Собственный бизнес и долгие путешествия. Совместить несовместимое
Привет, меня зовут Саша. Я самый главный в студии дизайна Алалай. А ещё я много путешествую. Невозможно - скажете вы. Ну, это мы ещё посмотрим.
То, что однажды у меня будет собственный бизнес, я знал ещё с университетской скамьи. И вот уже более 7 лет я работаю исключительно на себя. Для троллей, ворчунов и фатальных скептиков - это не заведомо удалённый бизнес, не студия из одного человека, не хвастовство и не лукавство. У меня полноценная компания, требующая ежедневного внимания и ухода. И вообще vc.ru всегда советует делиться личным опытом и вести себя как в обычной жизни, что я и сделаю. Я расскажу то, что будет для тебя полезным и интересным. Надеюсь. Я также прекрасно понимаю, что мой опыт - это только мой опыт. Он подойдет не каждой профессии, не каждому бизнесу и не каждому человеку. Учитывай это и ты. Погнали!
Мой формат
В апреле мы вернулись из путешествия по Азии. На этот раз решили испытать себя на прочность в Непале. Ходили в свой первый горный трекинг. Маршрут был не сложный, всего на четыре автономных дня. Тестовый, чтобы понять, нравится тебе бродить по горам или нет. Понравилось. Теперь планируем посложнее и на подольше. Но это зимой. А пока работа. Четыре дня - срок не большой, и можно себе позволить выключить телефон и целиком погрузиться в путешествие. Хотя даже на трекинге во время подъёма по скалистыми ступеням я периодически зависал в телефоне, отвечая на самые срочные рабочие письма.
Мы очень любим Азию, потому уже несколько лет активно исследуем этот регион. Ведём даже телеграм-канал, в котором делимся своим опытом. Пишем о таких странах как Индия, Непал, Тай, Мьянма, Шри-Ланка, Индонезия, Вьетнам и др. Обычно нас двое, реже к нам присоединяется кто-то из друзей. Особенность наших путешествий такова, что уезжаем мы не на неделю или две, а на несколько месяцев. При этом редко задерживаемся на одном месте. Как правило, это ежедневные перемещения. В таком формате за максимально короткий срок удаётся увидеть больше. Само собой в наиболее интересных и масштабных местах иногда задерживаемся на день или дольше. К примеру, в Индии, в городах Джайпур, Агра и Орчха мы тормозили сразу на несколько ночей. Надо понимать, это не вальяжный отдых на побережье и не инстаграмный завтрак у бассейна. Нам нравится активный отдых, смотреть туристические и не туристические места, пробовать новую кухню, знакомиться с культурой местных людей. Работать в таких условиях очень не комфортно. У тебя нет привычного графика и удобного рабочего места. Не говоря уже о разнице во времени, климатических особенностях и отсутствии стабильного вайфая. Но что поделать. Если у тебя есть две столь несовместимые мечты, то нужно хорошо постараться, чтобы их совместить.
Мои страхи и опасения
Отважиться на длительное путешествие удаётся не всем и не сразу. Это не отпуск в привычном понимании. Несмотря на расстояние в несколько тысяч километров, ты должен оставаться в рабочем процессе и ежедневно выполнять свой функционал. В связи с этим у любого адекватного человека возникает много самых разнообразных опасений и страхов. Я готов рассказать о своих и о том, каким образом мне удаётся с ними справиться.
Страх первый: Без меня никто и ничто не будет работать
Зацикливание на себе - одна из главных проблем всех руководителей. Я сам, всё там, только я. Правильный бизнес - это командная игра, где каждый решает поставленные перед ним задачи. Работай с профессионалами, в которых ты уверен. Проблема контроля решается с помощью деловых коммуникатов и системы регулярной отчётности. Смело делегируй и распределяй задачи таким образом, чтобы их не приходилось контролировать в режиме нонстоп. Специфика моего бизнеса позволяет работать удалённо. В моей команде есть арт-директор, которая выстраивает работу дизайнеров студии. Есть компаньон Аня, она курирует работу менеджеров. В те дни, когда я физически не могу быть оперативным, они компенсируют моё временное отсутствие, и потому рабочий процесс не прерывается.
Счета, закрывающие и другие документы тоже не проблема. Право подписи можно передать по доверенности. А современные технологии позволяют без проблем вести диалог с клиентами, многие из которых порой даже не догадываются, что я нахожусь не в Москве.
Страх второй: Что если случится что-то экстренное
Я смотрю на это следующим образом. То, что должно произойти, однажды обязательно произойдёт, хочешь ты этого или нет. Уволится важный сотрудник, серьёзно заболеет кто-то из близких, прорвёт трубу в доме. Нужно в принципе мыслить позитивно, ведь большинство проблем всегда можно решить либо позже, либо удалённо. Если нет - придётся пожертвовать деньгами и путешествиям и вернуться назад. Так или иначе всё решаемо, а от внезапных проблем никто не застрахован. Перед поездкой нужно прикинуть все возможные риски, продумать механизмы решения возможных проблем. Назначить ответственных людей, передать ключи от дома кому-то из знакомых, подготовить документы, которые могут срочно понадобиться.
Страх третий: Я не смогу быть эффективным
Слушай себя и старайся трезво оценить свои возможности. Боишься ехать на месяц, езжай на две недели. Боишься на две, езжай на одну. Пока не попробуешь, никогда не узнаешь наверняка, получится у тебя или нет. Та же ситуация с советами и полезными статьями. Учиться на чужих ошибках можно, но на то они и чужие, а не твои. Люди разные, ситуации разные, условия разные. Потому любой совет нужно сперва пропустить через себя, попробовать и оценить, насколько он применим или нет.
Наладить рабочий процесс в заведомо не комфортных условиях - трудная задача. Мы путешествуем по азиатских странам, зачастую останавливаемся в очень бюджетных отелях. В них нет стола для того, чтобы усесться за ним с ноутбуком. В номере и вовсе может быть лишь одна розетка, размещённая в самом неудобном месте. Может быть медленный интернет. Его вообще может не быть. Не стоит забывать и о том, что ты поехал туда не только работать, но и путешествовать, значит большую часть времени ты будешь либо в дороге, либо в местах, которые хочешь увидеть и изучить, а не возле ноута. Если ты понимаешь, что тебе всё это по силам, пробуй, и всё получится.
Не будут работать другие, Не смогу работать я, Что-то произойдёт. В контексте темы моей статьи это три главных страха. Всё остальное - частности, являющиеся частью одного из них.
Мои советы
Если честно, я не очень люблю советы. Ни давать, ни тем более слушать. Но в силу своего опыта, у меня есть несколько хитростей, которые тебе могут пригодиться.
Совет первый: Организация рабочего процесса
Заранее продумай все нюансы и подготовь всё, что тебе может пригодиться. Дай чёткие указания команде, оставь им все необходимые для работы ресурсы. Установи полезные и важные именно для твоей работы приложения. По возможности просчитай и возможные риски, набросай для себя механизмы решения проблем с учётом того, что ты будешь далеко.
Совет второй: Предупреди о том, что ты путешествуешь
В первую очередь, свою команду. Клиентов, коммуникацию с которыми ты ведёшь. Подрядчиков и партнёров, с которыми ты сотрудничаешь. Причём не просто предупреди, а задай правила игры. Определи формат вашего взаимодействия, согласуй удобное время, познакомь в теми, кто будет решать определённые вопросы во время твоего отсутствия. Когда все знают и понимают, что тебя нет, что ты на связи только в определённые часы и что ты можешь выполнять только определённый функционал, они подстроятся под тебя. Это решит множество возможных проблем и поможет избежать неразберихи.
Совет третий: Решай только те вопросы, которые можешь решить
Это круто, если ты лично принимаешь участие в выборе рисунка для офисной туалетной бумаги. Но уезжая в длительное путешествие, сохрани за собой только самый важный и необходимый функционал, который ты в состоянии качественно выполнять. Остальное делегируй своей команде.
Совет четвертый: Планируй маршрут заранее и тщательно
Это в принципе важно для путешествия. Имея даже ориентировочный план, ты сможешь эффективнее планировать время своей работы. У тебя будет чёткое понимание, когда и куда ты поедешь, что планируешь посмотреть и сколько времени на это потребуется. Исходя из этого будет и понимание того, когда ты сможешь посвятить себя работе.
Совет пятый: Позаботься о комфорте
В условиях пониженного комфорта это очень важно. Купи себе местную симку, чтобы всегда быть на связи и иметь доступ в интернет. Купи полезные гаджеты типа усилителя вайфая и аккумулятора для телефона. Захвати с собой удлинитель, чтобы организовать рабочее место там, где удобно, а не куда дотянулся провод. Лайфхаков может быть масса. Кому интересно, готов лично пообщаться и поделиться опытом.
Вообще главный совет таков - не бояться пробовать что-то новое. Не бояться ошибок. От них никто не застрахован. Но я точно знаю, что ничего не получается только у того, кто ничего не делает. Открывайте карту мира, выбирайте страны, которые нравятся, читайте о них, планируйте маршрут и вперед. Можно начать с малого. Неделя, две, три, месяц. Несите столько, сколько можете унести.
Вполне обоснованный страх. Если бизнес ведётся с 1-3 партнёрами, всё норм, если у тебя в подчинении ленивые обезьяны, просиживающие штаны с 9 до 18 - никто и ничто не будет работать без кнута, пинков под сраку и надзора. Есть процессы, которые невозможно делегировать постоянно рассекая по азиям и европам. Невозможно, потому что это будет стоить очень дорого и не рентабельно. Это к возгласам тех кто орёт что "ДИЛИГИРАВАТЬ МОЖНА ВСЁ!!". Да, можно, но вопрос цены и последствий.
Страх второй: Что если случится что-то экстренноеПосле 10 000 часов работы на себя, судов, проверок, мозготраха клиентов, тебе уже вообще похеру, придёт омон в офис или позвонят из офиса что кончилась вода в кулере и менеджеры умирают от жажды, так как настолько тупы, что не могут заказать еще один кулер с водой. Для тебя это равнозначные события.
Страх третий: Я не смогу быть эффективнымВсякое жульё орёт на каждом углу - "выйди из зоны комфорта", "возьми кредит на майбах и повысь свой уровень нормы", и прочую хероту. Всё проще, надо себе признаться - я ленивый раздолбай, как и 99,9% населения планеты, никакой я не гуру тайм-менеджмента и эффективности, никогда я не будут рулить миллиардными суммами и корпорациями, потом принять это и всё. У каждого человека есть свой ритм работы, жизни и тд. Если начинаешь рвать жопу по поводу того, что "ой мляя встал в 10 утра, а надо было в 4, как учили в олимпийскои за 500к рублей в первом ряду", всё это к хорошему не ведёт, появляется дискомфорт, напряг, мешки под глазами, а денег существенно и значительно это не прибавляет. Ну и нафига это надо? Недосып, раздражительность, чувство тревоги ради дополнительной тыщи рублей в месяц. Так зарабатываешь 200к в семью, а будешь 201к. Ну всё, в списке Форбс прям все эти 200 человек напряглись, Земля остановилась, Илон Маск переписывает на тебя Телсу и Спейс Икс.
Ну и напоследок.
1. У каждого бизнеса есть свой цикл и свои этапы обслуживания клиента. Ну, например, сделать фирменный стиль занимает условные 30 дней. Весь процесс делится на некие этапы. Если некоторые этапы будут сделаны с опозданием, ничего страшного, в сроки уложимся. Также, есть этапы, которые не прощают срывов дедлайна, и если они сорваны, всё, писец, их никак не нагнать, фирменный стиль никак не будет готов в 30 дней. Ну а дальше по цепочке, один проект, второй, пятый. Пока по горам прыгал весь бизнес просран.
2. В зависимости от психотипа трудно на отдыхе работать. Лично я, если куда то еду, заранее предупреждаю партнера, передаю контроль над делами, и всё. Ближайший месяц я ноутбук по работе не открываю. Меня нет. Вот тогда удаётся шикарно отдохнуть. Если на отдыхе работать - всё, лучше вообще никуда не ехать и деньги не просирать зря.
3. Есть люди которые маниакально куда то едут. В большинстве случаев - на последние деньги. Т.е. в родной стране квартиры своей нет, авто нет, детей нет, семьи нет, жены/мужа нет. Ни кола ни двора. Такие люди есть и в 20, и в 30, и в 35 и в 45 лет. Как бомжи какие то скитаются по разным странам, жрут чё попало, живут в каких то убогих условиях. И бизнес у них тоже не растёт, ну а как ему расти, всё это на грани фриланса и компании из 1-3 человек. Может стоит задуматься о том, что оставите после себя кроме фоточек в инсте и статейки на vc? Ну это чисто мое мнение.
Куда интереснее, откуда у вас столько свободного времени, чтобы писать такие долгие и длинные каменты. И зачем их писать. Чтобы что? Сказать мне, что я не прав или живу не так, как следовало бы? У меня хороший бизнес, я планирую начинать и развивать ещё несколько. Я живу в хорошей квартире, езжу на авто и чувствую себя вполне успешным человеком. А путешествовать я люблю. Могу себе позволить.
Тоже владелец своего бизнеса, в году 2-3 месяца стабильно путешествую, согласен с вами.
Но когда я путешествую все равно люблю работать удаленно, потому что крутые идеи приходят именно когда путешествую. Но стараюсь брать те задачи, которые до этого не делал или протестировать новую идею.
Насчет статьи: Плохо когда цифр нет. А то так кажется, что какой-то мотивирующий текст, который забудется через пару дней.
Кстати никогда не понимал эту одержимость везде путешествовать, побывать на всех континентах и в сотне стран. Зачем? Бессмысленный статус-символ, попонтоваться фотками перед девками с тиндера и инстаграма.
Ага, Теслу он на меня перепишет, с кредитами всеми этими.. хрен ему! С остальным согласен))) Вполне прагматичный подход.
Слушать себя... не бояться пробовать что-то новое...ничего не получается только у того, кто ничего не делает... - Тони, ты?) 30 тыщ не дам! >:(
На самом деле, заголовок лукавит: всё-таки, у вас есть ресурсы (команда профи, некая Аня и проч.) которые позволяют функционировать фирме без вашего участия. А "не бойтесь оставить фирму, делегировать задачи, передоверить право подписи, печать в ящике стола" - это нифига не совмещать)))
"Работай с профессионалами, в которых ты уверен" - да в природе нет столько надежных профессионалов, чтобы на все компании хватило)
А что касается Непала ... ой, ладно, завидую по-доброму. Ты крут!)
Некая Аня - это я) и у меня второй по счету декретный отпуск за весь период существования нашего бизнеса, кстати. И пока я кормящая мать, меня страхует Саша, мой функционал в студии, который я не могу выполнять удаленно, например, присутствие на переговорах, митапах и прочее, он частично берет на себя. Тут ещё всплывает тема для отдельной статьи про дружбу и поддержку, о чем в наше суровое бизнес время многие забыли напрочь ;-)
Для того, чтобы были ресурсы, их нужно сперва найти или создать, а затем еще и грамотно использовать.
Делегировать очень страшно! И сложно!
Не страшно и легко.
Мне до сих пор это не всегда удаётся. Но я работаю над собой ))))
Главное, делать это грамотно и с нужными людьми
Уважаемые клиенты и партнёры в данной рассылке сообщаю Вам, что я съё...ваю в путешествие. В связи с этим прошу Вас самих производить необходимый Вам товар, заниматься его отгрузкой, выставлять счета и самих следить за своевременной оплатой. Своим дегенератам у меня ничего делегировать никогда не получалось, поэтому возлагаю это всё на Ваши плечи, дорогие клиенты. Искренне Ваш, начинающий бизнесмен-путешественник. Адиос!
Мы не практикуем спам рассылки, у нас индивидуальный и дружеский подход. И свою команду я всегда уважаю.
Нет, не скажем. Артемий Лебедев делал это и раньше, например
Кроме Лебедева есть ещё примеры?
Он молодец
Вы не боитесь, что пока путешествуете, подчиненные сговорятся, создадут что то свое и переведут туда всех ваших клиентов, пока вы путешествуете?
Нет, не боюсь совершенно. Я прекрасно понимаю, насколько сложно иметь собственный бизнес. Не каждый к этому готов и способен. И также знаю, почему многие клиенты работаю именно с моей студией. Не факт, что с другой им будет комфортно. Но это уже вопрос рыночной конкуренции. Но от этого не защищен никто, даже те боссы, которые 24 часа в сутки проводят в офисе.
Фуух, посоны, он пока ни о чем не догадывается... тырим дальше)))
К тому же меня страхует мой партнер по бизнесу Аня.
Хороший вопрос. А тем временем в России...
Если у вас есть некая Аня, можно уже начать открывать второй бизнес или филиал. На данном этапе я вижу что вы шагаете на месте, у вас есть доход, поставленная работа и возможно стабильный и медленный рост. Вы уже не нужны этой компании, сделайте Аню партнером и двигайтесь дальше, путешествовать вы и так будете но мне кажется лучше вам открыть еще один бизнес или ставить себе более высокие цели.
Аня совладелец этого бизнеса. А замечание про мои цели вызывает вопросы, потому что о них здесь совершенно не шло речи. Также как и про другие мои бизнесы. Не фантазируйте себе лишнего и не читайте между строк. Там ничего не написано.
Было бы интересно, если бы вы написали как подняли свою студию с нуля до вот этого состояния "делегирую и путешествую". Сколько вложили, были ли у вас партнёры изначально, любая другая спонсорская поддержка, сколько времени заняло, как работали на этапе становления и т.д. и т.п.
А зачем тебе? Нужно отталкиваться от собственных способностей и интересов. Я к примеру просто доверяю людям, которые на меня работают и иногда даю задания, корректирую работу. Слежу за уровнем прибыли. Пока он меня устраивает особо не шевелюсь.
Возможно, что я что-то теряю потенциально в деньгах, но зато получаю больше свободы. Т.к. сидеть в конторе или в городе для меня просто пипец удавка.
Это отдельная тема для отдельной статьи. Точно будет, обещаю, но в октябре планировал. Вот тут про нас летом писали. Будет интересно, можете посмотреть - https://vc.ru/marketing/42391-5-oshibok-startapa-v-oblasti-dizayna
Лебедев писал,
что все страны повидал -
а тут Непал...
Молодец
в целом, по моему, это пост о том, что у вас все хорошо, и вы счастливы. и за вас можно только порадоваться)
Спасибо) вдвойне приятно от парня с такой фамилией ;-)
Цель была немного иная. Про то, чтобы вдохновить или найти каких-то единомышленников в каментах. В целом, у меня по-разному, но я считаю себя вполне счастливым человеком. Чего не скажешь о многих других, кто в каментах отметился. Если люди во всём видят подвох и негатив, то страшно представить, в каком мире они живут.
Интересно, а Ане как совладельцу бизнеса зачем партнер, который путешествует месяцами и у него все или почти все делегировано, в том числе на саму Аню? У меня есть подозрение, что Аня справится и без вас... Во всех смыслах без вас...
Аня потом тоже однажды делегирует всю свою работу одному из подчиненных, а он потом, в свою очередь, еще кому-нибудь... )) В итоге в студии останется один аккаунт, один программист и один художник, отвечающие за весь продакшн - и десять путешествующих делегаторов, параллельно ведущих блоги по философии успеха и личностному росту.
Когда это случится, пришлю вам открытку из Непала. Вы будете этому рады. Ну и открытке тоже.
Обычно нам пророчат, что мы пересрёмся из-за денег.
А какую роль в студии вы выполняете, когда путешествуете? Разраб, диз, проджект,... предприниматель😀?
Бенефициар 😃
Уборщица дистанционно из меня плохая, а остальное всё могу 🤣 Ну а кроме шуток, задача руководителя - следить за работоспособностью команды. Если с текущими задачами команда справляется, то принятие любых важных и нетипичных решений всегда на мне. Кроме того я веду топовых клиентов студии и наши ключевые проекты. В силу того, что это небольшая студия, зачастую я совмещаю функционал аккаунт-менеджера.
Да. Очень интересно.
Готов делегировать свою прокрастинацию, плачу 0 рублей
Надо брать
Подписываюсь под каждым словом. Путешествовать круто!
На мой взгляд, это одно из лучших денежных вложений. В воспоминания и впечатления. Многие люди боятся путешествовать, к сожалению
Делегирование - контроль. Это аксиома. Красавчик! Успехов!
Ёу!
Тема удаленной работы в путешествиях не раскрыта.
сколько работаете в день?
как решаете проблему синхронной коммуникации?
как решаете проблемы с интернетом?
если у вас люди сидят в офисе, то как решаете проблему расслабона людей в отсутствие начальства?
по-большому счету, если студия едет сама без присмотра, на месте есть толковый директор, то фаундер нужен только чтобы контракты подписывать, инвойсы выставлять да бабло получать
Тема проблем в путешествиях, всяких курьезов (заказчик например орет благим матом а вы в это время в непале без интернета) не раскрыта.
В общем незачет, полезнее почитать выжимку из "4-х часовой рабочей недели".
Владимир, простите, вы статью вообще прочитали или «пару строк да через абзац» просто пробежались по диагонали?)
Количество рабочих часов - показатель вашей эффективности? Хохохо )))))))
В чём проблема синхронной коммуникации?
Конкретизируйте плз вопрос про решение проблем с интернетом.
Про расслабон в офисе тоже не понял.
Я учредитель бизнеса. И гендир. Уточните вопрос по этому пункту.
У меня не бывает курьезов, которые не мог бы решить ни в Москве, ни в путешествиях. Уточните проблематику.
Ваш камент на двойку. Уточните, я про всё честно и аргументировано расскажу.
Комментарий удален модератором
Вот вроде полезный контент, живой опыт. Но фразы про противопоставление полноценной компании( очевидно что с офисом) против компании без офиса( удалённый режим работы) продемонстрировали какую то странную точку зрения. Например, у меня есть 2 офиса, но мы работаем удалённо. На что вообще влияет офис если нет автоматизации процесса? Честные 4 квадрата прилагаю. https://youtu.be/t-xgyn7GKAA
Уважаемый автор, почему Вы не закрыли сигарету?!
Не счел нужным
Комментарий удален модератором
Спасибо, нэнада