Офис vs Пофис
О том, как не случилась офисная история, зато случилась пофисная.
В самом начале пути нашего агентства «Целиком», когда еще ничего не было, и я толком не понимал с чего стартовать - не случилась у меня история с инвестором.
Мы встретились, поговорили, договорились и ударили по рукам. Я думал, если не знаешь с чего начать - то надо снять офис, нанять трех-четырех умных-бодрых, и вместе с ними понять куда двигаться, и соответственно двигаться. Таким был мой первоначальный план. Я выдвинул его инвестору, предполагая получить под этот прекрасный план первые деньги. Инвестор мне возразил: «нафига тебе офис?»
И это была лучшая инвестиция с его стороны в трех словах. Я все выходные думал над этими волшебными словами. И потом решил: «пофиг на офис». (И заодно решил, что тогда и инвестор мне не нужен на первом этапе, и мы отложили эту историю)
Так я начал строить Пофисную историю (когда тебе «пофиг на офис»)
По первости было тяжело. У меня начались ломки офисного руководителя. Я привык: все люди под руками, все под глазами, всё под контролем. Всех можешь вдохновить своим видением и оптимизмом, тут же собрать планерку, увидеть потухшие глаза, тут же снова вдохновить своим оптимизмом и так по кругу. Просто, понятно, вольготно.
В пофисе немного по-другому. Людей видишь только на назначенных встречах. И не вживую, а в основном, через экран монитора. Пока был скайп - было совсем грустно. Но потом мы перешли на zoom и стало повеселее. А спустя два-три месяца я уже привык к такому способу ведения бизнеса.
Здесь я хотел описать плюсы и минусы пофиса, как я их вижу на данный момент. На ДАННЫЙ МОМЕНТ.
7 плюсов и 4 минуса пофиса
1.
- вроде, как минус: ты не видишь людей и их настроение.
+ вроде, как плюс: ты не видишь людей и их настроение. Поэтому обсуждаешь только профессиональные вопросы. Сложнее строить нездоровые созависимые связи. Как, пример, частенько, в моей прошлой офисной жизни в офисе - стажер пришел, месяц поработал. На аттестации не очень понятно, чего добился, но руководитель за месяц работы сотрудника уже успел его «полюбить» - ведь все время на глазах, чего-то пыхтел, старался, показывал рвение, успел рассказать, как трудно жить, и как он умрет без нашей работы. В итоге решения, основанные на созависимости. И это только стажер, а если человек давно работает...
2.
- вроде, как минус: когда люди в офисе, они постоянно друг с другом в контакте, появляются новые идеи, мысли, «лайфхаки». В пофисе такого нет.
+ вроде, как плюс: когда люди в офисе, они постоянно друг с другом в контакте и появляется огромное количество транзакционных офисных издержек. Куча разговоров не по делу, кто-то отвлек, кто-то вслух задал вопрос и понеслась.
Я подобное наблюдал в нашем мини-офисе в Красноярске, когда приехал недавно на встречу. Собрались вместе, что нужно обсудили. Потом каждый занялся своим делом. Но вдруг кто-то: «а что-то у меня вот это не получается (банальная вещь)…» и 4 человека дружно отвлеклись и давай ему помогать советами. Через пять минут снова что-то подобное. Когда от таких офисных издержек отвыкаешь - они бросаются в глаза.
В умных книжках пишут, да и по опыту - люди в офисе тратят до 3-х часов в день на такие отвлечения. И далеко не всегда это создание новых идей. В пофисе таких издержек - мало.
В тоже время, мы завели более жесткие требования к коммуникациям - чтобы компенсировать отстуствие офлайн столкновений. На zoom-собрании присутствие всегда с видео. Деймитинг обязательно, потому что это не только про задачи, но и про формирование общего креативного пространства, команды и т.д.
3.
- вроде как минус: сложно всех собрать на общее собрание.
+ вроде как плюс: сложно всех собрать на общее собрание, поэтому проводишь только важные. Кроме того, собрание всегда можно записать (в zoom это очень удобно), кому надо - могут посмотреть позже.
4.
- вроде, как минус: если у человека нет внутренней дисциплины, то без офиса он не сможет решать задачи.
+ вроде, как плюс: не надо работать с теми, у кого проблемы с внутренней дисциплиной. Еще один плюс: спокойно отвечаешь на собеседовании на желание кандидата: «ну, вообще я не очень люблю офис, и люблю путешествовать по миру, и хотел бы работать из разных стран» - «да не вопрос»
5.
+ «плюс»: если встреча начинается в 6.30 утра (потому что в Красноярске, где часть команды - уже 10.30) или начало встречи через 15 минут после твоих переговоров с клиентом в центре Москвы = ты точно знаешь, что успеешь. Варианты, типа «ребят, пробка» - не проходят. Зашел в ближайшее кафе (сел за рабочий стол дома) и подключился ко встрече.
6.
++ «большой плюс»: если у тебя офис в Москве и даже на старте (через полгода-год), когда у тебя 12-15 человек - расходы только на офис+зп+налоги_зп = 1,6-2 млн (при средней зп 80-100 на специалиста), распределяя пофис по стране = расходы на такого же уровня команду составят 0,8-1 млн (средняя зп 40-50 т.р.). Получаем выгоду 0,5 - 1 млн в мес. То есть реально можно сделать цену в два раза дешевле рынка и быстро расти. Ну или получать большую прибыль - что больше нравится. Если ценность офиса отсутствует для клиента, то почему он должен за него платить?
7.
+++ «очень большой плюс»: он личный. Хочется сразу строить бизнес, в котором нет зависимости от меня, как от руководителя, который обязан где-то быть и куда-то приходить, чтобы все работало. Бизнес не должен страдать, если мне приспичит уехать и пожить полгода в Питере, в Испании, в Таиланде или в Марокко и поработать оттуда.
ВЫВОДЫ
Пофис - это не хоум-офис или там коворкинг или полное отсутствие офиса. Это выбор самого удобного смешанного варианта, эффективного сейчас и в данном контексте. Просто важно понять, что офис это далеко не единственный вариант и это самый дорогой вариант.
Я понимаю, что строить пофисную историю сложнее и непривычнее. И для некоторых бизнесов невозможно (например, для пекарни).
В тоже время я понимаю, что принципиально подходы ничем не отличаются. Офис ПРЕДПОЛАГАЕТ прямые коммуникации, но не ГАРАНТИРУЕТ их. (помню, в офисной жизни, приходит ко мне, например, маркетолог - и жалуется на продавцов, что они чего-то не делают. «А ты с ними говорил?» - спрашиваю. - «Нет, я им е-мейл отправил», «А ничего, что они с тобой на одном этаже?» )
Пофис не ОТМЕНЯЕТ прямые коммуникации. Но подразумевает, что их надо СТРОИТЬ. Поэтому здесь больше требований и усилий для их организации.
Просто создаешь потихоньку виртуальный офис - с чатами, корпорталами, дей-митингами, автоматизацией и периодическими оф-лайн тусовками.
Ну и… людям надо доверять конечно.
Звучит все просто. И в тоже время, понимаю, что лично я сам вряд ли бы решился, если бы у меня не было двух-летнего перерыва от офиса. Нашел бы 100 аргументов, почему это не взлетит.
Ну и несколько зарисовок напоследок:
Встреча в Москве. Сильный эксперт, работает в большой компании:
Встреча в Москве. Основатель стартапа (с готовым продуктом и продажами):
Ну так и что?
Завтра в офис? Или таки пришло время изменить подход к работе? 🙂
Стиль вольный и интересный, и это вроде как плюс. Стиль уж больно вольный и часто автора заносит, и это вроде как минус. Некая смесь получилась как коктейль Молотова. Думаю вот, что мне под статьём поставить: пофиг или хорошо? Не решил. Тогда пока просто похор.
Автор верно говорит, что офис для определённых видов деятельности нужен не всегда. Более того, офис может быть вообще не нужен. Я 7 лет работал удалённо, офиса не было, но работать из дома в конце концов меня зае##о. Отсюда вывод, или работайте частично в офисе или работайте вне офиса и одновременно путешествуйте.
Комментарий недоступен
ага, сам отдыхал ноутбуком на коленях)) хотя с видом на море работать однозначно круче))
Я выбираю вариант не работать и путешествовать
Комментарий недоступен
Сергей, поскольку мы маленькие, то у нас пока детские способы.
Мы сознательно на старте отказались от внедрения сложных сервисов, потому как процессы строятся и меняются каждую неделю.
Сейчас все в гуглдоксах + телеграм + zoom.
KPI клиента в Гугл таблице.
Скрам технология в гул Презентации🙂. Главная страница - цель проекта и его стратегия. Дальше цель спринта. И сразу видишь как она соотносится с целью проекта. Отдельный слайд на задачи на день. Поставили задачи.
Поскольку каждое утро дей митинг, то РП открыл презентацию, транслирует ее в зум: все вспомнили цель проекта, цель спринта и посмотрели вчерашние задачи.
Пока такого контроля хватает. Все люди ответственные: либо задачи делают, либо в чате по проекту пишут, что есть сложности.
Дальше посмотрим. Как раз находимся в процессе выбора: trello, wrike, jira и ещё несколько вариантов.
Jira испортилась. Столько там яваскрипта, что все ужасно тормозит и задача по секунд 20-25 иногда открывается. Раньше она летала и перешли на нее... сейчас в раздумьях
Рассмотрите Planfix, хороший конструктор под разные нужды
Не навязываю, но попробуйте Яндекс трекер. Нам зашёл, после всего перечисленного вами + б24 пока остановились на нем.
Спасибо. Он у нас в списке)
ставите задачу, определяете дедлайн. этого не достаточно?
В принципе, всё правильно написано. Думаю, что в будущем такая "безофисная" концепция будет только развиваться. Но всё же есть одна проблема - удалённые сотрудники не чувствуют друг друга в должной степени, т к часто даже не видели друг друга вживую. Наверное, есть смысл хотя бы раз в несколько месяцев устраивать какие-то совместные встречи/корпоративы, чтоб сплотить команду.
Чувствовать друг друга нужно с женой, а не с коллегой. С коллегами нужно иметь только здоровые рабочие отношения. Всю эту херню типа сплотить команду засунь куда нибудь подальше ибо её нахначение - манипуляция сотрудниками.
Не "наверное", категорически и непременно. Но частить не надо, если костяк более-менее стабильный, для "синхронизации" реально хватит и одного солидного корпоратива в год.
Да. Мы тоже решили, что это обязательно. Собираться в Москве-Питере с задачей ближе познакомиться и прокачаться заодно и заодно попутешествовать)
Хоть тема и замусолена со всех сторон, статья все равно получилась интересной. И художник у Вас хороший, иллюстрация огонь!
Еще, в вашем случае важно Олежу на работу не взять:
Да... на такую зп особо не попутешествуешь...
Пофис - хорошая тема на старте. Ещё интровертам понравится. Натянется ли модель пофиса на компанию из >50 человек? Сомневаюсь.
Статья понравилась, пишите ещё )
Спасибо.
Натянется или нет - жизнь покажет. Через год отпишусь)
Мне очень понравилась ваша статья. И даже захотелось у вас поработать, такие лояльные удаленные логичные.
Сравнение офиса с конвеером зашло идеально! Спасибо, что написали!
Ада, пишите - обсудим).
В фб или в телеграм solomonikvik
Статья абсолютно бесполезная, просто ваши мысли по поводу того как вам работается без офиса на удаленке с командой.
Тут в защиту автора можно сказать, что таким путем почти весь контент vc может быть бесполезен. Тут большая часть статей, как и эта, раскрывает собственный опыт.
Подобный подход - удалённых сотрудников, компания Playrix успешно использует уже несколько лет и достаточно много уже на эту тему прочитали докладов. И ещё очень интересно в каких странах живут и путешествуют люди с ЗП в 35-40к, это примерно $550
Ну на 550$ можно жить в некоторых странах ЮВА без особых проблем.
Разве что только в глухой камбоджийской провинции, но там с интернетом беда.
да бросьте. бали индия , лично знаю - живут примерно на такие деньги
Вопрос в качестве такой жизни
Бессмысленый вопрос. Тут у каждого своя линейка. Живут , не голодают.
вероятно, питаясь одним рисом)))
Наша задача сделать так, чтобы очень хорошие специалисты получали очень хорошие деньги
Пофис - хороший термин.
Как раз наступил 4-ый год моего пофиса.
Первые год с половиной точно также как и автор думал сниму офис, вся работа взлетит.
Но после 1,5 года засиживания в офисе (почти один) сделал расчёт, увидел перспективу и сдал обратно офис.
Сейчас компания только растёт, и офис тут вообще не к месту.
Хотя работа из дома тоже начинает доставать.
В прошлом году начал ещё один проект с новой командой, пока тоже пофисимся, но думаю в конце придём к тому что это будет сочетание офиса и пофиса.
Автору спасибо за читабельность!
Вот и я про тоже уже писал, и чем дальше тем сильнее начинает доставать. Нужно из дома куда-то выбираться, например в коворкинг или путешествовать.
Статья выглядит как утешения себя самого
Если есть деятельность, которую можно вести без офиса - ее можно вести при желании
Примеров же популярных и успешных компаний без офиса же только нет при этом даже на уровне ошибки выжившего?
Столько раз zoom упоминается, что похоже на рекламу)
Нет😊 Просто реально крутая штука. И на мой взгляд мастхев при любой удаленной работе. Даже если у тебя офисная история и конференция с филиалами.
пнхофис
Всё зависит от компании и сферы деятельности.