Личный опыт
Pavel Guzhikov
33 229

Как мы сделали аналог WhatsApp в России в нулевые

В середине двухтысячных (2005–2008 годы) мы были молоды и беззаботны, катались на «геликах», записывали музыку с Муратом Насыровым, много курили и делали российский WhatsApp.

В закладки
Аудио

Было интересное время без Facebook, Instagram, Роскомнадзора, культуры продакт-менеджмента, слова «стартап», венчурных инвестиций и блоггеров. Я занимался информационной безопасностью и был активным участником сообществ void.ru, BugTraq.Ru и подобных. Читал новости не на vc.ru и Hacker News, а на SecurityFocus.

Ночи за компьютером, разработка на C и Perl, исследования Linux Kernel и различные частные заказы. Всё это позволяло жить достаточно интересно и не задумываться о планах на будущее. Дни шли за днями, графические оболочки для Debian и FreeBSD сменяли одна другую, а мне ещё не было и восемнадцати лет. Пожалуй, это были самые насыщенные годы по количеству программирования в моей жизни.

В повседневный ход событий поступило входящее сообщение в Jabber от Саши Харитонова, который искал близких по духу боевых ребят для создания чего-то нового. Что-то новое? К тому времени в поисках чего-то нового я уже успел съездить на одно собеседование в компанию Remote-IT на «Автозаводской» и рассказать про то, как я люблю настраивать iptables.

К сожалению или счастью, после знакомства с ребятами я тихо ушёл в себя и решил дальше сидеть ночами за своим компьютером, а не в офисе. Интересно вспоминать, что тогда поездка с «Петровско-Разумовской» на «Автозаводскую» в здание Всероссийского технологического института было как целое путешествие — Москва казалась огромной и безграничной.

Но то, как писал Саша, мне нравилось. Тогда ещё не было лозунгов «дорогу молодым», содействия развития молодым талантам (и уж тем более предпринимателям) и программ поддержки от государства. Мы встретились, познакомились, понравились друг другу (насколько я могу судить), и я согласился ввязаться в тему.

Забегая вперёд, после этой истории у меня появилась большая любовь к финским технологическим продуктам: к Suunto, Oura Ring и другим. Эта любовь живёт по сей день.

Когда я стал частью этой замечательной истории, я ещё не знал слов addressable market, performance marketing, machine learning, ltv и других. Некоторых из них попросту не было в России, и не с кем было обсудить стоящие перед нами вызовы. Оглядываясь назад, вызов был пресерьёзнейший.

Большая заслуга появления этой истории (и, пожалуй, моей страсти к предпринимательству) принадлежит второму герою — встречайте, Александр Курако. Человек, который был старше нас и построил логистический бизнес в Хабаровске, верхом на нём и переехал в Москву. Здесь его увлекла тема БАДов, которые позволили сделать хорошее состояние.

Александра можно назвать типичным бизнесменом того времени с точки зрения управления предприятием, но абсолютно неординарным в своей страсти к новому и попыткам познания граней возможного. Он влюбился в музыку, построил звукозаписывающую студию под гостиницей «Космос», а в путешествиях искал новые технологии и точки их приложения.

Так он познакомился с финской компанией, которая делала продукт mZapp. Как часто и бывает в таких случаях, это была хорошая идея, неразвитая технологическая платформа и громкие пресс-релизы.

Александр углядел в идее большое будущее, купил лицензию на собственное развитие, подключил к этому Сашу Харитонова, а Саша нашёл меня. Перед нами стояла задача сделать платформу для общения людей через мобильные телефоны, заменив устаревшие SMS и обмен фото через MMS.

Дорогие пользователи, CD Service предоставляет возможность бесплатно обмениваться сообщениями и фотографиями в телефоне через интернет.

Удобный интерфейс позволит создавать своё виртуальное пространство, где вы, ваши друзья и партнёры в онлайн-режиме можете обмениваться файлами различных форматов: аудио, видео, ТВ.

Объём файлов неограничен, скорость их передачи зависит от технических возможностей операторов, услугами которых вы пользуетесь при передаче данных (GPRS, EDGE, Wi-Fi и тому подобные).

Да, сегодня мы не можем представить своей жизни без мессенджеров, но тогда было совсем другое время. Когда мы начинали, iPhone и Android ещё не существовало, а вся Россия ходила с Siemens, Sony Ericsson, Nokia и Motorola — в лучшем случае. Попробуйте вспомнить это доброе время, когда подключение интернета на телефоне было задачей не из лёгких: WAP-профили, MIDP 2.0, точки доступа, заказ SMS с настройками, скорость EDGE.

Благодаря Александру Курако у нас был офис на цветном бульваре в БЦ «Инженер». Два этажа с отличными видами, мини-спортзалом, стенами под росписи. По пути к нему от метро я ярко помню котлован под ТЦ «Цветной». Я шёл по строительным дощечкам, а справа была дыра глубиной в шесть этажей для парковки. Курение было разрешено абсолютно везде, поэтому части офиса нередко утопали в плотном белом дыме.

Это было ощущение свободы созидания, а в первые месяцы мы с Сашей Харитоновым работали над платформой вдвоём. У нас не было скрама, спринтов, дефинишн оф дан, сторипоинтов и демо-дней. Мы сидели круглосуточно и копали, копали, копали. Очень скоро к нам присоединился Дима Антонов. Неотъемлемыми бойцами были Zero Ice и Юра Токарев. Мы стали технологическим костяком этой компании.

2005 год

Я в большей мере занимался инфраструктурой, то что сейчас назвали бы DevOps. Мы закупали недорогие сервера Supermicro и ставили их на первом этаже в комнате с плохой вентиляцией, но выходом на балкон. Впрочем, я не утруждал себя выходом из этой комнаты для перекуров, используя пустые банки из-под сотни CD-R болванок.

Удобное старое кресло, абсолютная задымленность, шум серверов, черный экран консоли. Да, тогда только появилась Ubuntu, а я был адептом Debian. Наша платформа была сделана на Java, а Supermicro — из говна, палок и странных компонентов. Поэтому приходилось налету патчить kernel, погибать с RAID-контроллерами и впервые увидеть температуру процессоров выше ста градусов.

Когда мне исполнилось 18 лет, я выехал на работу на автомобиле. Впервые попав на московские дороги, я не представлял, как и куда ехать. Ещё один дух времени — это навигация. На пассажирском сидении лежал HP iPaq 4700 и подключенный внешний Bluetooth GPS размером с три спичечных коробка. Со зрением –1,75 и без очков доехать до офиса на машине и без эксцессов мне удалось только на третий день, после чего я купил очки.

HP iPaq 4700

Сейчас я понимаю, что за пару лет мы сделали сумасшедшую работу. Это был действительно продукт, который любили и использовали пользователи по всей России — они писали друг другу практически бесплатно, отправляли фото, обсуждали жизнь, создавали каналы, вели микроблоги. Мы не остановились на этом и, говоря сегодняшним языком, открыли новые вертикали.

У нас появились аккаунты для компаний: они размещали свои товары и услуги, получая доступ к аудитории. Аудитория видела компании и оценивала их — так появились рейтинги. Далее мы пошли в школы и сделали онлайн-видео из классов, интеграцию с процессом обучения. Я даже не могу вспомнить, как у нас рождались эти новые идеи. Кажется, мы бессистемно делали CustDev, общались с пользователями, смотрели на внешний рынок и пытались увидеть тренды. И получалось.

2006 год

Мы интегрировались в терминалы Qiwi и других игроков, стали принимать деньги. В терминалах МКБ до сих пор можно в «Другое» найти на последней странице провайдера CD Service, хотя мы переименовались в City Chat, а затем в Spacedoors.

В какой-то момент мы решили активно развивать направление видео, на фоне чего познакомились с Аскаром Туганбаевым и Гошей Плужниковым, были при старте Rutube и онлайн-видео на радиостанциях. Помню снова бессонные ночи, когда я разбирался с масштабированием недоразвитой тогда платформы Red5.

2007 год

И вот когда-то в то время и я потерял страсть именно к разработке и инфраструктуре. Да, мне всегда нравилось делать что-то руками, копать вместе с командой — но меня подхватила энергия поиска возможностей. Я сталкивался с огромным количеством компаний, которые существенно росли с помощью технологий, в том числе и наших. Это было какое-то неосознанное озарение, после чего я стал больше погружаться в идеи предпринимательства.

За те годы мы пережили много удивительных событий. Мы были на коне и взлетали. Мы были на дне, и не было денег на зарплату. Прекрасно помню момент, когда я встречал свою девушку с её мамой из аэропорта на 8 марта, а денег хватило на бензин и по одному цветочку для каждой — кажется, это были гвоздики.

Были дни, когда мы ездили в Sunrise с сотнями тысяч рублей наличными, чтобы купить новые сервера и запчасти. Стояли в километровых очередях, возвращались в набитой железяками «Волге» и ночевали прямо в офисе, чтобы успеть всё собрать.

Мы ездили по Москве на «феррари» и «геликах», посещали встречи на высоких этажах, когда ещё не было «Москва-Сити». Когда «феррари» перевернулась на мосту, а детали не могли привезти в Москву в течение шести месяцев, Александр Курако подал в суд на компанию на $1.

Мы каждый день общались с замечательными музыкантами, потому что у нас в офисе была одна из самых современных звукозаписывающих студий в Москве. Тогда я познакомился с Fruity Loops и заново полюбил музыку. Мы общались с Deema о жизни, а потом он с ребятами вышел из офиса, и они попали в ужасную аварию. Знакомство и общение с Муратом Насыровым тоже попало на год, когда общество простилось с ним.

Мы все тяжело переживали время без денег и делали глупые вещи. Кто-то из тогда уже достаточно большой компании пожаловался куда-то, после чего к нам приехала серьёзная проверка ОБЭП и изъяла компьютеры.

Спасение ключевых серверов было незабываемым приключением, а несколько системных блоков нам оставили, потому что на Windows стояла MacOS-подобная графическая надстройка, а «мак всегда лицензионный».

Когда мы активно развивали видео, я лично покупал веб-камеры, ездил к людям и настраивал трансляции. Особенно запомнились две девчонки-близняшки из общежития МГУ на «Проспекте Вернадского». Кажется, можно именно их назвать первыми видеоблогерами рунета.

Для популяризации нашего продукта мы делали большие вечеринки от Сочи до Хабаровска. Снимали ангары и площадки, привозили сумасшедший звук, голограммы и делали настоящее диско-рейв-шоу с живыми музыкантами, попутно демонстрируя наш продукт. После мероприятия Хабаровск стал одним из самых популярных регионов на платформе.

Хабаровск, 2007 год

Когда с деньгами стало совсем худо, Александр Курако смог привлечь нового партнёра. Да, сейчас бы это назвали раунд. Новый инвестор был ещё старше, с солидной седой бородкой, а ездил он на новеньком w221. Тогда это казалось уровнем выше звёзд. Очень серьёзные люди в костюмах на больших чёрных машинах. Сегодня уже есть много достаточно молодых ребят, которые занимаются бизнесом и не стремятся выглядеть так серьёзно.

Вообще, в те годы Александр Курако казался очень странным. Он радовался, грустил, кричал, поддерживал. Из него всегда изливались фантазии, которые мы, технари, называли «ну что опять за глупости». Он давал денег «из своих», когда было туго, даже когда сам в итоге не смог закончить ремонт в новой квартире и переехал жить в офис.

Его вера была настолько сильна, что, наверно, где-то он даже ущемлял свою семью в пользу компании. Но сейчас я могу сказать, что это был действительно лидер, который двигал идею вперёд и не давал ей остановить своё движение. Каждый из нас вкладывал всё что мог в это начинание.

Мы построили удивительно органическую платформу: мессенджер как основа, маркетплейс для бизнеса и интеграцию в повседневную жизнь через сервисы и видеостриминг. Думаю, NPS был высоким, но тогда мы про такой показатель не знали. Вопреки неразвитому рынку, технологическим сложностям, проблемами с деньгами мы построили большую штуку, которая работала на самом убогом телефоне с Java, Symbian, десктопах и в браузере.

К сожалению, компании не хватило ресурсов, чтобы продержаться ещё год-два и стать абсолютным лидером отрасли. А потом появился WhatsApp, «Яндекс.Маркет», полетели видеостриминги и многое другое. Всё то, что сейчас является нашими повседневными точками соприкосновения с внешним миром.

Каждый из нас пошёл своим путём.

  • Саша Харитонов запустил хорошие стартапы BestPersons, Chatovod.ru, а сейчас занимается большими данными и HighLoad в Pixonic;
  • Дима Антонов сделал успешный бизнес Stickerboom;
  • Миша Мирошников делал иконки для «Яндекса» в «Студии Артемия Лебедева», затем перебрался в США;
  • многие основали свои проекты;
  • меня забрал Гоша Плужников в «Газпром-медиа», а потом я сделал Bongo R&D и основал Worki — самый растущий HR-Tech-продукт в России прямо сейчас.

Прошло больше десяти лет, а я пережил многое из описанного уже в качестве основателя и руководителя — проблемы, проверки, продажи, презентации, кассовые разрывы, конфликты, единения, озарения. Мне кажется, я научился у Александра Курако (которого, кстати, мы всегда с теплом называли Доктор Саша) неутомимой вере и способности идти до конца.

А потом уже научился понимать, когда конец пришёл и нужно остановиться. Но пока финиш далеко, каждый день вы поглощены мыслями о том, как сделать больше, прыгнуть выше, обойти подводные камни и сделать что-то особенное. Нужны неординарные действия, чтобы добиться результатов сверх обычного.

Сейчас мне 30 лет. 15 из них я занимаюсь ИТ, а 10 — предпринимательством. Могу с уверенностью сказать, что время сейчас гораздо более расположенное для того, чтобы продукты взлетали. Но без приключений вы этот путь не пройдёте.

Будьте смелыми и не теряйте веру.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Pavel Guzhikov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 129, "likes": 181, "favorites": 132, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 64998, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 18 Apr 2019 19:05:16 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 64998, "author_id": 36663, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/64998\/get","add":"\/comments\/64998\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/64998"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199123, "last_count_and_date": null }
129 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
72

Я тоже в 1993 сделал российский фейсбук

Ответить
33

А вообще, это больше про атмосферу того времени и ностальгию, нежели хоть на секундочку попытка выдать в итоге ушедший продукт за большой успех. :)

Ответить
10

Ты не представляешь какая будет ностальгия у тех людей которые на крипте рубанули десятки миллионов $ в 2017 и 2018 годах. Всю жизнь будут вспоминать. В сити в любом кафе и ресторане говорили только о крипте. И обсуждали когда у кого будет ICO. И 2-3 ляма $ то уж любой лох может поднять на любом говнопроекте.

Ответить
5

Представьте ностальгию тех людей, которые взяв кредит на 1 млн руб в 2013 и купив 303 битка, потом тупейшим образом просрав их, оставшись с кредитом, чуть ли не разводом с женой и статьей 228 ч2 УК РФ, наблюдавших последующий хайп и рост битка. Да уж... такое сложно представить, а пережить ещё сложнее...

Ответить
1

Про 228 не понял, при чем здесь наркотики?

Ответить
0

может он имел в виду 282

Ответить
0

ну вы же не лох, у вас конечно же есть история как вы заработали больше

Ответить
1

я в 1994-м придумал сделать одноклассники в России, но эти .... меня опередили...

Ответить
32

сейчас вам 30, в 2005-м было 15... катались на геликах и феррари.... ну да..

Ответить
21

Очепятка, на "великах"...

Ответить
1

Прошу заметить, что я и не писал про "за рулем". :) Но вскоре мне исполнилось 18 лет, открыв удивительный мир легального управления средствами передвижения повышенной опасности.

Ответить
0

Потому что у тебя написано на «геликах» и «ферари» в кавычках. Если речь про реальные авто, то кавычки не нужны

Ответить
2

потому что "фераря" и "гелик" это собирательные для крутых понтовых машин. Твой КО

Ответить
0

Хз не используются так эти слова

Ответить
1

вот же используются

Ответить
0

это самовольно добавил редактор vc.ru, когда делал статью красивой =)

Ответить
1

...Александра Курако, насколько я понял. Но об этом как-то умолчалось.

Ответить
46

Очень увлекательно, но нефига не понятно. О вашем продукте никогда не слышал, а я, на секудочку, в айти и поболе вашего. Хоть и не так бурно, конечно, чтобы сначала феррари, а потом денег на кармане нет. Все это... очень странная история.

Ответить
5

статья вообще не о чем. там какаято настальгия, а про мессенджер ничего нет.

Ответить
17

Ссылки на актуальные проекты автор дал (реклама Worki и другана попиарил), а остальное для затравки. Это SEO)

Ответить
6

Вот сейчас даже обидно стало :(

Worki – это добро. У нас много публикаций в прессе, есть собственные мероприятия и вот это все. Для меня это было лишь логичное описание того, куда все это привело.

А если у кого-то будет интерес к такому "SEO", я смогу написать интересный рассказ о том, как Worki из стартапа, сделанного в митинской квартире, стал бизнесом 50+ человек, который в кровь сражается с крупняками.

Ответить
2

пишите, интересно будет почитать.

Ответить
1

если это не seo то это очень плохая статья, но я минус не стал ставить

Ответить
0

Еще один hr портал что ли? Куда их столько...

Ответить
0

Не надо. Пожалуйста.

Ответить
7

как будто в прошлое слетал, посмотрев там записи. Я был совсем маленьким, когда все это происходило. Спасибо за статью. Не обращайте внимания на токсичность.

Ответить
23

Я понимаю, что это личный бложек, но в чем суть статьи, кроме самолюбования?

Ответить
14

Встретить тех, кто тоже ностальгирует по середине двухтысячных и таким смайликам: ^_^

Ответить
1

Ваши нулевые явно отличаются от того, какой запомнилась эта эпоха большинству людей. Но не будет же каждый распространять свои воспоминания на всех.

Ответить
9

Каждый не будет. Некорректно как-то цитировать себя же выше, но "Нужны неординарные действия, чтобы добиться результатов сверх обычного". Если это ненавязчивое повествование вызовет немного добра и улыбок в сердцах даже 5 людей – я буду рад.

Ответить
0

ностальгия по авантюрной молодости

Ответить
23

Краткое содержание:

В середине двухтысячных (2005–2008 годы) мы были молоды и беззаботны, катались на «геликах», записывали музыку с Муратом Насыровым, много курили и делали российский WhatsApp.

Но деньги зарабатывать так и не научились.

Ответить
6

TL;DR верный. Только вот деньги научились зарабатывать. Но позже. Это ностальгия по самому первому опыту, когда, да – не научились. Зато со следующего раза приоритетом было быть cash positive.

Ответить
2

Блин к каждому бы лонгриду такую выжимку. Вроде интересно, но нет ни времени, ни сил читать простыню.

Ответить
16

Пока читал, думал, что автору лет 50-60. Надо законопроект предложить о возрастных градациях в айти: 25 лет - мужчина средних лет, 30 - приклонный возраст, 35 - глубокий старик, 40 - ровестник века.

Ответить
4

Как у военных год за полтора)

Ответить
2

А если он еще и с Севере то вообще год за три засчитывать.

Ответить
0

30 - приклонный возраст

Очень похоже на правду :С

Ответить
12

«Worki — самый растущий HR-Tech-продукт в России прямо сейчас»

Где можно рейтинг посмотреть?

Ответить
0

Валентин, можно посмотреть по темпам роста вакансий на площадке, количествам инсталлов. Даже "на глазок" мы держимся в top free категории уже больше года. Да, пока нам еще предстоит побороть крупных конкурентов, но наш перформанс для конечных пользователей уже в ряде регионов фактически лучше крупняков: как для рекрутеров (успешно, больше и быстрее нанимают), так и для кандидатов (хорошая лента, работодатели, быстрые ответы, етс).

Ответить
2

Дайте top three и их количественные показатели (динамику). Спасибо.

Ответить
–1

ответ оказался ниже

Ответить
1

Игорь :) к слову, я не раз уже сделал то, что через год-два стреляло у других. Опережать тоже нужно с умом, чтобы не было больно.

Ответить
19

Да я тоже первый в России начал торговать овощами

Ответить
27

Какая разница, если я был первый

Ответить
7

Не ожидал увидеть себя на vc на фотке 2007 года. Ностальгия конечно, да. Помню собеседование с Харитоновым, двухэтажный офис на Цветном, который в то время казался мне чем-то фантастическим, как мы рисовали тысячи иконок и экранов под Java и Symbian для всевозможных потенциальных партнеров и рекламодателей, переезд в офис NEXT FM, как разгружали оборудование которое нам вернули после изъятия и тысячу других мелочей. Маленькая жизнь конечно.

Ответить
2

А ты щас в силиконовой долине?

Ответить
1

А ты кто такой?

Ответить
0

привет, Сергей! :)

Ответить
6

Мемуары чувак пишет. Стареет.

Ответить
5

Красиво написано. Но о чем? Не понятно :)

Ответить
3

Сегодня у Александра Курако день рождения – можно к этому приурочить :)

Ответить
0

Обо всём и ни о чем.

Ответить
4

Отличная статья! Прямо заряд позитива!

Ответить
0

Спасибо. :)

Ответить
4

Зашел посмотреть одну вещь - будет ли очередной PR проекта Worki.
Ох, ах.

Ответить
4

И я не ожидал, что Паша напишет такую статью.
Приятно вспомнить, как сделали проект, который в тот момент обгонял время.
Очень рад, что многие ребята работавшие со мной в те года достигли больших успехов.
Но это не конец ;)
Ведь всегда есть те, кто всеми силами хотят сделать мир лучше и это заразно :)

Ответить
0

...ну и в конце концов можно снова собраться))

Ответить
4

Фотки в грязных кабинетах, а не в геликах и феррари...

Ответить
2

Вы - это мы!
Это замечательный текст, фото - очень подогревают ностальгию(спасибо что нашли время их выложить)!!

Каждое слово - это то что мы делаем сейчас!) Нас было 2, сейчас 3...почти 10 лет пилим продукт к которому рынок пока не готов. Всё это время держимся на точно таком же энтузиазме! Но почему то до сих пор не бросили и продолжаем тестить гипотезы и копать, копать, копать...
Возможно мы каждый день приезжаем в офис благодаря тому что так до сих пор не нашли способ расти с благодаря инвестициям.
Мы не раз задавались зачем мы продолжаем заниматься автоматизацией фотографии - и всегда приходим к одному ответу "нравится")

После заочной акселерации во ФРИИ нам стало ясно - у нас нет рынка (мы создали продукт, который автоматически подбирает фотографа под задачу заказчика, при этом заказчик сам толком не знает что ему нужно)). Тоже помню тот день когда мы вернулись с последнего дня и сказали себе - мы заканчиваем это и поворачиваем компетенции! ...и все знакомые предприниматели говорят о том же...но вот уже пол года прошло, а мы никак не закончим.
Благодаря вашему тексту я опять убедился что мы хреновые бизнесмены, но ценим прошлое в котором мы живём) на западе аналогичные продукты уже стрельнули...так может и нам осталось пару лет дождаться))))

Ответить
0

Где с вами можно пообщаться? "Автоматический подбор фотографа под задачу заказчика, который толком не знает, что ему нужно" звучит, мягко говоря, смело.

Ответить
0

У наз узкий сегмент (фотосъёмка недвижимости для продажи и аренды) за 10 лет отсняли более 30000 объектов...школа своя есть...более 40 фокус групп было и с клиентами и риэлторами...гастедев в системе на постоянке...короче у нас компетенций выше головы.
Мы лучше любого агента знаем как привлечь покупателей к его объекту при этом не наврать на фото(фотошоп и т.п.)
Просто продавать себя не умеем.

Ответить
1

Как риелтор в прошлом со стажем 8 лет, ставший в результате понимания риелтерской деятельности VR-фотографом со стажем 16 лет, могу сказать, что недвижимость продает не фотография. Использование в риелторских листингах фотографий, виртуальных туров и прочих визуальных медиа лишь помогает сократить время на подбор объекта недвижимости. А по возможно все еще актуальной статистике северо-американских риелторов начала нулевых, использование интернет-технологий, в том числе визуальных, повышает стоимость покупки до 30%
Но я так и не понял, как осуществляется "автоматический подбор фотографа"? Речь о съемке объектов недвижимости для продажи и аренды? Честнее всего в этом плане — панорамная фотография. В США 15-20 лет назад была сеть провайдеров услуг компании-монополиста iPIX, позволявшей быстро и за разумные деньги создавать виртуальные туры риелторского качества, интегрированная с платформой Realtor.com Продавцу или агенту надо было просто выбрать ближайшего к объекту сертифицированного фотографа iPIX, коих было много, и оплатить ему съемку.

Ответить
0

Безусловно продают объект не фотографии! Они даже пользы не имеют если их не показывать.
Речь о том что на любой площадке объявлений объект без фото почти никто не смотрит, объект с плохими фото смотрят лучше, и ещё лучше отношение к объявлениям с яркими и привлекательными фото.

Если совсем вкратце про суть системы:
1. Система отбирает фотографов со свободным расписанием в указанное время.
2а. Потом по формуле высчитывает рейтинг и присваивает значение каждому кандидату.
2б. Система стоит маршруты от планируемого местоположения к месту съёмки в нужное время и присваивает соответствующие значению кандидату.
3. Ранжирует потенциальных фотографов, присваивания им оценки.
4. В соответствии с предыдущими оценками агентства и конкретного агента в агентстве выделяем в отдельную группу "любимчиков" именно этого агентства.
5. Опрашивает всех желающих (сначала из приоритетной группы, затем остальных).
6. Как только находится желающий - система переходит в стадию контроля заказа...но это уже другая история(если интересно - пишите в личку, я расскажу)

—-

В итоге: мы находим лучшего фотографа, который берёт в 2-3 раза меньше денег потому что съёмка в соседнем подъезде.
То же самое и 3Д турами и видео...короче везде, где есть привязка к месте исполнения услуги мы умеем выбирать лучшего исполнителя по цене в 2-3 раза меньше рынка.

Ответить
0

Была бы тут еще личка...
Все мои неоднократные изыскания по теме фото и виртуальных туров для риелторов упирались в то, что риелторы в принципе не любят платить фотографам. Тем более по аренде. Особенно посуточные. Тем более сегодня, когда смартфоны выдают прекрасные фото в не слишком кривых руках.
Но то, что объект в листинге вообще без фото вызывает вопросы, правда. Даже кривое косое фото, это уже большой плюс. Потому что дает возможность первого отсева, т.е. экономии времени сторонам. Но жизнь показывает, что чаще всего объект в аренде сам риелтор видит только с первым визитом с потенциальным арендатором. И даже не смущается этого. Риелторы часто довольно ленивы.

Телега: @Rodeus

Ответить
0

Вы правы. Во всём)
Потому мы 10 лет буксуем там где даже грязи нет...потому мы не стартап, а просто группа людей которые зачем то это делают)
Рынка тут нет...но нам так интересно копать глубже что мы накастдевили другие ценности. И помогаем агентам именно там.
Но первичная - это всё же фото.

Ответить
0

Страховые компании тоже интересуются съемками страховых случаев. Когда застрахованный груз едет там, где нет представителя страховщика. Кроме груза это может быть судно, спецтехника или авто.

Ответить
0

У вас есть рынок, точнее сегмент один из - оценка недвижимости. Сейчас оценку все чаще делают иногородние. И им требуется дешёвая съёмка. Спрос искать на сайтах оценочных компаний, агрегаторов, СРО и т.п., например: https://vocenke.ru/orders?order_filter%5Bmode%5D%5Binspection%5D=on

Ответить
0

Спасибо за совет!
Пробовали туда ходить. Там платят 500 рублей за выезд. Там не фотографы нужны...но мы работаем над этим направлением!

Ответить
0

Еду на последнем поезде метро...очепяток -вал. Пост удалить не смог...дописал новым.

Ответить
0

А ваш продукт уже можно пощупать где-то?

Ответить
0

Мы 5 лет работали как закрытая команда, чтобы стать клиентом нужно было найти мои контакты через действующие агентства...и только около года создали второй, открытый сайт. Так что особо много не вытащили. Только самую "крышку" для заказчиков: www.trinogi.ru

Ответить
2

Ключевым в вотсапе была привязка к сотовому телефону. Так что то что вы делали аналогом вотсапа не было

Ответить
3

Как же нет? У нас была регистрация именно по номеру телефона с подтверждением по смс. Да и веб- и десктоп-клиенты у нас работали без необходимости держать телефон онлайн :)

Ответить
0

И по контактам телефонной книги можно было находить своих друзей и писать им? Круто, вы молодцы

Ответить
2

Валентин, могу дать много раскладов, но не хочу погружаться в разбор парсинга в комментариях.

Давайте возьмем какой-нибудь нетривиальный пример, но который легко проверить. Например, количество резюме кандидатов в Краснодаре. Это легко увидеть на сайтах, используя поиск и другие базовые инструменты:
Avito: 141к
HH: 107к
Worki: 163к

В сравнение, конечно, стоит добавить маркетинговые бюджеты и время на рынке. По обоим этим параметрам мы двум гигантам безусловно уступаем. Но, действуя неординарно, показываем лУчшие результаты в короткие сроки. :)

Ответить
1

Не уверен что количество это показатель качества. Как говорил В.И.Ленин относительно кадров - «Лучше меньше, да лучше»

Ответить
–1

Верно. Количество – это показатель скорости роста в нашем случае.

Ответить
0

Эти показатели курам на смех. Очевидно, что hh.ru абсолютный лидер среди hr сервисов.

Ответить
0

Лидер в Мск, Спб и некоторых миллионниках. В регионах же совсем другие расклады.

Ответить
0

Да, но нет.

Ответить
2

Я тоже живу в прошлом и плачу. Точно также.

Всё хорошо, автор. И тебя вылечат, и нас всех.

Ответить
2

Не взлетело из-за дорогого интернета.

Ответить
2

Автор кажется так и не понял что же такое whatsapp.

Ответить
2

Приятное чтиво, дух чувствуется. По стилистике напомнило И. Стогова.

Ответить
2

Какая-то длинная, неусвояемая сказка

Ответить
2

Замечательная статья, с точностью передающая настроение тех лет. Спасибо!

Ответить
1

Странная статья. Этот мессенджер никто не знает, даже поисковики не выдают информацию. Три школьника, даже не студенты. И большие денежные потоки, крутые вечеринки с голограммами, звезды в офисе.
Похоже, кто-то выдает желаемое за действительное.

Ответить
1

Статья интересная, но не раскрыт самый главный вопрос, что сейчас с Александром Курако, который устраивал этот банкет за свои деньги?

Ответить
2

Ниже хорошая ссылка на текущий проект Александра. После кризиса CD Service он пытался оживить бады, коррекцию здоровья через видео, поработал в паре мест и вернулся с новыми идеями в предпринимательство. Можно найти его даже на радио маяк :)

Ответить
0

Я думаю Саня объявится тут и сам все напишет. Лучше как говориться из первых уст))) 

Ответить
1

Вы - это мы!
Это замечательный текст, фото - очень подогревают ностальгию(спасибо что нашли время их выложить)!!

Каждое слово - это то что мы делаем сейчас!) Нас было 2, сейчас 3...почти 10 лет пилим продукт к которому рынок пока не готов. Всё это время держимся на точно таком же энтузиазме! Но почему то до сих пор не бросили и продолжаем тестить гипотезы и копать, копать, копать...
Возможно мы каждый день приезжаем в офис благодаря тому что так до сих пор не нашли способ расти благодаря инвестициям. И делаем всё своими силами избежав резкого роста.
Мы не раз задавались вопросом зачем мы продолжаем заниматься автоматизацией фотосъёмок - и всегда приходим к одному ответу "нравится")

После заочной акселерации во ФРИИ нам стало ясно - у нас нет рынка (мы создали продукт, который автоматически подбирает фотографа под задачу заказчика, при этом заказчик сам толком не знает что ему нужно). Тоже помню тот день когда мы вернулись с последнего дня и сказали себе - мы заканчиваем это и поворачиваем в бизнес где есть спрос и наши компетенции! ...и все знакомые предприниматели говорят о том же...но вот уже пол года прошло, а мы никак не закончим.
Благодаря вашему тексту я опять убедился что мы хреновые бизнесмены, но ценим прошлое в котором мы живём и делаем что любим. Тексты вроде вашего помогают посмотреть совсем с другой стороны на смысл всего что мы делаем и заполняют энергией! На западе аналогичные продукты уже стрельнули...так может и нам осталось пару лет дождаться))))

Ответить
1

Напишите о себе на vc, покажите людям себя :) жму руку!

Ответить
0

...и вот это тоже:
сервер на балконе, закупка железяк, глаза в мониторах...вообщем идём по следам. Нодеюсь конец нашей истории будем другим))

Ответить
1

Скандалы, интриги, расследования

Ответить
1

Аська, потом немного iMessage, потом Вайбер/Ватсап. Краткая история моих отношений с мессенджерами за примерно 20 лет.

Ответить
1

Пользовался я ворки для поиска сотрудников.

Ничего хорошего сказать не могу - это клоака. Открываешь список ближайших и охереваешь - мигранты и дети, дети и мигранты.

Описание скиллов три строчки, никакой фильтрации нет.

Я не представляю, как с помощью ворки найти сисадмина, например.
Да качественному специалисту даже скиллы вписать некуда, поле очень маленькое.
И работодатель вакансии толком описать не может

А цифры... количество аккаунтов и правда высокое, но какого качества эти аккаунты?

Ответить
0

Сейчас Ворки - это рынок массового найма. Начинали мы с популярных профессий и линейного персонала, где найм идет несколько иначе. Сейчас мы меняемся к более широкому охвату.

Ответить
0

И кого возможно через ворки нанять? Землекопов?
Более-менее приличные ребята тонут среди тех, кто вообще просто так себя разместил, даже без описания, что умеет.

Я после поста зашел - ничего не изменилось.

Вы хоть поле для условий найма/скиллов побольше сделайте, а то ж ппц вакансию публиковать - толком ничего не напишешь.

Плюс, обязательно поле отдельное для графика работы. По нему ж удобно фильтровать - кому фултайм, а кому совмещенка.

Я контентщика через ворки искал. Понимаете, контентщика. Это тот, кто картинки и готовые тексты на сайт вставляет.

Ответить
0

Александр, линейный персонал – бОльшая часть рынка HR. Это официанты, повара, кассиры, разнорабочие, менеджеры по продажам, колл-центр, линейные юристы и бухгалтеры, бариста, операционисты, слесари, механики – все те важные люди, которые работают в десятках тысяч компаний. Люди, с которыми вы пересекаетесь каждый день.

Когда в Worki было 7 человек, важно было фокусироваться на главном и расти. Поэтому мы преследовали важные цели соответствующими средствами. Большое резюме существенно проигрывает скорости и интерактивности трудоустройства, когда речь идет о линейном персонале.

Да, теперь в компании 50+ человек, мы развиваемся и работаем над качеством резюме в том числе. Кто-то у нас и сисадминов, и контент-менеджеров находит. Но пока, действительно, это далеко не самый популярный кейс.

Ответить
1

Давно читал таких хороших текстов. Автору безграничный респект

Ответить
1

На фото вижу стандартный офис с наклейками на двери, поношенные куртки и джинсы. Феррари, геликов, Насырова и чемодан с деньгами на фото не вижу

Ответить
1

основал Worki — самый растущий HR-Tech-продукт в России прямо сейчас

В любой непонятной ситуации создавай сервис поиска работы.

Ответить
1

Автор, какие конкуретные преимущества у Worki перед HeadHunter?

Ответить
1

Катались на "геликах" и исследовали ядро Linux? Что, простите?

Ответить
1

Не встречал ни одного названия из приведённых. Сам 30 лвл из Хабаровска.

Ответить
0

На самом деле, было много знаменательных моментов. Каждый можно разбирать и делать "бизнес-кейсы". Не хотел вдаваться в подробности, а кое-что вообще забыл. Например, забыл и про большой проект с Coca-Cola – ребята печатали на тогдашних железных банках 0,2л про City Chat, брендированный под Coca-Cola. Кстати, классный был объем и мини-баночки :)

Ответить
0

А я учился с Саньком Харитоновым.. Не знал что он атишником стал)) 🤙🏻

Ответить
1

Он еще и в ММА выступает.

Ответить
2

Не.. в MMA я не выступал, только на Saint HighLoad++ 2019 :-)

Ответить
0

Sad story bro

Ответить
0

Витя, Петя, Леша, Даша.

Ответить
0

Ульяна и Леночка.

Ответить
0

вообще то было время порнухи :)

Ответить
0

И фармы, чарджбеков, вирусняков и фрода... :)

Ответить
0

да да все это)

Ответить
0

Складно написано, интересно было бы почитать продолжение истории. Мои нулевые явно были не такими интересными )

Ответить
0

Отличная статья!
К сожалению с продуктом вашим знаком не был, хотя как раз пользовался всеми навороченными в те времена Sony, Errocson, Siemens

Ответить
0

Статья интересная, но немного затянутая. Можно было короче написать.

Ответить
0

Общались с замечательными музыкантами

Мурат Насыров

Эмм, ок.

Ответить
0

Помню у меня даже была бумажка с подробной схемой настройки интернета для тогдашних телефонов ))

Ответить
0

"подал в суд на компанию на $1" - на 1$? Или на 1М$?

Ответить
0

1$ - создание прецедента, вестимо)

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }