Кофейный бизнес в Грузии: как мы запустили 50 точек за 8 месяцев и не сошли с ума
Меня зовут Кирилл Попов, я развиваю франшизу кофеен самообслуживания Big Smile Coffee в Грузии и ОАЭ. В Грузии мы запустились в мае 2022 года — в ноябре я рассказывал об особенностях рынка и кофейных предпочтениях грузин. За последние три месяца мы выросли в три раза — сейчас у нас 50 точек в Тбилиси и Батуми.
Расскажу, почему в Грузии обязательно нужно открывать офис, что у нас с выручкой и почему грузины вырывали все стаканы из стойки.
Хотите вести дела в Грузии — встречайтесь с клиентами лично
В России мы все делали удаленно, даже искали локации. Тут это невозможно — нужно встречаться с клиентами, инвесторами и подрядчиками лично.
Если тебя не увидели вживую — тебя нет. Нет офиса — тебя нет. Заключать договор и разговаривать нужно на уровне руководителей: рядовой менеджер по продажам не сможет договориться с директором.
К осени до нас это дошло. А еще выросла локальная команда из менеджеров поиску локаций, продажам и сервису, поэтому мы открыли офис в Тбилиси. Офис — это +500 к доверию: конверсия из заявки в договор после встречи в офисе выше в два раза.
Важная оговорка: работает не столько офис, сколько именно личное общение: в Батуми, где еще нет офиса, мы часто закрываем сделки, пообщавшись с партнерами у работающей кофейни самообслуживания.
Но многое можно делать и удаленно. Мы удаленно контролируем вкус кофе
Отправляем шеф-бариста фотографию напитка, чтобы он определил его вкус. Что? Да, так и есть. Чтобы кофейни работали исправно, за ними присматривают сервисмены: они проверяют чистоту, обновляют ингредиенты и оценивают качество напитков. Вкус — дело субъективное, но следование рецептуре и внешний вид вид можно регламентировать.
Поэтому каждый сервисмен отправляет фото через чат-бот, а шеф-бариста по плотности пенки, объему, виду кофейной таблетки и настройкам кофемашины может определить, правильный ли кофе выдает стойка.
Надо учитывать вкусовые предпочтения в совершенно разных проявлениях. Следите за руками:
- В Грузии любят американо — самый горячий напиток;
- Чем горячее напиток — тем более плотный стакан нужен;
- Чем плотнее стаканы — тем сильнее они слипаются в боксе выдачи.
- Чем сильнее слипаются стаканы — тем больше усилий нужно, чтобы вырвать один.
Уже представляете, почему несколько раз около стойки мы видели разбросанные стаканы? Посетители, тянув один стакан, случайно вырывали все. Выглядит тупо и забавно, но для стойки критично, чтоб там был не только кофе, но и что-нибудь, куда его можно налить.
Когда до нас дошло, в чем проблема, мы решили поменять не стаканы, а придумать, как их лучше разделять. Теперь пружина работает немного по-другому, мембрана стала пожестче — в итоге стаканы целее.
Правильно переводите свои продукты на грузинский
Кофейня самообслуживания, стойка, кофеаппарат — в России, где они стоят повсеместно, более менее понятно что это значит. Но на грузинском понятия «кофейня самообслуживания» не существует, оно крайне непонятно. Нашу франшизную модель часто путали как раз с арендой обычного вендинга — и удивлялись цене в 8000 долларов. А мы-то не в аренду машины отдаем, а полностью их продаем, ну и кофе они, соответственно, выдают совершенно другого качества.
В итоге Big Smile Coffee в Грузии — это «объект самообслуживания кофе», самое близкое по смыслу к кофейне самообслуживания. На русском — длинно и ужасно, на грузинском — доходчиво и понятно.
Ну и вообще стоит заходить с новым брендом
Lifehacker Coffee остался в России, в Грузии и ОАЭ мы развиваем бренд Big Smile Coffee. Поддерживаем ребрендинг и новым дизайном кофеен: теперь они ярче, светлее, дружелюбнее и в целом привлекательнее — посмотрите сами.
Отдельный кайф — на новой стойке уже продумана каждая коммуникация для акций. Из-за стикеров и наклеек кофейня не будет превращаться в визуальный мусор.
А еще скоро запустим первую большую точку с ледогенератором — наша мощная разработка, с которой будем тестить айс-кофе и другие холодные напитки к жаркому сезону.
Тестируйте локации внутри локаций
Один из наших противоречивых кейсов в начале работы в Грузии — размещение кофеен в крупной сети гипермаркетов Carrefour. С одной стороны — крупный договор сразу на несколько точек, с другой — размещение в зонах внутреннего общепита. Кажется, что это логично: люди взяли что-нибудь перекусить, а тут мы и предлагаем им кофе.
Но ни фига: трафика было очень мало. Поэтому осенью-зимой передоговорились с Carrefour на то, чтобы мы могли поставить стойку сразу на входную группу. Как только вставали на вход, дневные продажи кофе сразу вырастали на треть. По опыту Carrefour, сейчас активно работаем с мини-маркетами Fresco — теперь договариваемся только на входную группу.
Аудитория может оказаться незапланированной, но оно и к лучшему
Одна из лучших локаций для формата наших кофеен — больница. Мы думали так: клиентам в очереди все равно нечего делать — они будут пить кофе. Но оказалось, что основной аудиторией стали врачи, и они постоянно возвращаются за напитками, хотя у нас нет акций в духе «Шестой стакан бесплатно». Будем запускать программу лояльности в первом-втором квартале — посмотрим, как это скажется на продажах.
Кофе продается где угодно — от телекомпании до фитнес-центра. И не продается тоже. Расскажу вкратце о нескольких примечательных форматах:
- Два фитнес-центра. Они близки по трафику, но находятся в разных районах — это и сыграло с нами злую штуку. В одном спустя две недели после запуска мы продавали по 15 стаканов в день, в другом — всего по 3, эту стойку мы перевезли на другую локацию. Похоже, что дело в разности покупательской способности.
- Телекомпания. Локация, которая на днях принесла нам рекордные продажи — 45 стаканов за день. Средние показатели из-за выходных выглядят поскромнее — 27 продаж в день — но и эти показатели приносят инвестору кофейни 30% годовых в валюте. Сейчас хотим масштабировать успех и разместиться в офисе телекомпании побольше.
- Магазины для ремонта в Тбилиси и Батуми. Рассчитываем, что прорабы, пока собираются их заказы, будут брать кофе. Пока непонятно: протестируем еще недельку и, если показатели не будут устраивать — переедем.
- В феврале запустились на вокзале и в автосервисе — очень перспективные локации.
- Фокус на весну — выход в бизнес-центры и офисы крупных компаний, опыт телекомпании подсказывает, что в таких местах кофе покупают очень хорошо.
Что у нас вообще по деньгам
📌 Выручка за прошлый год — $500 000
📌 Всего инвестировано — $950 000 во всю сеть, не только в Грузии
📌 Средняя ежемесячная выручка на точку — $748
📌 Средняя рентабельность на точку — 33%
Разницу покрываю из своих, поэтому растем не так быстро, как хотелось бы.
Прошлый год у нас был поиском бизнес-модели и лучших рынков — до Грузии мы дошли через тесты в Турции, Бразилии, ОАЭ, Сингапуре, Польше и других странах. В планах на этот год — сконцентрироваться только на Грузии и ОАЭ и привлечь 1 000 000$ в компанию, чтобы повторить российский успех Lifehacker Coffee. Всего за год мы хотим открыть еще 350 кофеен, емкость рынка без проблем позволяет. Глобальный план — уже из этих стран-хабов выходить на ближайшие регионы.
Чтобы расти быстрее, запустили традиционную франшизу: клиент покупает точку, мы ее привозим и устанавливаем, но клиент сам ее обслуживает и в целом ведет. Цена такого варианта — от $7900 (новые стойки со скидкой в $1000). Открыли такой вариант в декабре, сейчас у нас несколько франчайзи с кофейнями в Тбилиси и Батуми.
Остальные точки — по управленческой франшизе, когда мы берем точку на обслуживание и выплачиваем дивиденды. У некоторых партнеров по 6-7 стоек.
- Если вы сейчас в Тбилиси или Батуми и интересно посмотреть, как все устроено, пишите в комментах;
- Заходите на сайт, чтобы узнать про компанию побольше;
- Если интересно следить за развитием сети — подписывайтесь на мой телеграм-канал.
- Если хотите развивать кофейни вместе с нами — купить стойку, стать франчайзи или инвестором головной компании — пишите в личку телеграма.
Всё-таки "открыть 350 КОФЕЕН" и "поставить 350 кофемашин самообслуживания" — немного разные вещи) если кофемашина на стойке это кофейня, то не знаю даже, вендинговая машина с упакованными бутерами — это кафе?)))
да,название немного кликбейтное
не успели познакомиться, а уже наеbka... прикольной предр
Бургерная вообще то, а не кафе
Согласен - автомат на заправке с оплатой картой и кофейня, где можно заказать хотя бы фильтр-кофе медовик - разные вещи.
А это не тот чел, что кинул в России кучу людей со своей франшизой?
И не первый раз. Он стабильно открывает новые франшизы, обещает, что с ней завоюет мир, меряет все количеством точек, а не качеством. И пока люди клюют зарабатывает на этом, а потом продает бизнес кому-нибудь и идет открывать новую франшизу, чтобы все заново. Так было с лазерной эпиляцией Laser.Pro, с франшизой дизайна интерьеров izidizi, скоро и с этой компанией будет. При чем можете почитать отзывы ко всем 3 франшизам - люди жалуются, что до момента покупки всё вежливо и классно, а как компания получается деньги, от них уже ничего толкового не дождешься.
Нет, Кирилл – честный человек. Очень порядочный.
Не, Вы про грузчика, наверное- что-то такое было))
Кто вообще пьет из этих автоматов?
Видел их внутри, там такая грязища с тараканами и пылью, это жесть.
Как из лужи хлебать в которую банка кофе упала.
Сильнее всех в этом преуспела Пятерочка, закупив самые крутые в мире автоматы ,которые правда сейчас стоят на ремонте из-за санкций
https://vc.ru/u/1148297-ivan-sablin/441524-kak-pyaterochka-chut-ne-ubila-kofeyni
так еще по итогу вообще не вкусное
Цена такого варианта — от $7900. Средняя ежемесячная выручка на точку — $748. Даже не прибыль, а выручка. То есть окупаемость вложений начнется почти через год? А ведь наверняка в месяц еще оплата за аренду, зерно и обслуживание добавляется. Так в чем профит для франчайзи?
Апдейт: на сайте с резким фоном написано выручка 1525$, а прибыль 634$. То есть при средней цене напитка в 5 лари = 2 доллара, в день в вашей кофейне покупают 25 стаканов. Т.е. 3 стакана в течение 1 рабочего часа (если берем за основу 8 рабочих часов). Что опять же заставляет задуматься:
1) где правдивые цифры - на сайте или в статье.
2) зачем брать кофе-аппарат по франшизе, если франшиза это в первую очередь бренд. А бренд приведет всего 3 клиента в час?
P.S. На сайте стойки стоят 8500$ - в статье от 7900$ (скидка 1000$). Это акция в Эльдорадо? Опять цифры не сходятся.
P.P.S. Ниже на сайте "Средний ежемесячный доход с 1 кофейни — $600 для предпринимателя и $540 для инвестора". Я запутался окончательно.
Азар, добрый день) Напишите, пройдёмся по бизнес-модели вместе, покажем расходы-доходы, прибыль: разберёмся, какая будет окупаемость в конкретном случае.
По цифрам, которые правдивые везде:
1) На сайте выручка 1525$, а прибыль 634$ — на 30 проданных напитков в день, как и написано. Средний доход — это средний, по всем точкам. Он в районе $600 для предпринимателя и $540 для инвестора, потому что инвестор платит Управляющей компании 10% за всё (сервис, маркетинг, т.д., инвестор получает только дивиденды, остальное мы берём на себя).
2) 3 клиента в час — среднее по больнице, и развитие бренда в самом начале, мы как раз рассказываем, как его строим. Если думаете, что у вас получится быстрее — круто, будет любопытно обменяться опытом.
3) В статье вы видите фотки кофейни старого и нового дизайна. Здесь указана минимальная стоимость кофейни в старом дизайне, на сайте — в новом.
Набираете в Гугле "Lifehucker Coffee отзывы" и все становится ясно
Не читал, но по теории, отзывы пишут именно негативные. Позитивные не лезут писать в сеть
Почитал отзывы о лайфхакере от покупателей стоек в интернете. Понял, почему вы стали развиваться за пределами РФ. Видимо, с таким отношением к «партнерам» вам в России лучше не появляться. 😎
Пить как и все остальные кофии из машин конечно же нельзя...
можно ,но лучше вкусный из кофейни
Ну почему же. Если это топовая WMF, то кофе она делает весьма прилично.
Другое дело, то, что стоит она намнооооого дороже, чем в этих автоматах
Это, конечно, никакая не кофейня, а если не вендинг, то просто кофе-пойнт. В кофейне самообслуживания сам сваришь себе кофе и выпьешь его за столиком. И на мой вкус, новый дизайн неудачный- красный цвет совсем лишний. А в остальном- успехов, конечно.
Самое смешное, что их конкуренты хороро (или как-то так) и еще какая-то контора по аналогии с ними использует слово кофейня. Видимо с точки зрения маркетинга это работает и люди хавают.
Марина, добрый день. И спасибо)
В разных странах мы называем по-разному, зависит от локального контекста — так, чтобы было понятнее людям. В Грузии вот "объект самообслуживания кофе" 😅 В России это в итоге были кофейни, потому что так люди чётко понимали ключевое отличие от вендинга: ингредиенты и качество напитка как в классической кофейне
Отправляем шеф-бариста фотографию напитка, чтобы он определил его вкус.
Лечите по фотографии?
«Разницы покрываю из своих, поэтому растем не так быстро..» - звучит грустно, но правдоподобно. Успехов!
Мне кажется, или в мире кофеен уже больше, чем людей
"В Грузии любят американо — самый горячий напиток".
Может все-таки дело в том, что он самый крепкий? эспрессо-то в таких кофейнях вряд ли разливают в стаканы
А на выдаче любой кофе примерно одинаковый по температуре (плюс-минус)
""В Грузии любят американо — самый горячий напиток"."
Думаю, что здесь проблема в изложении – возможно, автор хотел сказать, что самый популярный в Грузии напиток по температуры выдачи самый горячий из предоставляемых напитков. Ну а температура, понятное дело, определяется тем, что в американо эспрессо разбавляется кипятком, а в остальных напитках молоком, температура которого меньше.
Комментарий недоступен
думаю имелось ввиду крепкий и насыщенный
Эспрессо и ристретто разливают в стаканы- правда, я встречала такие специальные маленькие одноразовые стаканчики
Американо проливают кипятком, остальное нет
Мне кажется, или про эти автоматы уже было в разрезе ОАЭ?
Сегодня видел автоматическую кофемашину Fibbee от сколковского резидента. видать на фоне санкций спрос появился
очень круто,что у вас все получается!!!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
а вы такие фотографии с надписями будете делаете ко всем статьям? :D
ЖОПА, пожалуйста
Комментарий недоступен
"Если тебя не увидели вживую — тебя нет. Нет офиса — тебя нет."
Ты просто не умеешь выстраивать процессы, делегировать и строить отношения.
3 офиса в Грузии с оборотом в несколько раз больше твоего, в офисах не был и не встречался с местными год.
333 офиса в Грузии с оборотом в несколько раз больше твоего, в офисах не был и не встречался с местными 40 лет.
В РФ уже как я понимаю на это никто не ведётся, поэтому в новых странах пошли. Помимо того, что окупаемость этой бандуры 3-5 лет, так ещё полная дичь с сервисом. Это же полный автомат кофемашина, у неё поломки месяц через два, зип стоит космос. А в новых условиях ещё и далёкий космос. Думали параллельно с обычными кофейнями попробовать эти аппараты, нет уж спасибо:)
Не в новых странах, а в Грузии.
Полагаю, это последствия штурма Верхнего Ларса.
ну давай расскажи мне как ты открывал кофейню в ОАЭ)))
Пробовал ваш американо и капучино из кофемашины в Карфуре в Ваке в Тбилиси - отстой, молоко вообще ужасное. Есть с чем сравнить, например, во ВкусВилле в России кофе в кофематах по качеству лучше гораздо, там кстати вообще свежее молоко заряжают.
Я в маке в Тбилиси купил капучино и охренел.
В маке в целом кофе такой себе, а то был просто какой то невероятно мразотный. Просто сожженая наглухо
хм Биг смайл кофе концепция и название очень знакомые
Ну, что сказать - успехов!
Недоливают и разбавляют?
Про тыквенный латте уже было или еще нет ?
ой, прям напомнили о легенде))
Зная менталитет местный, скоро таких будет 500, и рядом с каждой этой мини-кофейней будет по 2-3
все понятно. но где взять 950 000 долларов сша
грузинские паспорта получили ?))
А слабо написать, где в Тбилиси эти точки ? ) А их нет...
Делаем вывод - очередной инфоцыган окучивает местность.
Точек может быть и много, но кофе - 🤢
Не посчастливилось попробовать в Батуми. Купили и выкинули..
Комментарий недоступен
Какой у вас крутой кейс! Масштабная работа !
Когда читала статью сразу подумала, как классно будет если вы поделитесь с нашей аудиторией своей историей в подкасте https://redbarn.ru/podcast/sovet-direktorov/, приходите!