Как столяр-станочник стал стартапером (продолжение). Часть 3
Продолжение моего пути к собственному стартапу. Сегодня расскажу причины моих провалов первой и второй попытке. Личный опыт.
В предыдущей статье, я рассказал о том, как я пришёл к идее запуска своего стартапа, и рассказал, о первом опыте в реализации идеи, привлечении инвестиций. Так же там ответ на вопрос: "Ценна ли идея?"
Поехали.
Почему не получилось? Да все просто, нехватка опыта во всех циклах запуска стартапов: создание продукта, поиск инвестиций, маркетинга и тд. Мы с другом не сделали элементарных вещей, например: unit экономику. Мы просто написали бизнес-план, и пошли с ним искать инвесторов.
Сейчас, это очень смешно, а тогда не понимали, почему нам почти сразу отказывают. Да и направление выбрали сложное, для первого стартапа, ведь только на разработку mvp требовалось от 30к. А без mvp, нереально проверить гипотезы. Пример рынка с кэшбэк-картами из пластика, так себе довод для того, чтоб дали 30к$.
Сейчас конечно, все бы сделал по-другому.
Вывод из первой попытке таков:
Если нет команды, возможности создать бесплатно mvp или за 1-2к $ (своих денег), то не стоит начинать и тратить силы на реализацию. Даже, если вы считаете, что идея на миллиард. Вам, деньги, инвесторы дадут только тогда, когда у вас, уже есть опыт запуска на миллиард, ну или, хотя бы на миллион. Не попадайте в ловушку «американской мечты». Без реального воплощения, когда её можно, хотя бы поюзать — идея ничего не стоит. Если вы не смогли идею хоть криво, косо, коряво реализовать, то вам никто не даст, тратить свои деньги на ваши "это второй Гугл!".
После этих выводов, я начал поиски знаний, которых мне не хватало. Вот тут, я и попал на курсы по запуску стартапа. Несмотря на то, что он был бесплатный, дал очень много.
Преподавали там, основатели AmoCRM, Нетология, из списка 30/30 Форбс, люди, которые привлекали инвестиции от Гугла и Питера Тиля и многие другие. Мне повезло, видимо попал на тест их гипотез.
Там был полный цикл по запуску своего стартапа, с помощью в выборе идеи и прохода с ней всего цикла: «От идеи до запуска и привлечении инвестиций».
Уже имея понятие, что не требуется брать в оборот идею, которую технически сложно воплотить, решил поискать что-то попроще. Проблему которая сейчас окружает меня или моих близких.
Она нашлась — это поиск моей женой мастера по маникюру, рядом с домом, в пешей доступности за 2-5 минут.
Проанализировал рынок и конкурентов, это оказались агрегаторы услуг и соцсети. Но, чтоб найти рядом с домом мастера, нужно было часа 2-3 потратить на поиск у них. Сокращение времени на поиск — это должна стать моей «киллер фичей».
Начал искать, как возможно реализовать идею за пару рублей, и, как я могу сократить время поиска, теми инструментами, которые могут быть в наличии. Выбор пал на Тильду. Дёшево, симпатично и самое главное не нужны знания кода.
Вот вам инсайт, особенно тем, кому требуется для реализации mvp и теста идеи, аж целое мобильное приложение. Не всем подходит, но у кого оно состоит из перелинковки — идеально:
Создайте сайт, на той же Тильде, но с дизайном своего приложения, в мобильной версии. Предлагайте своим юзерам, вывести ссылку на рабочий стол в телефоне. Поставьте конверсию на предложение. Так вы получите метрики «скачано» и сможете примерно оценить стоимость установки для unit- экономики.
Кто не в курсе, на телефоне у юзера, это будет выглядеть, как иконка любого мобильного приложения, только с небольшой белой вставкой.
Конечно метрики будут не точные, но на них можно ориентироваться, и уже быть ближе к реальным цифрам. Также поможет: протестить юзабилити, валидацию, показать прототип, цифры инвесторам и многое другое. При этом за копейки.
Вернёмся к моему опыту.
Все, без исключения агрегаторы бьюти-услуг и соцсети, предлагают ранжирование по рейтингу. В соцсетях по популярности аккаунта салонов и мастеров.
Я же решил, разбить город на район — микрорайон — улица. Попадая на сайт, человек выбирает свой район, переходит на страницу микрорайонов, если надо, то выбирает улицу, и смотрит отзывы, рейтинг, то есть выбирает по своим критериям. Но, уже среди мастеров пешей доступности, на своём районе (улице). Также виджеты с прямым набором мастеру: позвонить, Телеграм, Вайбер, ватсап. В 2-3 клика сокращается список мастеров, до нужных и рядом.
Начал сбор бьюти-мастеров, одними ногтями я не ограничился, решил подключить все бьюти-услуги.
В процессе понял, кто целевая аудитория. Это те, кто хоть, как-то продвигаются через интернет.
Оказалось, что 70% салонов и частных мастеров в бьюти-сфере, верят, что клиентов можно привести, только(!) через «сарафанку» и проходимость места, а все остальное не работает. А соцсети используют для записи на услуги, и удержание клиентов. Так в моем городе, в других скорее всего тоже.
Остальные, 30% соглашались разместиться в моем проекте, но половина из них забивала на то, что бы прислать инфу о себе, тексты с описанием, фото. Маленькая часть всё же делала, как мы договаривались. Как правило, это и были самые успешные салоны города, где был поток клиентов и прибыль, так как они использовали любой канал для привлечения, в отличие от остальных.
Во общем, кого смог собрать в свой сервис — собрал. Посмотрел, подумал — мало. Примерно в каждой категории по 5-6 мастеров. Выходит, что мой город маленький, для монетизации моего продукта, нужен город побольше, от 1млн населения.
Стал вопрос: переезд или закрываться?
Решил пересчитать unit-экономику, с новыми данными и с изменённой бизнес моделью. Изначально она предполагала платные размещения по 3$ в месяц.
С новыми данными она оказалась убыточной. Если только продвигаться через SEO, она ещё могла бы работать в небольших плюсах. И это если на Тильде оставлять и не подключать разработку.
От переезда отказался, жена только родила, и я не мог её оставить.
Свернул этот проект.
Было ли жалко? Да. Особенно времени потраченного. Немного погрустил, но твёрдо решил идти дальше.
С этим проектом я получил колоссальный опыт. Архитектура, дизайн, создание сайта, сэйлз, маркетинг, без какой-либо помощи со стороны, всё сам. На всех стадиях всё познавать приходилось с нуля.
И вот начал поиск идей для нового стартапа, вот так мы вышли к моему нынешнему стартапу.
Подписывайтесь на мой блог на VC, еще будет очень много инсайтов и тем по запуску стартапов.
Чистого неба над головой и кисельных берегов. До встречи.