{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как я работала онлайн-лектором в итальянском университете: подсказки на окне, дрожащий голос и первые успехи

В 2022 я начала активно сотрудничать с двумя итальянскими университетами в качестве удалённого (то есть online) guest lecturer. Я рассказывала о том, как устроены технические компании в разных странах и как работают продуктовые команды изнутри. Моими студентами были люди с разным опытом работы и бэкграундом, и необходимо было построить лекции так, чтобы они были актуальны для различных категорий слушателей.

Моя первая лекция стала для меня настоящим челленджем. Это был мой первый опыт публичного выступления на английском языке за рамками встреч и статус апдейтов внутри компании. Днем и ночью передо мной стояли лица незнакомых мне еще пятнадцати студентов, перед которыми я должна была выступать. Я отрепетировала свой case study более 20 раз, обклеила, как детектив из какого-нибудь Neflix-сериала, подсказками окно в комнате, и распечатала весь текст своего выступления — на случай, если во время лекции что-то пойдет совсем не так. Выступала я стоя, руки предательски дрожали, но я смогла удержаться от того, чтобы читать весь текст с листа, а подсказки на окне действительно пригодились.

Сейчас я готовлюсь так же тщательно, но выступаю уже сидя, пропала дрожь в руках, а окно очистилось от наклеек с подсказками. Проанализировав свой опыт, я сделала небольшое резюме о том, как я делала свои первые шаги в выступлениях, какие ошибки совершала и как их исправляла. Буду рада, если этот текст окажется полезным.

Небольшое, но важное отступление, помогающее понять контекст: после каждой лекции студенты заполняли форму фидбека, благодаря которому я могла оперативно вносить изменения в свои будущие выступления и постоянно их улучшать.

  • Аудитория

На одной из первых (для меня) лекций я рассказывала про data driven подход языком, привычным для общения между мной и коллегами. Но для студентов он оказался очень перегруженным терминами, и в процессе выступления они задавали очень много вопросов, прося разъяснить то или иное слово.

Какие выводы я сделала:

В первую очередь нужно очень внимательно изучить аудиторию, перед которой вы готовитесь выступать. Сейчас, перед каждой моей лекцией, я прошу у профессора список группы, чтобы посмотреть, какое у них основное направление в обучении и на каком они курсе. Это информация станет для вас ценным подспорьем для выбора словаря, который вы будете использовать. Не все ребята с первого/второго года бакалавриата смогут понять, что такое дерево метрик и зачем искать ту самую North Star. За этим важно следить не только когда вы читаете лекцию, но и отвечаете на вопросы :)

  • Визуал — не пауэр пойнтом едины

Я начала пробовать разные форматы визуальной презентации материала и поняла, что привычные слайды уже всем, мягко говоря, надоели, включая меня, поэтому я рискнула сделать одну из лекций в миро. Фидбек был очень теплым, все отметили удобность нового формата. Теперь я пользуюсь им в большинстве случаев. Мой совет будет кратким — будьте креативны. Студенты — аудитория не из легких, поэтому к визуалам нужно подходить очень тщательно и постоянно искать новые форматы.

  • Внимание аудитории

Одной из тем моего case study были исследования, и спустя некоторое время я с ужасом обнаружила, что моя аудитория откровенно дремлет. Я была в отчаянии — ведь я подготовила примеры, которые заранее презентавала на тестовых прогонах, дабы проверить их «интересность»!

Как исправила:

Каким бы занимательным и полезным не был ваш доклад, после 7 минут слушатели неизбежно начнут отвлекаться. Я исправила это добавлением интерактива в виде ментимитра. Так как я онлайн лектор и слушать вопросы/ ответы из зала просто физически затруднительно, то этот инструмент реально спасает и держит внимание аудитории. Главное — не переборщить.

  • Интерес к теме

Во время подготовки презентации о продуктовых компаниях, я собрала основные темы, которые мне показались наиболее важными: культура, структура, аналитика и метрики, команды и роли, продуктовые исследования, жизненные циклы продукта и проекта. Основное внимание я уделила исследованиям и командам. После обратной связи студентов, я увидела, что всем хотелось послушать побольше про метрики, и они ушли с ощущением, что лекция была не совсем полноценной.

Как исправила:

Перед каждый выступлением я теперь направляю своей аудитории небольшой опрос с возможностью выбрать темы, на которых им бы хотелось задержаться побольше. Задавая направление разговора, например, «метрики», я прошу выбрать, на что именно сделать упор. Таким образом я проявляю уважение к своей аудитории и ее интересам и налаживаю с ней контакт.

  • Уровень детализации

Одной из тем моего выступления однажды была CJM. Для презентации я взяла реальную карту, убрав из нее 2/3, но оставив, на мой взгляд, самое важное — множество деталей, чтобы продемонстрировать ребятам, как важно помнить о пользовательском опыте и делать его максимально продуманным и качественным. В итоге — студенты просто утонули в этих самых деталях, потеряв нить повествования. Не помогли ни нумерация, ни акценты, ни ментимитер…

Даже рассказывая о чем-то очень близком для пользователя, нужно помнить о golden rule — не больше одного акцента на секцию (либо слайд и так далее).

Как исправила:

Здесь вам поможет только жёсткий контроль контента с вашей стороны.

  • Волнение

Первый раз я выступала стоя, решив, что при опоре на ноги волнения будет меньше. В реальности все оказалось намного сложнее. Я не знала, куда деть руки, корпус выписывал восьмерки перед камерой… Следующие выступления я проводила исключительно сидя на стуле и руками на столе.

Что еще работает лично для меня:

  1. Пить исключительно воду, отказавшись от чая и кофе;
  2. Не прогонять презентацию меньше, чем за 5-7 часов до выступления. Запомнить или переделать уже не получится, а вот расстроиться, если не идеально — очень легко;
  3. Не бояться вопросов и комментариев из зала. Если кто-то дополнил ответ и это дополнение было лучше, чем то, что сказали вы ( у меня так было с вопросами про развивающиеся рынки для стартапов), это не повод расстраиваться, а, наоборот, сказать «спасибо, что добавили, очень полезно» ;
  4. Не переживать за свой английский! Ошибки делают все, а если себя же и поправлять во время выступления, то лучше звучать вы точно не будете!
  5. Шутки и смешные истории работают всегда, вспомнить что-то из своего опыта и поделиться этим в начале лекции — бесценно, и задаст хорошее настроение всему выступлению!

Волнение — это нормально. Даже если выступать ежедневно, оно все равно будет. Пробуйте разные инструменты и всегда просите обратную связь — она будет самым ценным источником роста!

И не забывайте добавить в конце слайд с контактами :)

прогон перед первым выступлением
0
3 комментария
Timur Agaev

это классный опыт, вы настоящий молодец)

Ответить
Развернуть ветку
Sam

вы очень ответственный человек. как сейчас дела обстоят с преподаванием дистанционным вашим в зарубежных вузах?

Ответить
Развернуть ветку
Dasha Vorobeva
Автор

Спасибо!
Продолжаю, с конца января буду снова выступать :)

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда