Хоум проекты разработчиков — бесполезная трата времени?
Привет программистам-стартаперам. Речь пойдет о наблюдении неудачных попыток разработчиков запустить стартап в свободное от работы время. Рассмотрим ключевые ошибки и причины неудач.
Материал подготовлен маркетологом агентства Smartesta Ильей Барановым, ранее он продвигал услуги аутсорсинговой IT-компании и неплохо погружен в тему. Итак, поехали.
Вступление
Разработчики — главные скульпторы всемирной IT архитектуры. Да, не все “идейные творцы”, но практически все - умелые исполнители. Кроме фронтендеров (шутка от бэкендеров) — забавно, что в обратную я не слышал шуток.
Когда я работал в аутсорсинговой компании, общаясь с разработчиками, тестировщиками, аналитиками, мне не попалось ни одного разработчика, который бы сказал: ну я пошел сюда, потому что другого выбора не было. Ощущение, что все сделали осознанный выбор и все любят свою работу, любят переходить в новые проекты и работать с новыми технологиями (исключение - аутстафф, но мы не об этом). Почему им так нравится эта работа? Потому что, как и у дизайнеров, работа состоит в том, чтобы созидать.
Помните ту шутку: “Разработчики - странные люди, они 8 часов в день прогают на работе, потом бегут домой, чтобы отдохнуть и начинают прогать снова”. Так вот — это правда! Благодаря этой привычке рождаются те самые хоум проекты. Однако зачастую они не превращаются в растущий стартап и тем более в прибыльный бизнес.
Как появляются идеи и мотивация для хоум проектов?
Если говорить исходя из науки о методах решения творческих задач: опыт из рабочих проектов + информация полученная из разных источников и общения, рождает основу для новых идей. Чаще всего это неочевидные сочетания информации из разных сфер. Это всё происходит на подсознательном уровне.
Основная мотивация (если что упустил, пиши в комменты):
- Отдых и развлечение
- Изучение новых технологий
- Пополнение портфолио
- Создание своего стартапа
Самый редкий ответ на вопрос о мотивации от мидлов и сеньоров — создание своего стартапа. Такой ответ практически не упоминается из-за профессиональных "детских" травм с неудачными стартапами)).
Почему из хоум проекта практически не рождаются успешные стартапы?
Во-первых, именно джуны на огромном желании и лютой мотивации пилят в оставшееся время от работы свои проекты, которые впоследствии должны стать невероятно успешным стартапом! Увы, чаще всего не становятся, и мечты быть успешным стартапером уходят куда-то в бэклог. А как мы знаем, что попадает в бэклог — остаётся там навсегда))
Но почему спустя несколько неудачных проектов не рождается тот самый? Скорее всего промахи воспринимаются неправильно, поэтому разработчик просто садится за новый проект с мыслью: “ну теперь точно стрельнет”, но в организации работы ничего не меняется и он снова сталкивается с тем, что продукт никому не нужен.
Во-вторых, нет общего понимания, что делать дальше.
Пример. Ты запилил, скажем… торгового бота. Что делать дальше с ним, как распространить о нем информацию? Есть только частичное понимание — сделать посты о нём, где-то прорекламировать. Но если целевая аудитория узкая — скорее всего это даже в долгую не сработает.
Я сомневаюсь, что ты переориентируешься в сейлза и будешь искать покупателей. Потыкаешься туда-сюда и решишь: “ну не выгорел”, “никому не нужно”, “идея Г” и забьёшь. Только вот не идея могла быть плохой, а способ продвижения бота.
В-третьих, хоум проекты чаще пилят в одиночестве [грустная музыка]. Разработка крупных проектов умирает на 30-50% готовности. Представим, что есть грандиозная идея и всё, что нужно — это разработать MVP. В 9 из 10 случаев его не допилят до конца, так как просто надоест, а там и бэклог недалеко…. В этом минус хоум проектов — непостоянство его создателя.
Причины по которым не вовлекаются другие участники: некого звать, непонятно как замотивировать, нежелание делиться идеей. Последний пункт особенно вредный. Ведь пока идею не проверишь - её ценность околонулевая. А в команде шансы растут кратно.
В-четвертых, какой бы ты не был супер-пупер крутой разработчик, этого тебе не хватит для преодоления “долины смерти стартапов”. Мы со своей стартаперской тусовкой однозначно сходимся на том, что самое главное качество основателя стартапа — лидерство, харизма, организованность, умение смотреть шире. Если быть конкретнее, лично я считаю, что главное умение — сплотить вокруг себя талантливых людей.
В-пятых, твоя идея — так себе. Да, такое тоже бывает. Не всё, что очевидно, невероятно круто и полезно для тебя и двух твоих друзей, будет так же очевидно и полезно для массового потребителя. Бывает рынок не готов к идее, бывает уже куча более интересных решений и так далее. Не будь страусом — высунь голову из песка и проверь востребованность своей идеи перед тем, как писать хреналион строк кода.
Допустим так, только:
- Почему люди всё равно продолжают пилить проекты по-долгу на чистой вере в идею, без проведённых исследований для своего стартапа и первых продаж, которые будут подтверждением перспективности? Нет ничего, кроме — я гений и моя идея такая же. Так то оно так, но не все гениев понимают)
- Почему люди разочаровываются в себе, как в творце и закидывают свои попытки, а не пытаются найти причину неудачи и переосмыслить подход?
Кстати это касается не только разработчиков. Привет предпринимателям из Offline.
Правильный подход
Пилишь проект для себя, чтобы развлечься? Придумай что-то интересное и небольшое, что точно осилишь. Будет огромное удовольствие от чувства завершения, плюс проект может упасть в твоё портфолио.
Разрабатываешь проект для прокачки скиллов? Посмотри, какие технологии сейчас в тренде или какие технологии нужны тебе, чтобы стать ценнее на рынке, потом так же пили небольшой проектик с использованием этих технологий в основе. Этого хватит)
Пилишь его для портфолио? Запасись интересными идеями и сделай небольшой, но интересный проект. Круто, если ты умеешь и хочешь создавать специфичные проекты для разных сфер, которые с первого взгляда кажутся сложно-реализуемые, но полезные. В целом здесь нужно подключать маркетинговую жилку и подумать, какие проекты снесут башню работодателю. С другой стороны, хочешь связать свою жизнь, скажем, с финтехом? Отлично, пили все проекты в этой тематике.
Пилишь стартап-единорог? Круто, вот тебе пару советов:
- Перестань прятать свои идеи в “бункере”
- Расчехли свою харизму и коммуникабельность
- Ищи единомышленников-энтузиастов
- Прокачай себя в базовом понимании мира венчура и стартапов.
- Не ныряй в разработку с головой. Посмотри вокруг и убедись, что идея перспективна.
Идеальный алгоритм создания стартапа
- Придумай идею. В приоритет поставь идеи, которые наиболее близко связаны у тебя с работой, с жизнью. Больше шансов, что такие идеи выстрелят, так как ты получил некую экспертизу, знаком с рынком и можешь рассуждать от лица потребителя.
- Чётко и кратко изложи проблемы, как продукт их решает и кому полезен. Затем расскажи друзьям и коллегам. А лучше вообще незнакомым людям, которые не будут из вежливости хвалить идею. Если они поймут с первого раза — это хороший знак.
- Проведи минимальные исследования рынка своими силами. Да, это не совсем интересная для тебя часть с одной стороны. С другой - ты можешь заранее убедиться, что все ОК или передумать. Самые простые действия для выявления интереса: посмотреть ключевые запросы из wordstat, google trends, найти конкурентов (если есть), изучить их деятельность, создать топик на каком-нибудь реддите и тп форумах.
- Идея прошла минимальную проверку? Самое время провести реальные исследования и тесты. Тебе понадобится небольшая команда маркетологов с опытом работы со стартапами, если таких нет - можешь обратиться в профильное агентство.
- Тесты показали отрицательный результат? Не вешай нос и подумай, как можно использовать полученные результаты в будущих идеях. Тем более, что результаты у тебя будут на руках и их нужно только правильно использовать. Часто можно переработать идею под другую целевую аудиторию и решение смежных проблем. Тесты показали положительный результат? Отлично, тогда у тебя есть данные, какой функционал нужен для MVP и план по развитию. Самое время пилить MVP!
- Не стоит тащить все на себе. Если не можешь работать в полную загрузку, завербуй товарищей или ищи инвестора. Также можно обратиться в стартап-студию или инкубатор. С удачными результатами исследований, шанс получить венчурные инвестиции повышается в разы. Лишние руки тебе точно понадобятся, когда ты займёшься организационными вопросами и отодвинешь разработку на второй план.
Ну а дальше уже разберёшься:) Рядом с тобой к этому моменту будут менторы, команда, которая тебя поддержит;)
Главное помни, что в определённый момент ты больше не разработчик — ты основатель и управленец и 90% времени будешь уделять организационным вопросам. Не нравится это? Значит это не твоё и не стоит себя мучать с самого начала. Потому что даже крутая команда вокруг тебя будет нуждаться в первую очередь в лидере, а не в разработчике, иначе все будет плохо.
А ты кто такой, чтобы нам тут про это рассказывать?!
Ну, во-первых, я года два контактировал преимущественно с разработчиками, многому от них научился и сделал множество наблюдений со своей маркетинговой "колокольни".
Во-вторых непосредственные наблюдения. Разобьем их на два кейса:
Кейс 1. Подход неправильный
В Foundarium (это стартап-студия, частью которой является наше агентство) приходят ребята с готовыми проектами и такие: хотим денег, хотим помощи!
Начинаем узнавать о проекте, а там кроме MVP ничего нет, ни продаж, ни исследований. Как оценить проект — непонятно. Ещё хуже, если есть только идея, причём совершенно не связанная с основной деятельностью ее владельца. С таким подходом сложно найти помощь и естественно большинство её не получают.
Кейс 2. Подход правильный
К нам периодически приходят разработчики и предприниматели, которые хотят сделать что-то своё или у них есть маленькая MVP-шка.
Мы собираем больше информации, потом принимаемся за тесты.
Если результаты положительные — круто, даём зелёный свет, рекомендации по функционалу (лягут в основу ТЗ на разработку/доработку), бизнес-план по развитию. Это существенно экономит деньги и время благодаря четкому пониманию приоритетов разработки по итогу тестов.
Если понимаем, что идея супер перспективная — договариваемся о дальнейшем сотрудничестве и инвестициях от наших партнеров.
Идея не работает — не расстраивайся, ты сэкономил кучу времени и денег, а твой проект может лечь в основу нового, более успешного. Например у нас так было с кейсом проекта Yafa (на сайте детали).
И зачем ты нам всё это рассказал?!
На самом деле есть несколько причин, почему решили подготовить статью (помимо пиара, конечно, куда ж без него):
- Жалко ребят, которые разбивают свои мечты стать основателем крутого продукта из-за неправильного подхода.
- Грустно за крутые идеи, которые были бы успешными, но их не увидит свет.
- Печально наблюдать за необразованностью в теме стартапов, особенно в плане проведения исследований до дорогостоящей и долгой разработки.
В агентстве Smartesta.com мы:
- проводим маркетинговые исследования продуктовых гипотез до полноценной реализации, чтобы оценить перспективность продукта.
- ищем Product/Market Fit и прорабатываем стратегию запуска
- в общем помогаем сэкономить кучу денег и нервов на старте.
Полезный контент о запуске стартапов должен быть под рукой, верно? Конечно у нас тоже есть телеграмм-канал, который будет отвлекать тебя от работы (нет).
Есть вопросы, уточнения или конструктивная критика? Гоу в комменты))
Они же вроде pet-проекты называются, не?
Точно, пет-проект и стартап совершенно разные вещи)