каком месяце получит результат. Например, я присылаю вам КП 27 декабря и говорю, что работа будет выполнена в течение 12 рабочих дней. Когда вы получите результат, если я приступлю 28 декабря?

Во-вторых, не называем конкретных дат, т.к. мы почти никогда не знаем наверняка, в какой момент поступит предоплата и можно будет приступить к работе.

4. Что получится в результате работы?

Часто сталкиваюсь с ситуациями, когда исполнители забывают написать об итоговых артефактах. Документы, изображения, исходники. Всё это — условно вещественные результаты работы, которые исполнители подразумевают и держат в своих головах, но зачастую забывают поделиться этой информацией с клиентами.

5. Нужно ли от клиента что-то, помимо денег, для выполнения задачи?

Например, я обычно указываю в документе количество часов, которые могут потребоваться от клиента на промежуточные переговоры. Помимо этого, речь может идти о часах сотрудников клиента, дополнительной документации, доступам к определённым ресурсам и т.д. Если заранее это не оговорить, можно оказаться в ситуации, когда отсутствие оперативных действий со стороны клиента сможет саботировать процесс работы.

Напоследок от себя

На этом можно было бы и закончить, но я хотел бы поделиться с вами ещё парой моментов, на которые обращаю внимание в КП, когда выступаю в роли заказчика.

Внимательность

По опечаткам и несогласованным предложениям можно сразу понять, перечитывал ли исполнитель результат своего труда. Если не перечитывал, то это сразу «звоночек». Если речь идёт о фрилансере, значит, с высокой вероятностью, он не будет перепроверять свою работу и во время выполнения услуги. А значит мне придётся тратить свои дополнительные часы на отлов и корректировку этих моментов. Кстати, на грамотность на этом этапе я как раз не обращаю внимания. Если, конечно, речь идёт не об услугах копирайтера.

Умение работать с документами

То, как документ назван, то, как он оформлен. Насколько сокращён текст, насколько он понятен. В идеале в документе должно быть максимум информации в минимуме текста.

Если я вижу канцелярит, если я вижу списки, которые содержат в себе одни и те же слова («срок выполнения работ» вместо «срок», а под ним «стоимость выполнения работ» вместо «стоимость»), если я не вижу подзаголовков и абзацев, то я снова морально готовлюсь к трате своего времени на следующих этапах работы, если соглашусь на сотрудничество с автором такого документа.

Сразу оговорка: это важно при работе со сложными услугами в сфере IT, продолжительными по времени и требующими много внимания. Если я столкнусь с плохо оформленным документом от сантехника, вряд ли это окажется решающим фактором.

Что я пишу фрилансерам, чтобы сразу получить нормальное КП?

«Пожалуйста, пришлите мне сообщение и документ, в котором будет указано:

  • Что конкретно вы сделаете и в каком виде я получу результат.
  • Сколько это будет стоить?
  • Я приму решение о сотрудничестве в день, когда вы пришлёте КП. Если решение будет положительным, вы получите 100% предоплату. Поэтому, пожалуйста, укажите, к какой дате работа будет выполнена, с точностью до часа».

В четырёх случаях из пяти исполнители присылают мне не все ответы и приходится отправлять ещё одно-два сообщения с уточняющими вопросами. Но это точно лучше, чем давать возможность присылать КП в свободной форме.

Вот и всё. Этот текст я публикую в рамках привлечения внимания к своей будущей «Книге нормального фрилансера». Сам я всё больше перемещаюсь из ремесленнического фриланса в предпринимательство и решил таким образом подвести черту и поделиться опытом с окружающими. О прогрессе работы над книгой, а также о своих фрилансерских «приключениях» я регулярно пишу Вконтакте и в Телеграме. Присоединяйтесь, кому интересно!

0
3 комментария
Саша G

А чего из "Паблика нормального фрилансера" на VC тексты не пишите. Почитал - вполне съедобно.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Камелев
Автор

В контенте неуверенности нет. Пока экспериментирую с разными платформами и форматами. Например, на VC у этого поста на момент написания комментария 30 просмотров. Значит, что-то делаю не так. Возможно, стоило заголовок придумать поинтересней. «Как писать КП, чтобы клиенты выстраивались в очередь. Советы бывалого юиксера». Пока не могу переступить через себя, чтобы так писать :)

Ответить
Развернуть ветку
Саша G

Да заголовок и текст нормал.
Здесь публика такая: любит жрать\пообсуждать новости, особенно с марта; любит что-бы в хэштеге "Тинькофф" был или другой Big.
+ очень много шлакопостов из-за которых в популярное трудно попасть.

Как вариант создать сообщество "Фриланс" туда постить статьи и собирать подписчиков, которые лайками, дадут толчок новым статьям для попадания на главную - для большего охвата.

Есть сообщество "Юзабилити". Можете там что-нибудь написать по теме, да попиарить заодно свой сервис lp151.com, как минимум ссылкой в конце статьи на него или свои услуги по проектированию.

P.S. Ссылка на ваш "Проекторат" у меня где-то в папочке "Axure" имеется). Мыслил раньше проектированием интерфейсов заниматься.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда