{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

А давайте все-таки посчитаем KPI разработчика

За десять лет в программировании я ни разу не встретил расчета KPI разработчика. Бизнес буквально мечтает о введении этого показателя: следит за рынком, вводит грейды, присваивает ярлыки: Junior, Senior, Middle. Этой проблемой со мной поделился хороший товарищ, топ-менеджер международной компании, и у меня появилась следующая идея.

Мой босс, когда речь заходит о подсчете KPI

KPI — сугубо бизнесовый показатель. Применить его к отдельно взятому разработчику нереально. И вправду, как оценить показатель творческой деятельности? Как вообще понять, что один разработчик работает хорошо, а другой плохо с точки зрения бизнеса?

Мое решение — всего лишь теория, которую нужно подтвердить или опровергнуть. Что если оценивать не столько работу разработчика, сколько дополнительную нагрузку на бизнес в результате его работы. А конкретно: сколько ресурсов затрачивает разработчик, если выполняет свою работу недостаточно эффективно. Включая часы тестирования, аналитики, ревью и прочие затраты, которые можно посчитать.

Взгляд изнутри

Мы думаем что фича разрабатывается так:

Набросал в Draw.io из шаблона. Изи

Вот только план несколько утопичен. На деле все несколько сложнее:

Так же упущено много деталей, но уже ближе к реальной жизни

Безусловно, общие время и ресурсы, затрачиваемые при разработке, зависят от каждого члена команды. Если кто-то из членов команды делает свою работу недобросовестно, то это будет видно по затраченному времени его коллег.

Если коммуникации в команде налажены, документация в порядке, а каждый специалист знает что и как делать — тогда, конечно, мы вернемся к утопичному сценарию. Но любой команде требуется время, чтобы сработаться, свои коррективы вносят ротация кадров и недостаток времени.

Идея расчета KPI для разработчика в том, чтобы считать время, которое команда тратит на работу вне минималистичной схемы. А именно повторное ревью, повторное тестирование. То есть все, что выходит за рамки линейного процесса или было отправлено назад на доработку. В отсутствии доработок и экономии на этом и есть прямой интерес бизнеса.

Считаем в деньгах

Для простоты предлагаю посчитать в деньгах. Возьмем ряд переменных:

D — ставка разработчика (500);

Hd — выработка часов;

T — ставка тестировщика (250);

Ht — время повторного тестирования;

A — ставка аналитика (200);

Ha — время на разъяснения;

L — ставка лида (1000);

Hl — овертайм на ревью.

У всех, кроме разработчика, берем время затраченное после доработок

Тогда формула будет выглядеть так:

R = (T*Ht + A*Ha + L*Hl + D*Hd) / D*Hd * 100 – 100

... и результатом ее вычисления будет процент превышения бюджета на разработку.

Пример. Разработчик потратил на задачу восемь часов. Она вернулась к нему на доработку с багами. Он два часа фиксил ошибки, лид потратил полчаса на ревью, а тестировщик еще час проверял, что все исправлено. Считаем:

(250*2 + 200*0 + 1000*0,5 + 10*500) / (10*500) * 100 – 100 = 20

Получаем процент. Компания потратила на 20% ресурсов больше, чем нужно было. Это немного, но в рамках рисков. Но если бы разработчик набросал свою фичу на коленке за два часа, перепроверять и дорабатывать пришлось бы несколько раз, цифра выросла бы в разы:

(250*6 + 200*0 + 1000*2 + (2 + 4)*500) / ( (2 + 4)*500 ) * 100 – 100 = 117

Если бы разработчик подошел к задаче ответственнее, потратил шесть часов сразу и все перепроверил — результатом формулы могло бы стать 0%. Это и называется «сработать чисто». А при текущей схеме мы потеряли 3500 у.е.

Можно вывести формулу с учетом предварительной оценки задачи, но важно помнить, что релевантность будет зависеть от множества факторов. Добавим переменных:

S — общие затраты (T*Ht + A*Ha + L*Hl + D*Hd);

Et — оценка задачи.

Re = (S / D*Hd + (Et*D – D*Hd) / D*Hd) * 100 – 100

Если добавить к предыдущему примеру оценку задачи в десять часов показатель будет равен 183, а если оценить в четыре часа — 83.

Сам алгоритм в стадии разработки. И к вам я пришел за обратной связью, взглядом со стороны, возможно, в надежде найти единомышленников. В моей компании «ЮзТехе» мне дали картбланш на тестирование теории. Я планирую подключиться к БД редмайна, вытащить оттуда историю статусов задач с трэкингом, наложить сверху вычисления и посмотреть, что получится.

Если вас заинтересовала идея, напишите об этом в комментариях, я постараюсь публиковать здесь промежуточные результаты своих тестов. А если вдруг кто захочет поучаствовать в эксперименте, милости прошу в Telegram, обсудим детали.

0
79 комментариев
Написать комментарий...
Rustam Kulenov

Если уж рассчитывать kpi, то, как мне кажется, надо рассчитывать агрегированый kpi, как взвешенное среднее (геом или арифм). И там должны участвовать частные kpi: прибыль\выручка компании, качество процесса разработки, качество реализации кода, грейд (senior\middle\junior).
Т.е. те параметры, которые хочется повысить\понизить.
Кому-то еще придется ставить min, max, целевые значения показателей, чтобы вычислять kpi относительно них. Значение kpi находится в диапазоне от 0% до 100%.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Igor Alentyev

Я не Рустам, но если позволите, выскажу своё мнение - можно оценивать по таким критерим как, читабельность, покрытие тестами, наличие комментариев. Собственно есть же такая штука как код ревью, где собственно и оценивается качества кода. Другой вопрос в том, что если код ревью адекватное, то в результате весь код получится более менее качественным.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Анискин

Можно считать количество реопенов по результатам код ревью, багов и т.д. Это если есть в проекте однозначные критерии для код ревью. Чтобы это была не вкусовщина и настроение ревьюера, а некий прозрачный набор критериев.
И если реопенов много - то наверное лид недообучил программиста как работать в данном проекте. И вот сразу понятно что делать и как решить проблему - дообучить, пока не подтянется на общий уровень.

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

У нас как то пытались по количеству багов считать: вылилось а то,что люди боялись заводить баги. В конце концов, отшли от такой прямой концепции.

Ответить
Развернуть ветку
76 комментариев
Раскрывать всегда