Дешевая аренда, горький кофе и безальтернативный вендинг: как мы полгода развиваем кофейный бизнес в Грузии

Ex-СЕО Coffee Like весной запустил сеть кофеен самообслуживания в Грузии. Он рассказывает, с какими проблемами могут столкнуться выходцы из России при запуске бизнеса и как их можно решить.

Дешевая аренда, горький кофе и безальтернативный вендинг: как мы полгода развиваем кофейный бизнес в Грузии

Меня зовут Кирилл Попов, я ex-СЕО Coffee Like и сооснователь сети кофеен самообслуживания Lifehacker Coffee. Сейчас я развиваю модель Lifehacker Coffee в мире, но уже под другим брендом. Big Smile Coffee — глобальная франшиза self-service кофеен в Грузии, ОАЭ и Сингапуре.

Я уже публиковал статьи, почему мы не стали заходить в Турцию и об особенностях ведения бизнеса в Дубае. Сейчас — черед Грузии. Сеть в этой стране мы запустили в мае этого года, у нас 20 работающих точек по управленческой франшизе и еще больше десятка на стадии открытия.

Рассказываю, почему кофейный рынок Грузии похож на московский десятилетней давности и как мы используем это при развитии сети.

Все пьют эспрессо и американо, а не ведра капучино

Первое впечатление от кофе в Грузии — это засилье рынка итальянскими обжарщиками зерна. Все любят крепкий, горький, пережаренный кофе. Обжарщиков, которые могут предложить свежую обжарку кофе — то, что обычно любят в России — можно пересчитать на пальцах одной руки.

При этом кофе пьют много, по несколько раз в день. Когда я в Дубае приходил в ресторан или кальянную, половина столов сидела с кофе даже поздним вечером. В Грузии — тоже самое. В России могут прийти в условную Шоколадницу и взять огромное ведро капучино. Здесь же кофе пьют без молока. Конечно, в кофейнях есть и латте, и флет уйат, но в обычных кафе их не так любят, как эспрессо и американо.

В российском Lifehacker четыре из пяти проданных стаканов — это напиток с молоком, каждый второй — капучино. Топ продаж в Дубае — карак чай и капучино. В Грузии же подавляющее большинство наших продаж приходятся на двойной эспрессо и американо.

Американо и стал нашей маркетинговой находкой — мы радикально снизили на него цену до 3 лари (67 рублей), превратив в лид-магнит. Вот кейс реальной кофейни в магазине Carrefour: до снижения цены на американо она продавала в среднем 10 стаканов в день, после — 31.

Вместе с поставщиком мы нашли зерно, с которым получается и крутой американо, и приятные смеси с молоком. Вкусовые качества — насколько кофе кислит и горчит — наши сервисмены проверяют с помощью чат-бота. Аналогичного помощника мы скоро запустим и для оценки локации.

Кофе не на каждом углу

Сейчас в любом крупном российском городе до неплохого кофе можно дойти за десять минут. Но десять лет назад даже в Москве хороший кофе был только редких кофейнях. Я хорошо помню те времена: тогда я работал в кофейной компании и продавал сырье и кофемашины в HoReca.

В Грузии сейчас — тоже самое: европейские бренды сильно представлены в ретейле и HoReCa, везде итальянские обжарщики зерна, но при этом в общественных местах мало кафетериев, где можно попить хороший кофе.

  • Есть вендинг, где кофе продается за 20-40 рублей. Но у него и нет задачи давать хороший кофе, он должен быть просто дешевым.
  • Есть капсульники Meama, которые увидели, что нужно предлагать альтернативу вендинга. Но у них похоже что-то не так с качеством сырья, потому что арендодатели с радостью рассматривают наши аппараты и ссылаются как раз на вкусовые качества.

В общем, мы чувствуем, что рынок пустоват. Это хорошо с точки зрения развития, но нам приходится сильно дольше тестировать точки.

В России и Дубае нам хватает двух недель, чтобы понять, выйдет точка на плановые показатели или нет. Здесь нам на некоторых локациях потребовался месяц-полтора, потому что люди не знакомы с таким форматом кофеен самообслуживания.

<p>Чтобы покупателям было проще подходить, мы разместили крупный логотип нашего поставщика — Lavazza, грузины узнают и любят этот бренд</p>

Чтобы покупателям было проще подходить, мы разместили крупный логотип нашего поставщика — Lavazza, грузины узнают и любят этот бренд

ИП открыть счет проще, чем физлицу

Мне рассказывали истории, что многие переехавшие сюда айтишники открывают ИП и получают зарплату на грузинскую карту. Это удобно, потому что платишь всего 1% налогов.

Я открывал ИП по ускоренной регистрации — заплатил за это 50 лари, около 1000 рублей. В целом пакет услуг у агента стоит 300$. С одной стороны, безумные деньги за сопровождение. С другой — другого варианта может и не быть. Для регистрации нужен юридический адрес, но договориться о нем с местными может быть крайне сложно. Агенты же оформили адрес на год и взяли все коммуникации в доме юстиции и банке на себя.

Если вам нужно арендовать помещение, оформить документы, найти контакты — делайте это через местных агентов. Цены на их услуги сейчас взлетели до небес, но так будет проще: с местными о русском бизнесе договориться сложно.

Дешевая аренда

Грузия — это наша первая страна, куда мы выходили после России весной этого года. И именно тут мы набивали шишки с поиском локаций. С Carrefour как раз и случился неудачный кейс: мы лишили себя гибкости, подписавшись на то, что заедем во все магазины сети в городе. Заехать-то мы заехали, но получили крайне неудобные размещения, а во многих супермаркетах оказались локальные кафешки. В итоге от 15 точек осталось только 5 — те, где мы смогли переставить точку на более выгодные места и разогнать продажи до нужных показателей. При этом иногда хватало подвинуть стойку на пару метров, чтобы она стала продавать 25-30 стаканов в день. Сейчас наш основной фокус по локациям — клиники, где мы заменяем вендинги.

История с Carrefour научила нас быть более мобильными, но и подчеркнула приятный момент — дешевую аренду.

<p>В Дубае мы можем платить по 300 долларов за арендное место, в Грузии — 300 лари, около семи тысяч рублей, в среднем rent cost наших грузинских кофеен — 9-10% от выручки. Чтобы выходить в хороший плюс, кофейне в Дубае нужно продавать 25-30 стаканов в день, в Тбилиси — 15-18</p>

В Дубае мы можем платить по 300 долларов за арендное место, в Грузии — 300 лари, около семи тысяч рублей, в среднем rent cost наших грузинских кофеен — 9-10% от выручки. Чтобы выходить в хороший плюс, кофейне в Дубае нужно продавать 25-30 стаканов в день, в Тбилиси — 15-18

***

Думаю, что сейчас кофейная культура в Грузии будет очень активно развиваться. Вкусы будут смягчаться, будет расти спрос на свежую обжарку благодаря новоприбывшим, а за хорошим кофе не нужно будет ехать в центр города. Я сам неделю назад вернулся из Грузии и побывал в нескольких крутых кофейнях с русскими корнями и очень крутым кофе! Мы планируем непосредственно поучаствовать в этом тренде и вытеснять дешевый и дерьмовый вендинг с низкокачественным сырьем.

Чтобы быстро заполнить рынок, недавно запустили франшизу, цена входа от 7500$, отгружаем и запускаем кофейню за 20 дней без задержек как делали это периодически в России из-за различных логистических проблем, тут все комплектующие уже в наличии. Моя точка — она стоит в отделении офтальмологии одной из клиник — открылась даже быстрее, за 11 дней, а на третий день работы, продала уже 31 стакан.

  • Если вы сейчас в Тбилиси и интересно посмотреть, как все устроено, пишите в комментах или боту.
  • Если интересно следить за развитием сети в Грузии — подписывайтесь на телеграм-канал, там у меня сейчас реалити-шоу в кружочках.

Если хотите развивать кофейни вместе с нами, заходите на сайт за подробностями.

5454
25 комментариев

Девки красивые, однозначно лойс

20
Ответить

статью не читал, но с вами согласен

13
Ответить

Опять этот кофе лайк... я лишь помню, что он связан с известным инфомошенником.

21
Ответить

Дизлайк за Coffee Like

17
Ответить

Точнее Кофе Дизлайк

5
Ответить