{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Не вздумайте платить за обучение и сервисы: в интернете все необходимое есть бесплатно!

Скучный лонгрид с примерами из жизни нищеброда в отставке. Размышления про отсутствие культуры платы за чужой труд на постсоветском пространстве.

Я работаю редактором-фрилансером уже несколько лет, а с текстами и рекламой в целом связана большая часть моей жизни. Примерно ⅔ из этого времени я провел на зарплате «хватает на покушать, купить дешевые шмотки и накопить на один отпуск в год/новый ноутбук».

Причиной было в том числе неумение продавать свои услуги, но с проблемой я справился, да и сегодня речь не об этом. Поговорить охота про собственное формирование нищебродских привычек и их последствия.

Часть I. Нищеброды на отечественных биржах фриланса: обе стороны одной дерьмовой медали

На фото нищеброд в квадрате. На старую Toyota повесили обвес а-ля Ferrari, а заодно и газ, чтобы подешевле

Я начинал на «текстовых» биржах фриланса. Кое-какие уже не работают, другие живы и продолжают выдаивать заказчиков и исполнителей на конские комиссии до сих пор. На этих славных сайтах все еще можно найти подрядчиков за копейки (конечно, с целью заработать на них миллионы).

Три самых распространенных типа заказчика, с которыми я сталкивался:

  • Нищеброд-вебмастер. Хочет зарабатывать на РСЯ, GA и рефках несколько тысяч долларов в месяц, но платить готов за символы без пробелов и подешевле. В результате с полным разрывом жопы и постоянными переделками-доработками таки запиливает свой сайт, но к тому моменту он не приносит столько, сколько хотелось. Конечно, есть исключения, но их мало.
  • Сотрудник маркетингового агентства. Взяли заказ за 50 000, пытаются реализовать его с помощью биржевиков за 2 500. Желание достойное, но из-за дефицита времени, отсутствия прямой коммуникации с клиентом (правки и информация через третьи руки) и постоянного страха, что автор выйдет на клиента напрямую, в результате обычно получается нечто из говна и палок.
  • Представитель Какой-то Компании. Приходит за «накидайте быренько главную страницу» или «надо сделать огонь-рекламку». Задачу поставил шеф или маркетос, крохотный бюджет выделили «с потолка», данных по аудитории и так далее никто не дает, надо на вчера. Так что писать без входящих данных? «Ну сделай, как у всех». За счет чего выживают такие компании, я не знаю, но некоторые явно на плаву.

И каждом случае главная обобщающая черта копеечных клиентов — жадность (иногда умноженная на глупость). Человек хочет сделать из пары тысяч рублей вечную кнопку «Бабло» и очень печалится, когда что-то идет не так.

Но самое смешное, что эта же черта присуща не только заказчикам, но и исполнителям, только немного в другом формате. Они не готовы расти, чтобы получать больше денег.

Часть II. За это еще и платить? Ну уж нет!

На заре своей текстовой карьеры я читал несколько тематических форумов веб-мастеров. Потом появился «Телеграм», и я перешел на профессиональные открытые огромные (и чаще бестолковые) и закрытые махонькие чаты. В некоторых из них состою до сих пор и изучаю их под чай с бутербродами.

Так вот в одном из этих камерных чатов недавно был дикий срач с баттхертом про то, стоит ли платить по 650 рублей за месяц в двух сервисах — агрегаторе вакансий «Текстодром» и чате с обучением от агентства «Сделаем».

В первом случае авторы проекта собирают предложения работодателей (читай — холодных лидов) про работу в контент-маркетинге по всему Рунету, вручную сортируют и системно бросают сводку в закрытый канал, а во втором — толковые ребята рассказывают, как работают или не работают разные методики в маркетинге на собственной практике (а она у них богатая).

Поскольку я подписан на оба (и, кстати, еще на десяток разных полезных каналов и сервисов, в месяц на подписках набегает около 5 000 рублей) и периодически беру оттуда пользу и клиентов, то… мимо пройти не смог и стал читать диалоги. Аргументы «почему не надо» были такие:

  • Хренасе, 650 рублей в месяц? За что?! (про оба сервиса по отдельности).
  • Офигеть, собирают то, что есть бесплатно в сотнях каналов, и хотят за это деньги! (про сервис с вакансиями).
  • Офигеть, пересказывают чужие статьи или что-то и так известное в канале, и хотят за это деньги, хотя есть тыща таких каналов Б-Е-С-П-Л-А-Т-Н-О (про канал с обучением).
  • Да я вообще не плачу, никогда. В интернете все бесплатно можно найти, ну чуть дольше, но зато платить никому не надо.
  • Правильно, я и фильмы так смотрю, и музыку качаю — там не плачу, и тут не буду.

И в таком духе. Чат маленький, на 19 человек — и мнение свое высказало больше половины. При этом троих из этой тусовки знаю заочно — начинал вместе с ними. Правда, с тех пор они не продвинулись, а все их заказчики по-прежнему «жадные мудаки»…

Если свести суть аргументов «нехотельщиков» в одно предложение, выйдет так: «Они хотят деньги за свой труд, который помогает зарабатывать быстрее и больше».

Звучит по-дебильному?

Но ведь так и есть. Смотрите:

  • Чуваки из агентства взяли свой опыт за несколько лет, переписали его и фигачат выжимки, с помощью которых можно прокачаться. У них генерацией этого опыта этим занимались десятки людей ГОДЫ, теряя бюджеты и клиентов или, наоборот, получая отличные результаты… А теперь можно черпать из него полезное для себя за копейки.
  • Чуваки из агрегатора тратят время нескольких человек, просеивая тонны дерьма, доставая и складывая потенциальных клиентов в кучу, из которой фрилансер может выбрать лучшее за несколько минут (вместо нескольких часов) в день. И получать потом 30-50-100-200 и так далее тысяч за проект или работу.

И там, и там выгода лежит на поверхности.

Рыскать часами в сети в поисках нужной (и, главное, по-настоящему рабочей) информации? Или платить цену одного легкого перекуса в кафе за месяц и выбирать нужное тебе из квинтэссенции чужого опыта?

Бегать по каналам, по колено в предложениях работы не по твоей специальности? Или находить классные проекты быстро?

Эти вопросы вы можете транслировать на любой платный продукт по подписной модели — от фильмов с хорошим переводом, собранных в одном месте (вместо рысканья по пиратским сайтам) , до какого-нибудь «Сбер-Прайма» с 7% скидки на первые десять заказов еды (тут вообще чистая математика «про выгоду»). Ведь каждый из них экономит массу времени, а его можно конвертировать в деньги или в отдых.

Но нет, и вот почему

Мы (конечно, я не могу сказать за всех-всех, но отталкиваюсь от основной массы своего бывшего окружения) не привыкли платить.

Тупо не привыкли платить, и все

Возможно, это генетическая память с «достать» вместо купить. Или не очень радужное по достатку детство. Или мама с папой, вечно обсуждающие на кухне «дорого и нам не по карману», вбили эти стереотипы в голову — я не знаю.

Мы готовы оставлять в кафе 5–10 таких месячных подписок за одноразовое «поесть + алкоголь». Мы можем валяться на пляже, спуская за неделю 50–100 таких подписок (при этом, чтобы так валяться, приходилось вкалывать полгода за давно не растущую сумму ежемесячных поступлений). Мы можем покупать в ипотеку квартиру за 10 000 таких подписок и выплачивать ее 10 лет.

Но мы ни хрена не готовы отдать свои кровные несколько сотен за то, чтобы через полгода-год оставлять в кафе ×2, ездить в отпуск ×2, выплатить ипотеку в два раза быстрее.

НЕТ.

Часть III. А что, так можно было?

Несколько лет назад я устал от нищебродского существования и (без регистрации и sms) решил попробовать изменить парадигму в своей голове. На это у меня ушло почти 3 года. Результат — работа на фрилансе с новыми сформированными привычками привела меня в среднем к 250–350 тысячам рублей в месяц при не самом полном рабочем дне и полноценных выходных. Это не ахти какие деньги (если покупать, например, недвижимость НЕ в ипотеку), но они позволяют достойно жить, питаться и отдыхать.

Естественно, я не просто резко начал оплачивать все подряд вокруг, нет. Это глупо.

Деньги на очередной отпуск ушли в оплату первых курсов (их уже нет, если что, ссылки не дам) . Время на сериальчики на 50% заменилось обучением продажам и так далее. Путь был не очень простым, но вполне подъемным для человека, который просто готов взять себя за жопу, чтобы жить лучше.

В процессе я начал покупать, а не скачивать пиратские программы. Подписываться на нужные мне сервисы. Короче — платить за труд. И, конечно, продавать свой труд подороже вместе с ростом навыков.

В итоге вместо привычных средних ежемесячных доходов в 35–45 тысяч рублей и, соответственно, заработанных за 3 года 1,2-1,6 миллиона рублей я заработал за эти же три года больше 10 — цифра, которая раньше просто не укладывалась в моей нищебродской голове. И она продолжает расти дальше.

Заключение. Разруха в головах

Мораль этой истории простая, написана тысячи раз и примерно столько же раз проигнорирована.

Илон Маск не нанимает самых дешевых инженеров — и у него получаются Tesla, Starlink и Falcon. Сотрудники малоизвестной «фруктовой компании» не живут от зарплаты до зарплаты — и у них получаются Macbook и iPhone.

Но все эти люди, перед тем как получать свои прекрасные зарплаты и бонусы, как следует вложились в себя.

Цель графоманства, которое вы прочитали, — не похвастаться не самым высоким доходом, нет. Тем более, что для нормального предпринимателя это вполне обычная сумма. Цель — выплата «дани» самому себе трехлетней давности; может, это поможет другим людям.

Если вы тоже хотите добиться каких-то серьезных результатов в деньгах — научитесь ценить чужой труд и охотно отдавать за него деньги. В том случае, если этот труд помогает вам прокачиваться и при этом экономить время, трансформируя его по формуле «так я заработаю больше и быстрее».

P. S. Ссылки на мой телеграм-канал не будет. Я подсчитал примерные расходы времени и денег на его создание и продвижение и решил, что куда выгоднее прокачивать профессиональные скиллы.

0
235 комментариев
Написать комментарий...
Olesya Knyazheva

Автор допускает логическую ошибку и приравнивает платные подписки к автоматическому росту профессионализма и дохода. А ведь стремление к развитию - это внутреннее побуждение и должно удовлетворяться не только подписками, а еще кучей других инструментов. Заплатить за подписку НЕ равно вырасти! Это как за годовой абонемент в фитнес-зал заплатить) и не ходить. Или ходить, но без результата. Знакомо?)
Ну и от обратного: не все, кто вырос, сделали это на подписках👆

Ответить
Развернуть ветку
К М

Я статью дважды прочитал и не нашел, где приравнивается платная полписка успеху.
Знаете, во времена расцвета Горбушки и варез-сайтов, практически у каждого владельца компа были стопки дисков с фотошопами, пейджмейкерами, 3дмаксами +обучающими видео+залежи тысяч книг в дежавю формате по этим программам. Чего греха таить, по молодости сам отовсюду таскал эти файлы и забивал жесткий диск. Но вот что интересно, из этих людей не получились ни профессиональные верстальщики, ни дизайнеры, ни 3д мастера, ни моушн дизайнеры. 99% из них не прочитали ни одного скана книги. Почему? Потому что БЕСПЛАТНОЕ НЕ ЦЕНИТСЯ. Все это качается не для изучения и профессионального использования, а из-за цифрового чревоугодия. А вот кто ПРОФЕССИОНАЛЬНО изучает тематику- платит за книги, курсы и программы и плату за час своей работы ставит в 10 раз выше 99% таких прости Господи "самоучек".
Во-вторых, за курс или подписку платят не ради самой информации, этой информации можно нагуглить столько, что на десять жизней хватит. Нет, платят за СТРУКТУРИРОВАННУЮ информацию, потому что только она и имеет ценность. То есть вы можете прийти в библиотеку и начать читать все книги от А до Я- толку будет ноль. Зато вы можете пойти к профессионалу, который назовет 7 нужных и полезных книг, которые дадут вам знания и быстрый результат. Но за совет этого человека надо заплатить.

Ответить
Развернуть ветку
Zloy Marketolog
во времена расцвета Горбушки и варез-сайтов, практически у каждого владельца компа были стопки дисков с фотошопами
из этих людей не получились ни профессиональные верстальщики, ни дизайнеры, ни 3д мастера, ни моушн дизайнеры

Из меня получился ;) Я научился печатать вслепую. Я научился 3D Max. Я научился делать сайты и всю жизнь на них зарабатываю. Я научился Flash-анимации и делал за деньги баннеры, а ради фана делал мультики. Я научился фотошопить. Я научился маркетингу и интернет-рекламе и зарабатываю на этом. Я ушел от разработки в менеджмент проектов и изучил управление персоналом, Scrum, MS Project, Jira.

Собственно весь Рунет создавали люди, которые учились подобным образом. Да, мы покупали книги, но это потому что интернет как источник информации был не развит. И мы покупали диски, потому что по диалапу скачать 3D Max было не реально, но эти диски один фиг были с радиорынков, я даже не представляю где в то время можно было купить настоящий диск.

И я до сих пор помню ключ от Винды с Золотого Софта, потому что переустанавливал ее тыщу раз)

Ответить
Развернуть ветку
К М

1. Закон больших чисел не отменили 2. А вы ПРОФЕССИОНАЛ во всем перечисленном?

Ответить
Развернуть ветку
Zloy Marketolog

Как минимум в трех пунктах из перечисленного могу себя назвать профессионалом и я реально этим зарабатываю уже много лет в качестве основной деятельности. С полного нуля у меня получился огромный практический опыт в вебе.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Novikov

Как-то ПОКУПАЛ книгу по карате. Чето не стал каратистом, хотя платил деньги...? Я о том, что изучать/качать инфу из разных областей называется расширением кругозора, и только потом выбираешь где тебе хочется стать профи. Ну и плюсую другому челу здесь - да, я тоже много чему научился по ним, не говоря уже о влиянии на мой конечный выбор профессии.

Ответить
Развернуть ветку
К М

Ошибка выжившего. На один ваш пример я найду сотню тех, кто складировал книги и бесплатный (ломанный) софт на диске, но не стал ни дизайнером, ни программистом, ни 3D специалистом. Потому что оно так не работает. Ток я вроде не говорил, что оплата чего-то ГАРАНТИРУЕТ его освоение. Просто больше ценность и мотивация изучить

Ответить
Развернуть ветку
232 комментария
Раскрывать всегда