ТикТок мог быть русским
или как мы продолбали свой первый стартап
Привет! Меня зовут Лев Клебанов. Расскажу, как в 2015-м мы с друзьями делали первую в мире платформу для видеочелленджей. Как с нейросетями вместо мозгов мы заработали первые деньги и провели чемпионат мира за 100к деревянных. Обо всём этом ниже.
Идея-Которую-Нельзя-Называть
Итак, 2015-й. Я менеджер проектов и потихоньку схожу с ума от рутины заказов для крупных банков. Вот тут 👇 Может, даже кто-то узнает местечко =)
Имея кучу друзей-айтишников, логично было замутить какой-нибудь IT-бизнес. Оставалось найти идею. В то время видеоконтент становился всё более популярным, за это я и зацепился.
Тогда как раз жёстко хайпил Ice bucket challenge, где люди на видео обливали себя водой со льдом. Мне хотелось многократно повторить его успех, поставив дело на поток.
Изначально я представлял это с уклоном в треш-контент в духе “смотрите, как я далеко пропрыгал на тазике по лестнице”. TikTok, который спустя пару лет круто раскроет тему челленджей, на тот момент еще не существовал.
Закинул мысль своим друзьям. В итоге нам показалось перспективней сделать платформу, на которой можно устраивать не дичь, а адекватные онлайн-соревнования — самим или под началом каких-нибудь крупных брендов вроде RedBull.
Тогда на пике были шоу вроде “Минута славы”, в соцсетях многие компании проводили свои видеоконкурсы. Но процесс сбора заявок и отбора участников был довольно муторным. По сути, конкурс приходилось пиарить на каждой площадке с нуля, а потом собирать ссылки и ролики участников по всему интернету.
Мы хотели сделать платформу, где можно запустить челлендж “под ключ”. И что не менее важно, со временем на платформе должна была собраться своя активная аудитория, участвующая в разных соревнованиях.
Идея нам настолько понравилась, что мы сразу решили – её нельзя никому рассказывать, а то украдут! Да даже не будем общаться с потенциальными клиентами-брендами, пока не выкатим работающий продукт!
С участниками челленджей мы тоже не общались – они же и так участвуют в конкурсах, значит и в наш их можно будет привлечь. Вместо всех этих пустых разговоров, ныне зовущихся custdev’ом, мы решили просто начать. Сделать сервис и запустить первый конкурс под нашим брендом – показать, как же всё круто работает.
Just do it, понимаешь?
Сделаем быстро, но не сейчас
Представление о стартапах у нас было ну очень приблизительное. В духе “Пацаны с универа в Калифорнии собрались и накодили что-то крутое и масштабное”. Да, еще мы слышали, что надо делать MVP. Ну, базовая версия, так ведь?
По работе у всех был плотный загруз, поэтому решили все вместе взять отпуск осенью и улететь на Кипр – у Кирилла там как раз был уютный домик. Цель поездки – сделать MVP.
Предварительно обсудили концепт – это будет сайт и мобильная аппка со списком конкурсов и видеороликами. Ролики можно оценивать как по лайкам, так и по оценкам жюри, также можно настраивать этапы отбора.
Бэкенд решили делать на Django. Для базы данных взяли знакомый нам Postgresql. С фронтендом тоже долго не думали – jQuery тогда еще был на коне. Ролики решили заливать на Vimeo, потому что на YouTube нельзя вставлять свою рекламу.
Оставалось понять, как мы всё это сделаем. Сюрприз-сюрприз: классических frontend/backend/mobile разработчиков среди нас почти не было, поэтому каждый взял тот кусок работы, который хотел.
Слева направо:
Я – менеджер проектов и экс-системный аналитик. Беру на себя руководство и бэкенд.
Леша – еще один системный аналитик. Ответит за Javascript.
Паша – разработчик хранилищ данных. Будет пилить приложение под Android.
Кирилл – айтишник, который ищет себя. Займется аппом для iOS.
Дима – разработчик BI с небольшим опытом в дизайне и верстке сайтов. Ну хоть тут ничего придумывать не надо.
Спасало, что у всех нас был базовый опыт разработки со школы и универа.
Кипрская школа программирования
Наш высадка на остров выглядела так.
1-й месяц: все сидят разбираются с новыми технологиями. Дима поехать с нами не смог и ваяет дизайн в свободное от работы время. Пашу тоже постоянно дергают по работе, он пытается выживать в стиле “поспим на том свете”.
2-й месяц.
Паша улетает домой, продолжает кодить оттуда.
Леха проигрывает драку с волной и тоже летит лечиться.
Кирилл к этому моменту понимает, что программирование ему не заходит, и покидает команду проекта.
Дима заканчивает дизайн основных блоков и начинает верстать первые страницы.
Я запиливаю основу бэкенда, ловя дикий кайф от Python и Django. Развернул инфраструктуру в AWS – это такой навороченный облачный хостинг с блекджеком и Джеффом Безосом.
Классно, интересно, но по итогу MVPшка не готова, цель не достигнута.
Боже, как мы готовились к успеху!
Вернувшись в Россию, мы договорились собираться каждую субботу и фигачить плечом к плечу.
История начинала безмерно растягиваться. Играли роль и отсутствие опыта с применяемыми технологиями, и загруз на основной работе, но главная причина – мы делали тонну лишнего.
Так, мы запилили поиск по сайту, чтобы пользователь не потерялся в нашем море контента.
Я делал систему кеширования, чтобы выдержать наплыв пользователей, если мы сразу завирусимся.
А еще у нас была сделана нейросетевая модерация видео для взрослых, чтобы к нам в систему вдруг не залили обнаженку. Переживали, что при ручной проверке не справимся с наплывом участников…
Сколько у нас было к тому моменту роликов на платформе? Ни одного, Карл! =D
Модерировать видео для взрослых? Да легко! Когда видео заливается на S3-хранилище, триггер будит Lambda-функцию, которая с помощью ffmpeg нарезает видео на кадры каждые 5 секунд и заливает их в AWS Rekognition. Если нейросеть выявляет подозрительное, то модератору приходит e-mail и видео ждет ручной проверки. Если нет, то сразу система заливает ролик на Vimeo. Итого: 4 рабочих субботы потрачены с невероятной пользой для бизнеса.
Мы нещадно продолжали жечь свои выходные на проект.
Спустя время из команды отвалился Паша, который делал Android-приложение – не вкатила ему мобильная разработка. Вселенная пыталась сказать нам: “Пацаны, ну не нужно вам сейчас делать аппы, хватит и сайта”. И мы таки вынули беруши с уходом Павлика ¯\_(ツ) _/¯
В общем, прошло 9 месяцев со старта работ – женщина бы уже успела родить. Мы? Делаем MVP.
Деньги надо?
И тут к нам обращается ОДНА крупная компания. И ей срочно нужно провести видеоконкурс с тысячами участников. И её стандартный подрядчик отказался ей помочь. И по счастливой случайности она вышла на нас.
БИНГО.
Нужно было сделать сайт конкурса плюс всю систему управления контентом, включая подгрузку данных о роликах из Excel-файлов.
Заказчик хотел разместить конкурс на своем домене и с весьма специфичным дизайном. Поэтому речь шла не о запуске конкурса на нашей площадке, а об использовании нашей технологии “под капотом” разработанного на заказ сайта.
И все же мы были в восторге.
Да мы бы даже бесплатно всё сделали, лишь бы проверить ядро нашей системы в действии.
Дима выступал для заказчика менеджером, так как именно с ним изначально завязалось общение. При этом он оставался нашим дизайнером и верстальщиком. Однако заказчик в упор отказывался принимать, что менеджер может быть еще и дизайнером. Пришлось нам попросить одного друга (который вообще-то программист) посидеть на встрече и покивать с умным видом. А делал дизайн в итоге все равно Дима =D
В итоге за 12 дней мы всё сделали и таки подзаработали. В моменте это ощущалось как быстрые деньги. Но в реальности, конечно, они до сих пор самые медленные в моей жизни =)
И все же мы были довольны. Особая гордость – первая созданная нами система проработала более года вообще без поддержки. А когда, наконец, сломалась, я зашел (пароли, конечно же, никто не менял) и поставил на расписание процесс очистки, который ранее забыл включить – все продолжило работать как часы.
Бросить нельзя уволиться
Окей, протестили свой бэкенд за чужой счет. А что дальше то?
Я понял, что с нашими бешеными скоростями проект может заглохнуть, не доехав до старта. Предстояло не только доделать техническую часть, но и собственно организовать первый конкурс, заняться его продвижением – задач было еще навалом. Да еще и Лешу так напрягли по основной работе, что ему временно было совсем не до конкурсов.
Я пообещал себе, что точно доведу проект до запуска, а дальше посмотрим. Уволился с работы.
Уехал в тихое место на севере Тайланда, чтобы ничего не отвлекало. И все двигалось весьма бодро, пока я не сел на байк и не сломал ногу.
Танцуют все!
Я прилетел в Россию, врачи поставили мне внутрь кости в ноге металлический стержень. Возвращаюсь к работе в режиме росомахи.
Платформа уже была почти готова к запуску. Решили, что будем делать конкурс танцев. Ну а что еще может делать человек со сломанной ногой?
Формат — в духе танцев на ТНТ, только онлайн. Танцоры – открытые и отзывчивые люди, поэтому подумали, что привлечь их к чему-то новому будет проще.
Мы хотели заявить себя как международную площадку, поэтому назвали конкурс Street dance planet и решили делать его сразу на весь мир.
Выделили бюджет: 50к на призовые, 50к — на маркетинг и прочие расходы.
Участие для всех бесплатное.
Я оформил англоязычную страницу в синей запрещенной соцсети и русскую в VK. Наконец-то предстояло начать активно общаться.
Я писал танцорам везде, где только мог. Потом в довесок настроил таргетинг. Бюджет и ставки у нас были маленькие, поэтому реклама активно наливала нам людей из бедных стран – в основном из Африки и Азии.
Здравствуйте, я вас по телевизору видел
Помимо участников, важно было найти судей для конкурса. Я хотел жюри из разных стран и разных стилей. Первая судья вызвалась помочь бесплатно. Это была хореограф из Аргентины Agustina Cumba, команда которой регулярно ездила на финал Hip Hop International в Америку. Отличный старт!
Также я активно написывал крутым российским танцорам. Моей мечтой было заполучить в состав жюри Алену Двойченкову, которая покорила меня своим бомбическим выступлением на Танцах на ТНТ.
Я написал ей письмо, но две недели ответа не было. Я уже не рассчитывал на успех, как приходит сообщение – Алена с радостью поучаствует. Опять же, человек вызвался помочь нам просто так, от души поддержать бесплатный конкурс для всех желающих. Я танцевал от радости – сорри, тут обойдемся без видео =)
К таким прекрасным девушкам в жюри хотелось добавить какого-то классного парня. А что может быть более мужским направлением, чем брейк-данс? Я раскопал какой-то старый рейтинг би-боев и начал писать всем подряд. Большинство ребят игнорировали меня либо сразу, либо после первых фраз.
И все же Thiaz Lopez a. k.a. bboy Thesis из Америки, который был где-то на 12-м месте этого древнего рейтинга, ответил с интересом. «Так как вы не мои друзья, и я вас не знаю, дайте хотя бы какое-то небольшое вознаграждение – например, 250 баксов. ” Я согласился. Написал в наших соцсетях, что третьим судьей будет Thesis. И тут начали сыпаться сообщения в духе »чегоооооооо??? ВЫ КАК умудрились вообще????!” Оказалось, что за пару месяцев до этого Thesis выиграл самый престижный баттл в мире и был действующим чемпионом мира по брейк-дансу. А я был даже не в курсе =D
В общем судьи для ноунейм площадки получились просто отпад, до сих пор не верится.
Где же порно? =(
В итоге нам удалось собрать 110 видео из 54 (!) стран мира. Было очень обидно, что никто не залил порно — мы же такую систему модерации навернули!
Тем не менее, не все прошли проверку – кто-то присылал групповые танцы, хотя в условиях было одиночное выступление. Кто-то заливал что-то странное. В итоге прошли не все (на ютуб их перенесли, чтобы не потерять).
Уровень выступлений был далеко не топовый – сказывалась небольшая сумма призовых, слабый PR и неизвестность площадки. Но все же поставленная задача была выполнена, мы показали систему в действии. А главное был очень крутой фидбек и от участников, и от судей. Нам писали ребята из Руанды, что у них нет даже зала, они танцуют прямо на улице. Они записали видео на единственный в их компании телефон с камерой и возможность получить обратную связь от танцоров мировой величины было для них чем-то невероятным.
Такие сообщения было очень приятно читать. Очень. Но…
Я сгорел
Вроде бы вот оно – мы запустили платформу, которую делали 2 года(!), можно идти продавать. Но мне становилось нехорошо при мысли продолжать.
Я через нехочу немного подергался, пописал брендам и блогерам, которым могло бы быть интересно проводить у нас конкурсы для своей аудитории. Успеха не было, но, откровенно говоря, я и не сильно старался.
Решил взять небольшую паузу – поехал в Будапешт на месяц, где занимался помощью отцу с его научной работой. Одновременно я читал Lean startup и слушал стэнфордский курс лекций от Y Combinator. Ловил один фейспалм за другим. Сколько времени можно было бы сохранить, если бы я узнал все это до, а не после.
Увы, через месяц отторжение к проекту никуда не ушло – я четко осознал, что это просто не мой продукт. Я не тот человек, который участвует в видеоконкурсах и интересуется ими. Ну разве что танцы на ТНТ =D
И это даже не то чтобы плохо. Возможно, если бы мы быстрее получали результаты, мое отношение было бы другим. Но тогда я понял, что просто не готов продолжать этим заниматься. Остальные ребята тоже не горели желанием развивать проект, и в итоге это все просто сошло на нет – сервис мы отключили. The end of the road.
На случай изобретения машины времени
Что можно было сделать иначе? Примерно всё, но вот основное:
- Пообщаться с брендами на старте, узнать их проблемы при организации соревнований. В цифрах посчитать, кто и сколько готов платить за решение этих проблем.
- Не бросаться в программирование очертя голову, а попробовать сначала провести челлендж “на коленке”. Поговорить с участниками разных конкурсов, узнать их мотивацию, проблемы и впечатления от таких конкурсов. Понять, сможем ли мы собирать сообщество вокруг наших мероприятий, сколько это стоит и какой даёт охват.
- Решать проблемы по мере их поступления. Делать разработку только в том объеме, который необходим для текущих потребностей (а сейчас еще многие вещи можно сделать с помощью no code).
- Постараться сразу найти спонсоров и PR-партнеров для первого конкурса, чтобы не вкладывать свои деньги в призы и продвижение, либо вкладывать меньше. Мы договорились с крутыми судьями, под такие имена можно было точно кого-то найти.
Жизнь после проекта
У ребят все в порядке. Леша вырос до Head of digital transformation в банке. Дима – Head of BI в крупном дистрибьюторе. Паша был главой аналитики в Делимобиле, а теперь в Movavi. Кирилл пошел в офлайн-бизнес и развивает сеть аптек.
Я поехал в Израиль поучиться на лайф-коуча – подумывал сделать IT-продукт в этом направлении, но не случилось. Там же закрепил полученные в стартапе знания, сдав экзамен на архитектора AWS.
Вернулся в Россию и пошел в Яндекс.Погоду продакт-менеджером, чтобы прокачать свои навыки работы над продуктом.
В Погоде мне понравилось. Развивать массовый b2c продукт было куда интереснее, чем пилить один b2b проект за другим, как было на предыдущих местах.
Но желание сделать что-то свое никуда не исчезло, и в 2020м началась новая история – я создал поисковик жилья HomeBro, привлек полмиллиона пользователей и ушел из Яндекса. Про это я уже подробно рассказывал =)
Как вы считаете, актуальна была бы такая платформа видеоконкурсов в 2023ем?
"Это тикток у того кого надо, тикток".
Тикток запустили в 2016 году и 2-3 года тупо пытались загнать туда людей и это долго не получалось. А там уже и "ковид" подоспел, который во время изоляции многие компании запустил туземун. А что еще делать? Снимай видосики про своих котятков и чувствуй себя Скорсезе.
у тиктока были вполне сильные шаги, что он решил вопрос лицензирования музыки и что видосик с котиком от нонейма на старте получал не ноль просмотров как на ютубе, а все же имел стартовую аудиторию и шансы на взлёт
Да, шаги были, я следил почти с самого начала. По моему мнению - там вливания были мама не горюй. Поэтому для меня тикток как для России Вайлдберриз - серьезные люди стояли за ними с самого начала.
Именно.
Вообще зарождение тиктока было нереально пропустить, если ты сидишь в интернете. Тикток - тогда ещё с другим названием - просто нахуй всё засрал своей рекламой.