{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

«Стартап — это синоним слова боль»: честный рассказ основателя о развитии сервиса Smart Data Hub

В июне завершился девятый сезон бизнес-акселератора МФТИ «Физтех.Старт», одним из ярких финалистов которого стала компания Smart Data Hub. Решение выбрали как наиболее инвестиционно привлекательное по мнению экспертного жюри Moscow Seed Fund. Мы взяли интервью у СЕО компании, Игоря Кузина, которым делимся и с вами.

В ходе диалога основатель поделился личным опытом создания стартапа, рассказал подробнее о технологии, конкурентных преимуществах, клиентах и команде, трудностях и успехах в реализации проекта.

Игорь Кузин

основатель и СЕО Smart Data Hub

Игорь, добрый день. Ты являешься основателем проекта Smart Data Hub. Расскажи, пожалуйста, подробнее о себе и своем стартапе.

Я серийный предприниматель, никогда не работал в найме. Но на самом деле, я скорее ощущаю себя инженером, которого занесло в бизнес, чем предпринимателем до мозга костей.

Сейчас я с партнерами делаю Smart Data Hub. Это no-code решение, которое позволяет автоматизировать аналитику, используя искусственный интеллект.

Что значит «автоматизировать аналитику»? Расскажи подробнее, как это работает?

Наше решение автоматизирует три ключевых процесса в аналитике. Загибаем пальцы.

Первый, самый типовой: сначала надо собрать данные из разных источников и объединить их — Smart Data Hub позволяет сделать это быстро и без помощи программиста. Решение автоматизирует сбор и объединение данных из сотен различных источников (внешних сервисов, баз данных и отдельных таблиц) и позволяет взаимодействовать с ними либо через интерфейс в режиме no-code, либо через единый API.

А вот второй — уже совсем нетиповой! Чтобы бизнес начал извлекать живую финансовую выгоду из всех этих аккуратно собранных и объединенных данных, недостаточно построить аналитическую или BI отчетность. Необходимо регулярно мониторить дашборды, фиксировать отклонения от целевых KPI или ожидаемых значений, искать причины этих отклонений, строить новые и новые отчеты на появляющиеся в процессе вращения данных вопросы и выявлять факторы роста. Все это большая работа команды аналитиков на фултайме. Это и автоматизирует искусственный интеллект Smart Data Hub! Платформа в проактивном режиме генерирует инсайты и оформляет их в виде дашбордов с краткими пояснениями.

Игорь Кузин на Demo Day «Физтех.Старт»

И третий процесс, который автоматизирует Smart Data Hub, это запросы бизнес-пользователей к аналитикам (BI-инженерам). Уже сейчас можно встретить мнение, что аналитик — это, по сути, «голосовой интерфейс к данным». Когда у бизнес-пользователя появляется вопрос к данным, то он технически не может обратиться к этим данным напрямую и обращается к ним при помощи аналитика. Отсюда проблема постоянной перегруженности аналитиков, раздувание штата и дефицит кадров. Вот почему прямо сейчас мы разрабатываем аналитический интерфейс обработки запросов пользователей на естественном языке.

Бизнес-пользователи без опыта работы с данными смогут решать сложнейшие задачи и принимать решения на основе данных, не обращаясь к айтишникам. В ближайшее время планируем выкатить «робота» в открытую бету.

Каким был твой путь к продукту? Как появилась идея?

Я порядка 5 лет руководил агентством маркетинга и аналитики. Мы создавали ценность, применяя продвинутые аналитические механики, создавая одну из самых современных на тот момент времени BI-отчетностей. И это было здорово, но когда мы выделили аналитику внутри в отдельный бизнес-юнит и начали внимательно учитывать затраты на нее, то заметили, что экономика не сходится.

Причина была в том, что построение и обслуживание аналитики — это дорого.

И дело не в стоимости инструментов для аналитики, а в чудовищном расходе на айтишников. Затраты на аналитиков, разработчиков, дата-инженеров и BI-инженеров ели огромные ресурсы. Вот тогда-то из личной боли и родилась идея стартапа. Идея цифрового продукта, который смог бы за счет умных алгоритмов автоматизировать аналитические процессы и сделать серьезную аналитику кост-эффективной.

Как развивался продукт? Ты с самого начала четко понимал, как должен выглядеть проект, или все-таки были пивоты?

Где-то после пятого пивота мы перестали их считать. Мы стартовали как система «сквозной аналитики» маркетинга, но довольно быстро поняли, что платформа универсальна. Проблема автоматизации интеллектуальной обработки данных из большого числа источников, причем данных большого объема, актуальна не только для маркетинга, но и для огромного числа других сфер. Сейчас решение также используется в продуктовой аналитике, анализе продаж, HR и анализе производственных процессов.

20 000 часов
разработки было вложено в Smart Data Hub

Кто является клиентами твоего сервиса?

Пользователями сервиса являются как корпорации, такие как S7 Airlines, крупнейший дилер Lexus и Toyota Business Car, Colliers International, NAOS, Pony Express и другие, так и представители МСБ. Наша тарификация привязана к объему обрабатываемых данных. Малый и средний бизнес, как правило, оперируют относительно небольшим объемом данных, где-то до 100 миллионов строк, и для них автоматизация работы на базе нашего решения невероятно кост-эффективна.

25 млн
выручка за 2021 год

Как внедряется и сколько стоит решение?

Не очень масштабные проекты легко могут самостоятельно зарегистрироваться на платформе и самостоятельно подключить источники данных. Это будет стоить всего от 1 тысячи рублей в месяц. Можно даже работать с тарифом Free, там выделяется бесплатное хранилище в 100 тысяч строк, можно «поиграть» с сервисом, оценить скорость и функционал.

Более крупные проекты могут подключить интегратора (обычно это различные no-code команды) или же воспользоваться нашими услугами. В таком случае мы сами выступаем в роле no-code интегратора, то есть делаем тонкую настройку различного рода коннекторов, помогаем по работе с системой.

Поговорим о конкурентах. Кто они? И какие преимущества отличают ваш проект?

В России у нас нет прямых конкурентов. Главный наш конкурент — это руки разработчиков и дата-инженеров в инхаус-командах.

Однако нас часто сравнивают с различными BI-системами. Нет смысла их перечислять, их масса. Сравнивать наше решение с BI-системой не лучшая идея, потому что это разного класса продукты. Но если очень хочется, то главные наши преимущества в том, что на базе Smart Data Hub можно не только создать гибкую self-service отчетность, но и автоматизировать главное, что заставляет данные приносить пользу бизнесу, — поиск инсайтов и обработку запросов бизнес-пользователей на естественном языке без привлечения профильного специалиста.

Также в числе ключевых отличий я бы выделил большой выигрыш в скорости внедрения и кост-эффективности за счет применения no-code концепции и специализацию на Больших данных. Для обработки пользовательских запросов применяется ClickHouse — одна из быстрейших СУБД (да, «ClickHouse не тормозит»). Кстати, использование ClickHouse в продакшне — большая тема, достойная отдельного интервью. У меня даже есть заголовок, что-то вроде «Как приручить дракона».

х10

рост ежемесячной выручки по отношению к лету 2020 года

Расскажи о вашей команде и ролях.

О себе я уже рассказывал, я в Smart’е выполняю роль CEO. Мои партнеры — Игорь Керцелли и Николай Никонов.

Игорь мастер коммуникации восьмидесятого уровня, руководит блоком клиентского счастья (клиентской поддержки). Собирает с пользователей обратную связь и направляет запросы на разработку новых фичей. В свободное от основной работы время читает лекции в НИУ ВШЭ.

Николай отвечает за продукт и координирует команду разработки. Он невероятный R&D-красавчик! Я бы описал его должность как «двигатель прогресса» в Smart Data Hub.

Фрагмент из видео для Y Combinator. В YC мы не прошли, зато прошли в финал Berkeley SkyDeck, но последние события, происходящие в мире, немного скорректировали наши планы

С какими трудностями вы столкнулись в процессе развития стартапа?

Трудности? Нет, это не про трудности. Я считаю, что само слово «стартап» — это синоним слова «боль».

Я думаю, многие слышали о словах Рейда Хоффмана, основателя Linkedin: «Если вас не смущает первая версия вашего продукта, вы запустились слишком поздно». Так вот, у этой концепции есть и обратная сторона. Мы открыли продажи, «несколько сыроватой» версии продукта еще в конце 2019 и утонули в поддержке первых тестовых пользователей еще практически на полгода. Не уверен, что это то, что нужно было для стартапа, работающего с данными в весьма конкурентной среде.

Еще одна веселая история, с которой мы столкнулись, это то, что самим аналитикам не очень нужна автоматизация. Дело в том, что в современной структуре компании аналитик довольно мало времени уделяет непосредственному анализу данных. И это я еще мягко сказал. Большую часть времени «аналитик» тратит на строительство BI-отчетности или управление этим процессом. И вот когда он понимает, что ему в общем-то больше не придется этим заниматься, и Smart Data Hub весьма успешно автоматизирует этот набор «джобов», то он приходит в некоторое недоумение. Чем же ему тогда придется заниматься?

Мы встречали коллег по цеху, которых буквально приводил в ужас сценарий внедрения нашего решения.

Но есть и другая группа аналитиков — это люди, которые стремятся создать ценность для бизнеса. Они хотят находить инсайты, фокусироваться не на добыче данных, а на интерпретации полученных данных, поиске путей для роста бизнеса. Их тоже немало, и с этими ребятами нам по пути.

Сервисом пользуются пока только на территории России или вы уже работаете за ее пределами? Как в текущих реалиях ты видишь развитие проекта?

Пока мы сфокусировались на рынке РФ. В дальнейшем планируем выходить на рынки Индии, Бразилии и Индонезии.

Акселерационная программа «Физтех.Старт» завершена, что изменилось благодаря участию в ней?

Отличная программа, много ценного, прекрасный нетворкинг. Нам здорово повезло с трекером, Егором Кузнецовым – от него, наверное, мы получили наибольшую пользу.

Что изменилось? Наверное, главное, что увеличилось число запросов на пилотирование в корпорациях. Это, безусловно, является важным драйвером нашего роста.

Demo day 9 сезона «Физтех.Старт»

Твой проект был выбран экспертным жюри акселератора для вручения денежного гранта от Moscow Seed Fund. На что планируете его потратить или уже?

Отлично сходили в бар! Шучу конечно. Награда хоть и неожиданная и приятная, но небольшая – потратили на R&D.

Заинтересован ли Smart Data Hub сейчас в поиске инвестиций?

Да, мы планируем поднять раунд Seed осенью.

Какой совет ты бы дал начинающим основателям стартапов? Что ценного ты для себя вынес за время своей деятельности?

Я часто встречаю крутых, прям офигенных стартаперов, которые пилят крутые штуки, но которые не сделали главного:

Они не выявили критическую потребность, за которую потребитель готов платить.

Вокруг нас много проблем, различного рода «несовершенств», которые хочется пофиксить. Это очень понятно. Но далеко не все из них являются критической потребностью, то есть чем-то, за что будут
а) готовы платить;
б) не когда-нибудь, а условно здесь и сейчас.

Вот именно на эти моменты и призываю обращать внимание.

Спасибо большое, Игорь, за интервью. Уверены, у твоего проекта отличные перспективы. Желаем успешного масштабирования и покорения новых высот!

София, спасибо большое за интервью! От души желаю акселератору Физтеха дальнейшего развития и успехов!

0
55 комментариев
Написать комментарий...
Alexey Laptev

Хотелось бы подробней узнать что конкретно считает ИИ, практика показывает что пожалуй любой полезный дашборд можно построить обычным SQL запросом при наличии всех исходных данных.

Тут ИИ скорее на стороне аналитика который должен правильно поставить себе задачу что он хочет увидеть.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Кузин

Алексей, что же касается ИИ, то это как раз пласт задач, которые выполняются вместо аналитика, замещают его "джобы" (если в концепции Jobs To Be Done)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Laptev

Нужен конкретный кейс :)

Обычно какой-то SQL решающий конкретную важную задачу заворачивается в дашборд и преподносится как готовое решение - "джоб".

Для клиента магия, технически - парочка sql запросов без какого либо ИИ.

Поэтому и спросил про кейсы что там ИИ делает. Уверен есть пример.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Кузин

Алексей, вот в треде с Продавцом Шаурмы договорились, что я напишу статью о том, как работает ИИ у нас.

Но если Вы поставите лайк этой статье, то я отдельно напишу раздел что-то вроде ИИ vs SQL.

Подходит?)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Laptev

Да просто тут напишите конкретно какие задачи решаются - сразу станет ясно если мы тут чего-то не поняли.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Кузин

Например:
— генерация дашборда, рассказывающего о проблеме (со сгенерированным текстом);
— обработка вопросов пользователя на естественном языке с генерацией соответствующего отчета (с таблице, диаграммами и т.д.)

Но хотел бы напомнить, что "ваш лайк очень важен для нас"))

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Laptev

ну генерация текста это не ИИ, а обработка запросов - это конечно круто, но обычно бизнес аналитике количество вариантов дашбордов ограничивается парой десятков, поэтому не уверен что это нужно вообще

но я понял, спс

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Кузин

Спасибо! Мне чет кажется, что число дашбордов стремится к бесконечности. Я встречал компанию, которая плотно сидит на Табло и у нее 5000+ дашборов. 5000+, Карл!

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Laptev

Ну если в голове каша + эксперт аналитик у руля - то да.

А так у всех задачи типовые, особенно в околомаркетинге.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Кузин

Не, там компания не только про маркетинг, там еще и продуктовая аналитика туда зашита была

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Laptev

А вспомнить тяжесть разработки некоторых дашбордов, то их генерации через ИИ и текстовый запрос вызывает еще больше сомнений :)

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Кузин

Да не, это личный опыт Ваш и сегмент у Вас такой, где задачи чаще простые (это хорошо, простые и понятные — это прекрасно же). К нам вот как раз наоборот, приходят обычно когда 100500 решений перепробовали, ничего не работает и вот проект со своей чудо-задачей у нас в портфеле

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Laptev

ну возможно, чудо-задачи нам как раз не интересны

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Кузин

да, думаю, что это правильный подход (без иронии, реально согласен)

Ответить
Развернуть ветку
Идип закомплексован

А как вы будете справляться с отсутствием ценности для бизнеса в силу общего падения экономики и дальнейшего ухудшения покупательной способности населения и как следствие - общее падение продаж.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Кузин

Да мы просто оптимисты. Просто верим, что все будет хорошо)

Ну, когда-нибудь

Ответить
Развернуть ветку
Идип закомплексован

Оптимизм это супер. Это хорошая точка, но оптимизма мало для роста, ещё нужен развивающийся и растущий рынок. И одновременно наличие сильной конкуренции что бы стимулировать ваш рост.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Кузин

Спасибо! Как раз поэтому мы планируем выходить на зарубежные рынки

Ответить
Развернуть ветку
52 комментария
Раскрывать всегда