Школу закончил в 14, Бауманку в 18. Почему? А главное — зачем? И какие последствия?
Привет, меня зовут Александр. Я сооснователь KTS. Рассказываю, как у меня получилось закончить университет так рано, какие плюсы и минусы я вижу в ускоренном обучении и главное: стоит ли повторять мой опыт.
Как так вышло?
К шести годам я уже знал всю программу первого класса, поэтому сразу пошёл во второй. В четвёртом классе мне стала интересна химия — я начал смешивать разные микстурки. Родители увидели мой интерес и решили нанять преподавательницу. Изначально ей казалось, что она будет просто развлекать восьмилетнего ребёнка, но увидела отдачу и согласилась заниматься дальше.
Мы стали быстро идти по школьной программе. Для изучения химии понадобились и другие предметы — математика и физика, которыми я тоже увлёкся. Изучать же их по второму кругу в школе мне было скучно, поэтому я перешел на домашнее обучение и занимался с репетиторами. За два года мне удалось освоить программу шестого, седьмого, восьмого и девятого классов.
Как строились мои уроки
Моя «школьная» программа состояла из пяти предметов — физики, химии, математики, русского и английского. Только вместо уроков были пары: длились они полтора — два часа. К каждому из преподавателей я ходил отдельно. Думаю, быстро усваивать материал получалось из-за большого количества практики на уроках. Изучение тем начиналось с какого-то опыта, а потом уже мы проходили теорию.
Уже прошло 15 лет, но я до сих пор помню некоторые опыты. Например, в самом начале изучения химии мы смешали соляную кислоту и цинк в пробирке, затем опустили в неё спичку — получился взрыв. Затем преподавательница объяснила, что взрыв произошёл из-за выделившегося водорода, который после преобразовался в воду на стенках.
Переезд в Москву и поступление в университет
В 12 лет я переехал с дедушкой в Москву, чтобы учиться в лицее при МГТУ им. Баумана. Переход из крымской школы в московскую был нелегким — преподаватели в лицее были сильнее, а программа сложнее. К тому же обучение в новой школе шло с 8 класса: ребята успели пройти много дополнительного материала. Получилось так, что я сделал слишком большой прыжок. Возможно, если бы я поступил в 8 класс, а не в 10, то мне было бы намного проще.
Я стал одним из самых отстающих учеников. Мне пришлось догонять много предметов, особенно гуманитарных. Некоторые преподаватели даже говорили, что лучше было бы и не перепрыгивать между классами. Справиться помогла поддержка близких — родителей и дедушки. С поступлением в сам МГТУ им. Баумана стало сильно проще: программа лицея была чуть ли не сложнее, чем начало первого курса.
В университет я поступил в 14 лет. У меня ещё не сломался голос, и какое-то время я выглядел совсем ребёнком на фоне остальных студентов. Однажды преподаватель даже спутал меня с девочкой. Он обратился ко мне как к Александре, а не Александру: мне пришлось поправить его, благо никто не услышал.
Как это на мне отразилось
Все родители мечтают, чтобы их дети были умными и успешными. Однако с теми, кто заканчивает школу и университет раньше сверстников, иногда получается обратный эффект. Свою историю я считаю в целом успешной, но есть как положительные, так и отрицательные последствия — рассказываю о них.
Пробелы в общеобразовательных предметах
Я хорошо знал физику и математику, но игнорировал все гуманитарные предметы. История, русский и литература смешались в одну кучу — я не понимал, для чего должен всё это учить. К тому же до 12 лет я жил в Крыму, поэтому разграничивать русский и украинский языки было сложно: писал я крайне безграмотно. Наверное, если бы я был взрослее, то понимал бы, что это тоже важные предметы и уделял бы им внимание.
Литература учит не только произведениям Достоевского и Толстого, но и корректно выражать свои мысли с помощью сочинений. Поскольку у меня были слабые знания по литературе, то и излагал свои мысли я плохо. На старших курсах университета, когда мне нужно было писать статьи и выступать на конференциях, решил поработать над этим. Я начал читать всё подряд, а затем учился преобразовывать мысли в текст.
Нехватка социальных навыков
Поскольку опыта общения с людьми у меня было меньше, чем у однокурсников, то иногда возникали забавные ситуации. На первом курсе мне было 14 лет, на паре по физкультуре я не смог ни разу подтянуться — мне поставили два. Мой однокурсник тоже не смог, но этого не заметили. Я тогда сильно разозлился и спросил у преподавателя: «Почему мне два, а ему нет — он тоже не подтянулся!». Преподаватель это проигнорировал, а после пары однокурсники мне объяснили, что так не делается. Необходимую социализацию, которую обычно люди проходят в младшей и средней школе, я получал на первом курсе университета.
Несмотря на то, что мне иногда не хватало социальных навыков, у меня не было проблем с поиском друзей. Я учился в школах, где ученики мерились не силой, а знаниями, поэтому ни в школе, ни в университете я не был одинок.
Культурный разрыв со сверстниками
У каждого поколения есть своя собственная культура — шутки, песни, мировоззрение. Я плохо знаю, что было популярно среди моих сверстников. Как следствие, мой психологический возраст на несколько лет больше, чем биологический. Это отражается и в поведении: многие люди думают, что я старше своего возраста. Это и не хорошо, и не плохо, а просто особенность. Например, на пьянках я слушаю Меладзе, знаю наизусть «Беспечного ангела», но совсем не понимаю музыку Скриптонита, ни разу не смотрел «Эйфорию».
У меня было время для риска
К 18 годам я уже окончил университет, работал в mail.ru. Когда мои университетские товарищи предложили открыть KTS, то я понимал, что у меня есть «лишние» три года — мои сверстники только поступали в университет. Я мог бы остаться в большой компании с понятными перспективами, а мог рискнуть и пойти в стартап, где вероятность успеха 50/50. Я решился на это, так как понимал, что если проект провалится, то я просто «сравняюсь» с ровесниками.
Было ли у меня детство
Определённо да. Я рос в Крыму, где проводил много времени на природе — купался в море, катался на велосипеде, стрелял из рогаток, пакостил. До 12 лет у меня было детство как у всех: с друзьями и шалостями. Да, после переезда в Москву всё изменилось, но я не могу сказать, что сильно огорчён. Мне не с чем сравнить, я не понимаю, что именно потерял.
Стоит ли идти быстрее по программе
Решение, перепрыгивать ли через классы или нет, лежит на каждом отдельном родителе. Всё зависит от характера ребёнка и его склонностей. Однако выбор «идти ли ускоренно по школьной программе» — всегда хождение по тонкому льду, так как понять, действительно ли ребёнку что-то интересно, или он делает это «по накатанной», сложно.
Например, в детстве я много рисовал. Родители ожидали, что я буду создавать условно по картине в неделю — какое-то время я делал это по привычке. Однако после переезда в Москву я не брал кисточки в руки. Получается, что на самом деле рисование не было мне настолько интересно, а я просто плыл по течению. Поскольку лучше родителей их детей не знает никто, однозначные советы по теме «перепрыгивать или нет» будут не уместны. Я бы лишь посоветовал отталкиваться от индивидуальных особенностей и интересов ребёнка.
Итог
Главной причиной, почему всё сложилось хорошо (кроме везения), я бы выделил отсутствие давления со стороны родителей. Они не пытались вырастить из меня вундеркинда, а просто подстраивались под мои увлечения и интересы. Это помогло сохранить здоровую психику, что гораздо важнее академических успехов.
Предполагаю, что я шёл быстрее по школьной программе, так как общеобразовательная школа не давала нужного уровня нагрузки. Некоторые нынешние родители рассказывают, что у их детей в школе изучают латынь, французский, выдают проекты и учат командной работе. Если бы у меня была такая программа, то и не было бы необходимости перепрыгивать через классы. Возможно, если у ребёнка есть энергия учиться, то стоит поискать лицеи и гимназии с более сложной программой, чтобы он не нашёл выход этой энергии в менее продуктивном месте.
Скажу честно: в таком вот досрочном прохождении школы и ВУЗа хорошего мало.
Вам по-сути прочитали базовую образовательную программу, не более. То что вы прошли ее раньше других никакого отношения к реальным достижениям не имеет. Если вам была бы интересна наука - стоило бы заниматься внеклассно, в тех областях что интересны а не гнаться за какими-то абстрактными сроками.
А получается что вы проскочили на всех парах важнейший период в жизни как в социальном плане так и в образовательном, ведь в школе и вузе закладываются и первые серьезные личные отношения и дружба и любовь. И все это практически на всю оставшуюся жизнь.
И самое главное: а результат то где?
Насколько я понял, вы в итоге пошли в банальную разработку, аутсорс, пилите однотипные проекты наравне с индусами, никакого космоса.
Ну шильдик зато красивый 'управляющий партнер', на девушек наверное впечатление производит.
А если проскочил школу с ВУЗом, то получается ни дружбы ни любви? Или зажимание Машки на школьной дискотеке имеет какую-то особую ценность? Или может совместные пьянки и протирание жопами скамеек в аудиториях делает университетскую дружбу сколь-либо особенной? Так мы и до классиков скатимся: "Кто не сидел на зоне, тот не видел жизни".
'А если проскочил школу с ВУЗом, то получается ни дружбы ни любви?'
В основном да, именно так. Потому что не будет потом ни Машки ни Сашки - все будут работать, все будут заняты. Даже собраться вместе раз в год - уже практически войсковая операция будет.
Такого периода свободы и возможности свободного общения как в студенческие годы потом в жизни никогда больше не будет.
Очень сильно жаль если так много ребят этого не понимают и не ценят.
Я правильно понимаю, что именно в университете находишь таких невероятных друзей, у которых потом нет времени с тобой встретиться?
А друзья, с которыми ты регулярно встречаешься, но не пинал балду вместе в универе — это так себе, ненастоящие друзья?
Заниматься ничегонеделанием можно в любом возрасте, а не только в отрочестве.
Друзья - это не те люди, которые готовы с тобой встретиться по первому звонку. У меня вот страховой агент по первому звонку под дверью уже стоит )) Друзья - это те люди, которые не могут с тобой встретиться, а потом жалеют об этом ))
у таких как герой статьи возможностей иметь более качественные соц связи намного выше, чем у рандомно засунутых в один класс. свобода и возможности происходят из результатов деятельности. у вас рассуждения - в молодости свобода, потом финансово-социальное рабство, где нет ни денег, ни времени. его история показывает ровно обратное, по крайней мере весомый шанс иметь больше времени, денег и более интересных/успешных людей вокруг.
Его история еще не написана.
Самое банальное в жизни это 'подавал надежды но все просрал'.
В его случае этот шанс 'просрать все' сильно выше чем у быдла из падика, по прямой аналогии со звездами шоу-бизнеса, блоггерами и подобными товарищами.
Только он получил сейчас не 'сверх-успех', который мог бы компенсировать такие затраты, а обычную жизнь ИТ-шника, просто наступившую чуть раньше срока.
за этой "обычной жизнью айтишника" толпы ломятся, другой вопрос что не у всех выходит/подходит. он уже предприниматель и имеет результаты в работе. вот это вот "просрать" - это какое то обобщённое, взятое с потолка ниочёмное суждение. даже в самом худшем раскладе человек будет на две головы выше многих со своим опытом и экспертностью, будет ценнее на рынке труда чем любой, кто просиживал штаны на работе делая годами одно и тоже. его история уже ого-го как написана и с таким бэкграундом очень неплохие горизонты впереди.
P.S. не то чтобы стремлюсь вас обидеть, но ваше мышление абсолютно пораженческое, неприятное, негативное, будто неудачника без достижений. С такими как вы вредно общаться.
' вот это вот "просрать" - это какое то обобщённое'
Увы но нет, не обобщенное а самое реальное.
Когда-нибудь автору станет 30 а затем 40, будет кризис среднего возраста, переоценка ценностей. И если вдруг кроме работы ничего к этому времени не останется - будет хреново, очень. Особенно если стояла высокая планка изначально.
Не нагнетаю, желаю автору всего самого лучшего в жизни, но просто бывает и вот так.
И напрастно вы так сильно за айти радеете, это уже очень давно обычная профессия, без изысков.
Со школы не общаюсь ни с единым человеком. (при том что был душой компании)
С вуза общаюсь с двумя. (при том что был душой компании)
Почти все люди с которыми сейчас реально качественное общение появились очень сильно позже.
Ну плохо и печально, что тут скажешь.
Вообще судя по комментариям, где-то половину аудитории VC в школе разве что на куски ножами не резали, настолько все плохо было. И школа для них тюрьма и преподы - людоеды, душили цветы жизни вместо обучения. А вместо дружного коллектива в классе - сплошь упыри и быдло.
Что только бросить мешало непонятно, не в советские времена ведь живем. Сейчас нет никаких преград к альтернативному/удаленному/покупному образованию, нет особых требований по его наличию у работодателей, да и уважения к образованности давно нет - так зачем мучились то?
ЭЭэм. И что собственно в этом плохого и печального?
В школе рандомно подобранный коллектив, вы общаетесь по большей части просто потому что вы в одном классе.
В Вузе плюс минус так же.
Более глубоко общаешься с людьми с которыми есть какие то общие интересы и их пересечения.
Во взрослом возрасте ты общаешься с теми людьми которых ты выбираешь сам, кто близок тебе по духу и вот это вот всё.
То что детство, отрочество и юность к сожалению одни и быстро проходят. Потом это никак не вернешь.
Видимо все сильно изменилось со времен моих школьных лет: мы и в походы классом ходили и на выставки/спектакли.
И в ВУЗе вообщем-то первым признаком объединения всегда была именно группа. Конечно была разная степень общения с разными персонажами, но связь группы никогда не терялась: точно также и НГ вместе встречали и на шашлыки ездили. Это вообщем-то и был тот самый коллектив.
А сейчас получается каждый сам за себя, коль уж даже общение идет только с 'интересными людьми и по своему выбору'.
Мсье видимо превратно понимает мои слова.
И в ВУЗе вообщем-то первым признаком объединения всегда была именно группа.Я не сказал что ни с кем не общался в школе. Прекрасно общался, и как выше писал, был душой компании.
И в вузе аналогично.
Но сейчас когда мне 35 лет из школьных друзей я не общаюсь ни с кем, из ВУЗовских с парочкой.
Из времен юности но не из школы и вуза а из разных тусовок так же некоторое количество человек не очень большое.
У нас в вузе не было групп как таковых.
А сейчас получается каждый сам за себя, коль уж даже общение идет только с 'интересными людьми и по своему выбору'.То есть вы сейчас будете общаться с неинтересным, а возможно и неприятным, для себя человеком просто потому что вы с ним когда то в одно группе учились?
,,,,,,,,,,,недостающие запятые оставлю здесь.
У меня были детство отрочество и юность - многие бы позавидовали.
И уж точно нет мысли, что что то не успел или пропустил
Это довольно легко обьяснить тем что средний интеллект VC существенно выше среднего российского гражданина. А как к "задротам" и "ботанам" относятся в типичной школе думаю не надо обьяснять.
Нормальная социальная жизнь всё таки начинается после школы.
'что средний интеллект VC существенно выше среднего российского гражданина'
В морге еще среднюю температуру проверьте, похоже будет.
'А как к "задротам" и "ботанам" относятся в типичной школе'
Относятся так не к ботанам и прости господи 'задротам' а банально к тем кто себя коллективу противопоставляет.
У нас во дворе был товарищ, круглый отличник, очень химию любил. Так с ним тааакие бомбочки мастерили, так знатно бахало что ППС пару раз приезжало.
Вырос, закончил медицинский с красным дипломом, стал деканом.
Уважаемый член общества был и есть.
Ну а у меня в школе и универе ботанов на переменах били и чморили. Что дальше? Я говорю про среднюю ситуацию в средней школе, которых подавляющее большинство. Плюс сильно зависит от года рождения. Я 92 года, а вы?
А не надо говорить за всех, говорите за себя, с конкретикой.
Кто бил, чем бил, как часто бил?
Потому что если начать выяснять то все окажется как всегда: пара подзатыльников да удар портфелем по башке. И то 'не с вами лично а было с другом', 'где-то слышал' - вот это все.
Побои если что это когда толпой бьют, когда бьют ногами лежачего, когда руки и ноги от синяков синие. Не заметить такое ни родители ни учителя не могли, вой бы стоял до небес.
Учился в элитной по тем временам школе. Были одноклассники, которых били толпой, ногами, до синяков, выбитых зубов и сотрясений мозга. Учителя все видели, но никакого воя не стояло.
Школы - это в 90% случаев лютый пиздец. Попасть в хорошую школу и в класс с хорошим коллективом - это большая удача. В остальном - это 10-11 лет потерянного времени.
Ну вот опять. Некая 'элитная школа' и опять 'не со мной лично но я слышал'.
Дайте хоть один конкретный факт.
Или школа на Украине была а?
Если бы вам довелось перевестись в мою школу, то вы ходили бы в обхарканном пиджаке, с рванным портфелем, а я бы вам каждое утро отвешивал леща, чтобы помнили кто вы и что вы.
Уважаемый, вам бы к доктору сходить с такими заявлениями. К серьезному, коль даже во взрослом возрасте такую херню в интернете пишете.
А в детстве у меня все было хорошо, не травили, не травил и травли близких не допускал.
С учетом того что дрались мы тогда через день, двор на двор и часто не только кулаками - за 'леща' такой деятель вполне мог калекой остаться на всю жизнь, прецеденты были.
Но просто так таких разборок не было и за свои слова отвечали.
Вам бы в школку опять сходить, русский похоже не понимаете. Вы же подзатыльники вроде нормой считаете, так вот в моей школе вы бы их каждый день огребали. Попробовали рыпнуться — калекой остались бы.
На вопрос: "Кто ты по жизни?" — сумеете ответить?
Меня просто вымораживает ваша ограниченность, что, мол, у меня в школе не было — значит нигде не было. На самом деле и у вас все было. Просто с эмпатией проблемы и чужие проблемы вам не понять. Прям было бы забавно понаблюдать за вами на месте жертвы травли
Вы в школе розовых единорогов учились? Никогда не видели/не участвовали в травле?
Могу описать пример из моей школы. На перемене выбирали двух самых 'лохов' и заставляли их драться друг с другом. Того, кто по мнению общественности проигрывал, били толпой все присутствующие.
Вылезайте из своего манямирка
Уважаемый, не надо ничего 'описывать' - нужны конкретные факты. Что за школа, какой год и то что происходило лично с вами. Не 'вы слышали/видели' а было лично с вами, где лично вы потерпевшая сторона.
А историй насочинять я и сам могу.
Автор статьи (если вдруг неочевидно) имеет непосредственное отношение к сфере образования - его компания делает LMS, а значит он на прямой связи с чиновниками из Минобразования, директорами школ и тд.
Я также имею определенное отношение к этой сфере, хоть уже и на пенсии.
Но тем не менее, до сих пор неплохо представляю что бы сделали с директором за пару реальных случаев массовых драк, вроде описанной.
Это конкретный факт, в конкретной школе. Могу прислать вам линк на школу, что вы сделаете с этой информацией?
Будете и дальше отрицать действительность?
"Бла бла ваш факт - не правильный факт. Ряяя вы все сочинили, так не бывает. Пришлите видео в 4k из 2010 в качестве пруфов. Ето фейк, дайте ссылку на РТ, где написано, что это правда. "
Что я сделаю это мое дело, не ваше.
Вопрос все тот же: описанное происходило лично с вами? Потерпевший лично вы?
Те лично вы учились в этой школе в такой-то год и стали жертвой вот таких разборок?
Ну лично у меня период был, конечно, интересный. Даже с учетом того, что я ни с кем не тусовался. Но каких-то профитов в дальнейшей жизни не дало, ни с кем регулярно не общаемся в итоге всё равно. Разве что Linkedin прокачан однокурсниками на хороших должностях.
РАЗВЕ ЧТО.
Так ради этого в вуз и ходят )
Потлм на мба еще
Ну так это просто графа на линкедин. Мозгов от этого не прибавляется, общения тоже. Считай просто верификация моего посещения ВУЗа, ведь нарисовать в профиле можно что угодно.
Ну таки социальные связи это главный капитал.
Почти.
В жизни каждого человека есть такая штука, как "первая любовь". Она - как первый зуб, болезненна и бестолкова, но является важной частью формирования организма (в широком смысле) взрослого человека. Чисто физиологически (организм так устроен) она накатывает лет в 15-16, т.е., в старших классах. Цель этой любви - дать человеку новый жизненный опыт. И если ты в силу обстоятельств не смог получить его в 16, то тебе, так или иначе, придётся добирать его позже. Но всё хорошо вовремя. Как молочные зубы должны выпасть к 6 годам, так и зажимать Машку на дискотеке нормально в 16. А в 20 лет уже странно. Поэтому - да, если проскочил школу с ВУЗом, то шансы падают. Т.к., сильно меняется круг общения, интересы окружения ,времени банально не хватает и т.д. В результате ты можешь встретить партнёра, но оказаться банально незрелым (в широком смысле этого слова), поскольку пропустил этап "зажиманий на дискотеке".
ЗЫ. И я уже не говорю про то, что из таких мелочей - будь то обжимание с Машкой или пьянка в восьмом классе - и составляется жизнь. Ибо жизнь, это то - что мы помним. Я не буду говорить про вас, возможно, вы не такой, но вот лично я хорошо помню как трогал Машку за коленку под юбкой и сейчас это вызывает у меня улыбку, а всякие пятерки на олимпиадах и зубрежку забыл как страшный сон.
Без школки первую любовь не испытать? Пионерский лагерь там. В чатике может познакомиться? Тиндер, боже упаси. Нет?
Что конкретно странного в том чтобы зажимать Машек в 20 лет? Не совсем понятна ваша терминология. Какой период "нормальности" и почему?
Я конечно могу провести логическую цепочку от вашей пьянки в восьмом классе к этому тексту. Но вряд ли ваш пример стоит экстраполировать.
Тем более, что мы не знаем, как относилась Машка к тому что вы трогали ее за коленку. Возможно для нее это было изнасилование и из-за чудака вроде вас она покончила жизнь самоубийством или чего еще сделала
Троллей не кормлю.
Пошёл зажимать Машек?
слив засчитан