{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Креативные индустрии в маленьком городе: чем меня удивил город Гусев

1,5 года назад я переехала из Сочи в Калининградскую область и развиваю вместе с командой креативное пространство в маленьком городе Гусев – дизайн-резиденцию Gumbinnen. Рассказываю, почему Гусев, как менялись мое представление о городе, и какие страхи оказались напрасными, а какие – подтвердились. Подозреваю, что как и для меня, проект в небольшом уютном городе для кого-то может показаться заманчивой историей, поэтому надеюсь мой опыт кому-то будет полезен.

Мои представления о креативных проектах в небольших городах были полны предубеждений: грантовые проекты лишь бы - лишь бы, муниципальная пыль, непонятная полезность и проработка продукта. Но 2 года назад я впервые побывала в Гусеве по приглашению администрации с лекциями и почувствовала себя жутким московским снобом: все совсем не так, как я представляла. После знакомства с городом очень захотелось создать здесь креативное пространство с кофейней, мастерскими и дизайнерскими номерами, где такие люди как я могли бы выключиться из потока большого города, размеренно провести время с прогулками, вкусными завтраками и медитативными занятиями, типа гончарного круга.

О городе Гусев глазами маркетолога

Город находится на востоке Калининградской области, в 112 км от Калининграда, в 30 км от польской и в 40 км от литовской границы. До 1946 г. носил название Гумбиннен (Gumbinnen), согласно Википедии здесь проживает 29 тыс. человек. Плюсы расположения вблизи границ пока сложно оценить, а удаленность от Калининграда – пока скорее преграда для проекта. Город сильно пострадал во времена Первой и Второй мировых, но и неоготической немецкой архитектуры осталось немало – можно целыми днями ходить и разглядывать. Тем не менее, цельных кварталов мало, улицы разбавлены серыми пятиэтажками, что разочаровывает туристов с высокими ожиданиями. Туристов здесь не много, но потенциал заметен невооруженным взглядом – в востоке Калининградской области есть свой непередаваемый шарм.

Кстати, в области Фонд капитального ремонта обновляет целые улицы, приводя безликие фасады пятиэтажэк на соответствующие архитектуре рядом, а так же обновляя пошарпанные фасады немецких зданий. Но пока до Гусева волна не дошла. А если дойдет – волна туристов не заставит себя ждать. Пока я вижу интерес со стороны локальных туристов из Калининграда, чего небольшому проекту вполне достаточно для старта, + оцениваю достаточным статичное население города для жизни проекта.

Зачем креативное пространство в маленьком городе?

Решиться на проект было сложно, но в процессе заводились знакомства и было много приятных открытий, которые склоняли чашу весов к тому, чтобы рискнуть. Предупрежу, что та бизнес-прослойка в Гусеве, о которой я пишу ниже, – скорее редкость для малых городов. Нам реально повезло, что в городе, в котором мы видим потенциал, уже формируется сообщество креативных индустрий.

Например, меня очень удивило, что в Гусеве находится крупнейший в России частный инновационный кластер «Технополис GS» – предприятие, которое массово выпускает собственные микропроцессоры для потребительской электроники. Здесь разрабатывают и массово выпускают первые российские SSD и микропроцессоры, ведут разработки в области светодиодов, решений в сфере умного дома и города. В их кластере есть производственные зоны и жилой квартал для сотрудников.

GS Group в этом году проводили конкурс Энергия Идей совместно с ВШЭ, где можно было побороться за финансирование бизнес-проектов до 12 млн. К сожалению, наша идея не прошла, но проекты победили интересные – кажется в городе появится уличный бассейн и кафе Прусской кухни. Тем не менее, наличие такого кластера в городе означает наличие платежеспособной аудитории с хорошим образованием.

Когда мы начали искать потенциальных партнеров для маркета локальных марок познакомились с брендом янтарной косметики "Spring" – бренд стал другом нашего пространства с первых дней. Екатерина, основательница бренда, наращивает объемы, выходя на разные рынки и маркетплейсы и буквально на днях открыла первый фирменный магазин в Калининграде. Кстати, благодаря Кате, мы попробовали себя в CTM и теперь у нас в маркете появилась тестовая партия кофейного скраба "Dr.Bruno". А вот как выглядит производство Spring.

Еще одно необычное знакомство случилось здесь с Ксенией Соломоновой и ее брендом одежды из льна Molinia Life. В Гусеве у бренда открылось второе швейное производство. Как рассказывает в своем блоге Ксения, выбор на Гусев пал из-за возможности найма специалистов: есть техникум, где учат будущих швей, плюс в городе уже есть швейная база крупного швейного цеха, где отшивалась одежда для компании Otto. Фирменный магазин Molinia Life в апреле открылся в крупнейшем торговом центре области "Балтия Молл", будете в Калининграде – загляните. Вот немного фото с производства Molinia Life в Гусеве.

Когда мы только приехали, в городе было мало прямо "хипстерских" кафе, но буквально за последний год появилось уже несколько кофеен и особенно радует новая пекарня в вкуснейшими круассанами. Теперь точно нет причин грустить по мегаполису. Кстати, одну из таких кофеен открыли молодые ребята, переехавшие из Питера, слышала, что в их планах еще сделать груминг-салон, надеюсь все получится, и собаки города будут модненькими.

Обычно на этапе исследования я сажусь шерстить соцсети, чтобы составить список потенциальных партнеров резиденции и локального маркета – мастеров, дизайнеров, организаторов разных событий, чтобы понять, с кем можно будет посотрудничать, пригласить провести событие и предложить представить свои товары. Список получился немаленький: набралось множество контактов, а значит резиденция может стать центром этого коммьюнити.

Одним из первых резидентов пространства стал бренд украшений "Beton&Glas". Мы взяли на реализацию целую линейку и понеслось – украшения пользовались интересом и спросом у гостей и туристов. Дальше предложили Кристине занять красивый эркер на 3-м этаже под мастерскую, и за время арендных каникул Кристина с мужем сделали ремонт и мастерскую "мечты".

Кроме Beton&Glas в нашем локальном маркете несколько марок свечей, косметики, сувенирной продукции Max Preuss, керамики, деревянной посуды и предметов интерьера – почти все из Гусева. Пока мало места, чтобы разместить все локальные марки, но будем расширять маркет к лету – наше пространство все еще в процессе развития и улучшений.

Зона кофейни в первые дни работы резиденции.

Один из мастеров пришел к нам с предубеждением "я думал, тут мастерские, а тут московские хипстеры оккупировали своими кофейнями", а мы его встретили с предубеждением "счас опять нам второсортные войлочные игрушки будут втюхивать", но в итоге Игорь показал нам очень красивую коллекцию деревянной посуды, мы предложили ему реализацию у нас, и вот его ваза уже в руках одного из главных инфлюенсеров области – Олега Бармина – будет украшать его Barminhoff. Надеюсь, Игорь теперь тоже о нас другого мнения :)

Прошлой осенью в Гусеве открылась Школа креативных индустрий, куда нашу команду пригласили курировать направление "Графический дизайн".Мы удивились, увидев преподавательский состав: ребята из студии Схема курируют направление цифровой моды, другие направления – саунд-дизайна, интерактивных технологий AR/VR/XR и др. также курируют не менее звездные спикеры. ШКИ в Гусеве скорее удача и исключение для города, такие школы в открыты только в городах-миллионниках. Мне кажется, наши проекты удачно дополняет друг друга – мы создаем какую-то привычную инфраструктуру для спикеров, спикеры – сообщество и проекты.

Краткий итог: у нас не было проблем с тем, что город какой-то пустой или в нем нет жизни и активной аудитории, скорее наоборот – количество бизнес-контактов и их скорость иногда превышает возможности команды. Страх не оправдался.

Сопротивление новому как маркер аудитории небольших городов.

С первого же дня старта стройки я начала вести аккаунт в Instagram* и рассказывать о том, как идет ремонт и что планируется в пустующем здании, где раньше находилась налоговая. Люди реагировали по-разному. Кто-то поддерживал и ждал открытия новой локации – в их числе были мастера и просто молодые люди, которые хотели больше "третьих мест" в городе, так и люди постарше, которые рассказывали об истории здания, высылали нам старые фотографии, а потом приходили на открытие с подарками и геранью (прим. герань – любимый цветок гусевцев для украшения окон снаружи).

Разумеется, были и те, кто писал "разворовали", "московские хипстеры понаехали", "людям есть нечего" и так далее – в основном люди пенсионного возраста, но у нас уже появились "адвокаты бренда", которые им отвечали за нас и как-то объясняли, что без частных инвестиций здание скоро рухнет, что не разворовали, а "муниципальная аренда" и так далее. Меня, как человека, постоянно делающего проекты в регионах, такие комментарии уже давно не трогают – априори, любые изменения здесь встретят сопротивление и критику, даже социальные. Просто это такой этап в коммуникации, который случится, если вы заявляете о себе. Вот пример:

Как-то спустя месяц после открытия пожилой мужчина из соседнего дома нам разбил окно, мы увидели по камерам, кто это был, но заявление писать не стали – как маркетолог, я понимаю, что людей этого поколения, не стремящихся к социализации, пугают изменения, но со временем все станет привычным. Однажды я выловила его во дворе дома и дала понять, что крыша его дома обвалится вслед за нашей, если мы съедем, перестанем шуметь перфораторами и остановим ремонт, как он мечтает. И что в полицию звонить смысла нет, шумим по закону. Больше я его не видела. Полиция, к слову, заезжала к нам на проверку, вместе повздыхали, что жалко стариков тревожить, но и дело делать надо, угостились кофе и все как-то в целом нормально.

Здание и процесс ремонта входной группы

Подытожу этот абзац тем, что открывая что-то новое в маленьком статичном городе, нужно очень много времени тратить на коммуникацию и объяснение людям, что, зачем, на какие деньги, и в чем для города польза от проекта, и, если этого не делать, вы или так и останетесь с пометкой "разворовали", или и того хуже. Мой совет таков: в малых городках говорите людям старшего поколения на понятном им языке и никогда так не делайте в крупных городах. Очень не хочется обесценивать проект словами "кафешка и гостиница", но иногда приходится. Главное в такой коммуникации – не давайте почувствовать людям себя глупыми, общайтесь всегда на равных без желания угодить, но и без снобизма. Люди в небольших городах очень ценят хорошее отношение к себе и сразу стараются соответствовать той роли, в которую вы их возвели – иногда заходят женщины с претензией, а в общении раскрываются и затем посещают выставки резиденции, так что иногда это просто оборонительная позиция по-привычке. По крайней мере, мой опыт такой.

Итого: страх неправильного или даже враждебного восприятия частично оправдался, но и выработались скрипты для команды, как с этим бороться. С молодым поколением проблем не возникает – все классно!

Общие итоги и некоторые мысли спустя 10 месяцев работы резиденции:

C точки зрения финансов, минус небольших городов – в них сложно привлекать инвестиции. Наш инвестор с февраля 22-го прекратил инвестиции, новых пока не привлекли. А теперь плюс небольших городов – в них легче получить хорошие гранты на интересные культурные проекты, так как гораздо меньше заявителей. На реализацию гончарной мастерской внутри резиденции мы получили грант ПФКИ, закупили оборудование, отрабатываем событиями и мастер-классами. Мы делаем это впервые и нам сложновато, но со стороны фонда всегда есть кураторы, которые все хорошо объясняют.

Сейчас в Гусеве я сейчас провожу 2-3 дня в неделю, в остальные дни живу в Калининграде и раз месяц-два выезжаю в Москву на неделю. Этой мой идеальный режим – 2 дня я работаю в гончарной мастерской в резиденции и таким образом снимаю стресс, вечером гуляю по красивым улочкам спокойного города, остальные дни – работаю как и все на разных проектах удаленно, но из Калининграда. Короче, если ваша цель – получать кайф от проектов – то в маленьких городах он x10!

Если увижу достаточно реакций на эту статью, напишу подробнее про сам проект, инвестиции, стройку, запуск объекта, вывод на окупаемость и его развитие. А пока закончу красивыми фоточками дизайн-резиденции Gumbinnen. Следить за проектом лучше в Instagram* – здесь больше интересного контента о городе, архитектуре и стройке тоже. Если какие-то моменты остались не раскрытыми – пишите, продолжу уже в комментариях :)

Будете путешествовать летом по Калининградской области – пишите, сделаем экскурсию по Гусеву!

*Компания Meta Platforms Inc., владеющая социальными сетями Facebook и Instagram, по решению суда от 21.03.2022 признана экстремистской организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

0
87 комментариев
Написать комментарий...
Фе Фу

Мне интересно, почему не было аукциона за здание и аукциона на аренду так как муниц. собственность, насколько я знаю в городе было не мало предпринимателей, кто хотел бы здание выкупить, без серой схемы схемы явно не обошлось, хотелось бы более подробную статью, что и как, и что за тайный инвестор из тайной комнаты. И насколько оно окупается, что-то не верится. Тут многие местные не знали, когда будут торги, интересно как все провернули. Любопытно. Привет из Гусева, тут не все отесаные, и не без качественного столичного образования. Грубыми показались некоторые комментарии 😉

Ответить
Развернуть ветку
Elena Zhuravleva
Автор

Навальный, перелогиньтесь :)
Вы меня просите ответить за третьих лиц – перекладываете ответственность. Про предпринимателей, о которых вы говорите – догадываюсь, о ком вы. Заходили познакомиться, приятно пообщались, хорошие люди. С их слов, они бы не взяли это здание из-за обязательств в договоре администрации по ремонту крыши, замену входной группы, замену коммуникаций и еще десятка "хотелок администрации", наверное поэтому и не заявлялись на аукцион. Давайте без иллюзий, администрации нужно, чтобы предприниматели все откопиталили за свой счет и при этом у проекта была социальная составляющая. С такими условиями никаких серых схем не нужно – никто не дерется за здания с окупаемостью вложений в 10+ лет. Прогуляйтесь по городу – пустых зданий еще достаточно, выбирайте, пишите администрации предложение, если готовы не свое здание капиталить, может и срастется, у нас больше года ушло на поиск помещения в Гусеве.
Инвестор из тайной комнаты гуглится, и мы его не скрываем – старший партнер – Николай Матушевский, мы сделали много совместных проектов с инвестором в регионах, на его сайте есть информация. Мы открыты к предложениям по инвестициям и вообще, так что, если вы один из этих предпринимателей, которые очень хотели купить здание, пишите на [email protected] – сделаем предложение.

"И насколько оно окупается, что-то не верится" – я и не говорила, что окупается, мы только вышли в операционную окупаемость, постоянно закрываем дырки, для выхода в прибыль – нужны деньги на развитие, мы их ищем.

"Привет из Гусева, тут не все отесаные, и не без качественного столичного образования" – а где я так сказала? Горожане замечательные, с ними очень классно общаться, а мудаков и в консерватории можно встретить)))

Ответить
Развернуть ветку
Фе Фу

Спасибо за разъяснения, но здание хотели люди взять под хостел, открытых торгов объявления вроде не было публичного, смысл таких проектов социальных не понятен, извиняюсь, но похоже на секту. Ни в коем случае никого не объвиняю, просто мнение. По поводу того, что город оскорбляют сложилось впечатление из-за комментаторов столичных, про алкашей на улице, про отсутствие хороших кафе и гостиниц, ужасных производителей пива, как будто все настолько плохо, хотя да, некоторое осталось на уровне начала 00х признаб. Надо понимать, что в малых городах у людей доходы низкие и исходя из них процветает только бизнес вроде дискаунтеров, КБ, вейпшопов. Сколько могут заплатить, такое и предложение. Когда спрос будет, будут появляться и хорошие предложения. Такое ощущение, что такие проекты и люди которые ими занимаются, живут в иной реальности.

Ответить
Развернуть ветку
Elena Zhuravleva
Автор

Проект не социальный, мы же зарабатываем на кофейне, и на гончарных мастер-классах, просто есть социальные функции – например возможность для администрации проводить собрания с жителями или какие-то свои встречи у нас и т.д. А насчет хостела поузнаю – не выходили на нас, можем посотрудничать, сделать вместе или переуступить этаж.

На комментаторов не обращайте внимания, город вызывает удивительные эмоции у гостей из Москвы, с которыми нам удалось пообщаться) Статья как раз об этом – развеять предвзятое отношение к малым городкам :)

Спасибо, что написали, есть над чем подумать, чтобы мы не казались сектой!

Ответить
Развернуть ветку
84 комментария
Раскрывать всегда