{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Все важное, что нужно знать обывателю (дедушке, бабушке) о лекарственных средствах. И не только знать, но и применять!

Целевой аудиторией данной статьи является обычный человек и написана она максимально понятным языком с наименьшим количеством специальных терминов. Цель ее помочь сделать правильный выбор в условиях практически нерегулируемой свободной конкуренции в области лекарственного обеспечения.

По профильному образованию я провизор, простыми словами фармацевт с высшим образованием. И мои уши сворачиваются в трубочку, когда я слышу, например, по радио России, очередную брехню из серии «наша компания запатентовала не имеющее аналогов в мире средство против старения на основе морских водорослей» и тому подобный бред, на который покупаются от мала до велика. Величина обмана зависит только от красивого и «правдоподобного» описания данного средства и сценария рассказа о нем.

Реклама работает.

Летом 2002 года я работал в Нижнем Новгороде в справочной службе одной аптечной сети. И у этой аптечной сети был свой отдел закупок, который совместно с назовем его «дистрибьютором» закупил фигурные магниты на веревочке, которые надо вешать на шею, обладающие исцеляющей способностью. Но наш отдел закупок не поставил в известность справочную службу об этой операции и, кажется это была суббота, мне с утра начали звонить люди, нуждавшиеся в подтверждении от меня заявленных исцеляющих способностей этого магнита. Но повторюсь, я не был извещен об этой операции и, поэтому, со спокойной душой начал просто обсир...ть чудотворный магнит. В результате операция отдела закупок и «дистрибьютора» пошла не по намеченному плану. У «дистрибьютора» были запланированы собрания с народом для рассказа о чудодейственных свойствах магнита во всех районах Нижнего Новгорода по кругу с разницей часа в два, чтобы охватить весь город, но где-то на третьем собрании к ним нагрянула милиция, в то время еще милиция, и оставшиеся собрания так и не были проведены. Обман был предотвращен.

Кот Базилио и лиса Алиса

Но такой же обман совершается сейчас, совершенно законно и на каждом шагу под масками различных БАДов (биологически активных добавок) из тех же морских водорослей и различных аппаратов, часто имеющих в своем строении что-то наподобие чудотворных магнитов. Красивая презентабельная упаковка, заумный рассказ продавца, наличие свидетелей, применявших средство и подтверждающих заявленное действие, и отсутствие непредупрежденной справочной службы довершают начатое. Принцип действия основывается на песне из одного мультфильма «На хвастуна не нужен нож, ему немного подпоешь и делай с ним, что хошь.» Только здесь хвастун заменяется на слово дурак, но принцип действия остается прежним.

Всегда продажи, независимо от продаваемого продукта, это затраты на рекламу, лекции и работу людей, в чьи рабочие обязанности входит убедить вас купить определенный продукт, и далеко не всегда будет правдой то, что говорит такой человек. Каждый обыватель должен знать об этом и учитывать при принятии своего решения о покупке того или иного продукта или любого другого решения. Ведь мы живем при капитализме вот уже тридцать лет и пора избавиться от принятия всего на веру согласно привычке русского Ивана.

Как же не стать обманутым при обращении в аптеку и покупке лекарственных средств?

В первую очередь надо знать, что существуют лекарственные средства, обращение которых на территории России регулирует Федеральный Закон № 61 от 12.04.2010 «Об обращении лекарственных средств», и биологически активные добавки (БАДы), которые отнесены к пищевой продукции. И те и другие продаются в аптеках. Обращение биологически активных добавок регулируется законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов», а также рядом других постановлений. В целом нормативная база широкая и одна биологически активная добавка попадает под действие целого ряда законов.

Также надо знать, что в соответствии с Российским законодательством реклама рецептурных лекарственных средств запрещена и назначать такое лекарственное средство имеет право только врач. То есть, услышав о пилюле вечной молодости в рекламе, вы все равно не купите ее, вы купите просто разновидность пищевого продукта, который называют пилюлей вечной молодости. Все, что рекламируется по телевизору или в газете не для специалистов, является БАДом или лекарственным средством, отпускаемым без рецепта.

Лекарственные средства должны проходить строгий контроль качества, который, помимо всего прочего, включает количественное определение действующего вещества. Вещества, за счет которого данное лекарственное средство действует. Тогда как отнесение биологически активных добавок к пищевой продукции уже говорит о отсутствии требования в отношении их эффективности. При этом законы регулируют только их безопасность, условия производства, хранения и транспортировки, в то время как состав, их действие или бездействие, регламентируются самой компанией производителем. Следовательно, напрашивается вывод, даже при большой цене БАД она может быть, и часто, бесполезная для здоровья (хорошо, что не вредная).

Для полноты картины надо сказать и о том, что действие некоторых лекарственных средств также не доказано. Например, циннаризин. Он неэффективен как средство для улучшения мозгового кровообращения. Сейчас его применение ограничено небольшим числом показаний. Еще один пример Эссенциале, препарат, занимающий лидирующие места по объемам продаж. Таких примеров много и чтобы знать наверняка, что вы покупаете препарат с доказанной эффективностью, стоит покопаться в интернете и почитать достоверную о нем информацию. Что уж тут говорить про БАДы и разные непонятные аппараты.

В настоящее время наилучшим подходом к применению какого-либо лекарственного средства является доказательная медицина. Здесь эффективность лекарственного средства доказывается статистически, то есть математически, на большом числе пациентов в сравнении с другими лекарствами, в сравнении с отсутствием лечения и в сравнении с плацебо, когда человек принимает «пустышку». А с математикой не поспоришь! Хотя кого-то все равно можно убедить, что дважды два пусть не пять, но четыре с половиной…

Самым широко известным примером доказанной эффективности является снижение смертности по сердечно-сосудистым причинам при применении лекарств четырех групп: диуретиков, ингибиторов ангиотензин-превращающего фермента, блокаторов кальциевых каналов и бета-блокаторов. За более подробной информацией по этому вопросу надо обращаться к врачам.

А с математикой не поспоришь!

Кроме доказательной базы в медицине существует правило стандартного лечения или терапии первой линии. Информацию по ним можно найти в клинических рекомендациях по лечению того или иного заболевания ассоциации врачей из данной области здравоохранения. То есть существует схема лечения определенного заболевания, принятая за стандарт. И здесь также применяется принцип доказательной медицины, когда новая схема лечения сравнивается со стандартной и новая схема должна быть статистически лучше стандартной, чтобы ее приняли на вооружение врачи. Эффективность должна быть доказана математически! И тогда один широко рекламируемый десять лет назад препарат висмута трикалия дицитрата, не буду называть его торговое название, для лечения гастрита может выступать только как дополнение к стандартной схеме, но никак не основным препаратом. А ведь врачи могут назначать его в качестве монотерапии без всякого стандартного лечения просто потому, что их попросил об этом, или заплатил за это, медицинский представитель компании производителя данного препарата, то есть тот самый человек, в чьи рабочие обязанности входит убедить вас купить определенный продукт.

Часто так бывает, что сравнение нового препарата показывает, что он статистически не лучше старого, или даже хуже, но компания производитель все равно принимает решение о его выпуске на рынок, чтобы компенсировать огромные затраты на его исследования. Тут в дело включаются медицинские представители этой компании, которые проводят беседы и посещают всех профильных врачей амбулаторий, поликлиник и больниц, а иногда и провизоров и фармацевтов в аптеках, чтобы всеми правдами и неправдами уговорить врача назначать, а фармацевта или провизора продавать и рекомендовать лекарственное средство данного производителя. Ведь именно за это компания производитель и платит деньги своим медицинским представителям.

чтобы купить настойку боярышника...

С другой стороны является достоверным тот факт, что в обществе, в котором население тратит определенную часть своего дохода в аптеках, продолжительность жизни выше по сравнению с обществом, в котором население заходит в аптеку главным образом, чтобы купить настойку боярышника. Это говорит об обеспеченности такого общества. И чем большую долю своего дохода вы оставляете в аптеке, тем дольше вы живете. ДАЖЕ если покупаете неэффективные БАДы. И объясняется это тем, что у такого населения есть, назовем его пусть «избыток» денежных средств и такое население думает о своем здоровье. Наряду с тратами в аптеке вы покупаете качественные продукты питания, больше времени тратите на отдых, походы в кафе и кинотеатры, меньше времени тратите на рутину, необходимую для существования, больше времени уделяете своему здоровью, то есть измеряете давление и следите за физической формой.

Наконец, настало время перейти к еще одному понятию современной медицины. Для этого для примера возьмем широко рекламируемый в настоящее время крем «Долгит» в желтой упаковке. Так почему аптечные работники могут продать бабушке «Долгит», но не в желтой упаковке? Потому что «Долгит» это торговое наименование лекарственного препарата, который выпускает компания «Долоргит ГмбХ и Ко.КГ», Германия. А торговое наименование лекарственного средства это название препарата, присвоенное его разработчиком или производителем. Действующим веществом здесь является ибупрофен, который выпускается также под большим количеством других торговых названий другими производителями. На просьбу «Долгит в желтой упаковке» аптечный работник может продать мазь ибупрофена Российского производства и будет по своему прав, ведь и там и здесь действующим веществом является ибупрофен. Ибупрофен это международное непатентованное наименование (МНН) вещества, то есть название, рекомендованное ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения). По МНН можно однозначно сказать, что содержит данный препарат. Также аптечный работник может продать крем, например, кетопрофена (МНН), близкого по структуре лекарственного средства того же класса, что и ибупрофен.

В действительности может быть так, что «Долгит» не в желтой упаковке помогать будет хуже или не будет помогать вообще, ведь он может быть выпущен производителем, использующим для производства дешевое некачественное сырье. Хотя такого не должно быть «по идее», ведь подразумевается, что все лекарственные средства качественные и проходят одинаковый контроль качества. Но от фальсификатов и подделок, также как и от некачественных препаратов, никто не застрахован. И действие лучше также исключать нельзя.

Вот, в общем-то и все, о чем я хотел рассказать в данной статье. Примеры здесь приведены только для демонстрации подходов и понятий, используемых в современном мире лекарственных средств. Статья не претендует на всеобъемлемость и просто призывает думать головой при покупке лекарственных средств с учетом описанного выше. Надеюсь, я доходчиво объяснил специфику мира лекарственных средств и статья поможет сделать правильный выбор.

0
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда