{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Если в Индии твой девайс забирает рабочие места, тебя камнями закидают». История о том, как сложно найти новый рынок

Как за три недели разочароваться в рынке, который считал главным, суметь не потратить деньги, но выйти на первые продажи в другой стране.

Мансур Хайруллин, руководитель направления международного развития компании «Спутник» и выпускник программы GoGlobal рассказал о своем опыте.

Мансур Хайруллин
руководитель направления международного развития компании «Спутник»

Мы разрабатываем экосистему управления многоквартирным домом и умный домофон «Спутник». Это устройство, которое управляется с мобильного приложения. Встроенная нейронная сеть может распознавать лица жильцов и открывать дверь. Web-платформа дает возможность управлять сотнями домофонов, менять их настройки и отслеживать состояние приборов. Камера домофона снимает в высоком разрешении, хранит архив на сервере, там же происходит видеообработка и распознавание лиц, а при необходимости жильцы могут посмотреть видео на смартфоне.

Все ресурсоемкие задачи размещены в облаке, за счет этого получается сильное конкурентное преимущество. Мы можем предложить комфортную для пользователя цену и зашить в устройство расширенный функционал. Там, где конкурент стоит 40 тысяч рублей, мы стоим 15 тысяч. Это не за счет демпинга или плохих компонентов, а за счет того, что нам процессор не нужен на борту — он у нас в облаке.

На данный момент мы продали около 40 тысяч домофонов, в основном, в России.

Собираемся на международный рынок

Мы понимали, что наше решение может быть очень востребовано за рубежом. Ещё до программы GoGlobal у нас покупали устройства в Казахстане, 40 наших домофонов стоят в Кишиневе, в Молдавии. Так что опыт работы за границей уже был. В GoGlobal мы решили замахнуться по-крупному.

Я сделал кабинетное исследование и составил рейтинг ТОП-10 стран, интересных для нас. Это исследование на основе общедоступных данных: популяция, урбанизация, уровень преступности, стоимость интернета.

На первом месте рейтинга разместились Китай, Индия и Бразилия. Мы решили, что Индия нам интереснее всего: растущая экономика и благосостояние людей, высокая численность населения, большие города. Мы с командой поставили задачи провести кастдевы, изучить рынок и начать туда продавать.

Сразу появились проблемы, которые было тяжело предсказать. Первая задача бизнеса — понять, кто конкуренты. Мы хотели найти пусть косвенных, но конкурентов, компании, которые продают и устанавливают аппараты и предложить им «Спутник». Оказалось, что домофонных компаний в Индии нет в принципе — это был первый звоночек. Обычно, когда местное, индийское ТСЖ хочет поставить домофон, их сотрудник звонит в магазин электроники, узнает, есть ли домофон, сам приезжает, покупает и устанавливает. Следовательно, нет никаких абонентских платежей.

Так выглядят квитанции за квартплату в Индии. Строки за домофон нет

В России домофонные компании получают регулярные отчисления за сервисное обслуживание. Мы таким компаниям говорим: «Ставьте наши домофоны, получайте еще больше денег с жителей и делитесь с нами маленьким процентом». Стало понятно, что в Индии так не сработает.

Кастдев, ещё кастдев!

Было принято решение выйти на другой сегмент, и я начал общаться с продавцами видеонаблюдения. Их модель работы похожа на домофонные компании — ставят видеонаблюдение в доме и собирают ежемесячные платежи. В LinkedIn мы обнаружили много подходящих компаний, но тут случилась еще одна неожиданность. В России распространено облачное видеонаблюдение, и на регистраторы пишут мало — это удобно и дешево. А в Индии, оказывается, стоят локальные видеорегистраторы. У них дорогой канал интернета, и в принципе облачные технологии плохо развиты, одиннадцать из пятнадцати человек сказали мне об этом на интервью. Так мы выяснили, что продавцы видеонаблюдения не наши клиенты.

Новая надежда и крах планов

В какой-то момент удалось пообщаться с самым крупным производителем и продавцом видеокамер наблюдения в Индии. Их оборот — около миллиарда долларов. Как он вообще согласился говорить — непонятно, но он переубедил нас, рассказал, что облачные технологии есть, он сам продает, и домофоны продавать тоже можно. Это придало нам уверенности, что мы идем в нужном направлении.

В то же время стало понятно, что никто в Индии не хочет работать с компанией, которая продает железо без представительства на локальном рынке. Мы готовы были открывать компанию и даже начали подбивать бюджет.

Как быстро и бесплатно изучить модель, технологии и каналы продаж конкурентов?

Ильдар Гайн
капитан компании «Спутник»

Ильдар Гайн предложил разместить объявление о найме сотрудников в офис по продаже видеодомофонов. Объявление разместили на сайте indeed.com. Я на собеседовании рассказывал, что наша компания открывается в Дели, и нам нужны менеджеры по продажам. Это отличается от поиска в LinkedIn, это контакт с теми, кто сам сильно хочет с тобой поговорить. На собеседованиях нам сливали всю информацию о продажах.

После интервью мы пришли к выводу, что можем нанять отдел продаж и глубоко проработать рынок. Сможем найти дистрибьюторов, начнем поставлять устройства и оказывать им техническую поддержку на месте. Много нюансов, мы понимали, что дело может потребовать дополнительные средства, бюджет должен быть с запасом, но все равно готовы были идти «во все тяжкие».

Холодный душ

Пока мы взвешивали все за и против и готовились к полноценному выходу на рынок Индии, исследования рынка не останавливались. Я разместил объявление на бирже фрилансеров: пройтись по Дели и сфотографировать домофоны. Доллар за фото — хорошая цена, откликнулось много людей. Что только мне не присылали: считыватель для ключей, звонок с кнопкой, защелку. Когда у меня человек 10 отказалось от работы, я понял, что они не могут найти домофоны.

Все эти фото объединяет одно - на них нет домофонов!

Следующим шагом мы просто начали спрашивать, используют ли в Индии домофоны. Мы были уверены, что должен быть домофон. Но нет, вместо домофона сидит дед, простите, не дед, а «секьюрити менеджер». И когда кто-то подходит к подъезду, он по телефону набирает нужную квартиру. И потом я услышал следующее:

«Если в Индии узнают, что твой девайс забирает рабочие места, тебя камнями закидают».

Произошло сильное расхождение реальности с нашими ожиданиями. Оказалось, что домофоны ставят на элитном жилье и новостройках. Но мы же бюджетные, мы в пятиэтажке показываем окупаемость через полтора года! А в Индии домофоны — это для элитного жилья, где готовы за $2000 домофон поставить, наше предложение для них выглядит не достаточно богато.

Оказалось, что сегмента рынка, на который мы ориентировались, почти не существует. Он очень мал, а другой, более дорогой сегмент, требует дорогостоящего видоизменения продукта.

Стало понятно, несмотря на перспективный рынок, что он требует генерации спроса. А это гораздо большие бюджеты. Масштаб прибыли может быть другим, но это журавль в небе. Мы решили остановиться на синице в руках. Пока что.

Сейчас на этапе рендера находится решение по увеличению стоимости домофона, чтобы продавать в элитный сегмент. Делаем мы его медленно, так как большой спрос на уже готовые решения и не хватает рук на новый продукт, но мы его доделаем. И, возможно, в ближайшее время расскажем не только о негативном опыте работы с Индией.

Хороший финал

Несмотря на опыт с Индией, мы не оставили международный рынок. Знания, знакомства, опыт, которые мы получили в GoGlobal — все это позволяет быстро переориентироваться и искать дальше.

Вся отстроенная машина тестирования гипотез была переориентирована на другие рынки.

Мы уже знали, что спрашивать и на что обращать внимание. Так мы определились с турецким рынком. Сейчас мы решаем технические вопросы и уже заключили лицензионное соглашение о производстве домофонов в Турции. Если все получится, скоро в Турции появятся домофоны «Спутник».

С турецкими партнерами

Они будут выходить под другим брендом и это нам открывает путь к продажам в Европе. Там домофонами пользуются уже лет 30-40, огромный пул устаревших устройств, которые стоят с 90-х и требуют обновления. Очень хорошее время, чтобы туда зайти.

«Обычно мы в «Акселераторе ФРИИ» рекомендуем начать с одной страны, в которую команда верит больше всего, и на ней отработать модели проверки гипотез. На этом этапе команде важно максимально быстро понять, нужно ли вообще в эту страну идти. Команда «Спутника» выбрала Индию как первичный рынок. И они отлично справилась с этой задачей — придумали неординарные способы проверки гипотез. Благодаря своему упорству, работе с трекерами, менторами и помощи экспертов программы GoGlobal команде понадобилось меньше 3 недель, чтобы разобраться с рынком. Они определились, что не нужно тратить усилия, время и деньги на страну, которую изначально считали основной. Это позволило «Спутнику» сильно сэкономить ресурсы, перенаправить усилия на другие рынки и, уже заходя в следующие страны, понимать, что делать. Так они нашли для себя рынки, где действительно есть спрос».

Дмитрий Торшин, ведущий трекер «Акселератора ФРИИ».
0
14 комментариев
Написать комментарий...
am8am

говорите про рынки. Ну ок для рф это для омона сделано чтобы нетвойненцев быстрее было хватать? С gov деньги гребете?
Еще и с названием Спутник при поддержке правительственного фонда ну ну.

Никогда бы добровольно не согласился поставить такое у входа в подъезд в рф – еще и платить больше, хотя помнится в домофонах москвы и так камеры стоят как-то даже сливали доступ к ним всем.

Ответить
Развернуть ветку
Mansur Khairullin

Хватать помогали пока только воров велосипедов, зеркал из подъездов, ловить тех кто поцарапал машины и скрылся и тех кто вандалит мусорки, скамейки. Из самого интересного - один раз потерялся мальчик и весь мкрн его искал. Наша поддержка по описанию и архивам нашла в какой подъезд он зашел и помогла его найти. Негатив можно попытаться найти в любой сфере, в том числе и в лечении заболеваний. Но мы, несмотря на все трудности, стараемся нести комфорт и дополнительную безопасность.

А если зайти в маркеты Apple или Google, Приложение "Спутник умный дом", посмотреть на рейтинг и комментарии десятков тысяч пользователей, то вы поймете как к нашему продукту относятся те кто его ежедневно использует, заходит без ключей, открывает дверь гостям не вставая с дивана, дает временный доступ в подъезд курьерам и тд.

Ответить
Развернуть ветку
Julia Ponomareva

Да, Индия очень непростая страна. Много нюансов. Это вы еще не имели дело с потребительским поведением пользователей. И отдел продаж не успели настроить. Молодцы, что остановились на этапе исследования.

Ответить
Развернуть ветку
Lexx Sky

Из всей статьи я увидел лишь один плюс продукта перед традиционным домофоном-открывание двери мордой лица. Ну ок, ещё и видеосъемку можно с натяжечкой в плюс добавить. А что происходит при потере связи? "Заходи, кто хочет" или же "никого не пущу"?

Ответить
Развернуть ветку
Петя Вася

Покупатель долбит поддержку которая отвечает через пару часов с ответом «мы уже работаем над вашей проблемой, ожидайте» после приходит какой-то странный чел с заспанным лицом в зассаных шортах что-то там тыкает тыкает, а потом выдаёт «так у вас тынтернета нет! Тынтернет заработает и двери распахнутся»

Ответить
Развернуть ветку
Mansur Khairullin

Спасибо за интерес :) В статье речь в первую очередь не о домофоне, а об интересном международном опыте. Про домофон можно почитать в интернете по запросу - умный домофон Спутник.

Ответить
Развернуть ветку
Lexx Sky

Не, мне не хочется прочитать. Свой продукт нужно уметь в паре предложений "продать". Вот я и спросил у людей, за него ответственных

Ответить
Развернуть ветку
Mansur Khairullin

Спасибо за совет, возьмем его на заметку, мы постоянно учимся и находимся в процессе динамичного развития )

Ответить
Развернуть ветку
Lexx Sky

Слушайте, а вы его где-то в январе мтсу не представляли? А то я такое с умным домофоном видел на их совещании

Ответить
Развернуть ветку
Mansur Khairullin

Возможно, с МТСом мы постоянно контактируем.

Ответить
Развернуть ветку
A.K.
“Если в Индии узнают, что твой девайс забирает рабочие места, тебя камнями закидают”. Произошло сильное расхождение реальности с нашими ожиданиями.

Ожидали увидеть капитализм, а увидели кусочек социализма.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Михайлов

Это не кусочек социализма, а менталитет. Социализмом тут и не пахнет.

Ответить
Развернуть ветку
A.K.

Одно другое отменяет, разве?

Ответить
Развернуть ветку
Алмаз Хамидуллин

На днях наш программист вернулся с пусконаладочных работ в Индии.
Полтора года пилим продукт для Индийского рынка. Да, очень специфичный с точки зрения Российских разработчиков электроники. Даже в голову нам не пришло бы, что такое может кому-то понадобиться. И тоже SIP-телефония.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда