60 дней фильмов
и сериалов по промокоду:
VC60
Забрать
60 дней подписки Яндекс Плюс бесплатно для новых пользователей, ранее не оформлявших подписку Яндекс Плюс либо подписки, её включающие, при условии привязки банковской карты. Далее — автопродление: 199 ₽/месяц. Действует на территории РФ. Активировать до 30.08.2021 г. https://hd.kinopoisk.ru/gift. Условия: clck.ru/FMQND.
18+
Личный опыт
Sasha Rempel

Проектируй это: как сэкономить до 40% бюджета на разработке

В течение рабочего года мне приходится общаться, без преувеличения, с сотнями заказчиков. 200–250 заявок на разработку различных продуктов и решений мы ежегодно оцениваем с точки зрения необходимых для этого ресурсов, сроков и бюджета.

Примерно каждая третья заявка - это история заказчика о том, как он уже начинал процесс разработки, получил неудовлетворительный результат и теперь нужно переделать все заново. Плюс небольшое лирическое отступление о разрыве отношений с предыдущим подрядчиком, о том, как вместо трех месяцев работа выполнялась двенадцать, но в итоге так и не была завершена.
Бывает.

И после деликатных слов сочувствия я задаю вопрос, который обычно все ставит на свои места: «А можно посмотреть проектную документацию?». На местах все оказывается после ответа, который я слышу чаще всего: «А у нас такой нет».

Тогда я задаю следующий вопрос — почему? Ведь это нормальная практика — брать в поход предварительно изученную карту местности и приступать к стройке только после того, как получим от архитектурного бюро завершенный проект со сметой? Почему в случае с цифровыми проектами компетентные, вроде бы, люди поступают по-другому?

Вероятнее всего, дело в несколько упрощенном восприятии вопроса. Ну что там, казалось бы, разрабатывать: тут вот это, тут то, все это вместе очень просто. Хорошо проработанный сервис или приложение выглядят очень просто с точки зрения пользователя, который чаще опирается именно на визуальное восприятие. Как некий набор визуальных элементов, который как-то работает.

Да-да, «хорошо развитая технология неотличима от магии», примерно так. Но попробуйте просто описать словами логику работы хотя бы одного, не самого сложного функционального блока какого-нибудь сайта и вы сами не заметите, как напишете несколько абзацев — и ещё наверняка что-то упустите. Не говоря уже о том, что это будет описание, не учитывающее подкапотные связи этого блока с другими.

Впрочем, грешат этим не только заказчики. Многие разработчики подходят к реализации проекта «от дизайна», игнорируя этап составления технической документации. Они просто разрабатывают решение, опираясь на макеты, нередко созданные не совсем компетентными в вопросах UX людьми.

Вместе с тем, существует высокая степень недоверия к экспертным рассказам о специфике работы с технологиями. Возможно, этому способствует укоренившееся в российском бизнес-мышлении суждение «Не обманешь — не продашь». Заказчик с огромной осторожностью относится к словам о необходимости внедрения/использования определенных решений, о сложностях, которые могут возникнуть на пути реализации проекта. Однако часто ни к чему, кроме нарастающей технической безграмотности такая осторожность не приводит.

Примерно половина из заказчиков, с которыми мне приходилось общаться в течение последних трех лет, имеет представление о том, что такое клиентская и серверная части. Из этой половины примерно половина знает, насколько серверная часть важна. И что она не исчерпывается различными CMS и может, а в ряде случаев просто должна быть реализована с нуля, чтобы сохранить возможности для дальнейшего масштабирования и гибкость к изменениям.

Бэкенд, если говорить языком аналогий — это как мотор автомобиля. Он под капотом, его не видно. Всё, что заметно снаружи: двери, салон, приборная панель — есть интерфейс, клиентская часть, которая установлена на телефоне или компьютере в виде приложения. Но без мотора машины не ездят.

На бэкенде реализована вся логика сервиса: бизнес-логика и логика внутренних взаимодействий. Здесь происходит обработка данных, которые находятся на внутренней стороне сервиса, и те, которые поступают извне, от клиентской стороны сервиса.

Реализованная на бэкенде логика сервиса, должна быть прежде описана в строгой форме. Как правило, для этого используются UML-диаграмма (описание всех экранов и элементов, которые должны войти в интерфейс), структурная диаграмма (концептуальная модель, которая описывает атрибуты объектов и их связь между собой) и спецификация требований (сопутствующий текст с четко определенной терминологией). Текст описывает систему, что и как в ней работает, как и что в ней взаимосвязано.

Приниматься за реализацию более-менее сложных проектов без разработанный спецификации требований — это как начинать строительство здания без проектной документации: заведомо провальное дело.

Даже в более-менее обеспеченных документацией проектах мы часто сталкиваемся с неучтенными моментами, поскольку практически любой IT-проект — история длинная и сложная, с огромным количеством постоянно генерируемых вводных.

Соответственно, чем детальнее мы проработаем проект перед стартом, тем с меньшим количеством проблем нам придется столкнуться позже, тем лучше мы будем готовы к устранению «белых пятен». Хорошо составленная документация помогает нам контролировать рабочий процесс, соблюдение сроков и бюджетов.

В процессе разработки проектной документации у нас всегда возникают дополнительные идеи, которые можно реализовать не в текущей итерации сервиса, а в будущих. Собирая эти идеи в бэклог, мы их, во-первых, фиксируем и сохраняем, а во-вторых, формируем некое видение перспективы развития проекта.

Ведь очень важно на старте понимать, в какую сторону можно развивать проект, с какими решениями интегрироваться, закладывать основу для будущих работ уже в настоящем.

Это наш принцип. Мы не берёмся за реализацию проекта, если нет детального описания того, что нужно сделать. Существуют исключения, небольшие проекты, когда прототипов или концепции достаточно для старта полноценных работ. Однако при более масштабной разработке проектирование должно быть обязательно выполнено. Тут мы или используем документацию, полученную от заказчика, при необходимости дорабатывая её. Или сами осуществляем все работы по проектированию.

Павел Семёнов,
операционный директор IT-компании RS

{ "author_name": "Sasha Rempel", "author_type": "self", "tags": ["\u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043a\u0430","\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435_\u0441\u0430\u0439\u0442\u0430","\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435_\u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u0444\u0435\u0439\u0441\u043e\u0432","\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435","rsdesign"], "comments": 5, "likes": 7, "favorites": 36, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 59067, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 20 Feb 2019 19:00:06 +0300", "is_special": false }
0
5 комментариев
Популярные
По порядку
4

нет документации - это проблема та же, почему наняли джунов или прочих неопытных девов. Хотят сэкономить на всем. Нету еще массового понимания, что плохой проект иногда лучше удалить чем вытягивать из дна

Ответить
2

Нафиг вы такие баннеры делаете? Полез монитор протирать сначала...

Ответить
2

полезно протереть моник лишний раз:) это дизайнер еще муху не вшопил — еле отговорили)

Ответить
0

А как же главный аспект экономии на разработке - найм фулстэков?

Ответить
0

"И что она не исчерпывается различными CMS и может, а в ряде случаев просто должна быть реализована с нуля..."

Это ж треш, в 2019 году с нуля писать back!!! Ваше желание подсадить заказчика на вечную разработку понятно, но таким топорным способом это уж извините ...

Ответить
Читать все 5 комментариев
Из-за шума животные уходят из городов и лесов, а у людей он вызывает стресс: как исследователи борются за тишину Статьи редакции

Организация Quiet Parks International открывает «тихие парки» по всему миру, пытается защитить леса от шума, привлечь туристов и инвестиции.

Директор QPI по диким паркам в Азии Лайла Чин-Хуэй Фань Wired
31 июля завершается приём заявок в 1-й этап отбора программы B2C Future Solutions
Как подготовиться к жизни без cookies: рекомендации маркетологам

О технологии Federated Learning of Cohorts (FLoC), которая заменит cookies, Google объявил еще в начале года. Недавно компания анонсировала перенос запуска технологии на 2023 год, и теперь у рынка интернет-маркетинга есть 2 года, чтобы найти альтернативу работе с данными. Как выглядит ситуация сейчас и что делать маркетологам — в обзоре от AiData.

Критикую Контур Эльбу

Подключился к услуге онлайн бухгалтерии Контур Эльба для новых ИП. Год без оплаты на тарифе Премиум, что ж, достойное предложение, попробуем.

«Подрядчики запустили рекламу и ‟потеряли” 350 млн рублей»: почему на digital-рынке врут, косячат и крадут

13 историй о том, какие иллюзии есть у заказчика онлайн-рекламы, когда он поручает маркетологам задачи.

Грущу из-за всего, что осознал
Как превратить юристов из бюрократов в опору компании

Бывает, что корпоративные юристы — люди, которые не показываются из кабинета и иногда вставляют палки в колёса другим отделам. Но в «Фоксфорде» они сами ходят к бизнес-заказчикам и предлагают идеи. Юрист онлайн-школы «Фоксфорд» Катя Кулакова рассказывает, как работает юридический отдел, который живёт интересами компании.

Катя Кулакова, юрист онлайн-школы "Фоксфорд"
Альфа банк самовольно закрыл зарплатный счет

При трудоустройстве в организацию мне предложили открыл счет для перечисления заработной платы в Альфа Банке. Ну Альфа Банк так Альфа Банк, мне в целом было не принципиально на какой счет приходит зарплата.

Пункт выдачи Ozon отказался принимать товар, хотя поддержка Ozon настаивала на приеме

Прежде всего, я хочу сказать о том что не стоит кидать камни в сам озон и в его курьеров или саппорт, ведь тут ошибка была на стороне условного партнера озона по приему и выдаче заказов.

Сломана морфология
Как малому бизнесу понять свою «зону смерти»

Риск-менеджмент традиционно считается уделом крупных компаний. Кроме них просчитывают риски разве что стартапы, и те по требованию инвесторов. Малый и средний бизнес (МСБ) работает без подобной аналитики — ему не до этого. Предпринимателей можно понять, когда ты поднимаешься с нуля или масштабируешь проект, мысль идет в векторе достижения…

null