Что делать если клиент не платит? Действия без помощи юристов
Периодически, как бы нам этого не хотелось, наше digital-агентство превращается в коллекторское и мы вынуждены требовать свои честно заработанные деньги с наших клиентов.
В этой статьей поделимся опытом, как мы добиваемся выплаты долгов.
Что нам помогает:
1. Понять почему происходит задержка с оплатой. Иногда таким способом клиент выказывает своё недовольство по отношению к нашим сотрудникам. Например, что те обещали что-то сделать, но прошло время и они не выполнили своих обещаний. Если это так - понятно, что делать дальше. Если проблема в том, что на расчётных счетах сейчас просто нет денег, двигаемся дальше.
2. Договориться о сроках оплаты задолженности и зафиксировать их в дополнительном соглашении. Как правило такие соглашения подписывают без проблем, если сильно не затягивать, пока не вырос негатив в связи с нашими постоянными требованиями оплатить долг. Когда срок выплаты зафиксирован, уже и вам и клиенту становится понятнее чего и когда ждать, к чему готовиться.
3. Не стесняться писать или звонить, всячески напоминать о себе и долге. Используем все коммуникационные каналы и чередовать их, чтобы быть, вроде как, не очень назойливым. Потому что излишняя назойливость приведет к тому, что вас добавят в черный список и перестанут отвечать. Какие каналы лучше использовать и чередовать (всё стандартно): Whatsapp/Viber/Telegram, SMS, Email, Skype, телефонный звонок, встреча в офисе клиента.Здесь важно понимать, что скорее всего долг у клиента не только перед вами, но и другие компании, которым он должен, тоже с ним постоянно контактируют и тут выигрывает тот, кто чаще контактирует и "законтактирует" должника.
4. Договориться о разделении долга не небольшие части и погашении их. Небольшие суммы проще оплачивать психологически, поэтому шанс того, что постепенно, небольшими суммами ваш долг будет погашен возрастают.
5. Важно при общении с клиентом всегда отвечать, что деньги нужны прямо сейчас. "Не можем ждать, работы выполнены и сотрудникам надо платить зарплату". Если будете отвечать, что готовы немного подождать, этот срок может затянуться на годы. Потому что, опять же, платят тем, кому больше нужно.
6. Обязательно отправить акты о выполненных работах и акт сверки электронной почтой и почтой России с описью. В случае если суда не избежать, эти действия вам помогут его выиграть. Не буду описывать нюансов, просто поверьте и сделайте.
7. Часто имеет хороший эффект досудебная претензия, отправленная клиенту, в которой в свободной форме написано, что если в течение n-ного времени долг не будет погашен, вы вынуждены будете обратиться в суд, причём с точной датой обращения в суд. Обязательно указать номер документа, завизировать подписью и печатью и направить курьера к клиенту с заданием, чтобы получающий сотрудник со стороны клиента расписался в её получении. Такая крайняя мера может вызвать негатив со стороны клиента, но и напугать тоже может и как следствие долг будет погашен в ближайшее время.
Искренне надеюсь, что наша статья никогда не будет для вас актуальна и все ваши клиенты всегда будут платить вовремя.
Если статья вызовет интерес - в следующей напишем как обезопасить себя от невыплат.
Комментарий недоступен
Или в крайнем случае - продать конкурентам имеющиеся наработки.
Комментарий недоступен
Продавать, если первый клиент откровенно кинул на оплату, имеется ввиду.
Комментарий недоступен
Мы на этапы тоже дробим, но видимо у вас мало крупных клиентов :) Ни с одним из крупных не удалось договориться на 100% предоплату этапа. В лучшем случае 70 / 30.
Комментарий недоступен
Спасибо за советы. Но как быть с клиентами-физиками? В договоре они не указывают свои адреса, от силы почту и номер телефона.
Раз есть договор, значит можно в нем прописать сроки выполнения работ и сроки оплаты:
Этап 1: Оплата 10% от стоимости договора, объем работ такой-то, срок сдачи - такой-то.
Этап 2: Оплата 15% от стоимости договора, объем работ такой-то, срок сдачи - такой-то.
И т.д.
Паспорт, адрес регистрации же.
Лично я не стала бы светить своим паспортом в договоре на продвижение частнику, ибо где гарантия защиты персональных данных?
Ну, либо предоплата без паспорта, либо отсрочка с паспортом, никаких проблем.
100% предоплату мало, кто согласен давать. 50% - да, спокойно дают. Но нередко зажимают вторую часть.
Поднимите цены для таких клиентов в два раза, тариф "Скряга".
Чем выше цена, тем лучше клиенты))
Кому нужны ваши ПДн? Ну, с адресом понятно - не хочется под дверью видеть недовольного заказчика. А остальные данные - вообще никому и даром не нужны.
Я Вас умоляю. Микрозаймы выдают по данным паспортов только так, даже сканов не надо. А если есть кто-то в банке, который скоро отправится на кладбище, то тем более смогут кредит поболее нарисовать.
Лично вы пробовали получить микрозайм по скану паспорта или через сайт имея данные чужого паспорта?
В первом случае необходим умысел работника микрозаймов. Но если человек докажет, что в этот время он был вообще в другом месте (а это делается легко), то у конторы будут проблемы с прокуратурой.
Во втором случае необходимо сфотографироваться с разворотом паспорта в руках так, чтобы было отчетливо видно и данные паспорта и ваше лицо. И с карточкой, на которую вам будут переводить деньги, а на карточке должны быть видны фамилия и имя держателя. Даже если вы сделаете поддельный бланк паспорта и напечатаете на 3d принтере пластиковую карту, вы рискуете отъехать за мошенничество. И проверяющий в микрозайме с радостью вас сдаст. Кстати, в первый раз вам много денег и не дадут, так 1500-2000, для проверки вашей благонадежности.
Через онлайны можно получить такие займы. Плюс фотошоп в помощь. Пишу, так как приходилось разгребать такие ситуации лично.
С физическими лицами практически не работаем. Либо в крайних случаях, закладываем большие риски. Законодательством никак не защищены, если физ. лицу что-то не понравится - суд будет на его стороне и очень сложно будет что-то доказать.
Тут дело такое.
У меня был случай, когда за уже проведенные и сданные работы в ресторане (монтаж ПС и пусконаладка) остаток 50% не хотели отдавать.
И напоминали и звонили.
Причем хозяева ресторана не отказывали, все "кормили" завтраками и неделями. Пришлось написать досудебную претензию и только потом получил средства.
Да, пункт номер 7 в нашем списке)