{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как мы алгоритмизировали благотворительность и ежемесячно привлекаем для больных детей миллионы рублей пожертвований

Здравствуйте. Меня зовут Анастасия Черепанова, я директор благотворительного фонда «Жизнь как чудо». Мы помогаем детям с заболеваниями печени. И я здесь не для того, чтобы просить денег.

Я хочу рассказать, как мы не сразу, но смогли настроить эффективную работу – без транзакционных, логистических и организационных потерь. Возможно, наш опыт будет полезен тем, кто работает с людьми и бюджетами.

Благотворительные (или некоммерческие организации (НКО) в российском обществе принято считать компаниями энтузиастов-волонтеров с тонкой душевной организацией. Кто-то до сих пор не воспринимает благотворительные фонды как профессиональную деятельность.

Но с уверенностью могу сказать: наши рабочие процессы сейчас выстроены так, что некоторые коммерческие компании позеленели бы от зависти. Мы сознательно долго к этому шли – выстроить систему по образу и подобию эффективной коммерческой структуры. И мы рады, что сумели (и все еще в процессе).

Нет, мы не получаем прибыли. Но так сложилось, что операции, обследования и лекарства для наших подопечных, больных детей, можно оплатить только деньгами. И мы проверяли: прагматичный подход к организации процессов делает благотворительность только более эффективной.

От редких чудес к масштабной работе: проблемы роста

Когда я пришла работать в фонд 8 лет назад, в 2014 году, он состоял из 3 человек, и двигателем фонда был чистый энтузиазм. Мы занимались исключительно адресной помощью. Вот девочка Маша, ей нужны лекарства на сумму 250 000 рублей. А вот мальчик Ваня, его родителям не хватает 80 000 руб. на оплату операции. С миру по нитке, каждый закрытый сбор — настоящее чудо. В год у нас получалось находить до 8 миллионов рублей – этого хватало на помощь нескольким детям. Всего лишь нескольким, но каждая спасённая жизнь бесценна!

Сегодня мы всё ещё небольшая организация – в нашем штате 14 человек. Зато объемы помощи выросли значительно, а программы фонда охватывают всю Россию. Теперь мы заняты не только адресным сопровождением конкретных пациентов, а начали продвигать улучшения во всей системе государственного здравоохранения. Развиваем диагностику заболеваний печени в регионах, организовываем обучающие конференции для врачей, помогаем с поставкой оборудования, благодаря которому вовремя поставлены уже сотни диагнозов, спасены сотни пациентов. Врачи регулярно пишут нам об этом, и мы постоянно узнаём, что спасаем даже тех, с кем лично не знакомы!

Наш суммарный годовой оборот – до 100 миллионов рублей, и за этой внушительной суммой стоят уже не единицы, а сотни детей, которые вовремя получили помощь.

Команда фонда «Жизнь как чудо»

Но… Чем больше проектов мы придумывали, чем больше пациентов к нам обращалось, тем сложнее оказывалось держать процессы под контролем, ничего не забывать, следить за сроками, явками, поставками, перечислениями, логистикой. Когда у фонда вместо 8 подопечных становится 800 — записи на стикерах, приклеенных к монитору, больше не способствуют контролю, а только множат макулатуру и хаос.

В 2021 г. мы поняли, что нужно полностью переосмыслить и перестроить свою работу, а именно:

  • Осознанно проанализировать собственные процессы и понять, как их можно сделать эффективнее, что автоматизировать, алгоритмизировать и улучшить
  • Собственно внедрить автоматизацию. Выйти из цикла ручного управления, отстроить процессы для масштабирования помощи

Сами мы этого делать не умеем, потому решили пригласить сторонних специалистов, которые способны взвешенно проанализировать нашу систему и выстроить из неё новую.

В общем-то, ещё в 2017 мы приглашали команду автоматизаторов-интеграторов для внедрения CRM, но закончилось это ничем. CRM болталась в недрах сервера мёртвым грузом. Ещё одна команда автоматизаторов ожидала, что мы подробно распишем им ТЗ в виде алгоритмов: что и как делать, а они под эти алгоритмы подложат автоматику. Но мы в своей работе почти всегда знаем только конечную точку: куда нам нужно прийти, какую задачу решить, а как конкретно это будет происходить – определяется в процессе на основе ряда переменных. Грубо говоря, у нас есть фото торта, который мы хотим, а автоматизаторы говорят, что помогут нам испечь торт, если мы дадим рецепт. Но мы не знаем рецепта.

В общем, нам нужны были автоматизаторы, которые не ждут, что мы покажем им уже выстроенные процессы, а которые смогли бы сами выстроить эти процессы, если мы опишем бизнес-функциональные требования. То есть дадим специалистам «фото торта», картинку желаемого будущего — и получим «рецепт» – пошаговый план, как достичь этого будущего.

Однажды здесь, на vc.ru, я прочитала статью бизнес-спецназа Амивео, который в пух и прах раскритиковал одну известную НКО за неправильную организацию работы. И мы с ребятами из фонда «Жизнь как чудо» начали осторожно прикидывать: вот эти неприятные люди из Амивео, которые говорят такие обидные и, черт возьми, полезные вещи, могут показать нам, как расти? Решили узнать это весьма неочевидным способом: просто пойти к Амивео и спросить.

Мы тревожились, обращаясь к Амивео, поскольку бизнес-спецназ даёт 30% скидку на свои услуги только масштабным и сложным НКО. А мы тогда не знали: вдруг «Жизнь как чудо» сложна и масштабна ровно настолько, чтобы мы сами уже потеряли управление, – но ещё недостаточно для того, чтобы бизнес-спецназ Амивео был готов взяться за наш проект? Однако Амивео за нас взялся, предоставив вожделенную скидку «Для сложных НКО».

Дальше я расскажу, как эксперты с опытом настройки операционных и бизнес-процессов помогают нам во всех трёх направлениях нашей не-бизнес-деятельности.

  1. Привлечение денег от благотворителей (опосредовано)
  2. Работа с детьми и их семьями
  3. Работа с врачами и клиниками

Прокачать фандрайзинг с помощью e-mail-рассылок

Чем сектор НКО действительно отличается от бизнеса — так это структурой финансовых потоков. В бизнесе компания взаимодействует с клиентом, обменивая товары и услуги на деньги. В некоммерческом секторе эта пара выглядит как условный «клиент» — получатель помощи, и фонд со своими «услугами». Но денег ни у одной из сторон нет. Нужна третья сторона – благотворитель.

Сборы во время благотворительной распродажи

И вот тут главное — понимать: люди жертвуют деньги на благотворительность не потому, что рассчитывают единолично разобраться с заболеваниями (в данном случае) печени. И очень маленький процент жертвователей желает глобально снизить статистику детской смертности от конкретных заболеваний.

В массе своей люди и организации становятся благотворителями по другим причинам:

  • эмпатия, основанная на схожем опыте,
  • доверие,
  • сочувствие конкретным историям, семьям,
  • социальная ответственность.

Аня Преловская с мамой. Одна из историй, которые закончились хорошо

И фандрайзинг — не про то, чтобы выбить из человека денег, а про то, чтобы достучаться до самой светлой стороны человека. Для этого нужно хорошо понимать того, к кому обращаешься.

В базе благотворителей фонда – 60 000 адресатов. Основной инструмент коммуникации с ними — электронная почта. Мы рассылаем благодарственные письма всем, кто помог нам за прошедший месяц, отправляем приветственные сообщения новым благотворителям, шлём отчёты с историями наших пациентов тем, кто принял участие в их судьбе. Нам важно сказать спасибо каждому.

Много лет подряд мы писали шаблонное письмо и ставили всех получателей в скрытую копию. Вручную!!! По 500 контактов за раз, и ещё нужно было убедить почтового провайдера, что это не спам. С каждой такой рассылки мы получали около 20 000 ₽ новых пожертвований. Конечно, речи о какой-либо аналитике аудитории вообще не шло. Вся сегментация происходила в табличке Excel. Мой коллега, Павел, который отвечает в фонде за фандрайзинг, колдовал над формулами и регулярно вносил в таблицу по несколько сотен новых строк — вручную.

Когда мы начали осваивать рассылочные сервисы с сегментацией и аналитикой, то спустя год выстраивания коммуникации с каждым сегментом доноров, мы смогли получить с одной из рассылок 1 200 000 ₽ — в 60 раз больше!

И первое, с чем нам помогли ребята из Амивео — интеграция базы данных наших дарителей с CRM. Именно тогда нам впервые удалось отчётливо разглядеть свою аудиторию и структуру наших доходов. Мы подозревали, что эта информация ценная, но только с помощью полноценной автоматизации поняли, насколько она ценна. Это было похоже на выход из двумерного плоского мира в 3D. Теперь можно в пару кликов узнать, с какой частотой и какого размера делает пожертвования каждый из благотворителей, как давно мы общались с любым из них. Например, это позволяет не направлять человеку больше двух писем в месяц. Мы адекватно персонализируем письма. Предпринимателям – одни, спортсменам – другие, родителям школьников — третьи: под каждую группу у нас есть отдельный проект, и мы пишем дарителю именно о нём.

Участники благотворительного забега

Не говоря уж о том, что теперь в письма автоматически подставляется вежливое обращение по имени. Это кажется мелочью, но когда освобождаешься от тысячи таких мелочей — получаешь массу времени для более полезных дел.

Наконец мы ясно видим, как поток пожертвований реагирует на каждую нашу рассылку, можем управлять этим потоком и делать прогнозы.

Но по-настоящему только в последний год мы осознали пользу порядка в рассылках.

Тяжёлый 2022-й заставил людей беречь каждый рубль. Статьи расходов вроде пожертвований сокращались первыми, и мы опасались остаться без денег. Но объём финансовой помощи не только не прекратился, а ощутимо увеличился, даже в самые первые «тряские» месяцы.

В марте-апреле, как видите, каждый год происходят значительные «качели», отчасти связанные с закрытием отчётных периодов. У некоторых наших жертвователей отчётный год заканчивается в марте, а не в январе, и решение о перечислении крупных сумм в адрес нашего фонда может быть принято и в конце, и в начале этого периода. Эффективность «работы по-новому» оцениваем на горизонте 4 месяцев: в 2020 году за четыре месяца мы собирали 16 млн руб., в 2021 году — 29 млн руб. за тот же период, в кризисном 2022 году —31 млн руб.

Работа с подопечными: макрокосмос микроменеджмента

Помочь больному ребёнку — это не всегда означает «найти ему редкое дорогое лекарство». Хотя это тоже значительная часть нашей работы. Но для кого-то помощь — это вовремя записаться на прием к специалисту. Или помочь снизить страхи и риски перед сложной операцией. Мы помогаем семьям по всей России и часто ребята из разных уголков страны приезжают на прием в федеральные центры в Москву – когда нужно ехать с другого конца страны, то приём у «того самого доктора» превращается в сложное организованное приключение, и мы помогаем это устроить.

Бывает, наши пациенты приезжают в Москву за спасительной операцией по трансплантации печени и попадают в лист ожидания органа. Претенденту на донорский орган необходимо постоянно находиться рядом с клиникой, чтобы иметь возможность приехать туда в течение двух-трех часов, а ведь ожидание может растянуться на месяцы… и даже годы.

За каждым большим свершением — масса микродвижений, микрорешений: бронирование билетов и жилья, созвоны с клиниками, консультации с врачами и родными пациента, приобретение лекарств, назначение и организация обследования…

Всем этим заняты кураторы. За каждым из них закреплено несколько десятков пациентов, и каждый куратор знает о «своих» подопечных буквально всё. Кому какое спецпитание рекомендовал врач, как здоровьице и что нужно сделать, чтобы стало лучше, о чём уже договорились, что ещё нужно решить и в какой последовательности нужно это решать. Историю взаимодействия с конкретной семьёй наш куратор – ангел-хранитель бережёт в своём сердце, памяти и в табличке Excel.

Поэтому сейчас каждый наш куратор — незаменим… не только в хорошем, но и в плохом смысле слова. Если он уйдёт в отпуск или на больничный — мы потратим огромное количество времени, чтобы получить сведения о его подопечном, восстановить целостную картину по конкретной ситуации.

Пока кураторов трое – это решается в ручном режиме. Но фонд расширяется. Придёт день – кураторов станет 5, 6 ... 15. Без формализованной, стандартизированной и прозрачной системы контроля наступит хаос.

Поэтому следующий большой этап автоматизации — работа над тем, чтобы любой куратор мог «подхватить» и повести любого пациента, любую семью. И если кого-то из кураторов не окажется на месте, это не повлечёт никаких сбоев, драматических потерь времени и логистических ошибок.

Для этого Амивео помогает нам сделать систему сведений о подопечных единой и логично структурированной. Чтобы специалист в фонде мог открыть общую базу, быстро найти там ребёнка по фамилии, однозначно его идентифицировать, увидеть контакты его родителей или опекунов, отследить сразу всю нужную и важную информацию, подхватить процессы на лету.

И то, что когда-то было организационным подвигом, в полном объёме доступным лишь одному посвящённому, делается систематизированной рутиной, с которой справится любой сотрудник. Такой подход даст нам главное: прогнозируемость и стабильность помощи. Отсутствие сюрпризов в нашей работе — огромный плюс.

Работа с врачами: ставим чудеса на поток

Историю наших подопечных упрощённо можно описать так: жил-был обычный малыш, а потом почувствовал себя плохо и обычная жизнь семьи на этом закончилась. Мы встречаем семью в момент, когда случилась беда. И нас всегда волновал вопрос: что можно сделать, чтобы наши встречи с такими детьми случались раньше, чем «всё пропало», а может быть и вовсе не случались? Вопрос был прост, да ответ – в целом ясен: нужно развивать раннюю диагностику на местах.

Так родился один из проектов фонда «Гипераммониемия». Это страшное медицинское слово означает повышенный уровень аммиака в крови новорожденного — симптом серьёзных нарушений в организме. Это приводит к поражению центральной нервной системы, тяжелейшим неврологическим расстройствам и в самых сложных случаях – к коме и гибели ребёнка. Однако если гипераммониемию вовремя диагностировать, у малыша есть шанс выжить. Для диагностики «всего-то» нужно иметь специальный аппарат в каждой детской реанимации родильных домов ( или возможность провести исследование в лабораторных условиях) и специалистов, способных вовремя выявить патологию.

И мы занялись повышением квалификации врачей по всей стране. Приглашаем специалистов из профильных федеральных учреждений проводить курсы: обучающие лекции, тренинги, консультации для региональных медицинских центров по диагностике заболеваний, ассоциированных с гипераммониемией и тактике ведения пациентов с данной патологией.

Чтобы теория не пропала втуне, мы сразу занялись практикой. В рамках проекта фонд закупает аппараты для измерения уровня аммиака в крови и расходные материалы к ним. На конец 2021 год цифры по проекту выглядят так:

Но самая главная статистика такова: из 332 детей, которых протестировали на этих аппаратах обученные нами врачи, у 37% выявили гипераммониемию и успели принять меры. Это 124 ребёнка. И часть из них мы смогли вырвать из статистики детской смертности!

Теперь самое главное – это сбор корректной статистики, вот с этим процессом мы и разбираемся сейчас вместе с Амивео, как в нашей системе отображать клиники, в какие из них мы уже смогли закупить приборы, а какие еще только ждут поставки.

Итак, наш вывод: эффективная благотворительность невозможна без бизнес-подхода

Обычно люди, которые управляют благотворительными фондами, попадают туда не после завершения программы MBA, а после многих лет волонтёрства. Человеческие отношения в секторе НКО всегда важнее управленческих навыков. И когда мы призываем к себе «варягов» с менеджерскими компетенциями, нам важно человеческое же отношение к нам самим.

Я выше обозначила, что ранее у нас уже были попытки автоматизировать процессы с двумя командами разработчиков. Но только бизнес-спецназ Амивео смог сдвинуть это дело с мёртвой точки. Эти люди оказались первыми, кто нас по-настоящему услышал и смог облегчить нам жизнь, а не усложнить её.

Благотворительность можно и нужно автоматизировать, структурировать, масштабировать, повысить её эффективность и защищённость от ошибок. В конечном итоге – увеличить производительность сотрудников благотворительного фонда.

Для коммерческой компании рост производительности сотрудников означал бы дополнительно полученные миллионы, а для нас рост производительности – это сотни спасённых детских жизней.

Звучит как чудо. Обыкновенное чудо, которое случается там, где кто-то хорошо поработал.

0
127 комментариев
Написать комментарий...
Качан Водки

Очередная цифровая цыганка лохов разводит. Надеюсь, прокуратура их провери.

Ответить
Развернуть ветку
Настя Черепанова
Автор

Цыганка вместе с прокуратурой в региональные минздравы ездила и закупку лекарственных препаратов добивалась для подопечных. Ну вы хотя бы зашли бы на сайт, в инсту, посмотрели, что делает фонд. Ну вот чесно слово...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Качан Водки

А как ты думаешь, почему?

Ответить
Развернуть ветку
Качан Водки

это же ее бизнес

Ответить
Развернуть ветку
Настя Черепанова
Автор

Это не мой бизнес, это моя работа.

Ответить
Развернуть ветку
Качан Водки

Ну значит тебе не достается

Ответить
Развернуть ветку
124 комментария
Раскрывать всегда