{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Школу закончил в 14, Бауманку в 18. Почему? А главное — зачем? И какие последствия?

Привет, меня зовут Александр. Я сооснователь KTS. Рассказываю, как у меня получилось закончить университет так рано, какие плюсы и минусы я вижу в ускоренном обучении и главное: стоит ли повторять мой опыт.

Как так вышло?

К шести годам я уже знал всю программу первого класса, поэтому сразу пошёл во второй. В четвёртом классе мне стала интересна химия — я начал смешивать разные микстурки. Родители увидели мой интерес и решили нанять преподавательницу. Изначально ей казалось, что она будет просто развлекать восьмилетнего ребёнка, но увидела отдачу и согласилась заниматься дальше.

Мы стали быстро идти по школьной программе. Для изучения химии понадобились и другие предметы — математика и физика, которыми я тоже увлёкся. Изучать же их по второму кругу в школе мне было скучно, поэтому я перешел на домашнее обучение и занимался с репетиторами. За два года мне удалось освоить программу шестого, седьмого, восьмого и девятого классов.

Как строились мои уроки

Моя «школьная» программа состояла из пяти предметов — физики, химии, математики, русского и английского. Только вместо уроков были пары: длились они полтора — два часа. К каждому из преподавателей я ходил отдельно. Думаю, быстро усваивать материал получалось из-за большого количества практики на уроках. Изучение тем начиналось с какого-то опыта, а потом уже мы проходили теорию.

Уже прошло 15 лет, но я до сих пор помню некоторые опыты. Например, в самом начале изучения химии мы смешали соляную кислоту и цинк в пробирке, затем опустили в неё спичку — получился взрыв. Затем преподавательница объяснила, что взрыв произошёл из-за выделившегося водорода, который после преобразовался в воду на стенках.

Переезд в Москву и поступление в университет

В 12 лет я переехал с дедушкой в Москву, чтобы учиться в лицее при МГТУ им. Баумана. Переход из крымской школы в московскую был нелегким — преподаватели в лицее были сильнее, а программа сложнее. К тому же обучение в новой школе шло с 8 класса: ребята успели пройти много дополнительного материала. Получилось так, что я сделал слишком большой прыжок. Возможно, если бы я поступил в 8 класс, а не в 10, то мне было бы намного проще.

Я стал одним из самых отстающих учеников. Мне пришлось догонять много предметов, особенно гуманитарных. Некоторые преподаватели даже говорили, что лучше было бы и не перепрыгивать между классами. Справиться помогла поддержка близких — родителей и дедушки. С поступлением в сам МГТУ им. Баумана стало сильно проще: программа лицея была чуть ли не сложнее, чем начало первого курса.

В университет я поступил в 14 лет. У меня ещё не сломался голос, и какое-то время я выглядел совсем ребёнком на фоне остальных студентов. Однажды преподаватель даже спутал меня с девочкой. Он обратился ко мне как к Александре, а не Александру: мне пришлось поправить его, благо никто не услышал.

Как это на мне отразилось

Все родители мечтают, чтобы их дети были умными и успешными. Однако с теми, кто заканчивает школу и университет раньше сверстников, иногда получается обратный эффект. Свою историю я считаю в целом успешной, но есть как положительные, так и отрицательные последствия — рассказываю о них.

Пробелы в общеобразовательных предметах

Я хорошо знал физику и математику, но игнорировал все гуманитарные предметы. История, русский и литература смешались в одну кучу — я не понимал, для чего должен всё это учить. К тому же до 12 лет я жил в Крыму, поэтому разграничивать русский и украинский языки было сложно: писал я крайне безграмотно. Наверное, если бы я был взрослее, то понимал бы, что это тоже важные предметы и уделял бы им внимание.

Литература учит не только произведениям Достоевского и Толстого, но и корректно выражать свои мысли с помощью сочинений. Поскольку у меня были слабые знания по литературе, то и излагал свои мысли я плохо. На старших курсах университета, когда мне нужно было писать статьи и выступать на конференциях, решил поработать над этим. Я начал читать всё подряд, а затем учился преобразовывать мысли в текст.

Нехватка социальных навыков

Поскольку опыта общения с людьми у меня было меньше, чем у однокурсников, то иногда возникали забавные ситуации. На первом курсе мне было 14 лет, на паре по физкультуре я не смог ни разу подтянуться — мне поставили два. Мой однокурсник тоже не смог, но этого не заметили. Я тогда сильно разозлился и спросил у преподавателя: «Почему мне два, а ему нет — он тоже не подтянулся!». Преподаватель это проигнорировал, а после пары однокурсники мне объяснили, что так не делается. Необходимую социализацию, которую обычно люди проходят в младшей и средней школе, я получал на первом курсе университета.

Несмотря на то, что мне иногда не хватало социальных навыков, у меня не было проблем с поиском друзей. Я учился в школах, где ученики мерились не силой, а знаниями, поэтому ни в школе, ни в университете я не был одинок.

Культурный разрыв со сверстниками

У каждого поколения есть своя собственная культура — шутки, песни, мировоззрение. Я плохо знаю, что было популярно среди моих сверстников. Как следствие, мой психологический возраст на несколько лет больше, чем биологический. Это отражается и в поведении: многие люди думают, что я старше своего возраста. Это и не хорошо, и не плохо, а просто особенность. Например, на пьянках я слушаю Меладзе, знаю наизусть «Беспечного ангела», но совсем не понимаю музыку Скриптонита, ни разу не смотрел «Эйфорию».

У меня было время для риска

К 18 годам я уже окончил университет, работал в mail.ru. Когда мои университетские товарищи предложили открыть KTS, то я понимал, что у меня есть «лишние» три года — мои сверстники только поступали в университет. Я мог бы остаться в большой компании с понятными перспективами, а мог рискнуть и пойти в стартап, где вероятность успеха 50/50. Я решился на это, так как понимал, что если проект провалится, то я просто «сравняюсь» с ровесниками.

Было ли у меня детство

Определённо да. Я рос в Крыму, где проводил много времени на природе — купался в море, катался на велосипеде, стрелял из рогаток, пакостил. До 12 лет у меня было детство как у всех: с друзьями и шалостями. Да, после переезда в Москву всё изменилось, но я не могу сказать, что сильно огорчён. Мне не с чем сравнить, я не понимаю, что именно потерял.

Стоит ли идти быстрее по программе

Решение, перепрыгивать ли через классы или нет, лежит на каждом отдельном родителе. Всё зависит от характера ребёнка и его склонностей. Однако выбор «идти ли ускоренно по школьной программе» — всегда хождение по тонкому льду, так как понять, действительно ли ребёнку что-то интересно, или он делает это «по накатанной», сложно.

Например, в детстве я много рисовал. Родители ожидали, что я буду создавать условно по картине в неделю — какое-то время я делал это по привычке. Однако после переезда в Москву я не брал кисточки в руки. Получается, что на самом деле рисование не было мне настолько интересно, а я просто плыл по течению. Поскольку лучше родителей их детей не знает никто, однозначные советы по теме «перепрыгивать или нет» будут не уместны. Я бы лишь посоветовал отталкиваться от индивидуальных особенностей и интересов ребёнка.

Итог

Главной причиной, почему всё сложилось хорошо (кроме везения), я бы выделил отсутствие давления со стороны родителей. Они не пытались вырастить из меня вундеркинда, а просто подстраивались под мои увлечения и интересы. Это помогло сохранить здоровую психику, что гораздо важнее академических успехов.

Предполагаю, что я шёл быстрее по школьной программе, так как общеобразовательная школа не давала нужного уровня нагрузки. Некоторые нынешние родители рассказывают, что у их детей в школе изучают латынь, французский, выдают проекты и учат командной работе. Если бы у меня была такая программа, то и не было бы необходимости перепрыгивать через классы. Возможно, если у ребёнка есть энергия учиться, то стоит поискать лицеи и гимназии с более сложной программой, чтобы он не нашёл выход этой энергии в менее продуктивном месте.

0
308 комментариев
Написать комментарий...
Alex Chernyshev

Скажу честно: в таком вот досрочном прохождении школы и ВУЗа хорошего мало.
Вам по-сути прочитали базовую образовательную программу, не более. То что вы прошли ее раньше других никакого отношения к реальным достижениям не имеет. Если вам была бы интересна наука - стоило бы заниматься внеклассно, в тех областях что интересны а не гнаться за какими-то абстрактными сроками.
А получается что вы проскочили на всех парах важнейший период в жизни как в социальном плане так и в образовательном, ведь в школе и вузе закладываются и первые серьезные личные отношения и дружба и любовь. И все это практически на всю оставшуюся жизнь.

И самое главное: а результат то где?
Насколько я понял, вы в итоге пошли в банальную разработку, аутсорс, пилите однотипные проекты наравне с индусами, никакого космоса.
Ну шильдик зато красивый 'управляющий партнер', на девушек наверное впечатление производит.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мартин

А если проскочил школу с ВУЗом, то получается ни дружбы ни любви? Или зажимание Машки на школьной дискотеке имеет какую-то особую ценность? Или может совместные пьянки и протирание жопами скамеек в аудиториях делает университетскую дружбу сколь-либо особенной? Так мы и до классиков скатимся: "Кто не сидел на зоне, тот не видел жизни".

Ответить
Развернуть ветку
Alex Chernyshev

'А если проскочил школу с ВУЗом, то получается ни дружбы ни любви?'

В основном да, именно так. Потому что не будет потом ни Машки ни Сашки - все будут работать, все будут заняты. Даже собраться вместе раз в год - уже практически войсковая операция будет.
Такого периода свободы и возможности свободного общения как в студенческие годы потом в жизни никогда больше не будет.
Очень сильно жаль если так много ребят этого не понимают и не ценят.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов
В основном да, именно так. Потому что не будет потом ни Машки ни Сашки - все будут работать, все будут заняты.

Со школы не общаюсь ни с единым человеком. (при том что был душой компании)
С вуза общаюсь с двумя. (при том что был душой компании)
Почти все люди с которыми сейчас реально качественное общение появились очень сильно позже.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Chernyshev

Ну плохо и печально, что тут скажешь.
Вообще судя по комментариям, где-то половину аудитории VC в школе разве что на куски ножами не резали, настолько все плохо было. И школа для них тюрьма и преподы - людоеды, душили цветы жизни вместо обучения. А вместо дружного коллектива в классе - сплошь упыри и быдло.

Что только бросить мешало непонятно, не в советские времена ведь живем. Сейчас нет никаких преград к альтернативному/удаленному/покупному образованию, нет особых требований по его наличию у работодателей, да и уважения к образованности давно нет - так зачем мучились то?

Ответить
Развернуть ветку
Базированный Гигачад
Вообще судя по комментариям, где-то половину аудитории VC в школе разве что на куски ножами не резали, настолько все плохо было.

Это довольно легко обьяснить тем что средний интеллект VC существенно выше среднего российского гражданина. А как к "задротам" и "ботанам" относятся в типичной школе думаю не надо обьяснять.

Нормальная социальная жизнь всё таки начинается после школы.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Chernyshev

'что средний интеллект VC существенно выше среднего российского гражданина'

В морге еще среднюю температуру проверьте, похоже будет.

'А как к "задротам" и "ботанам" относятся в типичной школе'

Относятся так не к ботанам и прости господи 'задротам' а банально к тем кто себя коллективу противопоставляет.

У нас во дворе был товарищ, круглый отличник, очень химию любил. Так с ним тааакие бомбочки мастерили, так знатно бахало что ППС пару раз приезжало.
Вырос, закончил медицинский с красным дипломом, стал деканом.
Уважаемый член общества был и есть.

Ответить
Развернуть ветку
Базированный Гигачад

Ну а у меня в школе и универе ботанов на переменах били и чморили. Что дальше? Я говорю про среднюю ситуацию в средней школе, которых подавляющее большинство. Плюс сильно зависит от года рождения. Я 92 года, а вы?

Ответить
Развернуть ветку
Alex Chernyshev

А не надо говорить за всех, говорите за себя, с конкретикой.
Кто бил, чем бил, как часто бил?
Потому что если начать выяснять то все окажется как всегда: пара подзатыльников да удар портфелем по башке. И то 'не с вами лично а было с другом', 'где-то слышал' - вот это все.

Побои если что это когда толпой бьют, когда бьют ногами лежачего, когда руки и ноги от синяков синие. Не заметить такое ни родители ни учителя не могли, вой бы стоял до небес.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Rash

Учился в элитной по тем временам школе. Были одноклассники, которых били толпой, ногами, до синяков, выбитых зубов и сотрясений мозга. Учителя все видели, но никакого воя не стояло.

Школы - это в 90% случаев лютый пиздец. Попасть в хорошую школу и в класс с хорошим коллективом - это большая удача. В остальном - это 10-11 лет потерянного времени.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Chernyshev

Ну вот опять. Некая 'элитная школа' и опять 'не со мной лично но я слышал'.
Дайте хоть один конкретный факт.

Или школа на Украине была а?

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мартин

Если бы вам довелось перевестись в мою школу, то вы ходили бы в обхарканном пиджаке, с рванным портфелем, а я бы вам каждое утро отвешивал леща, чтобы помнили кто вы и что вы.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Chernyshev

Уважаемый, вам бы к доктору сходить с такими заявлениями. К серьезному, коль даже во взрослом возрасте такую херню в интернете пишете.
А в детстве у меня все было хорошо, не травили, не травил и травли близких не допускал.
С учетом того что дрались мы тогда через день, двор на двор и часто не только кулаками - за 'леща' такой деятель вполне мог калекой остаться на всю жизнь, прецеденты были.

Но просто так таких разборок не было и за свои слова отвечали.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мартин

Вам бы в школку опять сходить, русский похоже не понимаете. Вы же подзатыльники вроде нормой считаете, так вот в моей школе вы бы их каждый день огребали. Попробовали рыпнуться — калекой остались бы.

На вопрос: "Кто ты по жизни?" — сумеете ответить?

Меня просто вымораживает ваша ограниченность, что, мол, у меня в школе не было — значит нигде не было. На самом деле и у вас все было. Просто с эмпатией проблемы и чужие проблемы вам не понять. Прям было бы забавно понаблюдать за вами на месте жертвы травли

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мартин

Вы в школе розовых единорогов учились? Никогда не видели/не участвовали в травле?

Ответить
Развернуть ветку
305 комментариев
Раскрывать всегда