Как организовать площадку для записи онлайн-курсов

Всем привет! На связи школа Data Science karpov.courses. Рассказываем, как мы собрали собственную студию видеозаписи и как это повторить в домашних условиях.

Наша команда уже больше двух лет создаёт онлайн-курсы по аналитике данных, машинному обучению и разработке, которые помогают начать карьеру в IT или расширить свои компетенции.

Все наши курсы мы создаём с нуля и в этом материале хотим поделиться своим опытом записи лекций — на случай, если вы захотите записать свой курс.

Где записывать курсы: дома, в арендованной студии или оборудовать свою

Раньше и в Москве, и в Санкт-Петербурге весь видеоконтент мы записывали на арендованной студии: кроме помещения и оборудования нам предоставляли услуги по съёмке и монтажу. Со временем съёмок в Москве стало больше, и мы решили оборудовать своё пространство.

Арендованная студия

К решению оборудовать собственную студию мы пришли не сразу — когда у нас запустился первый курс, мы ещё не до конца понимали, как быстро будет расти школа. Так как к тому моменту все лекции были уже записаны, первое время нам оставалось только проводить интервью и открытые вебинары — и для этого мы арендовали разные студии. Но с появлением новых учебных программ объём контента начал постепенно увеличиваться, преподавателей становилось всё больше, а вместе с этим росли и затраты на аренду.

Съёмочная студия в Москве в среднем стоит 3000–4000 рублей за один час. Таких предложений на рынке много, но, разумеется, бронировать нужно как минимум за пару дней, а лучше — за неделю и больше.

Так выглядит студия в аренду, где мы раньше снимали

Поделиться сакральными знаниями у нас не выйдет — все предложения мы находили через интернет или по рекомендациям от знакомых. Но основные советы по подбору помещений дать сможем. Помимо цены мы учитывали наличие чёрного фона, наличие оборудования (в первую очередь осветительного) и отсутствие фотостудии в том же помещении. Как правило, в фотостудиях очень громко, и это плохо сказывается на качестве звука.

На первых порах в арендованных студиях можно обойтись и без собственной команды — вам вряд ли придётся думать, как настроить свет и звук и какое оборудование взять с собой. Студия всё сделает «под ключ». Однако что-то отличное от съёмок «одного человека в кадре с фиксированного ракурса» организовать будет уже сложнее, потому что устанавливать свои правила и стандарты можно только в том случае, если у вас есть свои операторы.

Пример нетипичной съёмки: несколько спикеров в кадре, циклорама вместо привычного чёрного фона

Идеальный вариант для онлайн-школы — найти оператора, который сможет не только снимать, но и поддерживать контакт со спикером, помогая ему чувствовать себя увереннее. Например, наш оператор Влад всегда шутит перед съёмкой и спокоен даже в случае технических неполадок — благодаря этому преподаватели чувствуют себя комфортно, даже если записываются впервые. Встретить такой домашний подход на сторонней студии — большая удача, поэтому этот вариант скорее для опытных спикеров, привыкших к объективу камеры.

В условиях плотного рабочего графика лекторов у нас иногда возникали сложности с планированием съёмок, и это сказывалось на сроках разработки курсов. К тому же, съёмки часто затягиваются: если вы хотя бы раз записывали обучающее видео, то не понаслышке знаете, как тяжело это сделать с первого дубля. Поэтому при больших объёмах производства контента время работы студии и доступные часы начинают накладывать серьёзные ограничения.

Домашняя студия

Съёмка дома за рабочим компьютером или в специально оборудованном месте в вашей квартире — организуя домашнюю студию, вам стоит заранее определиться: это постоянное решение или временный вариант, пока вы ищете более подходящее помещение. Всё зависит от того, на какое качество вы ориентируетесь и насколько сильным будет постпродакшн.

Если вы хотите собрать домашнюю студию среднего уровня, то вам будет достаточно базового набора из камеры, звукозаписывающего устройства и света.

Помещение, в котором вы планируете записываться, придётся полностью затемнить, потому что свет из окна в течение суток меняется, а скачки экспозиции портят общее качество видео. Чтобы это предотвратить, нужен постоянный источник света. Дома достаточно кольцевой лампы, но можно подумать и насчёт софтбокса — есть хорошие бюджетные варианты в пределах 6 тысяч рублей. Ставить свет лучше всего под углом 45 градусов и чуть выше уровня лица — иначе в кадре оно будет слишком плоским и неестественным. Если есть возможность приобрести ещё один источник освещения, то можно попробовать и более сложные схемы. На самом деле умение правильно ставить свет — это целое искусство, которым владеют операторы и гаферы (светооператоры), но для начала рекомендуем посмотреть это видео и ознакомиться с базовыми правилами.

Для захвата изображения подойдёт простая веб-камера с разрешением Full HD, которую можно подключить через USB к ноутбуку. Например, Logitech StreamCam Full HD. Если вы намерены снимать на регулярной основе, то имеет смысл приобрести беззеркальную камеру, которая позволяет записывать видео. «Дома» мы используем Canon EOS M50 Mark II со сменной линзой и штативом.

Для лекций звук не менее важен, чем изображение, и часто проблемы возникают именно на этапе записи аудиодорожки. Чтобы их избежать, мы разработали небольшой гайд для спикеров, где пошагово описано, как записать звук подручными средствами. В него входят как очевидные советы вроде «убрать и выключить всё тикающее, булькающее и мяукающее», так и проверенные опытом и временем рекомендации по расположению телефона относительно рта (на случай, если звук пишется на смартфон).

На рисунке: расположение микрофона относительно рта. Идеальное расположение — примерно 12–15 см от рта наискосок. Если держать напротив рта, то с большой вероятностью лишние звуки при резких вдохах и выдохах будут всё заглушать.

В качестве микрофона мы используем петличку Boya BY-M1. Простой лайфхак: не цепляйте её у самого рта и на подвижную часть одежды, чтобы не записывать лишние шумы. Также подойдёт и диктофон смартфона — главное сделать мягкую прокладку между телефоном и поверхностью, на которой он лежит, чтобы минимизировать громкость щелчков и ударов по столу. Это особенно важно, если во время записи вам необходимо что-то печатать, например, как в нашем случае — код.

О том, как правильно работать со звуком, мы многое узнали, когда начали делать подкаст «IT-шниками не рождаются». Тогда нам помог гайд Льва Пикалёва (раздел «Микрофоны»), в чьей подкастерской мы записали наши первые 20 выпусков.

А ещё, как бы очевидно это ни звучало, перед «выходом в эфир» важно не забывать причёсываться и, в идеале, припудриваться, чтобы лицо не блестело. Проще всего завести прозрачную пудру — это универсальный вариант, если вы боитесь «промахнуться» при подборе оттенка в тон кожи. В нашей студии мы всегда держим пудру под рукой, а на длинные съёмки зовём гримёра.

Совет: перед съёмкой в домашней студии обязательно созвонитесь со специалистом и попросите заранее проверить звук и изображение, чтобы на этапе монтажа не всплыли разные проблемы. Сейчас вместе с операторкой мы созваниваемся со всеми преподавателями, которые записывают лекции из дома, просим сэмплы и помогаем настроить свет, камеру и микрофон. Потом мы отправляем фрагменты пробной записи на проверку звукорежиссеру — он вносит свои корректировки и говорит, какие сторонние шумы можно убрать на постпродакшене, а от каких следует избавиться ещё на этапе записи.

Своя студия

Со временем мы пришли к решению оборудовать в Москве собственную студию. Необходимость в этом появилась потому, что преподавателей стало намного больше, и подстраиваться под свободные дни и часы студий уже было сложно.

Мы закупили профессиональный свет, звук, оборудование для записи подкастов и плотный чёрный фон. Новое помещение позволило снимать в кадре до четырёх человек, поэтому мы стали записывать не только лекции, но и интервью, а также экспериментальные форматы вроде открытых собеседований. Для этого даже купили магнитно-маркерную доску.

Бэкстейдж записи лекций и открытых собеседований на нашей студии

Вот список оборудования, которое потребовалось для студии:

  • Штатив для видеокамер с головой E-Image EK650 — 14 790 рублей
  • Накамерный адаптер Sennheiser CA 2 — 1 590 рублей
  • Радиосистема Sennheiser EW 112P G4-A1 (470–516 MHz) — 57 561 рубля
  • Микрофон Deity V-Mic D3 Pro — 14 200 рублей
  • Зажим SmallRig 735 — 800 рублей
  • Переходник SmallRig Cold Shoe 1241 — 500 рублей
  • Аккумуляторы Panasonic Eneloop Pro AA, 2 комплекта — 4 800 рублей
  • Зарядка для аккумуляторов Opus BT-C700 — 2 500 рублей
  • Гибкий осветитель Godox FL60, 2 шт. — 20 000 рублей/шт
  • Видеосвет DigitalFoto Chameleon 2 RGB 60 см — 13 500 рублей
  • Камера Panasonic Lumix GH5 — собственность оператора.

Итого: 150 241 рубль.

Самое дорогое — это камера, которую нам не пришлось покупать: она уже была у оператора. Организацией студии мы занимались в период с весны по осень 2021 года, сейчас скорее всего это выйдет в 1,5–2 раза дороже.

Однако покупка оборудования — это лишь верхушка айсберга. Важно учитывать, что помимо этого есть и другие расходы: например, на оплату работы оператора, монтажёра и звукорежиссёра.

Как мы записываем курсы сейчас

В начале марта многие спикеры и преподаватели уехали из России, а уроки для будущих курсов были отсняты не полностью. Поэтому сейчас мы вынуждены записывать контент в странах, где находятся наши лекторы. В основном съёмки проходят на студии в Тбилиси, где мы арендуем помещение и оборудование. Оператор и монтажёры — из нашей команды.

Так выглядит наша студия сейчас

Первое время дистанционно контролировать этот процесс было тяжело, но мы анализировали ошибки и вскоре научились адаптироваться даже к самым неожиданным ситуациям. Например, в Грузии мы не могли найти студию с чёрным фоном (стандартным для большинства уроков), поэтому мы на время превратили съёмную квартиру одного из преподавателей в «съёмочную площадку». Наша сотрудница, отвечающая за производство видеоконтента, нашла на местном рынке чёрные шторы, ребята повесили её на поставленную на бок кровать, выставили профессиональный свет, и в целом вышло круто.

Также мы успели поснимать уроки в Стамбуле и Лондоне. В Турции мы нашли оператора, который смог самостоятельно организовать студию, но качество картинки и звука нам пришлось проверять дистанционно — нам очень хотелось сделать так, чтобы новые видео практически не отличались от записанных в России.

Запись подкаста на нашей студии

В то же время, оценив стоимость аренды студии и услуг операторов в Лондоне, мы пришли к выводу, что там гораздо проще и дешевле купить нашему преподавателю камеру, микрофон и световое оборудование и организовать студию у него дома. Как и в случае со стамбульской студией, свет и звук мы настраивали дистанционно.

Сейчас ищем студию в Ереване — будем и там проводить съёмки.

Вывод

Будем честны — если бы не специфика наших курсов с большим количеством видеоконтента, мы бы и дальше снимали на стороне. Если учесть количество лекций, вебинаров, разборов домашних заданий и проектов и прибавить к этому тотальную занятость преподавателей, то станет вполне очевидно, что снимать всё это не «in house» — невероятно долго, дорого и крайне неудобно.

Сейчас мы стараемся распространить на другие города и страны стандарты съёмки, которые разработали в московской студии. Они включают не только требования к технике, но и пошаговые инструкции для спикеров, чтобы даже те, кто никогда не держали в руках диктофон, смогли с первого раза подобрать правильное положение для записи.

А пока мы оборудуем очередное съёмочное место в домашних условиях, дадим ещё один важный совет — если вы тоже думаете сделать свой курс, то сперва запишитесь разок на студии в вашем городе, чтобы увидеть всю кухню изнутри.

Это наша первая статья по теме, не связанной с Data Science и разработкой. Надеемся, она вам понравилась. А если вы хотите узнать больше о нашей деятельности — подписывайтесь на наши соцсети и, разумеется, приходите учиться!

***

Наши соцсети:

0
1 комментарий
Лариса Серегина

👏

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда